Измененения в культуре России в 1 четверти 18 века.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Цель урока: познакомить учащихся с достижениями в русской культуре в 1 чеиверти 18 века и определить значение знаний для современных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изменения в культуре в 1 четверти 18 века | 186 КБ |
Преобразования в культуре при Петре 1 | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по учебному предмету «История»
7 КЛАСС Тема урока: Изменения в культуре России в 1 четверти 18 века;
УМК:
Данилов А. А. История России. Конец 16-18. 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М. : Просвещение, 2012.
Данилов А.А .История России. Конец 16-18. 7 класс рабочая тетрадь / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина .— М.:Просвещение, 2013.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 7 класс.- М.:Вако, 2013.- 336 с. - (В помощь школьному учителю).
Тип урока:учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний.
Цель урока:
познакомить учащихся с достижениями русской культуры 1 четверти 18 века;
определить значение знаний о русской культуре для современных людей;
Задачи урока:
1. Воспитание патриотизма ,уважения к истории и традициям нашей Родины.
2.Анализировать используемые материалы с точки зрения тематики урока; 3.Научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее;
4.Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с культурными и этнонациональными традициями нашей Родины.
Образовательные ресурсы : Учебник &18-19; Презентация « Петр 1 культурные преобразования»риложение 1); Портреты: Петра 1 ;Цесаревны Анны; гравюра с видом Петербурга; путеводные листы с заданиями(приложение 2).
Форма обучения:урок — экскурсия;
Основные понятия:светская культура, цифирные школы, Кунсткамера, гравюра.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Учащиеся научатся :использовать репродукции картин художников при рассказе об исторических событиях ; работать в группах;
объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; осмысливать теоретический материал;выполнять познавательные и проблемные задания.
Получат возможность научиться:проводить логические параллели между потребностями экономики и вниманием государства к развитию образования.
Метапредметные УУД: Регулятивные:анализируют эмоциональное состояние полученные от успешной не успешной деятельности осуществляют контроль деятельности и пооперационный контроль.
Познавательные УУД: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные: «удерживают» логику повествования устанавливают и соблюдают очередность действий сравнивают полученные результаты.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. 2.Мотивационно-целевой этап. 3.Актуализация знаний. 4.Введение в новый материал. 5.Работа по теме урока. 6.Первичное осмысление и закрепление изученного. 7.Итоги урока. Рефлексия. 8.Домашнее задание. | Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм. Учитель читает стихотворение о Петербурге Учитель задает вопросы : Вы знакомы с автором этого стихотворения ? О каком городе идет речь ? Знакомились ли вы с темой Петр 1 ? Подумайте какую оценку в своих произведениях Пушкин дает Петру 1? Учитель зачитывает два противоречивых мнения о Петре 1
А как мы можем охарактеризовать деятельность Петра 1? Дискуссионная беседа Учитель пишет тему и план урока на доске 1Образование 2Научно -технические знания 3Архитектура 4Изобразительное искусство 5Изменения в быту Задание на урок: Учитель предлагает совершить экскурсию и раздает путеводные листы Показ слайдов «Преобразования в культуре при Петре 1» Показ слайда на интерактивной доске Учитель показывает слайды Аптекарский огород Яков Брюс Сухарева башня Цифирная школа Средние школы Арифметика Магницкого Алфавит при Петре 1 1 русский музей Кунсткамера Учитель задает вопрос: Показывает слайды Вид Санкт — Петербурга Вид Зимнего дворца Трезини Петропавловская крепость Петропавловский собор Александро -Невская лавра летний дворец Петра 1 Здание 12 коллегий Леблон Летний сад Дом для именитых Коробов Пантелемоновская Церковь Учитель задает вопрос: Учитель показывает слайды Матвеев «Автопортрет с женой» Никитин Напольный гетман Петр 1 Портрет канцлера Головкина Свадьба цесаревны Анны Показ слайдов Виды Петербурга гравюры Зубова Скульптуры в летнем саду Самостоятельная работа с текстом. Учащиеся должны найти ошибку в тексте. Учитель задает вопросы по теме урока Обобщающая беседа. Оценивание учащихся за работу на уроке. §18-19, вопросы с. 143. Дать характеристику деятельности Петра 1. (Эссе) | Приветствует учащихся На берегу пустынных волн ...И думал он: «Медный всадник» Пушкин « В целом ряде мероприятий, из коих значительная часть именно выпала на долю Петра, он показал себя художником, человеком, обладающим своеобразным вкусом и знающим толк в прекрасном»А. Бенуа. Что реформы Петра была насильственны, в этом мало кто сомневается. Он как будто нарочно переходил от одной циничной выдумки к другой еще более оскорбительной для чужого достоинства и совести.» П. Милюков. Вы познакомились с реформами Петра ,перечислите их. Реформы Петра 1 в области экономики и в области управления были противоречивы. -Какую область жизни еще затронули преобразования Петра 1? - Кардинальные изменения произошли и в культуре.
