Программа "Волшебный чуланчик"
рабочая программа на тему
Актуальность данной программы заключается в том, что дает возможность художественно-эстетического развития дошкольников, позволяет детям поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Данная программа предназначена для введения ребенка в удивительный мир творчества. Предназначена для детей 5-6лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_chulanchik.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДДТ
____________Л.П.Зорина
«___»_________20 г.
Утверждена педагогическим советом
Протокол № от «»2014г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Знай-ка»
(наименование объединения)
«Волшебный чуланчик»
(наименование учебной дисциплины, курса)
Художественная
(направленность)
1 год
(срок реализации программы)
Общеразвивающая
(тип программы)
Модифицированная
(вид программы)
Преимущественно 5-7 лет
(возраст обучающихся)
Сасина Ирина Владимировна
(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)
ст. Кавказская
2015 – 2016 учебный год
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный чуланчик» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный чуланчик» - художественная.
Новизна дополнительной образовательной программы «Волшебный чуланчик» состоит в использовании новых педагогических технологий в том,что каждое занятие проходит в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей, активизации их словарного запаса.Программа предназначена для введения ребенка в мир собственного творчества, учит находить материалы для поделок, предоставляемые самой природой.
Актуальность данной программы заключается в том, что дает возможность художественно-эстетического развития дошкольников, позволяет детям поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Данная программа предназначена для введения ребенка в удивительный мир творчества.
Педагогическая целесообразностьданной программы заключается в том, чтодети, обучаясь ручному труду, овладевают различными приемами действия с бумагой, тканью, природным материалом; получают навыки сгибания, склеивания, лепки. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления поведением.
Цель программы:
- Создание условий для развития личности ребенка посредством овладения основами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
- Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .
- Обучать художественному моделированию из бумаги.
- Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
- Воспитание культуры труда.
Отличительные особенности программы:
Доступность используемых материалов;
Одновременное развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления;
Возможность выполнения работы в несколько этапов;
Возможность исправлять и корректировать свои работы;
Воспитание трудолюбия;
Возможность сотворчества ребенка и педагога;
Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе дают возможность познавать окружающий мир через природу, получать удовлетворение от занятий.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Программа включает 6 основных тем:
1. Вводное занятие предназначено для знакомства с основными понятиями о технике работы с природным материалом.
2. Тема «Осенние композиции» предназначены для освоения детьми простейших способов изготовления панно из засушенных листьев, знакомство с техникой печати краской на картоне, изготовление фигурок из шишек.
3. Тема «Новый год на носу» знаком детей с использованием «упаковочной» возможности природы – прячем сюрпризы в грецких орехах; изготавливаем игрушки из обработанных шишек
4. Тема «Всё в подарок» дает представление о правилах обработки бумаги, знакомит с инструментами для обработки бумаги, с технологией обработки бумаги: с помощью шаблона, сгибания, соединения деталей с помощью клея и ниток.
5. Тема «Поделки и сувениры из бросового материала» позволяет детям в соответствии с
эскизом учащихся изготовить изделие по собственному желанию и выполнять поделки из бросового материала в различных техниках.
6. Итоговое занятие - подведение итогов за год.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов.
Режим занятий1 раз в неделю.
Количество детей в группе для освоения программы – 8 человек
Формы организации детей на занятии: групповая.
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое.
Предполагаемый конечный результат:
К концу года дети:
- Выполняют несложные поделки, делают игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
- Получили умения и навыки работы с различными материалами;
- Освоили навыки работы с ножницами, клеем;
- Научились аккуратности
Этапы педагогического контроля:
Сроки | Какие ЗУН контролируются | Форма контроля |
Октябрь, начальный | Знание техники безопасности. Умение пользоваться шаблоном, клеем. | Наблюдение |
Декабрь, промежуточный | Навыки работы с бумагой. Навык пользования красками, кисточками, нитками, ножницами. | Творческая работа |
Май, итоговый | Знания правил организации труда, знание и соблюдение техники безопасности. Развитие фантазии, выдумки, эстетического вкуса. Навык работы с природным материалом при изготовлении панно, игрушки-сувенира. | Самостоятельная работа, выставка |
Форма подведения итогов реализации программы: выставка детских работ.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Осенние композиции. | 6 |
3 | Новый год на носу. | 15 |
4 | Всё в подарок. | 8 |
5 | Поделки и сувениры из бросового материала. | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 36 |
IV. Содержание программы:
1 Вводное занятие.
