ОТЧЕТ о работе в рамках инновационной деятельности МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
статья на тему
Здесь приводится текст отчета, с которым автор выступила на Межрегиональной конференци .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель социокультурного развития образовательного учреждения. | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
ОТЧЕТ
ПО ИТОГАМ РАБОТЫ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме
МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
ТЕМА : ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Методическое объединение учителей гуманитарных дисциплин принимало активное участие в общешкольном инновационном проекте по программе « Духовно-нравственное воспитание и социокультурное развитие учащихся в процессе проектной деятельности». Основная задача, поставленная перед участниками роекта – это духовно – нравственное воспитание и социокультурное развитие школьников в процессе проектной деятельности
Для успешного выполнения этой задачи на первое место выдвигается обновление содержания гуманитарного образования школьников.
Предметы гуманитарного цикла, (литература, мировая художественная культура, история, обществознание) имеют важнейшее значение в воспитании и становлении духовно богатой гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и высокими эстетическими потребностями.
Проектная деятельность в рамках изучения литературы была направлена на освоение культурных традиций, культурного потенциала прошлого, признание непреходящего значения духовных ценностей народа.
А также на активизацию учебно-познавательной деятельности школьников через
- развитие образного мышления и языка учащихся;
- воспитание художественного вкуса и творческого отношения к слову;
- воспитание потребности в чтении, культуры чтения
- осознание значения литературы в системе культуры, а также своеобразия литературы как искусства;
- овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету;
- через возрождение утерянных критериев нравственности;
- через утверждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью своего отечества, своего народа,
- и воспитание гуманистического сознания по отношению к другим народам и человечеству в целом;
- через глубокое восприятие ими гражданских и патриотических идей;
- осознание неразрывной связи между историческими эпохами и отражением основных общественных идей эпохи в литературе и других видах искусства.
Для проведения работы было выделено специальное время из школьного компонента, которое в основном посвящалось глубокому и всестороннему анализу художественных произведений через организацию проектной деятельности учащихся и экскурсионную работу, которая в качестве итогового продукта предлагала проект и его презентацию.
Для организации и согласования хода работы в начале года участники проекта проводят круглый стол, где намечаются планы и формы работы, а также формы готового продукта и сроки его подготовки. Обсуждение хода работ проводится не реже 1 раза в четверть на совместном заседании.
Необходимость участия в коллективном проекте стимулирует личный читательский интерес, заставляет ребенка расширять свой кругозор, развивать общеучебные навыки, как то : работа с дополнительной литературой, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос .
Так, по результатам первого года эксперимента проводилось анкетирование учащихся с целью выяснения повышения степени читательского интереса, выявления их личностного отношения к новым формам работы над художественным произведением и оценки своей роли в коллективной деятельности.
2. Цели и инновации, разработанные в ходе проектной деятельности.
Наш инновационный проект ставит проблему формирования мировоззрения. А значит, и целью эксперимента, безусловно, должна стать организация учебной деятельности на активной основе, через целесообразную деятельность школьника. Цель работы - формирования мировоззрения через усвоение культурных ценностей человечества требует сделать познавательную деятельность целесообразной для ребенка, отвечающей его личным интересам и целям. Работа в рамках эксперимента заставила искать новые формы организации работы учащихся, которые бы:
- формировали более активную и самостоятельную позицию учащихся в
процессе образования;
- развивали их исследовательские навыки;
- формировали бы умения, сопряженные с опытом их применения в
практической деятельности, т.е. компетенции;
- были направлены на развитие познавательного интереса школьников.
Наиболее приемлемой формой в условиях сегодняшней общеобразовательной школы является метод проектов, в основе которого лежит направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результативность решения той или иной практической или теоретической учебной задачи.
Использование метода проектов как формы учебной деятельности предполагает некоторые изменения в школьной практике. В частности, для успешной подготовки проекта ученики должны иметь возможность на всех этапах работы над проектом консультироваться с руководителем проекта ( учителем). Проектный метод, взятый как составляющая общеучебного процесса, помогает в осуществлении индивидуального подхода и ориентированности содержания образования на личность обучаемого. В нашем случае было выделено время из школьного компонента для организации проектной деятельности. Безусловно, метод проектов не может и не должен заменить традиционные формы учебной деятельности, но высвобождение некоторого количества учебного времени на проектную деятельность необходимо и полезно.
