ПРОЕКТ «Играем в шашки»
проект на тему

Тип проекта:

исследовательский, краткосрочный    (май)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_15.docx106.56 КБ

Предварительный просмотр:

Красненская СОШ

                       

ПРОЕКТ

«Играем в шашки»

http://forum.gambiter.ru/foto/bigchess/big-checkers-board.jpg

                                                                  Выполнили обучающиеся  10 а  класса

                                                                   Руководитель   Матвеева Е.П.

                                                     Красное  2014

Тип проекта:

исследовательский, краткосрочный    (май)

Участники:

Дети: 8бкласс  – Матвеева Мария; 10а класс- Попова Елизавета,

Ушаков Александр.

 Учителя: Матвеева Е.П., Глотов А.Т.

1.1Введение

Достоверно о происхождениях этой игры неизвестно, однако существуют несколько легенд и версий.

Легенды:

  • По одной из легенд шашки изобрел древнегреческий герой Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту игру, рисуя клетки на земле
  • По другой легенде, шашки придумал бог торговли и воровства Гермес. Он предложил богине Луне сыграть с ним в шашки с тем условием, что в случае ее проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год.

Шашки в России

Шашки в России. Зарождение и развитие отечественных шашек. По некоторым данным, игры, похожие на современные шашки, были известны восточным славянам уже в 4 в. Как показывают археологические раскопки, в «шашки» играли и в Киевской Руси (фигуры делались из глины, стекла, кости). В числе поклонников этой игры был Владимир Мономах. Упоминания о тавлеях (так называлась распространенная на Руси шашечная игра) можно найти в некоторых былинах и письменных свидетельствах посещавших Русь иностранцев.

Во времена Петра I шашки входили в программу ассамблей. Сам император был заядлым – и очень сильным – игроком. В более поздние времена шашками увлекались многие известные российские политики, ученые, деятели искусства. Упоминания об этой игре можно найти в произведениях Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Но вплоть до 19 в. не существовало единых шашечных правил, что сдерживало дальнейшее развитие игры и не позволяло проводить соревнования.

В 1803 писатель и историк Н.Карамзин опубликовал первую в России статью о шашках. В 1827 вышло первое в стране печатное шашечное пособие знаменитого шахматиста и знатока шашек А.Петрова Руководство к основательному познанию шашечной игры, или Искусство обыгрывать всех в русские шашки. Автор не только изложил основные правила игры, но и поделился с читателями некоторыми ее «хитростями».

В последующие десятилетия вводится нотация для записи ходов и расположения шашек на доске, совершенствуются правила, зарождается теория игры. В некоторых периодических изданиях появляются специальные шашечные разделы, большую популярность приобретает игра по переписке и решение задач. Постепенно растет уровень игры. Сохранились свидетельства об игре некоторых шашечных самородков, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга

В 1884 напечатан Устав шашечной игры известного теоретика, историка и пропагандиста шашек М.Гоняева, что способствовало дальнейшему упорядочению игры (среди прочего Уставом было официально отменено так называемое правило «фука», прежде позволявшее снимать с доски шашку соперника, по невниманию не побившего чужую фишку). Этим Уставом руководствовались организаторы многих матчей и турниров в разных местах страны, включая и всероссийские шашечные первенства.

В июле 1894 в Москве состоялся первый Всероссийский турнир по шашкам, являвшийся, по сути, чемпионатом страны (организатором этого и двух следующих подобных турниров выступил пропагандист шашек П.Н.Бодянский, одно время издававший первый в России специальный журнал «Шашки»). Восемь участников играли друг с другом в два круга. Выиграли соревнования С.Воронцов и Ф.Каулен (по принятому в Москве в 1890-е неофициальному «рейтингу» относившиеся к первой категории игроков). Воронцов повторил свой успех на втором (1895) и четвертом (1901) первенствах, а Каулен – на третьем (1898). В числе призеров этих турниров были теоретики и пропагандисты шашечной игры братья А.иВ.Шошины (одно время издававшие «Шашечный листок»), известный этюдистН.Кукуев и др.

В конце 19 в. прошел также первый Всероссийский шашечный турнир по переписке (победил А.Оводов) и первый Всероссийский конкурс составления (его выиграл Н.Панкратов)

В начале 20 в. предпринимались попытки возродить шашечные издания, но в большинстве своем они были безуспешны или недолговечны (счастливое исключение – шашечный отдел в приложении к журналу «Нива», который редактировал В.Шошин). Общероссийские первенства по шашкам до революции больше не проводились.