Техника безопасности. Цели, задачи и содержание программы.Организация рабочего места.
2 Осенние композиции.
Сбор природного материала, его хранение. Способы изготовления простейших панно из засушенных под прессом листьев, техникой печати красками на картоне, а также фигурки из еловых шишек.
3 Новый год на носу.
Использование «упаковочной» возможности природы – прячем сюрпризы в грецких орехах; игрушки из обработанных шишек. Изготовление елочных гирлянд, сюрпризов на елку, рождественских птичек, елочных украшений из шишек и орехов, новогодних открыток.
4 Всё в подарок.
Понятия о природных и искусственных материалах. Правила обработки бумаги; знакомство с инструментами для обработки бумаги; технология обработки бумаги: с помощью шаблона, сгибания, соединения деталей с помощью клея и ниток. Аппликация с элементами конструирования (пальчиковый театр «нарядные пальчики»). Изготовление в подарок цветов,бус, корабликов, ароматных подушек, поделок из камней и ракушек.
5 Поделки и сувениры из бросового материала.
Изготовление изделий в соответствии с эскизом учащихся по собственному желанию: картины из яичной скорлупы и крупы. Изготовление сувениров на память из бросового материала и бумаги: нарядных бабочек, шкатулок из коробочек.
6 Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Выставка.
Методическое обеспечение образовательной программы
«Волшебный чуланчик»
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного выполнения. Возникают чувства радости и уважения к своему труду. Появляются умения создавать собственные работы. Занятия рассчитаны на детей дошкольного возраста, так как к моменту обучения по программе, дети имеют достаточное развитие репродуктивного воображения и потребность в успехе, работоспособность. Они любознательны и имеют желание познавать мир. Ребенок в этом возрасте способен сообщать о своем замысле и умеет его воплощать в изделиях. Процесс изготовления красивых и нужных изделий координирует мозговую деятельность и моторику, вызывая ощущения уверенности в своих силах и возможностях.
Основные формы проведения занятий: Рассказ, беседа, показ, практическая работа, наблюдение,
выставка творческих работ.
Формы организации детей на занятии:
- Групповая.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Репродуктивный;
- Поисковый;
- Придумывания;
- Самооценки.
Приёмы обучения:Игры,диалог, беседа, рассказ, показ видеоматериалов, демонстрация иллюстраций, наблюдение, работа по образцу, практические задания.
Методическое оснащение:
- Иллюстрации(плакаты: с изображением овощей и фруктов, цветов, различных поделок и др.) картины, фотографии, шаблоны.
- Конспекты занятий,игры, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи.
Виды и формы контроля:Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: промежуточный, итоговый контроль.
Формы промежуточного контроля-наблюдения, практическая творческая работа.
Формы итогового контроля-самостоятельная творческая работа, выставки, соревнования.
Материально – техническоеобеспечение :
- кабинет, телевизор, DVD, диски, фотоаппарат;
- бумага, альбомы, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, картон, цв.бумага;
- гербарии, природный, бросовый материал, ткань и нитки.
