Методическое объединение
материал на тему

Данильцева Елена Владимировна

Методическое объединение преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_aprel.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Починковский сельскохозяйственный техникум»

«Взаимодействие семьи и техникума, решение проблем обучающихся»

Подготовили:

Председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А.

Методист Данильцева Е.В.

с. починки 2014 г.

Вступительное слово руководителя методического объединения классных руководителей:

-Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего очередного заседания МО классных руководителей «Взаимодействие семьи и техникума, решение проблем обучающихся»

Цель нашей работы: Повышение педагогического мастерства классных руководителей, кураторов групп.

Перед нами стоят следующие задачи:  

  1.  Изучение, апробация и анализ эффективных современных воспитательных технологий
  2. Знакомство с новыми методами и формами  работы с родителями

  -    Родительское собрание, наряду с классным часом и коллективным творческим делом, относится к числу основных форм работы преподавателя с юными и взрослыми членами классного сообщества. А это означает, что от умения интересно и полезно его организовать во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в целом.  

            Этот вывод привел меня  к пониманию того, что при проведении  родительских собраний нужно уходить от часто преобладающих  стандартных приемов и методов организации взаимодействия  с решениями   назидательно поучающего  характера по отношению к родителям.

            Выход из положения видится в использовании таких технологий  проведения родительских собраний, в основе которых лежит дискуссионная  беседа в рамках ролевой поисково апробационной игры.

             Сегодня на нашем очередном заседании МО классных руководителей мы попробуем,  используя эти технологии,  разработать одну из моделей родительского собрания, которую можно апробировать  на встрече с родителями.

Итак, сегодня некоторые из вас будут выполнять  роль родителей, которые пришли в техникум на родительское собрание.

           Тема: «Взаимодействие семьи и техникума, решение проблем обучающихся»

Как классный руководитель я определяю для себя следующие цели:

-  Обратить внимание родителей на нарушения дисциплины обучающихся на уроках и переменах и негативные последствия такого поведения;

- разработать совместно с родителями стратегию и тактику взаимодействия в решении этой проблемы

Оборудование:

-  столы и стулья для работы групп;

- карточки – задания группам;

 - фисташки (по количеству родителей);

 - факел (свеча);

- фрагмент видеоролика.

1. Орг. момент

Методист Данильцева Е.В.  Для того, чтобы настроиться на активную работу,  я предлагаю начать нашу встречу с создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы. Мы попробуем начать с упражнения «Я хочу подарить вам факел…»

Методист Данильцева Е.В.  обращается к участникам с такими словами: «Я хочу подарить вам факел, потому что очень рада, что вы пришли сегодня на нашу встречу. Передайте  факел другому участнику заседания, сказав при этом что-нибудь приятное».

2. Работа в парах (получают по две фисташки).

Председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А.: Для того, чтобы активизировать мыслительную деятельность, я хочу предложить вам «Орешек знаний». Это фисташки – плоды «дерева жизни», молодильные плоды.

 Вопросы: 1. Каковы фисташки на ощупь?     А каковы люди на ощупь?

 2. У фисташек одинаковые размер и форма?      У людей одинаковые размер и форма?

 3. Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

 4. Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

 5. Снимите скорлупу. Каковы фисташки внутри? А люди отличаются внутри и снаружи?

 6. Съешьте фисташки. Какие они на вкус - хорошие или плохие? А можно ли людей разделить на хороших или плохих?

Председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А.: По итогам наших рассуждений мы делаем следующие  выводы: 

                 - все люди разные

                 - они отличаются как внутренне, так и внешне

                 - наши дети тоже разные, но желательно, чтобы при  их   непохожести друг на друга они соблюдали единые для всех учащихся правила. К сожалению, этого пока не удается добиться.

3. Классные руководители  сообщают о результатах диагностического изучения (на основе наблюдения) обучающихся и сложившихся отношений в групповом коллективе, о проблемах с дисциплиной на уроках.

4. Выполнение заданий.

Методист Данильцева Е.В.: Чтобы понять причины проблем предлагаю участникам заседания выполнить несколько заданий.

