Элективный курс "Практическая стилистика" 10-11 классы.
элективный курс (11 класс) на тему
Элективный курс "Практическая стилистика" 10-11 классы. 34 часа-10 класс, 34 часа - 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_stilistika10-11_kl.docx | 55.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета Протокол №1
от 30 августа 2014 года
Председатель педсовета:
____________/А. В. Баранов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку (элективный курс) «Практическая стилистика»
Ступень обучения (класс) среднее полное общее образование, 10- 11 класс
Количество часов 68/1 (34-10класс; 34- 11 класс) Уровень: базовый
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Рабочая программа по элективному курсу для 10-11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ .
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Программа рассчитана на 68 часов.
Стилистика – наука разветвлённая и разносторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. С.Я.Маршак писал: «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает…» Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей.
2.Содержание курса
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной
Форме. Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Овладение речевой культурой использования технических
средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Цели данного курса:
- создать условия для углубления, расширения и закрепления основных понятий науки о языковых стилях, культуре речи;
- отработать навыки стилистического анализа текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка;
- развивать навыки стилистической правки текста;
- способствовать росту речевой культуры выпускника.
Программа элективного курса направлена на достижение следующих задач:
- формирование коммуникативной грамотности и развитие коммуникативной культуры;
- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- знакомство старшеклассников с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции, использование её в тексте.
Содержание данного элективного курса максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей лингвистической культурой.
Особенностью курса является его направленность на усвоение и закрепление ранее полученных теоретических сведений по курсу стилистики, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения выпускники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, обеспечивающих результативную сдачу выпускного экзамена в формате ЕГЭ.
Специфика элективного курса заключается в том, что задания имеют разный уровень сложности (практическая и творческая части построены от простого к сложному). Именно такие виды заданий позволяют подготовить выпускников к работе с тестом единого государственного экзамена, где необходимо старшекласснику продемонстрировать весь комплекс языковой подготовки:
- лингвистическую компетенцию, то есть владение знаниями о языке и речи и умениями пользоваться ими в работе с языковым материалом;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение родным языком, его лексикой и грамматикой, на уровне литературной нормы – орфоэпической, лексической, грамматической, пунктуационной;
- коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.
Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приёмы создания образности речи, усиления её выразительности. Для наблюдений предлагаются приёмы сопоставления отредактированных и неотредактированных вариантов текстов, сравнение классических образцов русской прозы, поэзии и публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре, о небрежном отношении к русскому языку, о незнании его норм. Упражнения помогут изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики.
Обсуждение теоретических вопросов позволяет учителю использовать такие приёмы, как лекция, беседа, выступления учащихся, презентации с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, демонстрации, практикумы.
В ходе работы для повышения мотивации, для повышения компетенции старшеклассников необходимо использовать различные средства обучения. В частности, и наглядные средства. Они помогут в процессе работы управлять познавательной деятельностью старшеклассником, развитие монологической речи обеспечат новые способы подачи информации, позволят чередовать различные виды работ (коллективные, индивидуальные, устные, письменные). Они расширяют возможности для самостоятельной работы учащихся, облегчают воспитание культуры общения.
Контроль как важнейшая составляющая процесса обучения призван обеспечить обратную связь между выпускником и учителем: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся. В процессе изучения данного курса уместен как текущий, так и итоговый безотметочный контроль (тесты, проверочные работы, срезы по определённым темам, устный опрос, задания с открытым развёрнутым ответом, эссе).
Владение лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами необходимо выпускнику при выполнении не только части А, Б, но части С, когда тестируемый создаёт собственный текст с опорой на прочитанный в тесте.
3.По окончании данного курса выпускник должен знать:
Лексическая стилистика:
- основные лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы, слова, употребляемые в прямом и переносном значении, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова);
. Фразеологическая стилистика:
- основное понятие фразеологизма как раздела лексикологии;
- основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи
Стилистика словообразования:
- основные принципы написания морфем;
- оценочные суффиксы, префиксы, постфиксы;
- функционально-стилевую закреплённость словообразовательных средств русского языка
Стилистика частей речи:
|
|
|
|
|
|
Синтаксическая стилистика.
Основные понятия синтаксиса:
- простое и сложное предложение;
- порядок слов в предложении;
- главные члены предложения;
- однородные члены предложения
По окончании данного курса выпускник должен уметь:
Лексическая стилистика:
- уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова;
- подбирать синонимы, антонимы к слову;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное с учётом речевой ситуации;
- использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство неоправданного повтора;
- оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;
Фразеологическая стилистика:
- уметь определять значение фразеологизмов;
- понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.
Стилистика словообразования:
- уметь определять правильный способ действия при выборе написания оценочных суффиксов, префиксов, постфиксов;
- единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.
