Исследовательская работа Карпеченко Григорий Кузьмич. Вехи войны и труда
проект (8 класс) на тему
В своей исследовательской работе Карпеченко Ольга обращается к одной из самых волнующих тем нашего времени: судьбе человека. В работе Оли отражены достоверные, уникальные факты биографии ее прадедушки Карпеченко Григория Кузьмича. Особенно актуальна данная работа в канун празднования 70—летия освобождения от фашизма
Автор исследования ознакомился с большим количеством материала из разных источников, систематизировал его в соответствии с выбранной темой, поработал с личным архивом своей семьи.
Весь материал подчинен выбранной теме и оформлен в соответствии с требованиями исследования. Выдержана композиция: строго определены цели и задачи, методы работы, сформулирован вывод и обоснована практическая направленность. Исследование характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Письменная речь ученицы отличается точностью выражения мысли, разнообразием используемых средств художественной выразительности. Основной принцип выполнения работы – личная заинтересованность обучающегося в получении результатов.
Отличительной особенностью работы является самостоятельный поиск ученицы, интерес к теме, глубина исследования.
Ученица объясняет актуальность и практическую направленность своей работы. Материал, представленный ею, имеет особое значение для нее самой и всей ее семьи. Его можно использовать в воспитательной работе с подрастающим поколением: на классном часе, на занятиях в краеведческом кружке. Выбранную тему автор работы планирует развивать и дальше, не останавливаясь на военном периоде, например, изучать генеалогическое древо своей семьи или рассмотреть вклад ее отдельных представителей в развитие родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа о прадедушке | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Карпеченко Григорий Кузьмич.
Вехи войны и труда
Выполнил:
ученица 8 ф/м класса
Карпеченко Ольга
Руководитель:
учитель английского языка,
классный руководитель 8 ф/м класса
Гаврилова М.В.
Содержание
1. Введение | 3-4 |
2. Жизненный путь Карпеченко Григория Кузьмича | 5 |
2.1. Становление личности героя | 5-6 |
2.2. Вехи войны | 6 |
2.3. Вехи труда | 6-7 |
2.4. Верная спутница Карпеченко Григория Кузьмича | 7-8 |
3. Заключение | 9-10 |
4. Список литературы | 11 |
5. Приложения | 12 - 23 |
5.1. Фотографии из семейного архива семьи Карпеченко | 12 -14 |
5.2. Статьи о Карпеченко Григории Кузьмиче с интернет - сайтов | 15 - 17 |
5.3. Копии документов: наградной лист (орден Отечественной Войны II степени), значок «Заслуженный агроном» | 15 -16 |
5.4. Стихотворения Карпеченко Григория Кузьмича из его писем | 17 -23 |
- Введение
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно,
не уважать оной есть постыдное малодушие.
А. С. Пушкин
Чтобы смело смотреть в будущее, надо хорошо знать свое прошлое. В школе мы изучаем прошлое нашей страны, всего мира, но приходит момент, и ты осознаешь, что прошлое твоей семьи, не менее значимое, а может быть и более важное для тебя, для твоего взросления, осознания. Для чего ты живешь, что хочешь сделать, чего добиться в своей жизни.
В канун празднования 70—летия освобождения от фашизма я хочу вспомнить о своем прадедушке, который тоже защищал нашу страну от фашистских захватчиков.
Нужно ли молодому поколению 21 века знать о событиях тех лет, о судьбе конкретных людей? Н.М. Карамзин, написавший "Историю государства Российского", справедливо утверждал: " История… есть священная книга народов, зерцало их бытия и деятельности; завет предков к потомству, дополнение настоящего и пример будущего".
Что такое Родина, Отечество?
С чего она начинается? Когда ты впервые почувствовал, что являешься её частичкой? Когда ты понял, что Родина - это то, без чего невозможно быть счастливым, что нужно тебе как воздух, ради чего и жизни не жалко? Такие простые и такие сложные вопросы ...
