Рабочая программа кружка "Волшебники"
рабочая программа (7 класс) на тему

Соболева Ольга Фаткулловна

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей,  творческой индивидуальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_volshebniki.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования Курганской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«Каргапольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 

Рассмотрено на МО                                                                                    Утверждено на

воспитателей                                                                                                МС школы

протокол №       от                                                                                        протокол  №        от

«       » ______     2014 г.                                                                               «     »                    2014 г

Шахматова Г.П.                                                                                            Лазарев А.В      

                                                                               

  ПРОГРАММА

дополнительного образования по социальному направлению

Студии  декоративно-прикладного творчества «Волшебники»

для воспитанников 13-15 лет

коррекционной школы VIII вида

 Составитель: Соболева О.Ф.

                                                                                                       воспитатель

р.п  Каргаполье

2014 г.

Студия декоративно-прикладного творчества «Волшебники»

Расписание:

Суббота (II,IV неделя месяца) 1600-1700

Работа на 1 год

Набор детей свободный

Форма занятий групповая, индивидуальная

Количество обучающихся  – 12 человек

Возраст обучающихся -13-15 лет

Количество занятий в неделю-  1 час  

В году 17 занятий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Велико значение опыта для духовного развития учащихся, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

  Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство  благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».  

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей,  творческой индивидуальности.

          Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Новизна программы состоит в том, что она  учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного, духовного и эмоционального роста детей.

Целесообразность. У учащихся нет возможности, напрямую соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством: подержать в руках и рассмотреть лучшие образцы с Городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому была поставлена цель: предоставить детям с ОВЗ  возможность ощутить радость творчества в процессе занятий в студии декоративно-прикладного искусства «Волшебники», где систематически знакомить ребят с историей народного творчества, показывать приёмы лепки из пластилина, соленого теста, работы с кистью, знакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Кроме этого на  занятиях дети могут освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

   Задачи:

  • Формировать художественно-творческие способности у детей;    
  • Воспитывать духовные  качества, эстетический  вкус, фантазию у детей;
  • Развивать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей.

Отличительная особенность данной программы заключается  в том, что     дети имеют возможность знакомиться шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением, которая  лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства выступают интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства.

Программа включает в себя 4 модуля:

Модуль  I. Поделки  из бумаги и картона.

Модуль II.  «Скульптор» лепка.

Модуль III. Плетение из газет.

Модуль IV. «Замок мастеров» (поделки из различных материалов)

         

Содержание программы опирается на общедидактические принципы: связь с жизнью, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей.

 

Срок реализации программы: 1 год.

Ожидаемый результат: в процессе освоения содержания программы дети должны:

  • получить представление о народных промыслах;
  • научиться различать изделия разных народных промыслов;
  • приобрести практические умения по работе с соленым тестом, глиной и пластилином, различными изобразительными материалами;
  • проявлять интерес к истории и культуре нашего народа;
  • научиться видеть красивое вокруг себя, передавать свои впечатления, проявлять эмоциональное отношение к окружающей действительности и выражать его через свое творчество;
  • приобрести трудовые навыки и умения для овладения традиционными способами обработки различных материалов.

Способы определения результативности программы:

  • Посещаемость, активность на занятиях, личные достижения детей в области проектирования декоративных изделий.
  • Практические работы детей, отбор проектных изделий для участия в выставках, конкурсах.

        Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: групповые, индивидуальные; выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству , участие в конкурсах районных и краевых, экскурсии, презентация проекта.

         

  Методы и приемы: 

  • наглядные методы (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесные методы (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практические методы (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, упражнения);
  • эвристический;
  • частично-поисковый (исследование; экспериментирование с различными художественными материалами);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • метод проектов.

Предполагаемые результаты работы

К концу обучения учащиеся должны:

   Уметь организовывать свое рабочее место.

   Знать  виды декоративно-прикладного искусства; правила построения    различных орнаментальных композиций.  

   Уметь отличать народные промыслы друг от друга.

   Владеть техниками и приемами народных росписей. Уметь составлять композиции в технике изонить.

   Овладеть приемами и правилами работы с соленым тестом, знать различные виды инструментов и материалов для работы с ним.

   Различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств,  в жизни людей.

    При выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).

Уметь выполнять композиции в различных техниках.  Владеть терминологией.

  Получить  краткие сведения о видах скульптуры, материалах и инструментах. Научиться пользоваться приемами лепки скульптуры малых форм.

   Научиться выполнять полуобъемные композиции из различных материалов.

   Знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации.

   Владеть правилами оформления работ.

   Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Методические рекомендации

   Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях.

   Для работы в области декоративно-прикладного искусства рекомендуется использовать гуашь, акварель.

   Для реализации творческих замыслов рекомендуется применять на стадии эскиза карандаш, акварель, цветную бумагу.

   Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.

   Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию.

   Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью различных игр, викторин, разгадывания кроссвордов.

   Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия предметов народных промыслов, картин художников, дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано  на первом занятии и продолжено  или завершено на следующем.

   Для выполнения художественно-творческих заданий по программе, помимо традиционных материалов (карандаш, фломастер, гуашевые и акварельные краски, тушь, цветная бумага и т.д.), предлагается использовать необычные и неожиданные материалы.

   Приоритетной целью программы является духовно-нравственное развитие детей, т.е. формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

   Любая тема программы должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности учащихся, формируется их ценностное отношение к миру.  

   

   Подведение итогов работы может быть реализовано в виде выставки, метода проекта.


 Тематический план

по декоративно – прикладному творчеству

студии «Волшебники»

Программа включает в себя 4 модуля:

Модуль I. Поделки  из бумаги и картона.( 1 час+4 часа)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Забавные самоделки в технике модульного оригами. Игрушки-сувениры. Поделки из коробок. Цветы и деревья из бумаги. Искусство квиллинга. Изонить.

Модуль II.  «Скульптор» лепка. (3 часа)

Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства, и т.д.

Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Модуль III. Плетение из газет (3 часа)

Из истории плетёных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка заготовок к работе. Способы окрашивания. Упражнения по окрашиванию заготовок. Способы плетения из бумаги, виды. Плетение «верёвочкой». «Спиральное» плетение. Плетение «шахматкой». Изготовление несложного изделия.

Модуль IV. «Замок мастеров» (поделки из различных материалов)(6 часов)

Поделки из макарон. Поделки из круп, семян. Поделки из ткани. Поделки из бисера. Поделки из капрона.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

1.

Вводное занятие. Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.  

Выбор темы для проекта.

1

1

Итого:

1

1

     

      I. Модуль «Бумажный город» (поделки из бумаги и картона)

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

1.

Панно: «Лилии»

1

0,5

0,5

2.

Квиллинг композиция: «Снегири»

1

1

3.

Модульное оригами: «Ёлочка»

1

1

4.

Изонить: «Жар-птица»

1

1

Итого:

4

0,5

3,5

II. Модуль «Скульптор» лепка.

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

1.

Изготовление мелких орнаментальных деталей из солёного теста. (цветы, ягоды, листики).

1

0,5

0,5

2.

Составление композиций из мелких орнаментальных деталей (корзина с цветами или фруктами).

1

1

3.

Роспись готовых изделий из соленого теста после обжига. Оформление работ.

1

1

Итого:

3

0,5

2,5

   III. Модуль « Плетение из газет»

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

1.

Из истории плетёных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка заготовок к работе.

1

1

2.

Способы плетения из бумаги.

Плетение «верёвочкой».

Плетение «шахматкой»

1

0,5

0,5

3.

Изготовление несложного изделия

( корзина)

1

0,5

0,5

Итого:

3

2

1

IV. Модуль «Замок мастеров» (поделки из различных материалов)

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во

часов

Теория

Прак

тика

1.

Поделки из макарон: «Ваза»

1

0,5

0,5

2.

Поделки из бисера:«Денежное дерево»

1

1

3.

Поделки из бисера: «Сакура»

1

1

4.

Изготовление куклы из капрона

1

0,5

0,5

5.

Изготовление панно из круп  на тему «Салют  Победа!»

1

1

6.

Выставка проделанных работ.

Защита проекта.

1

1

Итого:

6

1

5

Всего:

17

5

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...