Педагогическая статья по теме: "Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию
учитель Бондаренко Д.И.
Большое место при подготовке к ЕГЭ занимает практическое выполнение заданий.
Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определяет сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т. д. Но, на мой взгляд, существуют принципы, которым желательно следовать.
По крайней мере, мой личный опыт показывает, что учёт этих принципов ведёт к успеху.
1) Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения имеются в методической литературе (СНОСКА: См., например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004).
2) Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся выполнят заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
3) В - третьих, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
4) В - четвертых, очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
5) В - пятых, за 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.
6) В - шестых, при решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
При подготовке к экзамену по обществознанию учащимся недостаточно школьных учебников. Обществознание - это наука, изучающая наше общество и процессы, происходящие в нем. Она включает в себя целый ряд предметов, это политология и культурология, социология и экономика, право.
Поэтому ученикам рекомендую книги, обобщающие пройденный материал.
1. П. А. Баранов, выпускаемые издательством «ACT: Астрель», — прежде всего «Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ».
2. Пособие по обществознанию. О. А. Французовой (издательство «Риор», 2007).
3. «ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник» О. В. Кишенковой с тренировочными заданиями Н. Н. Семке (М.: Эксмо, 2010).
4. «Обществознание: учебное пособие для абитуриентов» под редакцией Ю. Ю. Петрунина, Книжный дом «Университет», последние издания.
5. «Словарь по обществознанию», Книжный дом «Университет», последние издания.
6. Тренировочные материалы, следующих авторов: Лазебникова, Брандт, Рутковская, Королькова, Котова, Лискова. Это сотрудники ФИПИ, непосредственно связанные с подготовкой КИМов.
7. Клименко А., Румынина В. Обществознание. Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: Дрофа; Москва; 2004
8. Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2007.
9. Конституции РФ.
10. Словари по политологии, социологии, по обществознанию
11. Ресурсы интернет -
http://www.alleng.ru/edu/educ.htm
http://4ege.ru/obshestvoznanie/
http://www1.ege.edu.ru/classes-11
Для успешной сдачи экзамена нужно не только овладеть знаниями по школьной программе, но успешно их применить. Во всем нужна своя система, поэтому я рекомендую учащимся создать для каждой темы курса свою папку и периодически пополнять ее информацией. Изучив материал определённого раздела, обязательно предлагаю составить развёрнутое представление темы в виде плана. Так ребята учатся не только обобщать данные, но и получают опыт выполнения задания С8.
Я рекомендую учащимся быть в курсе текущих общественных событий. Знание социальных, политических и экономических реалий современного мира — это несомненное подспорье в работе над экзаменационными заданиями.
В заключение хотелось бы сказать, что учащиеся должны научиться анализировать динамику своего продвижения к успеху. Я предлагаю учащимся хотя бы раз в две недели открывать вариант с типовыми тестовыми заданиями ЕГЭ, установить будильник так, чтобы он зазвенел через три с половиной часа, и приступить к работе. Правильность решений заданий они могут сверить с прилагаемыми ответами. Темы, в которых были ошибки, необходимо проработать самостоятельно. В случае затруднения, предлагаю обратиться ко мне (или любому учителю обществознания, истории) за индивидуальной консультацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания в условиях модернизации российского образования"
Это статья об опыте работы по данной теме...
статья на тему:ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВУчитель, преподаватель является ведущей фигурой в учебном заведении....
статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"
Научно - методическая статья о применениии исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельн...
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"
В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...
Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе (использование на уроках истории и обществознания)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...
Статья "Работа с текстовыми документами на уроках истории и обществознания"
Работа с текстом на уроках истории и обществознания создаёт условия для самостоятельного освоения учащимися предметных знаний и общеучебных навыков, обеспечивает «прохождение» всех уровней...
Статья по теме "Внеурочная деятельность на уроках истории и обществознания"
Внеурочная деятельность на уроках истории и обществознания для детей с ОВЗ....