Где найти на них ответы? В былинах, в стихах, песнях, в учебнике истории?
А может, и искать не надо?
Нет, надо! Потому что в этих ответах - ты, твой духовный мир, твои ценности, твоя жизнь. Потому что в поиске ответов ты сумеешь понять и оценить свою роль в истории пусть не большой Родины, но малой, где твой дом, твоя семья, твои друзья, твои корни...
Все эти исторические моменты можно отследить на судьбе моего прадедушки, который был и будет для меня образцом порядочности, воспитанности, честности, трудолюбия, героизма.
Очень жаль, что моей семье слишком мало известно о жизни моего героического прадедушки. Для меня лично стало важным собрать всю найденную информацию (приложение 5) для того, чтобы рассказать своим родственникам и передать историю нашей семьи своим будущим детям. В этом мне помогли мои родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Считаю, непосредственное общение с ними не может заменить ни один самый современный компьютер.
Так появилась моя маленькая работа.
Цель моего исследования – человек и его судьба.
- узнать подробнее о судьбе моего прадедушки, соприкоснуться с историей моей семьи, а значит и страны.
- изучить главные события и основные этапы жизненного пути прадедушки;
- составить на основании вышеизложенного его жизнеописание;
- исследовать роль моего прадеда в Великой Отечественной войне, изучить его боевой путь, награды;
- рассказать о вкладе моего прадедушки в победу над фашистской Германией.
Задачи исследования:
- провести беседы с ближайшими родственниками дедушки;
- изучить материалы (документы, фотографии), хранящиеся в семейном архиве;
- проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о моих родственниках;
- рассказать о своей работе одноклассникам и всем заинтересованным лицам.
- пропагандировать Юбилей Победы;
- начать работу над семейным древом моей семьи.
Для меня важным и актуальным стало знакомство с местожительством, характером, работой и жизненными ценностями моего прадедушки.
Как объект изучения в работе я выбрала жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной Войны моего прадедушки Карпеченко Григория Кузьмича.
Предмет исследования: вклад прадеда в историю России и в победу над фашисткой Германией.
Предметом же моего изучения стали фотоальбомы семьи, письма прадедушки моему дедушке, переписка родственников, беседы с родными и близкими, интернет-ресурсы.
Основные методы моей работы: описательный, аналитический, графический; интервьюирование родственников; анализ и сравнение, поисковая работа;
изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.
Гипотеза исследования: мои предки были защитниками Родины, принимали участие в Великой Отечественной войне и внесли посильный вклад в Великую Победу.
- Жизненный путь Карпеченко Григория Кузьмича
2.1. Становление личности героя
..Когда меня мать на свет божий родила,
Тогда она русским именем Григорием меня назвала.
Это имя на Руси громко и торжественно звучало тогда.
Красотой и силенкой бог и природа не обидела меня…
Григорий Кузьмич Карпеченко (приложение 1, фото 1) родился в селе Курчичи Мглинского района Брянской области в 1915 году. Нелегкая судьба досталась моему прадедушке, участнику Великой Отечественной войны. Недолго длилось его беззаботное детство. После смерти отца заботы о домашних легли на его плечи, 12-тилетнего подростка, который только-только окончил четыре класса сельской школы. Кроме больной мамы, на его попечении остались младшие брат с сестренкой да престарелая бабушка. С того времени и познал мой прадедушка тяжелый крестьянский труд. Приняли его в колхоз и старались посылать на такие работы, с которыми бы он справлялся, а со временем отправили учиться. Окончил Кокинский сельскохозяйственный техникум и работал участковым агрономом РТС. Вырос в большой, бедной, крестьянской семье, но при этом всегда был окружен лаской и заботой. Мать не разрешала маленькому Грише плакать и высказываться. Как пишет в своих стихотворениях Карпеченко Г.К. «он родился для того, чтобы жить и честно трудиться на родной земле, своим трудом подвиги творить и совершать чудеса, любить свою землю, что свою родную мать и своим упорным трудом, свою родную землю украшать… На родных полях он трудился от рассвета до поздна, и для урожая никогда не жалел своего труда, радовалось его сердце, и счастьем наполнялась душа. Его душа никогда не знала, что такое грусть и усталость…»
2.2. Вехи войны
..Враг для меня не жалел своего металла и свинца,
И он част, на наши головы летев, убить или покалечить нас хотел.
