программа "Здоровье"
рабочая программа по теме
Педагогическим коллективом Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата разработана физкультурно-оздоровительная программа «Здоровье», основной целью которой является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса. В этом свете, наиболее важным представляется применение в обучении и воспитании учащихся всех звеньев здоровьесберегающих технологий, по средством организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе-интернате.
Во главу угла школа ставит:
- физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, посредством соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.
Концепция сохранения здоровья предполагает:
- недопущение дополнительных учебных нагрузок (умственное утомление, эмоциональный стресс, заболеваемость);
- реализацию активных оздоровительных мероприятий: физических упражнений, игровых видов спорта;
- психогимнастику;
- соблюдение правильного режима труда и отдыха;
- рекомендации по рациональному питанию.
Программа “Здоровье” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.
Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе валеологически структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.
Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образования.
Создание необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы самомассажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактика утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях (самостоятельные занятия оздоровительной гимнастикой, закаливание, фито- и витамино- профилактика).
Оздоровительная программа взаимосвязана и дополняет школьные образовательные программы по физической культуре, биологии, ОБЖ.
Задачи программы:
1. Разработка комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
2. Объединение усилий и координация работы школы-интерната и системы здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
3. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития.
4. Создание системы общественной поддержки Проекта, оценка ее результатов с помощью родителей.
5. Оздоровительные задачи:
- повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
Программа “Здоровье” предусматривает следующие приоритетные направления:
1. Укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
2. Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, проблем диагностики и преодоление школьных трудностей.
3. Создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития и ограниченные возможности здоровья.
4. Организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся.
5. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков.
6. Формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым.
7. Построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
8. Устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье.
9. Создание на базе учебного заведения «Школы здоровья».
План работы “Школы здоровья”.
Основные направления работы:
– пропаганда здорового образа жизни;
– повышение уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся;
– формирование знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности;
– формирование у школьников ценностей молодёжной культуры, направленных на неприятие социально-опасных явлений.
Примерный учебный план:
Тема 1: Режим дня.
Организация учебного труда школьника. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомление. Активный отдых. Составление индивидуального режима дня в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Тема 2: Опорно-двигательная система.
Общие сведения о строении и функционировании. Возрастные особенности скелета и мышц. Изучение своей осанки. Профилактика сколиоза и плоскостопия. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки.
Тема 3: Мое питание.
Общие понятия о питании и пищеварительной системе человека. Питательные вещества. Витамины. Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.
Тема 4: Органы дыхания и их гигиена.
Общие понятия о дыхательной системе. Как надо правильно дышать? Заболевания органов дыхания и их профилактика. Что разрушает легкие? Разучивание комплекса дыхательной гимнастики. Как уберечься от простуды?
Тема 5: Профилактика вредных привычек.
Привычки полезные и вредные. Что такое психоактивное вещество? Алкоголь и болезни. Вред и опасность курения. Наркотики сокращают жизнь. Тренинг: как сказать “нет”? Предупреждение токсикомании.
Тема 6: Угроза здоровью и жизни в природной среде.
Природа – источник здоровья и опасности для человека. Правила поведения в природной среде. Опасности, подстерегающие в лесу, на воде. Ядовитые растения, грибы. Меры по предотвращению отравлений. Ядовитые змеи, лесные звери и насекомые. Меры предосторожности при встрече с ними. Правила пользования огнем в лесу.
Тема 7: Здоровье и его сохранение.
Сущность понятий “здоровье” и “болезнь”. Основные факторы, формирующие здоровье. Факторы риска болезней. Понятие “здоровый образ жизни”. Основные принципы здорового образа жизни. Валеологический самоанализ (анкетирование и тестирование по различным аспектам здоровья и здорового образа жизни). Каким ты хочешь быть в старости? (анализ образа жизни родителей и прогнозирование своего здоровья).
Тема 8: Организм человека и его строение.
Органы и системы органов, входящие в состав организма, их основные функции. Что определяет нормальное развитие организма? Как оценить физическое развитие? Валеологический анализ (анкетирование, позволяющее оценить особенности собственного развития).
Тема 9: Как следует питаться.
Причины нарушений работы пищеварительной системы. Заболевания и функциональные нарушения. Рациональное и сбалансированное питание. Потребность в белках, жирах и углеводах. Вода, минеральные соли, макро– и микроэлементы. Их содержание в продуктах питания и влияние на сохранение здоровья.
