Причины суицидального поведения подростков с ТМНР.
статья на тему
В статье дается краткое описание причин суицидального поведения подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_suitsidalnogo_povedeniya_podrostkov_s_tmnr.docx | 32.56 КБ |
prichiny_suitsidalnogo_povedeniya_podrostkov_s_tmnr.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины суицидального поведения подростков с ТМНР
(тяжелыми множественными нарушениями развития).
В последние годы отмечается повышенная обеспокоенность общества ростом суицидов среди подростков.
Суицид является третьей по частоте причиной смерти среди подростков после несчастных случаев и убийств в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии. [6,7] Статистические данные по России крайне тревожны: каждый третий, покончивший жизнь самоубийством, - это подросток. [6] Но это еще не все!! Россия занимает первое место в мире по количеству подростков-самоубийц! Чудовищное чемпионство! Ежегодно в РФ добровольно расстаются с жизнью около 2 500 несовершеннолетних, что составляет 12,7 процента от общего числа умерших от неестественных причин. [7] Исследователи определили несколько основных причин суицида у подростков, в т.ч. низкую популярность среди сверстников и семейную дисфункцию, которая очень распространена среди подростков коррекционной школы. [6]
Вообще, причинами отвержения может выступать любая особенность, выпуклость, акцентуированность характера подростка и то, как он справляется с ней. Если тинейджер сможет преобразовать свою особенность в позитивную черту, то взаимодействие со сверстниками будет более-менее благополучно. Если ребенок не справится с собой, будет выставлять напоказ свои особенности, или, наоборот, скрывать их, то общество сверстников может не принять такого тинейджера.
Остаются малоизученными, факторы, определяющие суицидальное поведение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Зарубежные исследователи отмечают, что в США учащиеся средних школ (9-12 классы) с ограниченными физическими возможностями достоверно чаще (в сравнении с детьми без нарушений здоровья) сообщали, что испытывают грусть и состояние безнадежности, курят, употребляют алкоголь и марихуану, а также серьезно рассматривают возможность совершения самоубийства [по 5].
По данным современных исследований, дети и подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями также относятся к группе риска по развитию суицидального поведения, определять и выявлять который необходимо с помощью скрининговых исследований. Однако на современном этапе не разработаны стратегии предотвращения суицидов у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Некоторые исследователи суицидального поведения подростков обращают внимание на то, что низкий уровень самооценки достоверно связан с самодеструктивным поведением. Факторы, влияющие на самооценку подростков, могут обеспечить лучшую защиту от самодеструктивного поведения. Низкий уровень самооценки у подростков-инвалидов зачастую связан с отсутствием физической активности и риском развития депрессии . Было обнаружено, что дети с ограниченными возможностями и низкой физической активностью относятся к группе высокого риска в аспекте причинения ущерба своему физическому и умственному здоровью.[5]
Дети с ограниченными возможностями здоровья также испытывают суицидальные мысли, как и дети без нарушений здоровья. Только в кризисной, стрессовой ситуации «особый ребёнок» чаще менее адаптивен и более уязвим из-за отсутствия навыков решения психологических и социальных проблем. Динамичность и интенсивность современной жизни повышает требования к устойчивости психики ребёнка, часто страдающей при наличии дефекта. Дети с ограниченными возможностями в связи с имеющимися сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями часто имеют сочетанные расстройства, включая нарушения эмоционально-волевой сферы, психологического развития, органические поражения ЦНС. Проявления дезадаптации обуславливают переживание психологического кризиса, совершение импульсивных поступков. Формирование аутоагрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от их индивидуальных особенностей.
Полученные сведения коррелируют с данными литературы, согласно которым 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называют разного рода школьные конфликты.[5]
Основные причины отвержения можно разделить на несколько основных групп [1,2,3,4]:
1) внешние признаки
2) личностные и интеллектуальные характеристики
3) социальная ситуация развития
4) особенности (дефекты внешнего вида, речи и т.д.)