-Докажите, что реформы в области культуры носили светский характер? Я предлагаю совершить экскурсию в исторический музей. Как назовем наш музей? получите путеводные листы которые надо заполнить в ходе экскурсии ,надо быть очень внимательными!!! Мы попадаем в зал образование и наука Давайте поговорим о науке, образовании, просвещении. С начала XVIII века в России зарождается современная на тот момент европейская наука. В Аптекарском огороде в Москве (ныне это Ботанический Сад), начинаются «ростки» будущей русской биологии, ботаники как науки. В 20-х годах начинается сбор материалов по истории России, можно говорить о том, что зарождается наука история. Проводит эксперименты в Сухаревой башне Яков Брюс, злые языки говорят, что он колдун, а он астроном, наблюдает за звездами. Развиваются металлургия, горно-разведывательное дело. На Урал едут русские люди - их еще трудно назвать учеными, скорее, это люди, стремящиеся ими быть, чтобы найти руду, какие-то другие полезные ископаемые. Развивается образование, именно при Петре Великом появляются первые цифирные или цифырные школы, отдаленно напоминающие наши сегодняшние. мало, Первые светские официальные государственные школы - это Петр I. Далее открываются специализированные школы – навигацкая, артиллерийская, инженерная, морская. Все они готовили офицеров, - средне-специальными учебными заведениями. Эти школы открываются в России в первой четверти XVIII века. В связи с открытием школ появляются новые учебники - знаменитая арифметика Магницкого; в 1710 году проходит реформа алфавита, он становится более удобным; развивается скоропись, становится легче писать и читать, образование может получить большее количество людей "С 1703 года издается первая печатная газета Ведомости» Петр I, человек, не получивший образование, очень его ценил, тянулся к знаниям. Именно Петр заставлял дворянских недорослей получать образование, отсюдадействовавший два года знаменитый указ, который запрещал дворянам жениться до тех пор, пока они не получат образование. В массовом порядке несколько сотен дворянских детей отправилось получать образование заграницей. Все эти реформы, безусловно, положили начало российскому образованию, пока только среднему. Происходит прорыв в области просвещения: в 1714 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Несколько лет до этого действует первая русская библиотека. Злые языки говорили, что это не совсем музей, а кунсткамера - место, где собраны уродцы, все необычное и т.д. Но, позвольте и в передовой Европе в том числе, тогда были такими, а для XVIII века это первое в России просвещенческое учреждение. Какие потребности государства заставили проявить заинтересованность в развитии науки и образования? -Мы переходим в следующий зал - « Архитектура первой четверти 18 века» Серьезные изменения происходят и в сфере искусства, в основном это связано с будущей столицей нашей Родины - Петербургом. С 1703 года строится этот новый, абсолютно нетипичный для России город. С одной стороны - он европейский, с правильной планировкой, правильными улицами, Петр пытался их сделать параллельными и перпендикулярными. Для строительства С-Петербурга были приглашены лучшие зарубежные специалисты Леблон Трезини Растрелли У иностранных мастеров учились русские скульпторы Земцов и Коробов Наш эксперт расскажет о важнейших памятниках архитектуры Петровской эпохи
Учитель дополняет, обобщает рассказ ученика: Новые прекрасные здания в новом месте, новая столица.В архитектуре появляются типовые дома для простых людей. Немного обидно, что этот город по своему духу, по европейской правильности далековат от русской жизни. Какой архитектурный стиль преобладает в Петербурге ? Какой использовали русские архитекторы 17 века? Давайте перейдем в зал « Изобразительное искусство» Наши специалисты помогут разобраться Какой новый жанр появился при Петре 1? Выскажите свое мнение о портретной живописи 1 А Матвеева Автопортрет с женой 2 И Никитина Портрет канцлера Головкина Обзорная экскурсия закончена. Дальше мы отправляемся в Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций. Хотя в центре и работают опытные специалисты, нас могут ждать различные неожиданности. Чтобы быть к ним готовыми, нужно хорошо все знать. Сейчас в течение нескольких минут ознакомьтесь с соответствующим текстом учебника и подчеркните все произошедшие при Петре 1 изменения. -Ну а теперь послушаем рассказ специалистов Центра (после прочтения текста). Исправьте ошибку, подтвердив из текста документа с . 144-145 Вопросы: -Перечислите реформы Петра 1 в области культуры; -Оцените их значение для того времени; -Имеют ли они какое-то значение для нас ,людей 21 века; -Подтвердите , что архитектура и изобразительное искусство стали носить светский характер; -Великий русский ученый М. В . Ломоносов писал о времени Петра 1: « При Петре Великом не одни бояре и боярыни ,но и буквы сбросили с себя широкие шубы?» -Согласны ли вы с точкой зрения ученого?