Тема 10: Забота о коже и ее производных.
Как устроена кожа человека? От чего защищает кожа? Травмы и заболевания кожи (ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, чесотка и др.). Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Почему выпадают волосы?
Тема 11: Обмен веществ и энергии.
Что такое обмен веществ? Основные причины нарушения обмена веществ. К чему приводит переедание и привычка есть много сладкого? Валеологический самоанализ: анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания. Составление суточного рациона и меню.
Тема 12: Мозг и нервы.
Строение нервной системы. Что случается с человеком при повреждениях головного и спинного мозга? Отрицательное влияние на мозг алкоголя и курения. Что укрепляет нервы? Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий оценить опасность для нервной системы своего поведения и коррекция своего образа жизни.
Тема 13: Кровь и кровеносная система.
Состав крови и ее значение. Сердце и его работа. Показатели, по которым можно судить о работе сердца. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и профилактика. Группы крови, переливание, донорство.
Тема 14: Иммунитет и его укрепление.
Что такое иммунитет? Органы иммунной системы. Что ослабляет иммунитет и что его укрепляет? Значение прививок. Детские инфекции и их профилактика. Воздушно-капельные инфекции и их профилактика.
План мероприятий по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости.
Цель: углубление теоретических знаний учащихся о вреде, который наносит употребление психоактивных веществ, об уменьшении шансов на жизненный успех.
Основные задачи:
предупреждение табакокурения, алкогольной, наркотической и других видов зависимостей;
формирование представлений о вреде болезненных пристрастий и причинах их возникновения;
приобретение знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;
пропаганда здорового образа жизни и повышение уровня культуры здоровья участников педагогического процесса.
Методическое обеспечение:
Теоретический материал подается в виде лекций или тематических бесед. Проводятся и практические занятия, в ходе которых используются различные методы обучения и воспитания учащихся:
метод дискуссии, позволяющий свободно высказывать свое мнение и требующий умения внимательно слушать выступающих;
метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и получать новые знания в процессе коллективных обсуждений;
игровой метод, стимулирующий мотивацию к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;
поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и добывать новые знания путем наблюдений и обсуждений; анализировать результаты исследовательского анкетирования.
Содержание мероприятий.
I. Тематика лекций и бесед.
1. Здоровье нации и вредные привычки:
– что такое здоровье: общие понятия и определения;
– признаки, сущность, механизмы здоровья;
– компоненты здоровья и их взаимосвязь;
– факторы, формирующие здоровье;
– вредные привычки как факторы риска;
– причины возникновения вредных привычек.
2. Курение и его опасность для организма:
– история употребления табака в России, странах Европы;
– влияние табакокурения на основные функции организма человека;
– пассивное курение, его опасность;
– курение и потомство;
– профилактические мероприятия по борьбе с курением.
3. Алкоголь, его опасность для организма:
– история употребления алкоголя в России, странах Европы;
– мотивы и факторы, обуславливающие употребление алкоголя;
– влияние алкоголя на состояние физиологических систем организма;
– алкоголизм и потомство.
4. Основные виды психоактивных веществ:
– легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества;
– понятие о психостимуляторах;
– психическая и физическая зависимость;
– позиция государства и общества в вопросе профилактики болезненных пристрастий;
– профилактические мероприятия и борьба с наркоманией на различных уровнях.
II. Проведение анкетирования и дискуссий с целью определения уровня осведомленности молодежи о вредных привычках, об употреблении ПАВ и о методах их профилактики:
– дискуссия “Ожидаемая продолжительность жизни в соответствии с образом жизни”;
– анкета “О вреде курения” (изучение отношений учащихся к проблеме табакокурения);
– дискуссия “Мифы о безвредности пива” (анализ уровня осведомленности учащихся о вреде употребления пива; определение склонности учащихся к алкоголизации).
III. Проведение нетрадиционных мероприятий:
– ролевая познавательная игра “Суд над сигаретой”
– оформление стенда “Профилактика вредных привычек”
– организация встреч учащихся со специалистами-психологами, наркологами, фтизиатрами;
– проведение акции “Наркотикам – нет!” с выпуском плакатов, рисунков, стенгазет, санбюллетеней;
– диспут “Не погибай по неведению!”.
IV. Проведение общешкольных внеклассных мероприятий:
- «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»;
- «Я выбираю жизнь!»;
- подбор видеотеки «Не дадим наркотикам захватить мир», «Белая смерть».