Вражеская пуля часто около моего уха жужжала,
Живое сердце в моей груди искало…
Недолго пришлось обрабатывать юноше колхозные поля - война помешала. В армию был призван в 1939 году. В начале Великой Отечественной войны находился в кадровой армии на Юго-Западном фронте. Потом воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Командовал саперным взводом, ротой. Войну закончил под Прагой 15 мая. Демобилизовался в декабре 1945 года в звании лейтенанта. Получил три ранения: 21 сентября 1941 года, 18 февраля 1944 года и 4 апреля 1945 года. Осколки оставались в его теле до последнего часа.
В работе рассматривается наградной лист Карпеченко Григория Кузьмича, в котором рассказано о причине его награждения. «В ночь на 4 февраля 1945г. под сильным артиллерийским пулеметным огнем с саперным взводом переправился на левый берег реки Нейссе, навел штурмовой мостик, чем способствовал успешному наступлению по захвату плацдарма. Благодаря личной отваге, мужеству и проявленной инициативе мл. лейтенанта Карпеченко Г.К. переправа была наведена в срок. 6 февраля, командуя взводом во время атаки против крупной группы немецких солдат, прорвавшихся в тыл дивизии, лично пленил двух немецких солдат. За проявленную отвагу и мужество, за образцовое выполнение боевых заданий Карпеченко Г.К. был награжден орденом «Отечественной войны 2 ст.» (приложение 4).
Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, медалями «За Победу над Германией 1941 – 1945 г.г.», «20 лет Победы», 25 лет, 30 лет, 40 лет, 50 лет, 60 и 70 лет Вооруженных Сил СССР, медалью Жукова. Имеет 5 фронтовых благодарностей Верховного командования.
До конца своих дней Григорий Кузьмич переписывался со своими сослуживцами. Они вспоминали его, как честного и надежного друга, который свой офицерский паёк не ел в одиночку, а делился с товарищами.
- Вехи труда
Я на этот свет родился,
Чтоб жить, любить, счастье и радость своим людям дарить.
Любить свою родину, что свою родную мать
И своим трудом своё имя украшать…
Окончилась война. Тяжелой ценой досталась нам победа. Общий ущерб, причиненный стране войной, составлял астрономическую цифру. Предстояло не только восстановить разрушенное хозяйство. Работать по специальности агронома прадедушка приступил в феврале 1946 года. С мая 1949 года – главный агроном колхоза «Наука и техника» (с. Перелазы). Там проработал 30 лет. Имеет многочисленные трудовые награды. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 марта 1975 года Г.К. Карпеченко было присвоено звание «Заслуженный агроном».(приложение5) Ветеран войны и труда. Имеет 15 почётных грамот. Инвалид 2-ой группы.
О себе, будучи внештатным корреспондентом районной газеты, он писал так:
В крестьянской семье я родился,
В сельской местности рос,
С малых лет трудиться научился,
Много разных трудностей перенёс…
- Верная спутница Карпеченко Григория Кузьмича
Когда она ещё молоденькой девчонкой была
Стройна, нежна и лицом красива была
Свою любовь для меня она берегла
Потому что одного меня любила она.
Его супруга Ульяна Тихоновна Карпеченко (Гололобова) (приложение2, фото 2) родилась в 1923 году также в селе Курчичи. В семье её родителей было семь детей. С 16 лет работала в полеводстве. Её отец Тихон Иванович Гололобов был председателем колхоза. Его знали не только в районе, но и в области.