№ п/п | Образовательные области | Название темы | Форма занятий и форма подведения итогов по каждой теме | Знания | Умения |
Словесность | Вводное занятие. Знакомство с терминами, понятиями, определениями, связанными с элементами моделирования и конструирования, профессиями: дизайнера. | Теория, рассказ, показ, беседа. Опрос, практическая работа. | Знание элементарных определений, понятий о свойствах бумаги, бросового материала. | Умение рассказать о системе применения и др. | |
2 | Естествознание | Современные представления о свойствах природного материала. Правила хранения, устройство приспособлений, принципы работы. | Практическое занятие, показ, рассказ, наблюдение. | Знание свойств, правил и т.д. | Умение использовать при работе. |
3 | Математика | Выполнение простейших расчетов. Математические понятия в характеристике направления работы. | Практическое занятие, беседа, рассказ, собеседование | Знание решения занимательных задач. | Выполнение простейших расчетов. |
4 | Искусство | Понятие об искусстве данного направления (форма, цвет, размеры моделей, макетов, игрушек). Традиции искусства. | Беседы, просмотр наглядного материала, посещение выставок, подготовка и участие в мероприятиях. | Знание об искусстве направления, работе с оформительскими материалами. | Умение оценивать, анализировать свое участие в выставках. |
5 | Технология | Понятие об инструментах, оборудовании. Правила безопасности. Правила выполнения работы. Оформление поделок. Правила заготовки, хранение необходимых материалов. Особенности работы. | Тренинги, репетиции, практическая работа. Практическая разработка и изготовление. | Знание понятий, правил, способов начального технического моделирования и конструирования. | Умение качественно выполнять работу данного направления. |
6 | Психологическая культура | Понятие о способностях людей, о качествах личности, об особых качествах воспитанника. Понятие о правилах совместной деятельности. Понятие о конфликтных ситуациях и правилах выхода из них. Психологические особенности работы в объединении. | Тренинги на формирование личностных качеств, беседы, разговор в кругу. Наблюдение. | Знание понятий. | Умение применять на практике полученные знания. |
7 | Здоровый образ жизни | Понятия о ЗОЖ, тренинги по укреплению здоровья. Формирование готовности вести ЗОЖ. Понятие об экологически чистых материалах. Особенности организации труда на занятии. | Тренинги по укреплению здоровья, рассказ, практические занятия, физминутки. Соревнования, походы, экскурсии. | Знание о ЗОЖ | Умение вести ЗОЖ. |
8 | Социальная практика | Понятия о правилах хорошего тона, о правилах совместного труда, права и обязанности воспитанников и педагогов. Правила общения людей, требования к занятиям, решение типовых ситуационных задач. | Разбор ситуаций, тренинги, праздники, практические занятия. Наблюдение, коррекция. | Знание об этикете | Умение применять на практике полученные знания. |
V.Методическое обеспечение образовательной программы
VI. Список литературы.
- Аппликация из камней и ракушек. Изд.СОВА. Москва Санк-Петербург
- Бедина М.В. Поделки из природных материаллов. Издательство «Клуб семейного досуга». – Харьков, 2011
- Гусакова М.А. «Аппликация» Учебно-методическое пособие для педагогических училищ. Москва «Просвещение»,1987
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. :учебно- методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир»,2013.
- Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Москва ОЛМА, 2007
- Сборник инструкций для проведения бесед по технике безопасности с воспитанниками «Безопасность детей», ст.Кавказская, 2010
- Интернет-ресурсы:
- www.prazdnik-blog.ru
- http://doshkolnik.ru/
- http://home-ideas.ru/
- http://detpodelki.ru/
- http://ped-kopilka.ru
- http:luntiki.ru.4.http://www.liveinternet.ru
- http://womanadvice.ru/
- http://www.liveinternet.ru
- http://ped-kopilka.ru
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/мастерилочка.pdf
- http://prostatitusnet.ru/studentu/
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Согласовано
заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
МБОУ ДОД ДДТ
_________К.Ф.Клименко
«___»________20__г.
ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
объединения «Знай-ка»
по дополнительной общеобразовательнойпрограмме
«ВОЛШЕБНЫЙ ЧУЛАНЧИК»
на 2015-2016 уч.год
Педагог дополнительного образования
Сасина Ирина Владимировна
Объединение «Знай-ка»
Состав – 8 человека
Возраст воспитанников –
преимущественно 5-7 лет
Кол-во часов в неделю-1ч.; в год-36ч.
