Проект "Дорожная азбука" по ПДД
проект на тему

Анцупова Анжелика Юрьевна

Проект "Дорожная азбука" был реализован в рамках конкурса "Зелёный огонёк" по ПДД с детьми старшего и дошкольного возраста и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный методический кабинет управления образования

муниципального образования

Собинский район

Проект:

«Азбука дорожной безопасности»

Номинация:

«Организация сотрудничества

ДОО с родителями воспитанников

в обучении детей дошкольного возраста

безопасному поведению на дорогах»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района детский сад №2 «Вишенка»

2014 г.

п. Ставрово

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»:

 детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

1.Название проекта: «Азбука дорожной безопасности»

Номинация: «Организация сотрудничества ДОО с родителями воспитанников в обучении детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах».

2. Актуальность проекта

Проблема обеспечения безопасности детей очень важна, поэтому начинать обучение ребенка правильному поведению на дорогах необходимо с самого раннего возраста, с детского сада.

         Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка  детей дошкольного возраста.

По статистике, основными причинами дорожных нарушений являются:

- пассивность и безучастность взрослых в вопросах безопасности детей на дорогах;

- отсутствие навыков безопасного поведения на дорогах при сформированных знаниях правил дорожного движения;

- однотипность и традиционность используемых воспитателями методов и приемов обучения и воспитания детей правилам безопасного поведения на дорогах;

- отсутствие регулярного взаимодействия с ГИБДД по пропаганде знаний правил дорожного движения  среди родителей.    

Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма – проблема всего общества и решать мы должны общими усилиями.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что  только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Поэтому творческой группой был разработан проект: «Азбука дорожной безопасности» , который предполагает разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также консультации педагогов и просвещение родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

3.Цель проекта: Организовать эффективное взаимодействие  по обеспечению безопасности дорожного движения  среди детей, родителей и педагогов.

 4.Задачи проекта:        

  • С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями;
  • Активизировать деятельность родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

5. Продолжительность  проекта:  краткосрочный (ноябрь-январь 2014-2015 год)

6.Участники проекта:

  • Воспитанники МБДОУ
  • Родители воспитанников
  • Педагоги МБДОУ
  • Инспектор ГБДД

7.Срок реализации:  декабрь-январь 2014-2015 год

8. Ожидаемые  результаты:

  •         Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  •         Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  •         Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  •         Появление интереса у родителей к работе ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитания у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

9. Основание для разработки:

  •         Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
  •         Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

10.Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (ноябрь 2014год).

1.Анкетирование родителей воспитанников  «Я и мой ребёнок на улице      посёлка» (приложение 1)

 2. Подбор  материал для продуктивной деятельности.

3.Составление плана мероприятий для  реализации проекта.        

2 этап - основной (декабрь-январь 2014-2015 год)

  1. Оформление выставки рисунков на тему «Безопасность на дороге»
  2. Привлечение родителей к изготовлению макета  для организации игр по ПДД.
  3. Привлечение родителей к пополнению игрового уголка моделями машин для организации сюжетно-ролевых игр  и самостоятельной игровой деятельности по ПДД.
  4. Организация и проведение экскурсии «Дорожные знаки на улицах посёлка»
  5. Размещение в «Уголке для родителей» консультаций по данной тематике (приложение 2)
  6. Проведение праздника с участием родителей  «Дорожная азбука»

 ( приложение 3) .

  1. Проведение родительского собрания с приглашение инспектора ГБДД на тему: «Мы за детей в ответе» (приложение  4)

3 этап – заключительный (январь 2015 год), подведение итогов работы (презентация)

4 этап – рефлексия

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Используемая литература:

 1.   Карточки “Дорожные знаки ”.

 2. “Обучение детей правилам дорожного движения”. ВИРО, ГАИ УВД Вологодской области, 2002.

 3. “Три сигнала светофора» М., Просещение,1989.

3.        Степаненкова Э. Я.,Филенко М. Ф.“Дошкольникам о правилах дорожного движения.М., Просвещение. 1979.

4.        Методические пособия по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

5.        Авдеева Н. Н., Князева О. Л. , Стеркина. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Интернет ресурсы:

doshvozrast.ru, MAAM.RU,  Ped-Kopilka .ru,  hsportal ,ru

     



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей  «Я и мой ребенок на улице посёлка»

Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении ваших детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте, на вопросы предлагаемого теста:

1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до трех лет;    б) еще до школы;      в) в школе;  г)  с 10 лет?

2 Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:

 а) готовы     б)не готовы;        г)возможно?

3. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:

а)  действую, как мне удобнее и быстрее;   б) стараюсь соблюдать;    в) всегда соблюдаю.

4.Есть ли в семье автомобиль:

а)     да;      б) нет.

5. При поездке на автомобиле, где обычно сидит ваш ребенок-дошкольник:

а) на переднем сиденье;      б) стоит позади передних кресел      в) сидит на заднем сиденье; г) сидит в авто кресле на заднем сиденье.