Поясните свою позицию. Ответили ли мы на поставленные вопрсы урока? Напишите свои впечатления об уроке на обратной стороне путеводного листа - 1 минута. -Что нового вы узнали на уроке? -Что вам осталось непонятным? -Понравился ли урок? Запишите задания в дневник. | Приветствуют учителя Дети отвечают на вопросы высказывают свое мнение На уроках литературы и на предыдущих уроках истории Дети отвечают на вопрос. Высказывают свое мнение на основе предыдущих знаний. Дети называют и дают короткую характеристику петровских реформ. Дети отвечают: (наука, архитектура, искусство, литературу, культуру Формулируют тему «Изменения в культуре в 1 четверти 18 века» Называют направления: образование, научно-технические знания, архитектура, изобразительное искусство, изменения в быту . Предлагают название музея. Дети знакомятся с планом экскурсии в путеводном листе. Просматривают презентацию и делают записи в путевом листе. Учащиеся высказывают свое мнение. Ученик рассказывает о строительстве Петербурга Начальной датой основания Санкт-Петербурга стал день 16 мая 1703 года, когда в устье реки Невы на Заячьем острове Петр 1 заложил крепость, которая предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Назвали крепость Петропавловской, так как на ее территории была возведена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.Название имело символическое значение :город в устье невы по замыслу царя был призван стать ключом к Балтийскому морю ( ведь апостол Петр являлся обладателем ключей от рая ) В 1712 году швейцарский архитектор Трезини основал на территории крепости каменный Петропавловский собор, где находится усыпальница царей - от Петра 1 до Николая 2.Наряду с Заячьим островом важнейшей составной частью Санкт - Петербурга является Васильевский остров. С 1713 года на его Стрелке начал функционировать петербургский порт. На этом острове были возведены первые крупнейшие здания Санкт-Петербурга - палаты Александра Даниловича Меньшикова - друга и помощника Петра 1.(здесь проводились приемы иностранных послов);Петр 1 в детстве привык к московским садам. Он испытывал сильное влияние голландского стиля. Поэтому в центре Санкт-Петербурга царь размещает Летний сад. А на углу у набережной Невы был построен двухэтажный Летний дворец Петра 1.С 1714 года начинается время большой застройки Петербурга, подчиненной определенному плану. В центре и на набережных разрешалось строить только каменные дома.В 1705 году по приказу Петра 1 на южном берегу Финского залива появился дворцово-парковый ансамбль Петергофа - это загородная императорская резиденция с поразительными фонтанами и каскадами.
Дети отвечают на вопросы и заполняют путеводные листы Следующий ученик расказывет о Портретной живописи художники Матвеев, Никитин , Зубов, а первым жанром абсолютно светской русской живописи будет портрет. Основоположник русской светской живописи стал Иван Никитич Матвеев получивший возможность обучения в Италии Его знаменитые портреты : Напольный гетман, Петр 1 ,Портрет канцлера Головкина Дает краткую характеристику «Автопортрета Матвеева с женой» и Никитина «Портрет канцлера Головкина» Гравюра пришла к нам из Европы Она завоевала свою популярность из-за дешевизны,она широко использовалась в учебной литературе, газетах календарях Известный мастер -гравер был Зубов Его знаменитые работы вид Петербурга Летний дворец Петропавловская крепость Ученики обсуждают портреты, делятся впечатлениями. Ученики самостоятельно работают по теме изменения в быту. Ученик читает текст с ошибками исправляют все вместе: Петр I ввел новое летосчисление - не от сотворения мира, как было раньше, а от дня восшествия на престол династии Романовых. Поэтому вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, а с 1 марта. На Новый год ввели традицию украшать дома сухой травой, ветками березы.А также был создан первый в России общедоступный театр, для него в Петербурге на окраине города было построено специальное помещение. На манер стран Западной Европы Петр 1 ввел новые формы развлечений: праздники с фейерверками и маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, которые стали устраивать в крестьянских домах. Особенностью этих собраний стало то, что женщинам было туда появляться запрещено. Вечер проходил в беседах, обсуждении новостей, танцах. Но кушать на таких мероприятиях было запрещено. Для того чтобы люди знали правила поведения в ассамблеях, на приемах и в других общественных местах, вышло в свет специальное пособие с правилами хорошего тона, которое называлось “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Высказывают свое мнение. Ученики делятся впечатлениями и отвечают на вопросы . Самооценка и взаимооценка за работу на уроке. Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культура России в XVII веке"
Презентация содержит сведения по архитектуре, живописи, просвещению России в XVII веке. Предназначена для учащихся 7 класса....
Интегрированный урок (музыка, ИЗО, история) по теме "Культура России в 19 веке. Живопись, музыка."
Интегрированное занятие, объединяющее предметы – музыка, история и ИЗОИдея интегрированного урока – музыка, ИЗО, история - основана на комплексности подхода к обучению. Применение междисциплинар...
Презентация к конспекту по теме "Культура России в 17 веке"
Презентация как иллюстрация к уроку...
Опорный конспект к уроку по теме "Культура России в 17 веке"
Вспомогательный материал к уроку по русской культуре 17 века...
Культура России начала XX века. Образование и наука.
Презентация к уроку истории по теме "Культура России начала XX века" в 9 классе поможет учащимся создать представление о достижениях русских ученых в области науки и преобразованиях в системе образова...
Культура России начала XX века. Образование и наука. К.Э. Циолковский.
Презентация о деятельности К. Э. Циолковского дает учащимся возможность познакомиться с научными достижениями великого русского ученого - основоположника ракетостроения....
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...