Как настроиться на рабочий лад?
статья на тему
Выдержки из журналов ИД "Первое сентября" помогут педагогу настроиться на рабочий лад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastroitsya_na_rabochiy_lad_pedagogu.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Как настроиться на рабочий лад?
Начать предлагаю с ресурсов Издательского дома «Первое сентября», где материалов за годы работы накопилось великое множество. По счастью, есть ваш покорный слуга, который готов профессионально погружаться в пучину сети, дабы извлекать жемчужины. Такие, как, например, статьи из архива газеты «Школьный психолог»: элементы саморегуляции для учителей (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200303206) или техника психологической безопасности в работе педагогов (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200303613). Стоит заглянуть и в кладовые фестиваля «Открытый урок», в разделы «Школьная психологическая служба» (http://festival.1september.ru/articles/subjects/24), где содержится масса полезных статей, от работы учителя по адаптации школьников до «Приемов психологического настроя на урок»http://festival.1september.ru/articles/607118/.
А вот, например, статья для школьного психолога, который может помочь педагогам настроиться для работы с родителями и детьми «группы риска» (http://festival.1september.ru/articles/625263/).
Записать в свою записную книжку алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации можно по адресуhttp://nsc.1september.ru/2003/39/4.htm, а как найти выход из стрессовой ситуации, можно узнать на портале Педсовет.су (http://pedsovet.su/load/338-1-0-23673).
На сайте «Ваш психолог» обнаружился целый раздел, посвященный тренингам педагогов (http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers). Здесь вы сможете освоить упражнения для развития рефлексии, научиться самодиагностике психического здоровья, поработать с разными технологиями педагогического взаимодействия.
Также, если заглянуть на ветку форума «Психологическое здоровье педагога» сайта Педсовет.орг (http://pedsovet.org/forum/topic5781.html), можно ознакомиться с приемами психогимнастики и борьбы со стрессами, почитать советы классному руководителю…
Кстати, на этом же форуме висит опрос, где 84% учителей указали, что на их самочувствие влияет организация рабочего времени. «Никогда не уставать и везде все успевать» – вот мечта! Но чудес не бывает, однако попробовать научиться грамотно распределять задачи, расставлять приоритеты и находить время на их эффективное решение можно. Пройдите тренинг «Тайм-менеджмент для учителя» по адресуhttp://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/trening-taym-menedzhment-dlya-uchitelya-kak-uspevat-zhit-i-rabotat, полистайте статьи «Тайм-менеджмент для педагогов» на портале Завуч.инфо (http://www.zavuch.info/methodlib/97/59517) и «Тайм-менеджмент – управление временем» на Педсовете.су (http://pedsovet.su/publ/67-1-0-1428), запишитесь на модульные дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» http://edu.1september.ru/module/.
С новым учебным годом!
СОЗДАЙ СЕБЕ НАСТРОЕНИЕ Элементы саморегуляции для учителей |
Поговорим об учителе, о том, как он себя чувствует на уроке при возникновении конфликтной ситуации.
Наверное, у каждого из нас они возникали, и мы действовали в них в соответствии с собственным опытом, темпераментом, с наличием в той или иной степени ресурсного состояния.
Хочется спросить, а что вы чувствовали в такие моменты?
— Досаду. К ним со всей душой, хочется хоть чему-то научить, а они!..
— Раздражение. У меня тема, надо быстрей ее дать, а там разговоры.
— Безысходность. На минуту заинтересуешь, а потом опять шум. Несколько человек работают, хоть бы им не мешали.
— Злость. Сидят на всем готовом, в голове пусто, так хоть бы не хамили.
И как обычно мы реагируем в такой ситуации?
— Перестань, как не стыдно, сколько можно, мы не успеем, завтра контрольная...
— Выйди вон, я докладную директору напишу, пусть разбирается...
Итак, если я правильно поняла, это — замечания, нарекания, порицания и т.п. А как мы это делаем? (Часто повышаем голос.) И приносит ли это желаемый эффект? (Редко.) Весь наш опыт говорит о том, что это малоэффективно.
А что вы чувствуете в этой ситуации?
— Вину, беспомощность, бессилие, страх, некомпетентность...
Помогает ли это разрешить ситуацию?
Наверное, нет. Да еще и настроение портится из-за того, что не сдержались, давление поднимается, сердце хватает. И потом долго переживаем из-за того, что все не так складывается, как бы хотелось. Опускаются руки, не хочется идти на работу.
Экология учительского труда — это такая тема, которая поднимается редко. Сейчас очень много говорят о детях, об их проблемах. Не умаляя значения детских проблем, хочу все-таки сказать, что учитель, находясь в ресурсном состоянии, сможет гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье детей.
Например: вы едете в троллейбусе в прекрасном настроении, ощущение такое, что можете горы свернуть. Троллейбус дергается — массивный мужчина наступает вам на ногу. Что делаете вы? (Доброжелательно, с юмором выходим из ситуации.)
А теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? (Кричим, обижаемся, злимся. Даже слезу пускаем...)
А в чем разница? В ресурсном состоянии.
Сейчас я хочу вам предложить несколько упражнений, которые помогут активизировать ваши ресурсы. Хочу напомнить, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, что вы в действительности хотите.
Поэтому давайте потратим несколько минут, чтобы привести себя в состояние, наиболее подходящее для достижения положительного результата, то есть в состояние умиротворения.
УПРАЖНЕНИЕ 1. «РАЗГЛАДИМ МОРЕ»
Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация).
Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала.
Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «ШАРИК»
Одна из особенностей нашего состояния в стрессовой ситуации — это напряжение всех мышц. Но напряженные мышцы не способствуют выходу из отрицательной ситуации, еще сильнее замыкая нас в ней.
Вот почему следует усвоить прямо противоположную реакцию: расслаблять мышцы во всех тех случаях, когда возникает дискомфорт или стресс.
Расслабление мышц делает практически невозможным обычное протекание стрессовой ситуации, поскольку вы уже не сможете реагировать в этой ситуации так, как прежде.
Как же достичь расслабления? Вы наверняка знакомы с различными формами аутотренинга и имеете представление о расслаблении. Я хочу вам предложить упражнение, которое позволит быстро достичь этого состояния тем, кто уже знаком с основами расслабления.
Представьте себя в какой-либо конфликтной ситуации, отметьте, как напряглись ваши мышцы. Вообразите себя туго надутым воздушным шариком. А теперь развяжите веревочку и представьте, как шарик спускается (на выдохе: с-с-с-с...).
Что вы теперь чувствуете? Повторим еще раз.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «ЗЕРНЫШКО»
Сидя спокойно, в расслабленном состоянии, представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, силе и счастье.
До нее нельзя добраться, прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа — язычка пламени, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей зыби, поверхностью.
Преисполненная глубокой умиротворенностью и радостью, спокойствием и силой, она находится в полной безопасности. Она там — глубоко в вас.
Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или это озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — вы сами.
Представьте, что этот потаенный центр всегда пребывает в вас, оставаясь там таким же спокойным и тихим, через какие бы трудности вы ни проходили, и что, если вы захотите, то можете научиться в любой момент припоминать, что эта частица есть внутри.
А теперь представьте конфликтную ситуацию, когда-либо бывшую в вашей жизни. Войдите в нее. Что вы чувствуете? Вспомните о вашей внутренней частице умиротворенности, счастья и силы. Увеличьте ее до размера вашего тела. Что вы теперь чувствуете?
УПРАЖНЕНИЕ 4. «ПРОШЛОЕ»
Представьте, что вам повезло и вы проводите свой отпуск в Италии и беззаботно рассматриваете развалины древней Помпеи. День тихий и солнечный. Оглядываясь вокруг, вы видите свидетельства повседневной жизни прошлого: улицы, дворики, дома... Сотни лет тому назад здесь жили люди, работали, общались, создавали семьи.
Представьте, что в этом тихом месте вы увидели колонну, на которой начертана надпись: «Сегодня я преисполнен ужасом и гневом — ученик нагрубил мне». Обратите внимание, как вы себя чувствуете. Возможно, вы ощутите некоторое сочувствие и даже симпатию к написавшему, но практически останетесь спокойными.
Затем представьте себя этим человеком, вообразите, что проблема, начертанная на колонне, — ваша, и что с того времени, как все это случилось, прошло почти две тысячи лет. При этом обратите внимание на то, какие ощущения вызывает у вас эта проблема.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК»
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.
А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4–5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе.
Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы?
Мы сделали с вами несколько упражнений, одни из которых успокоят вас, когда вы наедине с собой («Прошлое», «Зернышко», «Внутренний ребенок»), другие помогут быстро в любой ситуации («Разгладим море», «Шарик»).
А когда вы освоите их все, то и «Зернышко», и «Внутренний ребенок» можно будет использовать непосредственно в конфликтной или любой другой ситуации, где вы ощущаете дискомфорт.
Многие эксперименты обнаружили, что существует лишь один фактор, который реально препятствует успешному самоуспокоению, и этот фактор — непонимание того, что самоуспокоение может быть достигнуто произвольно.
Большинство людей не осознают, что сами создают собственное настроение и, следовательно, сами могут изменить его, и что такие изменения вполне естественны и нормальны.
Если вы себе позволите, то вполне можете привести себя в следующее спокойное состояние: «В целом все нормально, а теперь давай-ка посмотрим, что же я могу сделать с этой проблемой, в этой ситуации?»
Даже если вы не сразу найдете, как ситуацию разрешить, вы сохраните свое здоровье и не будете усугублять негативных отношений с учащимися, так как перестанете кричать и раздавать оценочные суждения, что, надо признать, не нравится никому.
Постепенно ситуация изменится, поскольку изменится реакция на нее. И если раньше вы позволяли манипулировать вами (ученики нажимали соответствующие кнопочки, а вы выдавали соответствующее поведение), то теперь вы становитесь хозяином своего поведения.
А это уже достижение. С этим уже легче жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Релаксационные настрои, упражнения и балетотерапия.
Общеизвестно, что в наше время дети испытывают огромное напряжение в эмоционально-психологической , умственной сферах в период учебы. Большие нагрузки сказываются на здоровье ребенка, на его поведении...
"Релаксационные настрои, игры и "балетотерапия" на занятиях в группе продленного дня".
Общеизвестно, что в наше время дети испытывают огромное напряжение в эмоционально-психологической , умственной сферах в период учебы. Большие нагрузки сказываются на здоровье ребенка, на его поведении...
Формирование эмоционального настроя
Выступление на заседании педагогического совета школы по теме "Формирование эмоционального настроя учащихся"...
Педагогические настрои
Настрои для педагогов различной направленности....
Научная статья по теме: Создание эмоционального настроя учащихся на уроках химии
Статья поможет педагогам интегрировать литературные произведения на уроки химии, повышая эмоциональность урока....
Статья: "Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках изобразительного искусства"
Статья об использовании современных компьютерных технологий на уроках ИЗО для формирования у учащихся позитивного эмоционального настроя....