Основная причина отвержения – непохожесть на других в любом проявлении (поведении, характере, речи и т.д.). Если подростки в группе эрудированные, творческие, самодостаточные, уверенные личности, то лидером в такой группе может стать как раз наиболее особенный. В группе подростков малообразованных, не стремящихся к познанию, «серых» тинейджеру с особенностями придется туго: скорее его подвергнут остракизму или изоляции.
Таким образом, одной из психокоррекционных тактик в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья являлось повышение мотивации к общению и обучению, познанию окружающего мира. Повышение уверенности и оказание психологической поддержки - одна из главных задач в комплексной медико-психологической и педагогической работе с помощью следующего алгоритма: «Ты можешь стать лучшим в той или иной профессии, написать значимую книгу, добиться успехов в спорте и т.п.». Обучение детей и подростков ставить реальные цели, разрабатывать реальные способы их достижения, формировать новый опыт преодоления жизненных трудностей – один из методов преодоления суицидального поведения подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Литература:
1.Карпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. М., 2002. 340 с.
2.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 1976. 352 с.
3.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984. 239 с.
4. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. СПб, 2005. 111 с.
5. Куприянова И.Е., Карауш И.С., Дашиева Б.А. Особенности суицидального поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (19). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 20.03.14).
6. Крайг Г., Бокум Д. психология развития. СПб, 2005. 940 с. Сперанский А.В. Социология ученического класса. // На путях к новой школе. № 2, 2002. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/6/2 (дата обращения: 03.07.2011).
7. Ребякин А. Изгоев крест. Очерк нравов или взгляд изнутри.// «Югорское время» № 14 (642) от 10.04.2013 URL: http://ugra-news.ru/article/27158 (дата обращения: 20.03.2014)
Предварительный просмотр:
Причины суицидального поведения подростков с ТМНР
(тяжелыми множественными нарушениями развития).
В последние годы отмечается повышенная обеспокоенность общества ростом суицидов среди подростков.
Суицид является третьей по частоте причиной смерти среди подростков после несчастных случаев и убийств в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии. [6,7] Статистические данные по России крайне тревожны: каждый третий, покончивший жизнь самоубийством, - это подросток. [6] Но это еще не все!! Россия занимает первое место в мире по количеству подростков-самоубийц! Чудовищное чемпионство! Ежегодно в РФ добровольно расстаются с жизнью около 2 500 несовершеннолетних, что составляет 12,7 процента от общего числа умерших от неестественных причин. [7] Исследователи определили несколько основных причин суицида у подростков, в т.ч. низкую популярность среди сверстников и семейную дисфункцию, которая очень распространена среди подростков коррекционной школы. [6]
Вообще, причинами отвержения может выступать любая особенность, выпуклость, акцентуированность характера подростка и то, как он справляется с ней. Если тинейджер сможет преобразовать свою особенность в позитивную черту, то взаимодействие со сверстниками будет более-менее благополучно. Если ребенок не справится с собой, будет выставлять напоказ свои особенности, или, наоборот, скрывать их, то общество сверстников может не принять такого тинейджера.
Остаются малоизученными, факторы, определяющие суицидальное поведение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Зарубежные исследователи отмечают, что в США учащиеся средних школ (9-12 классы) с ограниченными физическими возможностями достоверно чаще (в сравнении с детьми без нарушений здоровья) сообщали, что испытывают грусть и состояние безнадежности, курят, употребляют алкоголь и марихуану, а также серьезно рассматривают возможность совершения самоубийства [по 5].