Тихон Иванович погиб в январе 1942 года при обороне Москвы. Немцы и полицейские разыскивали его – караулили по ночам вокруг дома. Досталось и жене, и детям. Дом потом сожгли. Ульяну Тихоновну чуть было не расстреляли. Выручила односельчанка, которая знала немецкий язык. Молодёжь немцы угоняли на работы. Работая недалеко от клетнянских лесов, девушка подговорила нескольких комсомольцев убежать к партизанам. На неё донесли. С Ульяны Тихоновны не спускали глаз. Но ей всё — же удалось убежать и тем самым избежать отправки в Германию.
В 1950 году Ульяна Тихоновна переехала к мужу в село Перелазы, где продолжила свою трудовую деятельность. Все лучшие качества она переняла от своего отца. Это — трудолюбие, любовь к людям. Работая звеньевой или бригадиром, она всегда заботилась о своих подчинённых. Они тоже ей платили любовью. Праздники всегда справляли дружно, даже из других бригад приходили попеть, потанцевать, поделиться совей радостью или болью.
В 1960 – 1963 годах звено У.Т. Карпеченко получало в среднем с гектара по 240 центнеров картофеля, 430 центнеров свеклы, 600 центнеров кукурузы и по 5 центнеров льноволокна. Звеньевая была награждена медалью «За трудовую доблесть». Многие представители её звена, а потом бригады, были участниками ВДНХ.
В 1964 году У.Т. Карпеченко возглавила полеводческую бригаду и с тех пор всегда получала высокие урожаи льна и картофеля. В апреле 1966 года она была удостоена звания Героя Социалистического Труда. Избиралась делегатом Верховного Совета РСФСР седьмого созыва. Также была делегатом XXIII съезда КПСС. В 1973 году У.Т. Карпеченко была награждена орденом Ленина и получила медаль ВДНХ СССР.
Ульяна Тихоновна Карпеченко умерла в 1993 году, а Григорий Кузьмич – в 2004-ом. Похоронены в Мглинском районе. Но они всегда с нежностью относились к Красногорской земле, к Перелазам. Говорили: «Мы благодарны этой земле, этим людям, что приняли нас с любовью, помогли найти своё место в жизни».
Несмотря на то, что годы жизни моего прадедушки пришлись на крайне сложное для страны время, ему удалось выполнить и даже перевыполнить программу жизни настоящего мужчины: дерево посадил, дом построил и не один, четверых детей вырастили и воспитали мои прабабушка и прадедушка, а те подарили 14 внуков и уже 11 правнуков.(приложение 3, фото 3) И всю свою жизнь он, малограмотный, не имеющий специального образования писал стихи, которые шли от души, от сердца. Эти стихи он посвящал своим родным: матери, жене, детям. И никогда не забывал в этих стихах свою Родину, свою родную землю. (приложение 7)
- Заключение
Мы – дети, рожденные в мирное время, но и мы, и будущие поколения не должны забывать подвиг солдат. Нам следует свято чтить их имена, помнить об их героизме, гордиться ими, их духовным величием, высокой нравственной силой, самоотверженной преданностью своему народу, своей Родине. Мы должны быть благодарны солдатам, оставшимся на полях сражений, и седым ветеранам за то, что не позволили поработить нас, за то, что мы живем, учимся, радуемся жизни.
Я люблю свою Родину и горжусь своей родословной! Родина, родник, родословие - родственные, однокоренные слова. Надо почаще задумываться над этим, чаще обращаться к жизненному опыту наших предков, анализировать его, изучать и возможно там, в глубине веков, мы найдём ответы на многие очень трудные вопросы сегодняшнего дня. «Человек без прошлого, что дерево без корней» гласит народная мудрость, и я полностью с этим согласна. Ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей можно понять и представить прошлое своей страны, строить свое будущее
Все чаще думаю: самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся – надежной опорой тем, кто живет рядом. Такими были и останутся для меня мой папа и моя мама, а для них – их родители, а для них, в свою очередь, их отцы и матери.