Физкультурно-оздоровительная программа «Здоровье» школы-интерната включает в себя:
- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и соревнований, игр, дней здоровья;
- организацию экскурсий, прогулок, тематических классных часов и бесед;
- организацию интересного и плодотворного досуга;
- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;
- совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода и принципов педагогики сотрудничества.
В режим школьников включены спортивные перемены, физкультминутки. В школе для учащихся в течении урока и при проведении самоподготовки обязательно проводится физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1-5 минут, считается 15-20 минута урока, поэтому учитель и воспитатель планирует ее так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физкультминутку и перейти к следующему этапу обучения.
Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен, между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после третьего урока дети идут на второй завтрак и отдыхают 20 минут. Кроме этого, в обязательном порядке, выполняются следующие требования:
- максимальное использование свежего воздуха;
- проветривание классных комнат;
- трехразовые оздоровительные прогулки в течение дня;
- проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Систематическое пребывание на свежем воздухе оказывает закаливающее оздоровительное воздействие на школьников.
Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции по мини футболу (руководитель Мисник Р.Л.), настольному теннису, волейболу, баскетболу под руководством преподавателей физической культуры Солдатовой З.М. и Романовой М.Ю. Регулярно выезжают на городские, районные, областные соревнования и фестивали для детей с ограниченными возможностями здоровья, занимают призовые места.
Отдельным пунктом можно выделить проведение общешкольных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности:
- традиционные «Дни Здоровья»;
- спортивные праздники «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие»;
- спортивно-патриотические «А ну-ка, парни!», «Рыцарский турнир»;
- русские народные игры и забавы с элементами фольклора «Масленица», «Каляда»
Сегодняшняя ситуация в школе должна рассматриваться через два приоритетных принципа: “Не навреди” и “Ребенок – это личность”. Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося.
Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае использования системы ресурсов, необходимых для ее эффективного функционирования.
В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются разнообразные средства (ресурсы), необходимые для потенциального формирования и развития личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя следующие компоненты:
- здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;
- здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;
- здоровьеохранная административно-хозяйственная и инспекционно-контрольная деятельность школы;
- осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов игротерапии, музыкотерапии, цветотерапии, дыхательной гимнастики, профилактики общего и зрительного утомления, эффективного проведения динамических пауз и др.
Система медико-педагогической реабилитации включает:
- медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;
- медицинский контроль за физическим воспитанием;
- санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни;
- работу лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.
Система мер медико-биологической реабилитации включает:
- санитарно-гигиенический контроль в ОУ;
- прививочная работа;
- диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся;
профилактическое лечение витаминами;
Коррекция опорно-двигательных нарушений в нашем образовательном учреждении осуществляется комплексом терапий на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.
Наша школа-интернат предоставляет следующие медицинские услуги:
- оказание помощи по обращению;
- стоматологическое лечение;
- физиотерапевтические процедуры:
- электростимуляция мышц
- магнитотерапия
- электрофорез
- узтерапия + фонофорез
- магнитолазерная терапия
- диадинамические токи
- дарсонвализация
- короткое ультрафиолетовое облучение
- массаж, проводится три курса в год, курс лечения – 10 процедур;
- ЛФК – это основной терапевтический метод. Средства ЛФК – это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические и физические упражнения, занятия на тренажерах, утренняя гимнастика (зарядка), лечебная гимнастика, дозированная ходьба. Занятия ЛФК позволяют разгрузить позвоночник, укрепить мышечный корсет, сформировать правильную осанку, производить коррекцию плоскостопия, уменьшить спастические явления и улучшить двигательные функции у детей с ДЦП, улучшить функции сердечнососудистой и дыхательной систем.
- наиболее эффективной и перспективной формой ЛФК является лечебное плавание, занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации имеющейся деформации. Положительные эмоции сопровождающие водные процедуры оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.
Весь комплекс медицинских услуг осуществляется на основе дифференцированного и индивидуального подхода, коррекции нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия и увеличения двигательных возможностей детей с ДЦП.
Школа располагает набором помещений для лечебной и спортивно-оздоровительной работы с детьми: кабинет массажа, физиотерапевтический кабинет, стоматологический кабинет, тренажерный зал, два зала ЛФК, спортивный зал, сенсорный кабинет.
По результатам лечебно-оздоровительной работы отмечена положительная динамика у 22,8% учащихся, отрицательная динамика составляет 1,4%, стабилизация процесса 75,3%.
Контингент учащихся на 2011 - 2012 учебный год:
1. Сколиоз – 30 человек.