6. Как обычно вы общаетесь с ребенком на тему безопасности на дороге:

 а) говорю, чтобы был внимателен на дороге;        б) обсуждаем маршрут движения; в) ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД в детском саду?

7. Как вы знакомите ребенка с ПД:

 а) в форме игры;        б) в форме советов и предостережений?

8. Обучение детей правилам безопасности на дороге - это задача в первую очередь:

а) ГИБДД;          б) детского сада;         в) родителей.



Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНОСТЬ в любую погоду

В дождливый день

Сегодня на улице дождь. Дорога скользкая. Стёкла автомобилей покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому не перебегайте улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход.

ЗАПОМНИТЕ: даже старый опытный водитель не сможет мгновенно остановить автомобиль.

В туман

Сегодня на улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по ней не идёт автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и переведите через дорогу. В тумане надо быть особенно осторожным.

В морозную погоду

Сегодня на улице холодно. Стёкла автомобилей покрываются изморозью, и водителю очень трудно наблюдать за дорогой.

Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а сейчас тем более. И чтобы с вами не случилось беды, - не торопитесь, подождите, пока пройдёт весь транспорт. Только после этого можно переходить улицу. Не забудьте, что движение пешехода может быть затруднено из-за гололёда на проезжей части.

В гололёд

После тёплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой, стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте особенно осторожны. Не спешите, т. к. можно неожиданно упасть и оказаться под колёсами.

Памятка для родителей "Ребёнок в машине"

В современном мире без машины не обойтись. И очень часто бывает так, что во время поездок вас сопровождают ваши дети. Дорога - опасное место и чтобы с вами и вашим ребенком ничего не случилось, примите во внимание наши советы.

Прежде всего, запомните, что Правила дорожного движения категорически запрещают усаживать детей до 12 лет на переднее сиденье. Места юных пассажиров - только позади водителя. Дети обязательно должны сидеть в специальном кресле и быть пристегнуты ремнями безопасности, а задние двери блокированы.

Еще один важный момент, о котором многие забывают или не придают значения - игрушки, которыми дети играют в машине. Они должны быть мягкими и легкими. Тяжелая твердая (пластиковая или металлическая) игрушка может травмировать ребенка при аварии или резком торможении. При этом обратите внимание, нет ли на задней полке и сиденье каких-нибудь предметов, которые в случае экстренного маневра или торможения могут упасть и травмировать ребенка.

Во время поездки следите, чтобы сорванцы не пытались открывать окна, высовывать голову или руки. Также не разрешайте детям сидеть спиной по ходу движения автомобиля.

Ну а то, что в пути нельзя дергать маму или папу за волосы, похлопывать по плечу или отвлекать восторженными возгласами, ребятишкам следует внушить едва ли не с пеленок.

Вы оставляете ребенка в машине, не выключая мотора, выходите на пять-десять минут, наивно полагая, что с ребенком ничего не случится, но так ли это? Ведь, ребенок в машине не будет препятствием для преступников, решивших завладеть ей, они его могут просто вытолкнуть из машины или, надругавшись, убить. И не надо полагать, что, если ребенок заснул в машине, вы, накрыв его, можете уйти, проснувшись, ребенок может не сразу понять, где находится, и ваше присутствие ему будет просто необходимо, или его не заметили угонщики или забравшиеся в вашу машину за аппаратурой воры. Поэтому наш совет: не оставляйте ребенка одного в машине, даже если вы уходите на короткое время или покупаете сигареты, стоя в двух шагах от машины. Возьмите ребенка с собой, тщательно заприте машину, и даже если ребенок спал, разбудите его или возьмите на руки, но не оставляйте одного в машине.   Задумайтесь, стоит ли рисковать жизнью ребенка!

Легко ли научить ребёнка

правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

     Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

     Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не бегом.

    Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус  уедет.

       Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие  обзор (заборы, стоящие  автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.



Предварительный просмотр:

Развлечение по ПДД совместно с родителями «Дорожная Азбука»

(старше - подготовительная группа)

Цель: привлечение родителей к проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников, организация совместных мероприятий; закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

Задачи: воспитывать дисциплинированность и ответственность за свою безопасность, и безопасность окружающих; вызвать интерес к занятиям по изучению правил дорожного движения; способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

Оборудование: дорожные знаки, макет светофора, секретный ящик, рули для игры, карточки  сигналы светофора, мультимедийная установка, мультфильм.

Ход занятия:

Дети и родители делятся на команды, задания даются каждой команде по очереди.

  1. Отгадать загадки «Какой транспорт спрятался»

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.     Велосипед

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.     Мотоцикл

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином...Автобус

Бежит, иногда гудит.

В два глаза зорко глядит.