Стилистика частей речи:
- уметь правильно использовать в речи различные формы частей речи;
- уметь определять принадлежность слова к определённой части речи по точным морфологическим признакам;
Синтаксическая стилистика:
- соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого;
- уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы;
- уметь производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний.
4. Литература
Для учащихся
1) Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. М.: Русское слово, 2007.
2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;
3)Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2002-2004;
4)Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;
5)Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9 классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;
6)Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;
7)Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 класс.- М.: Просвещение, 2004;
8)Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык для старших классов.- М.: Вербум, 2001;
- пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;
- пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
Для учителя
1)Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы.Поурочное планирование. - М.: Русское слово,2005.
2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.
3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие поразвитию речи. - М.: Русское слово,2004.
5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.
- методические пособия, включенные в перечень учебных и методических изданий, допущенных Министерством образования РФ;
- методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому государственному экзамену.
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- 1.Интерактивная доска interwrite
- 2.Мультимедийный проектор
- 3. Документ-камера
- 4.Компьютер Lenovo
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания Заместитель директора
ШМО филологического цикла по УВР
от 28 августа 2014 г. ________Т.В. Малашенко
_______Н.В.Харченко от 29 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
________Т.В. Малашенко
29 августа 2014 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
Календарно – тематическое
планирование
По русскому языку (элективный курс) «Практическая стилистика»
Класс: 10
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Количество часов34; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н., утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2014 г.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ | Тема урока | К-во часов | Оборудование | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
2. | Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
3. | Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | |||
4. | Функциональные стили (научный, официально-деловой, пуб- лицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
5. | Научный стиль, сферы его использования, назначение. | 1 | |||
6. | Признаки научного стиля. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
7. | Разновидности научного стиля. | 1 | |||
8. | Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
9. | Практическая работа №1 «Признаки научного стиля». | 1 | |||
10. | Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
11. | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
12. | Признаки официально-делового стиля. | 1 | |||
13. | Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
14. | Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. | 1 | |||
15. | Форма и структура делового документа | 1 | |||
16. | Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
17. | Практическая работа №2 «Признаки официально-делового стиля» | 1 | |||
18. | Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
19. | Признаки публицистического стиля | 1 | |||
20. | Основные жанры публицистического стиля. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
21. | Овладение культурой публичной речи. | ||||
22. | Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
23. | Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. | 1 | |||
24. | Композиция публичного выступления. | 1 | |||
25. | Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
26. | Практическая работа №3 «Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения». | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
27. | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. | 1 | |||
28. | Признаки разговорной речи. | 1 | |||
29. | Невербальные средства общения. | 1 | |||
30. | Совершенствование культуры разговорной речи. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
31. | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | 1 | |||
32. | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
33. | Практическая работа №4 «Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.» | 1 | |||
34. | Итоговое занятие. |
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
________Т.В. Малашенко
29 августа 2014 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
Календарно – тематическое
планирование
По русскому языку (элективный курс) «Практическая стилистика»
Класс: 11
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Количество часов34; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н., утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2014 г.
Тематическое планирование (11 класс)
1. | Основные особенности устной и письменной речи. | 1 | |||
2. | Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. | ||||
3. | Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | |||
4. | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. | ||||
5. | Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
6. | Метафоры, их использование в речи. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
7. | Эпитеты, их использование в речи. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
8. | Олицетворения, их использование в речи. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
9. | Метонимия. Синекдоха. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
10 | Литота. Гипербола. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
11. | Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. | 1 | |||
12. | Практическая работа.№1. «Использование изобразительно-выразительных средств русского языка» | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
13. | Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. | 1 | |||
14. | Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). | 1 | |||
15. | Литературный язык и язык художественной литературы. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
16 | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | 1 | |||
17. | Текст и его место в системе языка и речи. | 1 | |||
18. | Текст и его место в системе языка и речи. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
19. | Типы речи. Повествование. | 1 | |||
20. | Типы речи. Описание. | 1 | |||
21 | Типы речи. Рассуждение. | 1 | |||
22. | Практическая работа.№2 «Сочинение – рассуждение проблемного характера» | 1 | |||
23. | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
24 | Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. | 1 | |||
25 | Языковая норма и ее основные особенности. | 1 | |||
26. | Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
27 | Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | 1 | |||
28 | Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). | 1 | |||
29. | Морфологические средства создания выразительности текста. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
30. | Практическая работа.№3 «Лексические, морфологические средства связи в тексте» | 1 | |||
31. | Стилистика простого предложения. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
32. | Стилистика сложного предложения. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
33 | Синтаксические средства связи предложений в тексте | 1 | |||
34 | Практическая работа №4 «Синтаксические средства связи предложений в тексте». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
элективный курс 8 класс
Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...