2. Врожденный вывих бедра – 5 человек.
3. Врожденная косолапость – 2 человека.
4. Нарушение осанки – 44 человека.
5. ДЦП – 6 человек.
6. Врожденные пороки развития – 5 человек.
Однако, школа не в силах заменить медицинские учреждения и вылечить заболевания. Школа лишь может создать условия для профилактики новых заболеваний, сохранению и стабилизации здоровья, может содействовать формированию в потребности в здоровом образе жизни, может научить учащихся защищать свою жизнь и сохранять здоровье.
Педагоги школы успешно используют систему валеологического обучения и воспитания учащихся. Главная идея здоровьесберегающего сопровождения работы учителя и воспитателя заключается в организации комфортного сотрудничества, приносящего удовольствие от совместной деятельности. Для достижения этой цели применяются игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, коллективный способ обучения. Наличие на занятиях активизации творческого мышления - крайне необходимое условие для охраны здоровья. Для этого используются такие приёмы работы, как “гимнастика ума”, “мозговой штурм”,“к барьеру”, работа в парах, группах, создание проблемных ситуаций. Очень популярны у детей нетрадиционные уроки, система которых разработана по каждому предмету, Это уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-сказки, уроки-путешествия. Особое внимание уделяется приёмам, направленным на развитие эмоций, самопознания, самооценки. Дети знакомятся с “Азбукой настроений”, игрой “Что такое хорошо, что такое плохо”, “Цветные кубики”, “Мозаика настроения”. Эти приёмы помогают детям чувствовать себя на уроках комфортнее, снижают тревожность.
Учитель музыки Кузьмина Л.Н. успешно использует на уроках и при проведении кружковой работы здоровьесберегающие технологии. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Активно использует формы ритмотерапиии (музыкально-ритмические упражнения), которые на уроках музыки и ритмики выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и переутомление.
Использование методов фольклорной арттерапии при проведении нетрадиционных форм уроков таких как урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник включает в себя излечение звуком, музыкой, движением, рисунком, цветом, несет скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности, способствующей восстановлению и укреплению здоровья школьников.
Технология психологического сопровождения разработанная М.Ю. Громовым и Н.К.Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии взята за основу работы психологом школы Горовенко О.Е. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространенными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа различных заболеваний. Использование принципов здоровьесбережения, создание обстановки психологического комфорта и эмоциональной приподнятости повышает мотивацию и работоспособность учащихся, что дает дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Большая работа по укреплению здоровья воспитанников, соблюдению ортопедического режима школы, воспитанию культуры здоровья проводится воспитателями школы во внеурочное время. Проведение общешкольных мероприятий: «Здоровье – твое богатство!», «Путешествие в страну здорового образа жизни!», «Я выбираю жизнь!», подбор видеотеки «Не дадим наркотикам захватить мир», «Белая смерть», оформление стенда «Профилактика вредных привычек», проведение акции «Наркотикам – нет!» (выпуск плакатов, рисунков, санбюллетеней). Ежедневная пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся, формирование умений и навыков личной и общественной гигиены, безопасной жизнедеятельности, пребывание на свежем воздухе (проведение зарядки, прогулок, подвижных игр), тематические беседы, практические занятия помогают воспитанникам овладеть информацией, какой характер поведения является наиболее безопасным для жизни и здоровья. Воспитателями Горбачевой И.К., Булыгиной Т.В., Краюхиной С.В., Деревягиной Н.А. составлены профилактические авторские программы развивающих занятий по формированию здорового образа жизни, которые дают возможность системно и рационально формировать представления о здоровье, как ценности, мотивировать каждого воспитанника на ведение здорового образа жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Список используемой литературы:
- Коваленко В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» - Москва: Вако, 2004,
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» - Москва-Ставрополь: Народное образование, 2004,
- Красикова И.С. «Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение» - Корона принт, СПб, 2003,
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. «Здоровье и красота вашей осанки» - Москва: Сов. Спорт, 2002,
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников» - Методическое пособие, Москва: ТЦ Сфера, 1999,
- Потанчук А.А., Спирина И.Ю. «Осанка детей» - СПб: Комета, 1994,
- Энциклопедический справочник «Здоровье детей» - Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2004,
- Белякова Т.Н. «Стань сильным, ловким и выносливым»,
- Останко Л.В. «Сто веселых упражнений для детей» - СПб: Корона принт, 2005,
- Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей» - Ярославль: Академия Развития, 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove_doklad_na_oblastnoy_seminar.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическим коллективом Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата разработана физкультурно-оздоровительная программа «Здоровье», основной целью которой является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса. В этом свете, наиболее важным представляется применение в обучении и воспитании учащихся всех звеньев здоровьесберегающих технологий, по средством организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе-интернате.