Только красный свет настанет –

Он в момент на месте встанет.  Автомобиль

  Не летает, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька. Машина

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. Троллейбус

 

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница.  Поезд

  1. «Знаки дорожные» Отгадай знак и скажи, где он стоит на дороге.
  2. «Секретный ящик» Отгадай, что в ящике.
  • его ставят на перекрёстке
  • нужен,  чтобы не нарушались правила
  • он помогает машинам и людям
  • если бы его не было, то машины и люди столкнулись
  • у него три глаза
  1. Игра «Цветные автомобили»
  2. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы»

«Малыш и авто»

Какие правила поездки в автомобили запомнили? Какие правила нарушили взрослые?

6 «.Клятва пешеходов»

Зачитывается текст, а дети и родители говорят: «Клянусь»

« Клянусь быть внимательным и осторожным на улице.

 Переходить дорогу только на пешеходном переходе.

Всегда выполнять  сигналы светофора.

Не создавать  аварийных ситуаций.

 Уважать водителей и пешеходов.»



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Мы за детей в ответе»

Цель: - напомнить родителям о том, как важно всегда соблюдать правила дорожного движения;

-создать единое пространство воспитателей, родителей, работников ГИБДД   для совместной деятельности по ознакомлению детей с ПДД и их соблюдению в жизни.

 Форма проведения: познавательно-игровой конкурс.

Подготовительная работа:

1. Оформление выставки рисунков  «Безопасность на дороге»

2. Изготовление приглашений для родителей.

3. Запись беседы с детьми:  как они соблюдают ПДД с родителями.

4.  Выступление детей с объяснениями слов для игры «Устами младенца».

5. Подготовить аппаратуру для прослушивания записей.

6. Пригласить инспектора ГБДД для ознакомления с ситуацией детского дорожно-транспортного травматизма.

7.Запись мультфильма «Уроки безопасности Тётушки Совы» серия «Малыш и авто»

8. Мультимедийная установка для просмотра мультфильма.

9. Фишки двух цветов.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотим затронуть очень актуальную для всех нас тему и надеемся, что ни один из Вас не останется равнодушным. Дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на дороге.

2. Выступление инспектора ГБДД.

 3.Выступление воспитателя: Дети не соблюдают правила, не умеют ориентироваться на дороге, у них нет ещё опыта, а самое главное нет положительного примера перед глазами. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять дошкольнику правила, забивать голову, если он всегда на улице со взрослыми? Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улице - это работа не одного дня. Для того, что бы она принесла  результаты, недостаточно одного занятия или беседы, дети должны научиться применять теоретические знания на практике. Теорию мы изучаем в саду, а вот практические навыки целиком ложатся на Ваши плечи, уважаемые родители!

4. Прослушивание записи беседы с детьми о том, как они ведут себя на дороге с родителями.

Вы прослушали размышления Ваших детей, кто-то узнал себя, кто-то остался доволен, кто-то задумался. Вы и только Вы - главные учителя своих детей на дороге! С точки зрения ребенка всё, что делают папа и мама - правильно. До 7 лет Вы являетесь образцом поведения для детей, и только взрослея, дети начинают критически оценивать поступки взрослых. «Если можно с папой (мамой) - то можно всегда! » - так рассуждают дошкольники. Только совместно с Вами мы сможем привить нашим детям безопасное поведение на дороге.

5. Познавательно-игровая программа. Родители делятся на 2 команды по цвету фишек, которые они получили при входе. Задания предлагаются каждой команде по очереди.

1конкурс. Вспомнить и назвать пословицу, тематически подходящую к теме нашей сегодня встречи. (Например, Тише едешь - дальше будешь; Ехал прямо - да попал в яму; Гляди в оба - да не разбей лба;)

2 конкурс. «Устами младенца». Правила таковы: С первой попытки отгадать, о чем говорят дети.

Слова для объяснений: дорога, переход, машина, водитнль, пешеход.

3 конкурс.  «Мозговой штурм»

Вспомнить правила безопасного поведения в различных дорожных ситуациях.

1. При движении по тротуару:

- придерживаться  правой стороны тротуара;

- не вести  ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановиться  или замедлить движение, осмотреть  проезжую часть;

- привлекать  ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- объяснять  свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учить ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стоять с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

-  показывать  ребенку, что транспортное средство не может сразу остановиться.  

3. При выходе из дома:

-  обратить внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотреть, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановить свое движение и посмотреть: нет ли за препятствием опасности.

4. При ожидании общественного транспорта:

- стоять вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

5. При переходе проезжей части:

- переходить  дорогу только по пешеходным переходам или по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить,  где придется;

- не спешить и не бежать; переходить дорогу всегда размеренным шагом;

- объяснить ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходить впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходить для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

6. Подведение итогов.

7. Решение собрания:

-принять к сведению и использовать в семейном воспитании полученную информацию;

-своим поведением быть примером, способствовать формированию у детей навыка безопасного поведения на дороге.