Сообщение: Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии
статья на тему

Веремейчик Валентина Александровна

Сообщение:  Использование игровых приемов  в процессе формирования навыков самообслуживания  у детей с комплексными нарушениями в развитии

 

 

Важной задачей в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии является формирование культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.

Обучение детей навыкам самообслуживания происходит на уроках, занятиях, при выполнении режимных моментов, в сюжетных и дидактических играх.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия выполняют в ходе нескольких операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем берет мыло, намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо их вытирает.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в нем детей. На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для проведения занятий, режимных процессов время остается. Поэтому надо направить детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, приемы поощрения: «Посмотрите, ребята, как чисто (имя ребенка) вымыл руки. Теперь (имя ребенка) покажи, как ты умеешь их вытирать».

Другой эффективный способ – использование игр (с мылом, с водой и др.). При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым действиям, при неоднократном их повторении навык становится прочным. Такие игры, как : «Спрячь мыло в ладошках», «Лови капельки» и т.д. позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение ребенка за удачно выполненные задания.

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания можно дать детям новое мыло в красивой

обертке, предложить развернуть рассмотреть: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте попробуем намылить руки!»

Важное место в педагогической работе по формированию навыков самообслуживания занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных потешек, песенок, пословиц, поговорок. Например, «Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята любят мыться», - приговаривает педагог, показывая детям приемы умывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_samoobsluzhiv.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике

Сообщение:

Использование игровых приемов

 в процессе формирования навыков самообслуживания

у детей с комплексными нарушениями в развитии

Учитель ГБОУ школа №439,

 воспитатель ДДИ №1 №1:

Веремейчик В.А.

Заслушано на заседании МО 29.04.2013

Важной задачей в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии является формирование культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.

Обучение детей навыкам самообслуживания происходит на уроках, занятиях, при выполнении режимных моментов, в сюжетных и дидактических играх.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия выполняют в ходе нескольких операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем берет мыло, намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо их вытирает.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в нем детей. На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для проведения занятий, режимных процессов время остается. Поэтому надо направить детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, приемы поощрения: «Посмотрите, ребята, как чисто (имя ребенка) вымыл руки. Теперь (имя ребенка) покажи, как ты умеешь их вытирать».

Другой эффективный способ – использование игр (с мылом, с водой и др.). При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым действиям, при неоднократном их повторении навык становится прочным. Такие игры, как : «Спрячь мыло в ладошках», «Лови капельки» и т.д. позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение ребенка за удачно выполненные задания.

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания можно дать детям новое мыло в красивой

обертке, предложить развернуть рассмотреть: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте попробуем намылить руки!»

Важное место в педагогической работе по формированию навыков самообслуживания занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных потешек, песенок, пословиц, поговорок. Например, «Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята любят мыться», - приговаривает педагог, показывая детям приемы умывания.

Целесообразно использовать показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т.д. Сюжеты учитель (воспитатель) может придумать сам («Как Хрюша умывается», «Зайка в гостях у Мишки»).

Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, педагог показывает фотографию, на которой дети моют руки. Дети с интересом смотрят. Учитель (воспитатель) спрашивает: «Кого вы здесь видите?». Дети с радостью узнают своих товарищей.

- «Что делают Юра и Вова? – задает вопрос педагог.

- «Моют руки, - отвечают дети.

- «Правильно. Юра и Вова моют руки. Все наши ребята умеют мыть руки чисто. А сейчас мы будем учиться мыть лицо и руки вместе.

 К нам в гости пришла Ира. Она уже хорошо умеет умываться. Посмотрим, как Ира умывается. Педагог обращает внимание на то, как Ира моет руки, лицо, вытирает полотенцем. Затем взрослый вместе с ребенком повторяет весь процесс умывания.

Данное упражнение служит переходом от игры к сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части лица, которые следует мыть, упражняются в складывании рук «лодочкой» и т.п.

Учитель (воспитатель) должен помнить, что если не обращать внимания на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.)