Во главу угла школа ставит:
- физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, посредством соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.
Концепция сохранения здоровья предполагает:
- недопущение дополнительных учебных нагрузок (умственное утомление, эмоциональный стресс, заболеваемость);
- реализацию активных оздоровительных мероприятий: физических упражнений, игровых видов спорта;
- психогимнастику;
- соблюдение правильного режима труда и отдыха;
- рекомендации по рациональному питанию.
Программа “Здоровье” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.
Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе валеологически структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.
Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образования.
Создание необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы самомассажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактика утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях (самостоятельные занятия оздоровительной гимнастикой, закаливание, фито- и витамино- профилактика).
Оздоровительная программа взаимосвязана и дополняет школьные образовательные программы по физической культуре, биологии, ОБЖ.
Задачи программы:
- Разработка комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
- Объединение усилий и координация работы школы-интерната и системы здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
- Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития.
- Создание системы общественной поддержки Проекта, оценка ее результатов с помощью родителей.
- Оздоровительные задачи:
- повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
Программа “Здоровье” предусматривает следующие приоритетные направления:
- Укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
- Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, проблем диагностики и преодоление школьных трудностей.
- Создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития и ограниченные возможности здоровья.
- Организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся.
- Разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков.
- Формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым.
- Построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
- Устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье.
- Создание на базе учебного заведения «Школы здоровья».
План работы “Школы здоровья”.
Основные направления работы:
– пропаганда здорового образа жизни;
– повышение уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся;
– формирование знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности;
– формирование у школьников ценностей молодёжной культуры, направленных на неприятие социально-опасных явлений.
Примерный учебный план:
Тема 1: Режим дня.
Организация учебного труда школьника. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомление. Активный отдых. Составление индивидуального режима дня в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Тема 2: Опорно-двигательная система.
Общие сведения о строении и функционировании. Возрастные особенности скелета и мышц. Изучение своей осанки. Профилактика сколиоза и плоскостопия. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки.
Тема 3: Мое питание.
Общие понятия о питании и пищеварительной системе человека. Питательные вещества. Витамины. Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.
Тема 4: Органы дыхания и их гигиена.
Общие понятия о дыхательной системе. Как надо правильно дышать? Заболевания органов дыхания и их профилактика. Что разрушает легкие? Разучивание комплекса дыхательной гимнастики. Как уберечься от простуды?
Тема 5: Профилактика вредных привычек.
Привычки полезные и вредные. Что такое психоактивное вещество? Алкоголь и болезни. Вред и опасность курения. Наркотики сокращают жизнь. Тренинг: как сказать “нет”? Предупреждение токсикомании.
Тема 6: Угроза здоровью и жизни в природной среде.
Природа – источник здоровья и опасности для человека. Правила поведения в природной среде. Опасности, подстерегающие в лесу, на воде. Ядовитые растения, грибы. Меры по предотвращению отравлений. Ядовитые змеи, лесные звери и насекомые. Меры предосторожности при встрече с ними. Правила пользования огнем в лесу.
Тема 7: Здоровье и его сохранение.
Сущность понятий “здоровье” и “болезнь”. Основные факторы, формирующие здоровье. Факторы риска болезней. Понятие “здоровый образ жизни”. Основные принципы здорового образа жизни. Валеологический самоанализ (анкетирование и тестирование по различным аспектам здоровья и здорового образа жизни). Каким ты хочешь быть в старости? (анализ образа жизни родителей и прогнозирование своего здоровья).
Тема 8: Организм человека и его строение.
Органы и системы органов, входящие в состав организма, их основные функции. Что определяет нормальное развитие организма? Как оценить физическое развитие? Валеологический анализ (анкетирование, позволяющее оценить особенности собственного развития).
Тема 9: Как следует питаться.
Причины нарушений работы пищеварительной системы. Заболевания и функциональные нарушения. Рациональное и сбалансированное питание. Потребность в белках, жирах и углеводах. Вода, минеральные соли, макро– и микроэлементы. Их содержание в продуктах питания и влияние на сохранение здоровья.
Тема 10: Забота о коже и ее производных.
