Эссе "Я-Учитель"
статья по теме
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
Я -учитель
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.
С.Я.Маршак.
Вместо предисловия
В школу пришел окольными путями. Так получилось. Пригласили в свою родную школу. Согласился с трудом. Знал, что значит работать в школе. Отец - Почетный работник общего образования РФ , 32 года преподавал уроки физической культуры в школе. Потом и сам не заметил , как водоворот школьной жизни втянул в себя. Стало интересно, не оставалось времени на раздумья: оставаться или нет. Не хотелось отставать от других. А школа- одна из лучших в районе. Коллектив учителей – одна команда, в которой каждый знает свое место и понимает свою ответственность. Было ясно: здесь не просто работают, здесь трудятся в поте лица…
*****
В жизни каждого человека независимо от того, сколько ему лет, бывают и огорчения, и радости, и любовь, и восторг, и ревность. Но чувства эти проявляются по-разному. И многое зависит от того, как воспитывался человек. В детстве переживания бывают особенно остры, а ум ещё недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить всё происходящее вокруг. В детстве нет незаметных происшествий. Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но только через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки зла погубили их. И задача каждого взрослого – помочь взойти семенам добра. И, несомненно, главную роль в этом процессе играет учитель.
Настоящее время часто называют временем перемен. Эти перемены, в первую очередь, в связаны с жизнью современной школы. Изменяются учебные планы, программы и учебники, разрабатываются альтернативные системы обучения, появляются школы нового типа.
В школе ребёнок впервые знакомится с новыми социальными ролями, получает определённый багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесёт через всю жизнь. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени, точнее, по возможности даже опережали его.
Родители обычно требуют: «Дайте ребёнку всё. Дайте им знания. Дайте». Но это же не столовая, где тебе выдают, а ты берёшь. А как сделать так, чтобы ребёнок захотел взять то, что ему дают, навязывают. Как создать ситуацию, как заинтересовать его? У ребёнка нормальная реакция – зачем мне это надо. Порой смотришь на ребят, которые гоняют футбол, выступают на сценах, участвуют в конкурсах, состязаниях, на их открытые лица, на их умение организовать команду, на их быструю реакцию, на смекалку, фантазию и на тех же мальчишек и девчонок, которые сидят за столом и слушают урок – это совсем другие люди. Конечно, на сцене, в спортзале, на площадке они живые, настоящие дети. Ведь все мы живём сейчас, настоящим, так почему же они должны только готовиться к жизни, а не жить? Маршаковские слова просто замечательны. Дети должны жить. Поэтому тебе, учитель, остаётся сделать вместе с ними эту самую жизнь. Проживать с ними эту жизнь – вот одна из главных задач педагога.
Но, как это сделать?
Мир детской души… Простой и знакомый на первый взгляд, а в действительности очень сложный и неизведанный. В нём уже своя первая радость или первая горечь, первая правда или первая ложь. Кто виноват в этом? Кто оставил первый добрый или злой след?
Учитель, ты наставник и друг учеников. Сумей на всё найти ответ. Постучись в мир детской души и пусть тебе откроют. Пусть тебе поверят, поведают – что радует и что гнетёт. Заслужи это! Своим сердцем, тактом и вниманием.
Но современный ребёнок попал под пресс неблагоприятных факторов. В нашем обществе объявлен сигнал SOS: его захватили пьянство и наркомания, произвол и насилие. По телевидению дети смотрят фильмы, изобилующие сценами кровавых расправ, боевики. Всё быстрее в нашу жизнь входят компьютеры. Игры затягивают их, и это становится болезнью. Книги, уроки интересуют детей всё меньше и меньше. Катастрофически снижается их познавательная активность.
А как быть тебе, учитель? Ведь ты не только должен знать свой предмет, уметь объяснять учащимся материал, но и должен уметь грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Душа подростка и юноши жаждет ярких впечатлений, пока не научится обнаруживать за повседневным течением обыденности удивительные краски жизни. Ведь так немного надо детям: одно увлекательное дело, одна шутка на уроке, один ласковый взгляд, один триумф личности - и ученик уже готов приложить усилия, чтобы упорно восходить вверх. А ты должен хорошо и навсегда усвоить одну простую истину: лучше больше хвалить и меньше ругать – она приносит хорошие результаты. Но для этого ты , учитель, должен задействовать всех детей, дать возможность каждому ученику проявить себя.
Учась творить и творя, обучаясь, ты вовлекаешь в творческий процесс своих питомцев, а те, в свою очередь, домочадцев, друзей, знакомых. Ничто так сильно не мотивирует человека любого возраста к достижению положительных результатов в любой деятельности, как ситуация успеха, когда эти результаты признаются не только близкими людьми, но и окружающими. Но самое главное – совместное творчество . Оно сближает, сплачивает, следовательно, улучшает микроклимат в твоём коллективе, в твоей «второй семье» .
Творчеству нет предела. Постарайся проживать эту жизнь интересно, тогда все ученики будут прислушиваться к тебе, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.