        Шашки в СССР

Шашки в СССР. В 1922 прошел первый чемпионат Москвы, победителем стал В.Медков, начинавший свою спортивную карьеру еще до революции.

С 1924 проводятся чемпионаты СССР по русским шашкам (по 1991 включительно прошел 51 такой турнир). Первый чемпионат собрал 20 шашистов, сильнейшим был Медков, который, – как и все участники, набравшие более 50 процентов очков, – получил звание мастера. Медков еще дважды становился чемпионом страны. В общей сложности этот титул в разное время выигрывали 33 спортсмена: В.Бакуменко, В.Соков, З.Цирик (завоевавший больше всех – 6 – титулов и ставший первым гроссмейстером СССР по русским шашкам) и др. Примечательно, что И.Куперман и некоторые др. победители первенств по русским шашкам затем преуспели в сто клетках – и на чемпионатах страны, и на мировых соревнованиях.

Первый чемпионат страны по шашкам среди женщин (с участием 20 спортсменок) состоялся в 1936, победу в нем одержала Е.Сущинская, не проигравшая ни одной партии.

В 1920–1930-е выходило немало специальных пособий по игре в русские шашки. Они стали тогда поистине массовым увлечением. Перед войной в стране насчитывалось свыше 100 тысяч организованных шашистов, почти 400 из них – разрядники, а свыше 40 – мастера.

Международные шашки были известны у нас в стране давно, но подлинное признание получили не сразу. Незадолго до Великой Отечественной войны прошел первый турнир по сто клеткам (победители – В.Соков и Л.Рамм). После войны московский мастер В.Гиляров выпустил первое учебное пособие. С 1954 в СССР разыгрывается официальное первенство по сто клеткам (среди победителей – А.Андрейко и др., последним чемпионом СССР стал – в 1991 – А.Шварцман). В 1956 в Москве проведен первый международный турнир с участием советских и зарубежных «стоклеточников» (победил киевлянин М.Коган), после чего наши мастера начали активно осваивать интернациональную арену. (В том же 1956 СССР входит в ФМЖД.) В разное время победителями крупнейших соревнований по сто клеткам становились И.Куперман, В.Щеголев, А.Гантварг, А.Андрейко и др., среди мастеров-женщин отличились Е. Михайловская, И.Спасская и др. Массовое признание этой разновидности шашечной игры в СССР началось в 1960-е. Если поначалу международные шашки активно культивировались лишь в Москве, Ленинграде, Киеве и Харькове, то теперь к ним добавился целый ряд других городов, – прежде всего столицы национальных республик Вильнюс, Тбилиси, Рига, Минск.

В 1960–1970-е шашки приобретают огромную популярность в стране. Помимо международных шашек, огромный интерес вызывают соревнования заочников и шашечных композиторов. С 1959 выходил популярный специализированный журнал «Шашки».

В СССР шашки были одной из самых распространенных спортивных игр. В Федерации шашек к моменту распада СССР состояло несколько миллионов человек, включая несколько тысяч мастеров спорта и разрядников.

     Современный этап

Современный этап. Федерация шашек России (президент Р.Климашев) зарегистрирована в 1995. Объединяет спортивные организации почти 90 субъектов РФ. С 2000 в ФШР действует комиссия по 100-клеточным шашкам. Федерация проводит индивидуальные и командные соревнования по 64- и 100-клеточным шашкам среди представителей разных возрастных категорий, в том числе чемпионат и Кубок России среди мужчин и женщин, чемпионат среди команд субъектов РФ и др. Продолжая зародившуюся еще в советское время традицию, ФШР проводит всероссийские школьные командные соревнования на приз клуба «Чудо-шашки». В календаре Федерации значатся также турниры по молниеносным и быстрым шашкам, по заочной игре и решению шашечных композиций. Осенью 2003 ФШР была исключена из ФМЖД – за организацию «альтернативных» чемпионатов мира по русским шашкам под эгидой МАРШ.

В России функционирует также Межрегиональная общественная организация «Федерация международных шашек России», штаб-квартира которой располагается в Уфе. Она входит в ФМЖД, проводит свой чемпионат России по 100-клеткам и пр.

В 1999 официально зарегистрирован первый в стране профессиональный шашечный клуб – «Нефтяник» (г.Ишимбай), не раз завоевывавший Кубок европейских чемпионов. Подобные клубы существуют теперь и в некоторых др. городах России.

Среди ведущих российских шашистов – международные гроссмейстеры А.Чижов, А.Георгиев, А.Шварцман (единственный имеет звание международного гроссмейстера в трех видах шашек: международные, русские, быстрые), Т.Тансыккужина, гроссмейстеры Т.Тетерина, Е.Бушуева, В.Лангин и др.

1.2 Актуальность проекта.

      Игра шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.      Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревнования, что повышает эффективность развития ребенка. Игра в  шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.                .      Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

        Игра в шашки гениальна. Ее можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра приближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальную игру всей семьи.

1.3Проблема:

-Поверхностный интерес родителей к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру.

Обоснование проблемы:

1. Неумение и нежелание детей играть в настольные игры, особенно в шашки.

2. Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры в шашки и его видах. Незаинтересованность родителей обучению шашечной игре в дошкольном и школьном  возрасте.

Цель:

- Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру шашки.

Задачи:

1.Научить детей играть в уличную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.

2.Проинформировать детей о пользе шашечной игры, о её значимости в воспитании и развитии .

2.План реализации проекта учащихся 10а класса по благоустройству в

МОУ «Красненская сош им М.И.Светличной»

(территория школьного двора)

п/п

Виды работы

Затраты

Сроки

Ответственные

1.

Приобретение  и подготовка необходимого

материала

Спонсорская помощь

(родители)

май

Классный руководитель

10а

2.

Изготовление на уроках труда необходимого оборудования

(распил бревна и изготовление шашек в количестве 24 штук, диаметром 18 и высотой 7 см)

май

Глотов А.Т.

         

3.

Приобретение масляной краски белого и синего цвета для окраса «шашек» и разметки игрового поля, кисти.

1500р

май

Руководитель.

Обучающиеся

4.

Разметка и нанесение (белой и чёрной) краской шашечной доски на плитку внутри школьного двора

май

Руководитель.

Обучающиеся

5.

Покраска шахматных фигур

       май

Руководитель.

Глотов А.Т.

Обучающиеся

                                  3.   Итоги реализации проекта

•  дети   познакомились с историей игры в шашки и его видах.

• Изменился взгляд родителей на обучение детей шашечной игре

. Возрос интерес и желание детей к совместной игре

 • Дети в конце проекта стали с большим интересом, с успехом и чаще играть в настольные игры и, в частности, в шашки.

• 100% детей группы овладели шашечной игрой.

                                  4.Литература

  1. Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Сеня.  Храбрик и шашки. М.: Дет. лит., 1992.
  2. Вигман В.Я.- "Радость Творчества", 2005.
  3.  Городецкий В. Б. Книга о шашках. М.: Дет. лит., 1984.
  4. Егоров А.В. - Как научить играть в шашки?, 2005.
  5. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. - Шашки для детей. Феникс, 2011.
  6. Сказка о том, как Аня играла с казаками в шашки
  7. Юровский Е.М., Кондратьева Л.П.-  Зайкины шашки, 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - игра: "Развиваемся играя"

Воспитание и перевоспитание проблемных детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым г...

О пользе игры в шашки

Родителям о шашках   В последнее время, что очень радует, игра в шашки стала более популярной, чем раньше. Ребёнок, обучающийся таким играм, становится собраннее, привыкает самостоятельно ду...

Методические рекомендации по обучению игре в шашки

Методические рекомендации по обучению игры в шашки Подготовил: Сухарева И.А., педагог дополнительного образования  Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахмат...

Проект "Семейный клуб "Шашки"

Цель проекта: укрепление партнерских отношений семей обучающихся и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАШКИ

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишкам - шашками. В отличие от шахмат системы шашечной игры развивались внутри национальных традиций. При ...

Проект "Учимся играть в шашки" в подготовительной к школе группе.

В ходе занятия дети узнали:- историю возникновения шашек- основные правила игры- из чего можно "сделать" шашки и доску для игры.научились:- правильно ходить- анализировать ситуацию пере...

Правила игры в шашки

Шашки - умная игра  для всех возрастов и характеров. Шашки объединяют и сплачивают семью, друзей....