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример.ребят, которые уже владеют определенными навыками; учить их доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

Труд по самообслуживанию является основным видом трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии. Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, формировать навыки самообслуживания, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются более успешно при использовании игровых приемов, систематическом контроле за действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель (учитель) говорит: «Сегодня Ира будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул».

Необходимо чаще использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка ( « Мы с Вовой проверим, как ребята умылись. Посмотрите, ребята, как чисто умылся Алеша»).

На конкретных примерах детей учат делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать обувь на место – будешь долго искать ее после прогулки, не повесил аккуратно рубашку – будешь ходить в мятой.

Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо умылся – запачкаешь полотенце, не застегнул куртку – можешь простудиться, не вытер ботинки – будешь неряшливо выглядеть.

В ходе уроков, занятий по самообслуживанию, организованных в форме совместной деятельности учителя (воспитателя) и детей, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:

- представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, приема пищи, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном ребенку предметном мире, о назначении предметов, правилах их использования;

- положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, чистое лицо, аккуратно причесанные волосы, чистые расчески, чистая обувь, застегнутая одежда и т.д.). Педагог учит детей с отклонениями в развитии использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения гигиенических процедур сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью.

Для подкрепления действий детей и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся на уроках, занятиях, в различных бытовых и игровых ситуациях.

Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании, но в то же время следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий должен занимать большое место в работе педагога.

Игровое упражнение: «Умывание»

Цели: Учить детей замечать непорядок в своем внешнем виде ,мыть руки и лицо, пользоваться мылом, вытираться личным полотенцем.

Развивать мелкую моторику рук, умение выполнять последовательные действия.

Воспитывать аккуратность, желание умываться.

Методика проведения

После прихода с прогулки и раздевания педагог предлагает детям пройти в умывальную комнату и посмотреться в зеркало. Обращает их внимание на то, что после игр на участке у них не только руки грязные, но и лица.

- Вы так хорошо трудились, что и ручки запачкались, и лица запылились. Что надо сделать? – Педагог помогает детям ответить на вопросы.

- Зачем надо мыть руки и лицо? – Правильно, чтобы быть чистыми и опрятными.

Чтобы глазки заблестели, чтобы губки заалели,

Засмеялся чтоб роток, хлебушко кусал зубок.

- Перед едой надо всегда мыть руки. Заворачивайте повыше рукава. (При необходимости педагог помогает детям), открывайте краны.

Кран откройся! Нос  умойся! Каждый пальчик мыться стройся.

Мыльце скользкое бери и свои ладошки три.

Учитель (воспитатель) показывает детям приемы умывания, обращает внимание на мыло: оно гладкое, приятно пахнет и хорошо пенится.

Педагог учит детей делать круговые движения кистями рук, тщательно смывать пену.

Затем предлагает детям вымыть лицо, набирая в ладоши воду, старательно вымыть лоб, щечки и не забыть высморкать нос.

Показывая приемы умывания, учитель (воспитатель) приговаривает:

Буль-буль-буль! Журчит водица! Все ребята любят мыться.

Льется чистая водица. Вот как мы умеем мыться!

Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить.

- А теперь давайте вытираться полотенцем. Помните, где висят полотенца?

Воспитатель (учитель) снимает полотенце, показывает, проговаривает действия: - Вот так вытираем лоб, щеки, нос и подбородок, а потом вытираем руки, ладошки и пальцы.

Дети снимают свои полотенца, вытираются. Педагог предлагает детям повесить полотенца, хвалит детей. - Кто вытерся, повесьте свои полотенца за петельки на место. Юра, дай мне твои руки. Молодец! Хорошо вытер, все пальцы  чистые, сухие.

Все ребята молодцы, научились чисто умываться.

Литература

Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра»  СПб: Детство-Пресс, 2006.

Винникова Г.И. «Социальное развитие и окружающий мир»

Москва «Сфера», 2010.

Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Москва «Просвещение», 1986.

Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии» - М.: Владос, 2004.

Шипицына Л.М. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».  -  СПб: СОЮЗ, 2004.

Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Изд. Мозаика-Синтез

Москва 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.

Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»    Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на ре...

Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав...

Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»

Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»...