1. «Методика незаконченных предложений»

А) «Что мне нравится в моей группе, так это…» (классные руководители, кураторы  перечисляют  положительные качества  своей группы);

Б) «Что меня огорчает в моей группе, так это…»…» классные руководители, кураторы  перечисляют  положительные качества  своей группы).

В) Упражнение «Нельзя»

(одному из участников предлагается исполнить роль ребенка. Он садится в центре на стул. Данильцева Е.В., рассказывая об этапах развития ребенка и его познавательных способностях поочередно связывает шарфом:

- руки сидящего («нельзя трогать»)

- ноги («нельзя ходить»)

- закрывает его уши («не слушай, это не для твоих ушей»)

- глаза («не смотри, это тебе нельзя смотреть»)

- и,  наконец,  рот («помолчи»)

Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

Едва появившись на свет, новорожденный малыш  должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в утробе матери. Его жизнь зависит от того, как организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.

Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на настроении малыша, к четырем-пяти месяцем он начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому радуется, улыбается, лепечет, незнакомый человек может вызвать сильный испуг.

При правильных методах воспитания, общение постепенно перетекает в совместную деятельность взрослого и ребенка - взрослый вводит ребенка в предметный мир, наглядно демонстрирует способы действия с предметом, помогает выполнить желаемое действие, направляя движения малыша.

Примерно с полутора лет важнейшим источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих, развивает такое чувство как гордость. В это же время появляется притязание на признание со стороны взрослого.

Кризис трех лет, как уже писалось выше, возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям.

Основной характеристикой дошкольного возраста является игра. Центром игры является роль, которую берет на себя ребенок. В детских садах можно видеть, что в игре детей присутствуют все основные профессии, которые есть в окружающем мире. Взяв на себя роль взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

По общепринятому мнению, в переходном возрасте подростки становятся неадекватными. Не слушают старших, не подчиняются правилам, нарушают запреты и делают все для того, чтобы свести своих родителей с ума.

 Стороннему наблюдателю, ситуация видится несколько иначе - всякую логику теряли и родители в том числе, ведь для них взросление ребенка – не менее сложный и важный период, чем для самого подростка.

 Родители теряют авторитет. Чтобы спасти положение, они лихорадочно начинают воспитывать ребенка, причем теми методами, которыми когда-то воспитывали их. За пару лет успевают наломать дров, и нередко их же действия становятся причиной того легендарно кошмарного подросткового времени.

 Нельзя!

Если постоянно жаловаться, наши жалобы перестанут воспринимать всерьез, если постоянно кричать «Волк!», то в появление настоящего волка уже никто не поверит, если ребенку постоянно все запрещать, то веское «Нельзя!» потеряет всякую силу. Да и к чему ставит перед подростком одну стену за другой? Неужели нет иных способов донести до него вашу мысль, нежели на каждом шагу все запрещать?

Это не аргумент, и ребенок это понимает. И его страшно раздражает этот факт. О каком авторитете может идти речь, если вы собственные запреты, выводы и наставления не можете убедительно аргументировать, без криков, перехода на личности и упрямого «Потому что Я так сказала»?

 Истерики, ультиматумы, шантаж

 Нечестные приемы любого скандала. Истериками вы пытаетесь воздействовать на чувство вины.

 Ультиматумом искусственно создаете необходимость жесткого и порой жестокого выбора. Шантажом вынуждаете сделать все так, как вы хотите. Все вместе – это манипуляция, одна из самых главных причин, по которой мужья бросают жен, а дети при первой же возможности перебираются в студенческое общежитие или на съемную квартиру.

 Домашний арест

 Лишение воли и свободы передвижения любым человеком воспринимается болезненно, а подростком – подавно. Чего вы хотите добиться домашним арестом? Ребенок не одумается, не пересмотрит неприятную вам точку зрения, а лишь укрепит свои позиции. В конце концов, они убегут на свои свидания-дискотеки, и каждый останется при своем мнении. Разве что взаимное недовольство станет острее.

 Лишение самостоятельности

 Ребенок хочет в летний лагерь? В университет в другом городе? В студенческое общежитие? Он хочет самостоятельности, и держать его возле себя уверениями в неприспособленности к жизни страшно глупо. Чем сильнее желание вырваться на свободу, тем отчетливее сигнал: вам надо ослабить тиски.