Режим работы – 1 раза в неделю
Занятия – групповые
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный чуланчик»обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Образовательная программа «Волшебный чуланчик» - художественной направленности, предназначена для введения ребенка в мир творчества, учит находить материалы для поделок, предоставляемые самой природой. Дети получат начальные сведения о моделировании, а также научится бережнее относиться к природе. Занятия творческой деятельностью вызывают у детей чувство радости, удовлетворения и желания работать в коллективе. Создание поделок своими руками способствует воспитанию положительных качеств личности: организованности, внимательности, сообразительности, аккуратности, дисциплинированности, бережливости и трудолюбие. В процессе работы расширяется кругозор детей, развиваются творческие способности, формируются первоначальные умения планирования, организации и контроля своего труда. Программа предназначена для развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет. Так как Цель программы:
- Создание условий для развития личности ребенка посредством овладения основами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
- Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.
- Обучать художественному моделированию из бумаги.
- Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.
- Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.
Воспитательные:
- .Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
Организационно-массовая работа:
Организационно-массовая работа:
Организация: утренник «Здравствуй «Знай-ка» - сентябрь; утренник «Осенний бал» - октябрь; новогодний бал – декабрь; утренник «День защитника Отечества» - февраль; утренник «Сегодня мамин праздник» - март; выпускной бал – май.
Участие: день станицы - сентябрь; фестиваль детских коллективов «Зеленый шум» - май.
Посещение: станичного музея, картинной галереи, памятника «Неизвестному солдату» - в течение года.
Работа с родителями:
Родительские собрания – сентябрь, май.
Индивидуальные беседы, консультации – по мере необходимости.
Методическая работа:
Работа с методической литературой – в течение года;
Разработка дидактического материала – в течение года;
Участие в педагогических советах – в течение года;
Открытого занятия «Кораблики» - апрель;
Повышение педагогического мастерства, изучение опыта работы – в течение года.
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Примечания | ||
1 гр | 2 гр | 3 гр | ||||
I. | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | ||||
II. | Осенние композиции | 6 | - | - | - | |
2 | Панно из листьев. Заготовка материала. | 1 | ||||
3 | Панно из листьев. Выполнение работы. | 1 | ||||
4 | Фигурки из шишек. Заготовка материала. | 1 | ||||
5 | Фигурки из шишек. Выполнение работы. | 1 | ||||
6 | Осенние скатерти. Заготовка материала. | 1 | ||||
7 | Осенние скатерти. Выполнение работы. | 1 | ||||
III. | Новый год на носу | 8 | - | - | - | |
8 | Елочные гирлянды | 1 | ||||
9 | Сюрпризы на елке. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
10 | Сюрпризы на елке. Завершение работы. | 1 | ||||
11 | Рождественская птичка. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
12 | Рождественская птичка. Завершение работы. | 1 | ||||
13 | Елочные украшения из шишек и орехов. Заготовка материала. | 1 | ||||
14 | Елочные украшения из шишек и орехов. Выполнение работы. | 1 | ||||
15 | Изготовление новогодних открыток. | 1 | ||||
IY. | Все в подарок | 15 | - | - | - | |
16 | Сушеные цветы в сердечке. Заготовка материала. | 1 | ||||
17 | Сушеные цветы в сердечке. Выполнение работы. | 1 | ||||
18 | Сушеные цветы в сердечке. Завершение работы. | 1 | ||||
19 | Подарочные бусы. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
20 | Подарочные бусы. Завершение работы. | 1 | ||||
21 | Ароматные подушки. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
22 | Открытка для мамы. | 1 | ||||
23 | Кораблики из картона. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
24 | Кораблики из картона. Завершение работы. | 1 | ||||
25 | Подсолнухи. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
26 | Подсолнухи. Завершение работы. | 1 | ||||
27 | Панно из цветов. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
28 | Панно из цветов. Завершение работы. | 1 | ||||
29 | Поделки из камней. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
30 | Поделки из камней. Завершение работы. | 1 | ||||
Y. | Поделки и сувениры из бросового материала | 5 | - | - | - | |
31 | Картины из яичной скорлупы. Заготовка материала и выполнение работы. | 1 | ||||
32 | Поделки из крупы. | 1 | ||||
33 | Аппликация «Нарядные бабочки». | 1 | ||||
34 | Шкатулки из коробочек. Заготовка материала. | 1 | ||||
35 | Шкатулки из коробочек. Выполнение работы. | 1 | ||||
YI. | Итоговое занятие | 1 | ||||
36. | Выставка. | 1 | ||||
Всего часов 36 |