Как устроена кожа человека? От чего защищает кожа? Травмы и заболевания кожи (ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, чесотка и др.). Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Почему выпадают волосы?
Тема 11: Обмен веществ и энергии.
Что такое обмен веществ? Основные причины нарушения обмена веществ. К чему приводит переедание и привычка есть много сладкого? Валеологический самоанализ: анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания. Составление суточного рациона и меню.
Тема 12: Мозг и нервы.
Строение нервной системы. Что случается с человеком при повреждениях головного и спинного мозга? Отрицательное влияние на мозг алкоголя и курения. Что укрепляет нервы? Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий оценить опасность для нервной системы своего поведения и коррекция своего образа жизни.
Тема 13: Кровь и кровеносная система.
Состав крови и ее значение. Сердце и его работа. Показатели, по которым можно судить о работе сердца. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и профилактика. Группы крови, переливание, донорство.
Тема 14: Иммунитет и его укрепление.
Что такое иммунитет? Органы иммунной системы. Что ослабляет иммунитет и что его укрепляет? Значение прививок. Детские инфекции и их профилактика. Воздушно-капельные инфекции и их профилактика.
План мероприятий по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости.
Цель: углубление теоретических знаний учащихся о вреде, который наносит употребление психоактивных веществ, об уменьшении шансов на жизненный успех.
Основные задачи:
предупреждение табакокурения, алкогольной, наркотической и других видов зависимостей;
формирование представлений о вреде болезненных пристрастий и причинах их возникновения;
приобретение знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;
пропаганда здорового образа жизни и повышение уровня культуры здоровья участников педагогического процесса.
Методическое обеспечение:
Теоретический материал подается в виде лекций или тематических бесед. Проводятся и практические занятия, в ходе которых используются различные методы обучения и воспитания учащихся:
метод дискуссии, позволяющий свободно высказывать свое мнение и требующий умения внимательно слушать выступающих;
метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и получать новые знания в процессе коллективных обсуждений;
игровой метод, стимулирующий мотивацию к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;
поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и добывать новые знания путем наблюдений и обсуждений; анализировать результаты исследовательского анкетирования.
Содержание мероприятий.
I. Тематика лекций и бесед.
1. Здоровье нации и вредные привычки:
– что такое здоровье: общие понятия и определения;
– признаки, сущность, механизмы здоровья;
– компоненты здоровья и их взаимосвязь;
– факторы, формирующие здоровье;
– вредные привычки как факторы риска;
– причины возникновения вредных привычек.
2. Курение и его опасность для организма:
– история употребления табака в России, странах Европы;
– влияние табакокурения на основные функции организма человека;
– пассивное курение, его опасность;
– курение и потомство;
– профилактические мероприятия по борьбе с курением.
3. Алкоголь, его опасность для организма:
– история употребления алкоголя в России, странах Европы;
– мотивы и факторы, обуславливающие употребление алкоголя;
– влияние алкоголя на состояние физиологических систем организма;
– алкоголизм и потомство.
4. Основные виды психоактивных веществ:
– легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества;
– понятие о психостимуляторах;
– психическая и физическая зависимость;
– позиция государства и общества в вопросе профилактики болезненных пристрастий;
– профилактические мероприятия и борьба с наркоманией на различных уровнях.
II. Проведение анкетирования и дискуссий с целью определения уровня осведомленности молодежи о вредных привычках, об употреблении ПАВ и о методах их профилактики:
– дискуссия “Ожидаемая продолжительность жизни в соответствии с образом жизни”;
– анкета “О вреде курения” (изучение отношений учащихся к проблеме табакокурения);
– дискуссия “Мифы о безвредности пива” (анализ уровня осведомленности учащихся о вреде употребления пива; определение склонности учащихся к алкоголизации).
III. Проведение нетрадиционных мероприятий:
– ролевая познавательная игра “Суд над сигаретой”
– оформление стенда “Профилактика вредных привычек”
– организация встреч учащихся со специалистами-психологами, наркологами, фтизиатрами;
– проведение акции “Наркотикам – нет!” с выпуском плакатов, рисунков, стенгазет, санбюллетеней;
– диспут “Не погибай по неведению!”.
IV. Проведение общешкольных внеклассных мероприятий:
- «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»;
- «Я выбираю жизнь!»;
- подбор видеотеки «Не дадим наркотикам захватить мир», «Белая смерть».