Проектная деятельность весьма разнообразна. Она, во-первых, предполагает разного рода групповые презентативные формы деятельности – коллективные проекты- инсценировки, монтажи, спектакли, презентации. Экскурсионные проекты, связанные с изучением окружающего мира, истории и культуры нашего народа, посещение духовных святынь. Очень полезно , если подобная работа будет проводиться не только в школе.
В конце 2010-11 учебного года детям было дано задание: Летний самостоятельный проект «По родному краю».
Первый самостоятельный этап проекта - это познавательная деятельность по изучению культурно-исторического наследия нашего народа во время экскурсий и поездок летом с родителями.
Сюда включалась и индивидуальная деятельность исследовательского характера. Первоначальный замысел был в том, чтобы ученики во время летнего отдыха, экскурсий и поездок с родителями отнеслись к тому , что они видят с большим вниманием интересом, и впоследствии из этих экскурсий выросло несколько межпредметных проектов, как – то:
- « Памяти писателей»;
- «Русская народная кукла»;
- « Русь изначальная» ( жизнь и быт дореволюционной Руси);
- « Русское холодное оружие и доспехи» ;
- «Русская провинция»;
- « По городам и весям».
Эти проекты включали в себя работу многих: компановались по тематике, исследовались отдельные аспекты.
Таким образом, привезенные из разных краеведческих музеев материалы и фотографии объединились в один тематический групповой проект, по которому готовилась общая презентация.
Организация проектной деятельности школьников.
Для успешной реализации проектной деятельности требуются дополнительные ресурсы. Во-первых, ресурсы времени. Научную и практическую организацию экспериментальной проектной деятельности должен осуществлять учитель - предметник в специально отведенное для этой деятельности время не в ущерб основной учебной деятельности.
Кроме того, понадобится дополнительное оборудование и дополнительные знания для овладения этим оборудованием. Реализация проектов сегодня невозможна без овладения информационно – компьютерными технологиями и мультимедийным оборудованием. Современная мультимедийная техника должна находиться в распоряжении каждого учителя, руководящего проектами.
Роль учителя в проектной деятельности заключается в создании условий для расширения познавательных интересов детей, а также возможностей их самообразования. На учителя ложится роль генератора идей и развития интересов учащихся. Его задача - сделать работу над проектом интересной для учеников. Учитель как руководитель проекта должен стимулировать самостоятельную активность учеников, их творческий потенциал и изобретательность.
В 2011-12 учебном году мы направили работу классов среднего звена общеобразовательной школы изучение творчества Н.В. Гоголя .
Поэтому проектная деятельность в рамках экспериментальной работы во всех параллелях была направлена именно на это.
В начале года был разработан план мероприятий по подготовке к проектной деятельности по творчеству Н.В.Гоголя
Проектная деятельность должна контролироваться на каждом этапе работы. Для этого созданы карты планирования и контроля, в которых отражен поэтапно процесс работы над проектом с отражением хода работы.
Карта планирования и контроля проекта
« Что в имени тебе моем …»
№ этапа работы | Содержание этапа работы | Форма работы | ответственный | срок |
1 этап | Определение формы представления проекта (костюмированная викторина). Разработка каждого тура викторины | Круглый стол | Селезнева К.А. Сидорова Т.П. | 15 - 20 октября 2011 |
2 этап | Распределение на разновозрастные команды 6-10 класс, выбор капитанов команд Информационно – компьютерное сопровождение проекта | Круглый стол Подготовка презентации | Селезнева К.А., Сидорова Т.П. Селезнева К.А. Сидорова Т.П. | ноябрь |
3 этап | Подготовка вопросов викторины, кроссвордов, рисунков | Индивидуально-групповая работа | Селезнева К.А. Сидорова Т.П. | ноябрь- декабрь |
4 этап | Тренинги участников команд | групповая | Селезнева К.А. Сидорова Т.П. | декабрь |
5 этап | Представление проекта | Общешкольная викторина | Команды и их тренеры | 16 января 2012 |
6 этап | Самооценка и самоанализ | Круглый стол | Тренеры и участники проекта | 19 января |
Конечным продуктом является презентация проекта «Что в имени тебе моем… Сцены из произведения Гоголя «Ночь перед Рождеством и викторина по произведениям Н.В.Гоголя». Конечный продукт был заранее определен. Определена его практическая польза.