 Решение всех проблем

 В школе двойка? Мама все уладит. Провалил экзамены в институт? Папа позвонит «кому надо». Хочется карманных денег и самостоятельности? Сейчас пристроим по знакомству в одно отличное местечко. Такой способ воспитания порождает занятных личностей – с одной стороны, они абсолютно беспомощны, с другой – убеждены в своей исключительности.

 Жить в обществе им будет ох, как непросто, даже если мама и папа будут бежать на помощь по первому же зову.

 Чрезмерная ответственность

 Противоположная позиция – взвалить на ребенка всю ответственность. Да, привычка самостоятельно зарабатывать с семнадцати лет делает нас независимыми и уверенными в себе, но с ранней юности нести на себе все бремя взрослой жизни грустно и одиноко. Для начала ребенку вполне хватит половины этой ноши, и с вашей поддержкой – в первую очередь моральной – он легко справится с оставшейся частью.

 Недоверие

Само обидное – когда тебе не доверяют. Ты идешь с подругой в кино, а родители рисуют в своем воображении темные подвалы и сомнительные компании. Ты аккуратно документируешь в дневнике все свои подростковые переживания, а мама потом без каких-либо угрызений совести листает пухлые тетрадки. Далеко не все дети врут, да и оставшиеся врут по той причине, что уверены – вы им не поверите, вы их не поймете.

 Семейная психология предлагает две приемлемые позиции в отношении своих взрослеющих чад. Первая - «Наблюдатель». Вы следите за тем, чтобы ребенок не наломал слишком много дров, но позволяете ему получать свой жизненный опыт. Вы не ограничиваете его свободу (в разумных пределах), не навязываете свою точку зрения. Это хорошая позиция, особенно, если вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации.

Но есть еще одна - «Мы». Вы не ставите во главу угла собственный авторитет («Я»), не опекаете ребенка, не привязываете его к своей юбке («Ты»), вы идете к единой цели и смотрите в одну сторону.

 Вы учитесь доверять своему взрослому ребенку, вы учитесь верить в его силы и возможности. Вы отходите в сторону, когда это необходимо, поддерживаете, когда без этого - никак. Ведь в этот непростой период взрослеть приходится всем вместе - и детям, и родителям.

Методист Данильцева Е.В.просит «ребенка» рассказать о чувствах, которые он испытал при исполнении своей роли (заслушать точку зрения других преподавателей о запретах)

Председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А.:  Выполненные задания показали, что все готовы к ролевой игре.

5. Ролевая игра.

Участвуют три группы: «родители», «ученики», «преподаватели»

Председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А.:  Я прошу поработать вас в группах с соответствии с выбранной позицией.

Задания группам:

Группа «Родители». Ваша задача в соответствии с позицией родителей внести предложения об улучшении дисциплины в группах. Что вы, как родители, можете сделать для решения этой злободневной проблемы?

В течение 3 минут запишите, пожалуйста, все идеи, которые придут вам в голову, даже самые фантастические.

Группа «Ученики». Цель вашей совместной работы – предложить с позиции детей то, что поможет улучшить дисциплину в группе, что для решения этой проблемы должны сделать сами студенты.

В течение 3 минут запишите, пожалуйста, все идеи, которые придут вам в голову, даже нереальные на первый взгляд.

Группа «Преподаватели». Вам необходимо в соответствии с полученной ролью назвать способы улучшения дисциплины обучающихся на уроках и переменах.

Что вы, как преподаватели, можете сделать для решения этой проблемы. Запишите в течение 3 минут все идеи.

Обсуждение записанных предложений.

Председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А. благодарит за активность и предлагает рассматривать сформулированные игровыми группами советы по улучшению дисциплины как решение собрания.

В завершении нам хотелось бы продемонстрировать видеофрагмент,  который называется «Интернет дороже сына».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

Районный конкурс школьных методических объединений «Лучшее методическое объединение учителей физической культуры»

Добрый день, уважаемые  коллеги!Я рада приветствовать вас на районном конкурсе методических объединений.Слайд№2           Школ у нас в районе мно...

Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"

Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...