Физкультурно-оздоровительная программа «Здоровье» школы-интерната включает в себя:
- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и соревнований, игр, дней здоровья;
- организацию экскурсий, прогулок, тематических классных часов и бесед;
- организацию интересного и плодотворного досуга;
- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;
- совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода и принципов педагогики сотрудничества.
В режим школьников включены спортивные перемены, физкультминутки. В школе для учащихся в течении урока и при проведении самоподготовки обязательно проводится физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1-5 минут, считается 15-20 минута урока, поэтому учитель и воспитатель планирует ее так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физкультминутку и перейти к следующему этапу обучения.
Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен, между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после третьего урока дети идут на второй завтрак и отдыхают 20 минут. Кроме этого, в обязательном порядке, выполняются следующие требования:
- максимальное использование свежего воздуха;
- проветривание классных комнат;
- трехразовые оздоровительные прогулки в течение дня;
- проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Систематическое пребывание на свежем воздухе оказывает закаливающее оздоровительное воздействие на школьников.
Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции по мини футболу (руководитель Мисник Р.Л.), настольному теннису, волейболу, баскетболу под руководством преподавателей физической культуры Солдатовой З.М. и Романовой М.Ю. Регулярно выезжают на городские, районные, областные соревнования и фестивали для детей с ограниченными возможностями здоровья, занимают призовые места.
Отдельным пунктом можно выделить проведение общешкольных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности:
- традиционные «Дни Здоровья»;
- спортивные праздники «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие»;
- спортивно-патриотические «А ну-ка, парни!», «Рыцарский турнир»;
- русские народные игры и забавы с элементами фольклора «Масленица», «Каляда»
Сегодняшняя ситуация в школе должна рассматриваться через два приоритетных принципа: “Не навреди” и “Ребенок – это личность”. Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося.
Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае использования системы ресурсов, необходимых для ее эффективного функционирования.
В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются разнообразные средства (ресурсы), необходимые для потенциального формирования и развития личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя следующие компоненты:
- здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;
- здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;
- здоровьеохранная административно-хозяйственная и инспекционно-контрольная деятельность школы;
- осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов игротерапии, музыкотерапии, цветотерапии, дыхательной гимнастики, профилактики общего и зрительного утомления, эффективного проведения динамических пауз и др.
Система медико-педагогической реабилитации включает:
- медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;
- медицинский контроль за физическим воспитанием;
- санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни;
- работу лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.
Система мер медико-биологической реабилитации включает:
- санитарно-гигиенический контроль в ОУ;
- прививочная работа;
- диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся;
профилактическое лечение витаминами;
Коррекция опорно-двигательных нарушений в нашем образовательном учреждении осуществляется комплексом терапий на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.
Наша школа-интернат предоставляет следующие медицинские услуги:
- оказание помощи по обращению;
- стоматологическое лечение;
- физиотерапевтические процедуры:
- электростимуляция мышц
- магнитотерапия
- электрофорез
- узтерапия + фонофорез
- магнитолазерная терапия
- диадинамические токи
- дарсонвализация
- короткое ультрафиолетовое облучение
- массаж, проводится три курса в год, курс лечения – 10 процедур;
- ЛФК – это основной терапевтический метод. Средства ЛФК – это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические и физические упражнения, занятия на тренажерах, утренняя гимнастика (зарядка), лечебная гимнастика, дозированная ходьба. Занятия ЛФК позволяют разгрузить позвоночник, укрепить мышечный корсет, сформировать правильную осанку, производить коррекцию плоскостопия, уменьшить спастические явления и улучшить двигательные функции у детей с ДЦП, улучшить функции сердечнососудистой и дыхательной систем.
- наиболее эффективной и перспективной формой ЛФК является лечебное плавание, занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации имеющейся деформации. Положительные эмоции сопровождающие водные процедуры оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.
Весь комплекс медицинских услуг осуществляется на основе дифференцированного и индивидуального подхода, коррекции нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия и увеличения двигательных возможностей детей с ДЦП.
Школа располагает набором помещений для лечебной и спортивно-оздоровительной работы с детьми: кабинет массажа, физиотерапевтический кабинет, стоматологический кабинет, тренажерный зал, два зала ЛФК, спортивный зал, сенсорный кабинет.
По результатам лечебно-оздоровительной работы отмечена положительная динамика у 22,8% учащихся, отрицательная динамика составляет 1,4%, стабилизация процесса 75,3%.
Контингент учащихся на 2011 - 2012 учебный год:
- Сколиоз – 30 человек.