По данным современных исследований, дети и подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями также относятся к группе риска по развитию суицидального поведения, определять и выявлять который необходимо с помощью скрининговых исследований. Однако на современном этапе не разработаны стратегии предотвращения суицидов у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Некоторые исследователи суицидального поведения подростков обращают внимание на то, что низкий уровень самооценки достоверно связан с самодеструктивным поведением. Факторы, влияющие на самооценку подростков, могут обеспечить лучшую защиту от самодеструктивного поведения. Низкий уровень самооценки у подростков-инвалидов зачастую связан с отсутствием физической активности и риском развития депрессии . Было обнаружено, что дети с ограниченными возможностями и низкой физической активностью относятся к группе высокого риска в аспекте причинения ущерба своему физическому и умственному здоровью.[5]
Дети с ограниченными возможностями здоровья также испытывают суицидальные мысли, как и дети без нарушений здоровья. Только в кризисной, стрессовой ситуации «особый ребёнок» чаще менее адаптивен и более уязвим из-за отсутствия навыков решения психологических и социальных проблем. Динамичность и интенсивность современной жизни повышает требования к устойчивости психики ребёнка, часто страдающей при наличии дефекта. Дети с ограниченными возможностями в связи с имеющимися сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями часто имеют сочетанные расстройства, включая нарушения эмоционально-волевой сферы, психологического развития, органические поражения ЦНС. Проявления дезадаптации обуславливают переживание психологического кризиса, совершение импульсивных поступков. Формирование аутоагрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от их индивидуальных особенностей.
Полученные сведения коррелируют с данными литературы, согласно которым 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называют разного рода школьные конфликты.[5]
Основные причины отвержения можно разделить на несколько основных групп [1,2,3,4]:
1) внешние признаки
2) личностные и интеллектуальные характеристики
3) социальная ситуация развития
4) особенности (дефекты внешнего вида, речи и т.д.)
Основная причина отвержения – непохожесть на других в любом проявлении (поведении, характере, речи и т.д.). Если подростки в группе эрудированные, творческие, самодостаточные, уверенные личности, то лидером в такой группе может стать как раз наиболее особенный. В группе подростков малообразованных, не стремящихся к познанию, «серых» тинейджеру с особенностями придется туго: скорее его подвергнут остракизму или изоляции.
Таким образом, одной из психокоррекционных тактик в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья являлось повышение мотивации к общению и обучению, познанию окружающего мира. Повышение уверенности и оказание психологической поддержки - одна из главных задач в комплексной медико-психологической и педагогической работе с помощью следующего алгоритма: «Ты можешь стать лучшим в той или иной профессии, написать значимую книгу, добиться успехов в спорте и т.п.». Обучение детей и подростков ставить реальные цели, разрабатывать реальные способы их достижения, формировать новый опыт преодоления жизненных трудностей – один из методов преодоления суицидального поведения подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Литература:
1.Карпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. М., 2002. 340 с.
2.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 1976. 352 с.
3.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984. 239 с.
4. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. СПб, 2005. 111 с.
5. Куприянова И.Е., Карауш И.С., Дашиева Б.А. Особенности суицидального поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (19). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 20.03.14).
6. Крайг Г., Бокум Д. психология развития. СПб, 2005. 940 с. Сперанский А.В. Социология ученического класса. // На путях к новой школе. № 2, 2002. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/6/2 (дата обращения: 03.07.2011).
7. Ребякин А. Изгоев крест. Очерк нравов или взгляд изнутри.// «Югорское время» № 14 (642) от 10.04.2013 URL: http://ugra-news.ru/article/27158 (дата обращения: 20.03.2014)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
суицидальное поведение подростка
В материале кратко раскрыты возростные категории детей совершающих суицид, причины , которые могут привести подростка к суициду. Приведены поведенческие реакции подростков на которые следует...
Причины суицидального поведения подростков, способы преодоления
И.П.Павлов писал: «...Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель»). Роль психологических факторов в формировании суицидального поведения велика, однако их необходимо рассматривать в со...
Индикаторы суицидального поведения подростков (причина, признаки, профилактика)
Индикаторы суицидального поведения подростков (причина, признаки, профилактика)...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Консультация для педагогов на тему: "Причины суицидального поведения подростков".
В консультации освещены причины и методы работы с обучающимися "группы риска"....
Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).
Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....
Причины суицидального поведения у детей.
Причины суицидального поведения у детей....