Жизнь течет, смывая в людской памяти все второстепенное, незначительное. Но главное в ней не тускнеет. Каждый должен в этой жизни реализовать то лучшее, что в нем заложено. Потому что жизнь дается только раз, второй попытки не будет. Решительность, патриотизм воинов помогли выстоять таким солдатам, каким был мой прадед, в те нелегкие суровые годы. Еще до конца не дописана летопись войны, летопись подвигов. Я приоткрыла лишь одну страничку истории одного простого бойца. Но ведь тысячи таких бойцов и спасли нашу Россию, наш народ, нашу родину.
Выбранную тему я хочу развивать и дальше, не останавливаясь на военном периоде, например, изучать генеалогическое древо своей семьи или рассмотреть вклад ее отдельных представителей в развитие родного края.
Я еще не знаю, кем я буду, как сложится моя жизнь. Но я уверена, что истории о войне, рассказанные прадедом в его письмах нашей семье, я передам и своим детям, чтобы подвиги простых бойцов не были забыты. Много нового и интересного я узнала о своем прадедушке, готовя этот материал, и моя гордость за него – это невидимая нить, которая называется Связь поколений. В будущем и эту гордость я обязательно передам своим детям.
Я достигла поставленной цели, соприкоснулась с историей семьи, а значит страны. Я буду помнить своего дедушку, гордиться им и о его судьбе расскажу своим детям и внукам, надеюсь, что и они сохранят его в памяти. Память о нем будет жить в наших сердцах.
Вывод: Человек должен любить свою родину. Россия – наше Отечество. Здесь жили наши деды и отцы. Любовь к родине начинается со знания своего прошлого.
Целью моей работы было составление жизнеописания пути моего дедушки. Я изучила основные события и этапы его жизненного пути, особенно, что касается трудовой деятельности и боевого прошлого. Последнее объясняется тем, что сохранилось много документов, хранящихся в домашнем архиве и на государственных сайтах.
Я верю, не прервется нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.
Список литературы:
- Семейный архив (фотографии)
- Письма прадедушки
- http://www.krasnogorskaya-zhizn.ru
- http://podvignaroda.mil.ru
- интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: Наш земляк, Павел Гаврилович Куприянов - герой войны и труда.
Данное исследование знакомит учащихся с биографией нашего земляка П.Г.Куприянова, чью жизнь можно определить одним словом - подвиг и помогает задуматься над вопросом: Есть ли в современной жизни место...
Исследовательская работа "Русские и немецкие пословицы о труде".
К русским пословицам, точнее к использованию пословиц в речи, мы привыкли; мы встречаем пословицы в произведениях художественной литературы, в устном народном творчестве (в сказках). Мы использу...
Сценарий,посвященный открытию мемориальной длски ветерану войны и труда Шириеву.Ш.Ш.
Сценарий посвященный открытию мемориальной доски ветерану войны и труда Шириеву Ш.Ш....
О ветеране войны и труда Попове А.А.
Рассказ о ветеране ВОВ, труда, почетном гражданине п. Зубова Поляна Попове А.А. Биография, военные и послевоенные годы (образование колхоза), встречи с учениками....
Встреча с ветераном войны и труда
Встреча с ветераном войны и труда...
Мемориал в п. Леонидово: история создания. Уход за могилами ветеранов войны и труда
Мемориал в п. Леонидово Сахалинской области: история создания.Уход за могилами ветеранов войны и труда...
Гордость школы. Очерки о ветеранах войны и труда
Мы часто задаем вопрос себе и окружающим: что такое героизм? Заглядываем в толковый словарь, сверяя свое понимание с энциклопедическим определением. Но точнее, чем однажды в беседе с ветеранами войны ...