- Врожденный вывих бедра – 5 человек.
- Врожденная косолапость – 2 человека.
- Нарушение осанки – 44 человека.
- ДЦП – 6 человек.
- Врожденные пороки развития – 5 человек.
Однако, школа не в силах заменить медицинские учреждения и вылечить заболевания. Школа лишь может создать условия для профилактики новых заболеваний, сохранению и стабилизации здоровья, может содействовать формированию в потребности в здоровом образе жизни, может научить учащихся защищать свою жизнь и сохранять здоровье.
Педагоги школы успешно используют систему валеологического обучения и воспитания учащихся. Главная идея здоровьесберегающего сопровождения работы учителя и воспитателя заключается в организации комфортного сотрудничества, приносящего удовольствие от совместной деятельности. Для достижения этой цели применяются игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, коллективный способ обучения. Наличие на занятиях активизации творческого мышления - крайне необходимое условие для охраны здоровья. Для этого используются такие приёмы работы, как “гимнастика ума”, “мозговой штурм”,“к барьеру”, работа в парах, группах, создание проблемных ситуаций. Очень популярны у детей нетрадиционные уроки, система которых разработана по каждому предмету, Это уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-сказки, уроки-путешествия. Особое внимание уделяется приёмам, направленным на развитие эмоций, самопознания, самооценки. Дети знакомятся с “Азбукой настроений”, игрой “Что такое хорошо, что такое плохо”, “Цветные кубики”, “Мозаика настроения”. Эти приёмы помогают детям чувствовать себя на уроках комфортнее, снижают тревожность.
Учитель музыки Кузьмина Л.Н. успешно использует на уроках и при проведении кружковой работы здоровьесберегающие технологии. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Активно использует формы ритмотерапиии (музыкально-ритмические упражнения), которые на уроках музыки и ритмики выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и переутомление.
Использование методов фольклорной арттерапии при проведении нетрадиционных форм уроков таких как урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник включает в себя излечение звуком, музыкой, движением, рисунком, цветом, несет скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности, способствующей восстановлению и укреплению здоровья школьников.
Технология психологического сопровождения разработанная М.Ю. Громовым и Н.К.Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии взята за основу работы психологом школы Горовенко О.Е. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространенными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа различных заболеваний. Использование принципов здоровьесбережения, создание обстановки психологического комфорта и эмоциональной приподнятости повышает мотивацию и работоспособность учащихся, что дает дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Большая работа по укреплению здоровья воспитанников, соблюдению ортопедического режима школы, воспитанию культуры здоровья проводится воспитателями школы во внеурочное время. Проведение общешкольных мероприятий: «Здоровье – твое богатство!», «Путешествие в страну здорового образа жизни!», «Я выбираю жизнь!», подбор видеотеки «Не дадим наркотикам захватить мир», «Белая смерть», оформление стенда «Профилактика вредных привычек», проведение акции «Наркотикам – нет!» (выпуск плакатов, рисунков, санбюллетеней). Ежедневная пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся, формирование умений и навыков личной и общественной гигиены, безопасной жизнедеятельности, пребывание на свежем воздухе (проведение зарядки, прогулок, подвижных игр), тематические беседы, практические занятия помогают воспитанникам овладеть информацией, какой характер поведения является наиболее безопасным для жизни и здоровья. Воспитателями Горбачевой И.К., Булыгиной Т.В., Краюхиной С.В., Деревягиной Н.А. составлены профилактические авторские программы развивающих занятий по формированию здорового образа жизни, которые дают возможность системно и рационально формировать представления о здоровье, как ценности, мотивировать каждого воспитанника на ведение здорового образа жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Список используемой литературы:
- Коваленко В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» - Москва: Вако, 2004,
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» - Москва-Ставрополь: Народное образование, 2004,
- Красикова И.С. «Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение» - Корона принт, СПб, 2003,
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. «Здоровье и красота вашей осанки» - Москва: Сов. Спорт, 2002,
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников» - Методическое пособие, Москва: ТЦ Сфера, 1999,
- Потанчук А.А., Спирина И.Ю. «Осанка детей» - СПб: Комета, 1994,
- Энциклопедический справочник «Здоровье детей» - Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2004,
- Белякова Т.Н. «Стань сильным, ловким и выносливым»,
- Останко Л.В. «Сто веселых упражнений для детей» - СПб: Корона принт, 2005,
- Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей» - Ярославль: Академия Развития, 2003.