Данный общешкольный проект включал в себя ряд индивидуальных и групповых проектов)
Преимущество индивидуальных проектов перед групповыми .
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах работы над проектом от постановки задачи до конечного продукта. Он приобретает и исследовательские навыки, презентационные, творческие, учится самоанализу и самооценке. Кроме того, индивидуальный проект развивает чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
В ходе работы над проектом формируется опыт ребенка «быть личностью», то есть опыт осмысленного поведения в мире. Помимо выхода готового продукта есть и внутренний, так сказать, личностный результат для учащегося – это осмысление и оценивание своей деятельности,
Индивидуальные, или персональные, проекты активно включались в процесс работы по популяризации произведений Н.В. Гоголя».
К таким проектам относится, в первую очередь,
- иллюстрирование,
- составление кроссвордов,
- оставление литературно – художественных композиций
Как промежуточный этап в подготовке общешкольного проекта был проведен конкурс иллюстраций и конкурс чтецов, декламировавших отрывки из произведений великого сатирика, демонстрирующих « видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы», участники которого были награждены грамотами и дипломами.
Практическая польза от подобного вида деятельности очень велика, так как каждый ребенок в той или иной форме участвовал в подготовке или представлении проекта. Участие в проекте повышает личную заинтересованность школьника в общем деле.
Данный проект совмещает в себе 2 типа
информационный ( так как требует изучения дополнительного материала об истории жизни и творчества Н.В.Гоголя, а также для составления вопросов викторины, выбора текстов для чтения наизусть. Иногда учащиеся в процессе работы сталкивались с произведениями , которые не входят в школьную программу по литературе.
и творческий (иллюстрирование, составление и оформление кроссвордов, художественная декламация отрывков из произведений Гоголя, инсценировки).
По характеру подготовки этот проект является коллективным, но его конечный продукт в вышел далеко за рамки одного класса, превратившись в общешкольный праздник.
Эффективность данного проекта обусловлена следующим:
- произведения Гоголя как объект содержания образования по литературе изучены всесторонне;
- участие в проекте формирует креативное мышление и поведение обучаемого;
- проект позволяет соединить в конечном продукте теоретические познания , полученные в процессе изучения произведений Гоголя, их жанровых и художественных особенностей и собственное личностное и творческое начала ,основанные на личном жизненном опыте.
- работа над индивидуальным и участие в коллективном проекте заставляет ребенка применить массу полученных ранее умений и навыков и приобретать новые.
Результативность эксперимента определяется качеством итогового продукта. В общем виде к итоговому продукту эксперимента относятся :
- тематические и календарно тематические планы;
- разработанные карты планирования и контроля
- разработанные методики организации проектной деятельности учащихся;
- готовые проекты учащихся, созданные в рамках эксперимента.
Для выявления эффективности эксперимента
Проводились диагностические тестовые работы по выявлению остаточных знаний по основным разделам программы по литературе, которые показали, что участие в проектной деятельности развивает полезные общеучебные умения и навыки, а также способствует личностному росту ребенка.
Литература относится к предметам, формирующим не только специальные и общеучебные знания и умения, но служит незаменимым средством духовно-нравственного воспитания и социокультурного развития школьников..
В ходе работы по в рамках инновационного проекта «МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. » заметно повысилось качество знаний по литературе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность как основа системного развития школы
В данной разработке представлено концептуальное ядро научно-методической и инновационно-преобразующей деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности
Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...
Опыт реализации модели социокультурного системного развития образовательного учреждения в московской школе №12
В статье представлен опыт школы №12 по опыту реализации модели социокультурного системного развития....
Отчет о работе в региональной инновационной площадке "Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности" в 2014-2015 гг. в МБОУ города Мценска "Средняя общеобразовательная школа №4"
Отчет о проделанной работе в площадке "Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности"...
Отчет о работе в региональной инновационной площадке «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности» в 2015-2016 гг. в МБОУ города Мценска "Средняя общеобразовательная школа №4"
Отчет о проделанной работе в площадке «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности»...
"Здоровьсбережение в рамках инновационной деятельности" Статья по обобщению педагогического опыта.
Данная статья рассматривает особую организацию коррекционно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы) для обучающихся со сложной структурой дефекта в у...
Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» МБОУ "СОКШ №4" за 2020-2021 учебный год.
Отчет о работе (мониторинг) по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотич...