пресс-конференция "Цена хлеба"
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Занятие даёт возможность задуматься о значимости хлеба в жизни человека, о необходимости уважения к данному продукту и людям, чей труд связан с его получением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_tsena_khleba.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «ЦЕНА ХЛЕБА » форма проведения: пресс-конференция место проведения: группа девочек (разновозрастная группа)
Цель: учить проводить научно-исследовательскую работу, расширять знания о хлебе. Задачи: - расширять знания детей о хлебе: пути создания продукта, рецепта хлеба военных лет, значении хлеба в жизни человека - дать возможность детям почувствовать себя в роли журналиста, корреспондента; - развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения; - содействовать духовно-нравственному развитию воспитанниц, воспитывать патриотизм, культуру поведения в обществе.
Оформление: на стене плакаты с: народная мудрость о хлебе, пословицами, рисунок из книги С.Михалкова «Булка», стол покрыт скатертью, на ней ручник с караваем, на подносе пироги.
ХОД
- Воспитатель: читает стих С.Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Как вы уже догадались - сегодня мы поговорим о хлебе . Тема нашего занятия: «Цена хлеба». Занятие пройдёт в форме пресс-конференции. В ходе конференции будут предложены рубрики: «История хлеба, Интересные сведения о хлебе, Хлеб военных лет». Итогом проведения пресс-конференции станет выпуск экспресс-газеты.. Предлагаю открыть конференцию. Давайте представимся: - членов научного общества Альфа (встают). - журналистов газеты Вести (встают), - корреспонденты телеканала Мир (встают ).
II. Воспитатель: Хлеб это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Он был, есть и навсегда останется продуктом номер один. Тема хлеба
важна и актуальна, она звучит в песнях, книгах и стихах. О нем
говорят ученые и политики, учителя и хлеборобы, ветераны и молодежь Мы не представляем свою жизнь без этого продукты! Но все ли задумываются о его роли и значимости? На протяжении всей жизни человечество пользуется этим продуктом, часто не задумываясь .
Сегодня наши уважаемые журналисты и корреспонденты подготовили вопросы на данную тему, члены научного общества Альфа ответят на них. Пожалуйста, журналисты, корреспонденты прошу задавать ваши вопросы.
1 вопрос: Какова история хлеба в России?
Ответ: Хлеб издавна почитался на Руси как один из главных продуктов питания. Редкая трапеза обходится без хлеба. Хлеб даёт чувство сытости.
На Руси посевы хлебов испокон веков назывались обилием. Со
временем это слово стало обозначать вообще большое количество чего-либо. А приставили еще «из» получилось слово «изобилие», «богатство» Хлеб, и верно - богатство. Из года в год осенью и весной на полях начиналась пахота. После пахоты поле боронили. Начинался сев (озимый или яровой).
По множеству примет точно угадывали его срок — не раньше, не позже, иначе не будет доброго урожая. «На всякое семя — свое время».
Пшеница считалась самой прихотливой из всех злаковых культур.
Рожь — основная кормилица, наоборот, самая надежная культура. На нее почти всегда урожай, а значит и черный каравай на крестьянском столе. Пекли хлеб практически в каждом доме обычно раз в неделю.
Хранили испеченный хлеб в специальных деревянных хлебницах. И берегли и давали дочерям в приданое.
Позже появились пекарни, их когда-то называли хлебными избами.
У каждого хлебника были свои секреты выпечки. А вкус хлеба
зависит и от воды, и от дров, и как хлеб в печь сажали — на капустном листе или прямо на кирпичи.
И только во второй половине XIX века появляются тестомесильные машины, тестоделители и конвейерные печи.
2 вопрос: Чем полезен хлеб?
В кусочке хлебе содержаться витамины группы В, без которых невозможен крепкий сон и хорошее настроение, витамин Е – признанный борец с болезнетворными микробами, необходимое для крови железо и полезный для нервной системы кальций. Диетологи считают, что здоровому человеку нужно съедать около 300 г хлеба ежедневно. Эта норма снабжает организм достаточным количеством витаминов и полезных веществ.
3 вопрос: Как люди выражали своё отношение к хлебу
Ответ: Множество обрядов бытовавших на Руси связано с хлебом.
В день сева выходил сеятель в поле в праздничной одежде. Был он бос, ведь ногам должно уже было быть тепло, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно с «тайной
неслышной молитвой». Последний сноп с поля жнецы с песнями приносили в село. Несла его самая красивая девушка. Сноп украшали лентами и хранили всю зиму как символ будущего урожая.
Хлеб символ счастья, достатка и изобилия. Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Его кладут в котомку, провожая в
дорогу, и встречают тоже хлебом. Свежий каравай на народном
полотенце.
Любовное отношение к хлебу, вековая забота об урожае, наблюдательность крестьянина, выражены в пословицах и поговорках.
Воспитатель: Я предлагаю вам проявить свои знания пословиц и поговорок о хлебе. (победителю вручается медаль «Знаток»)
4 вопрос: Много ли хлеба едят русские люди?
Ответ: Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники. Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба, это целый вагон. А чтобы испечь одну только булку потребуется примерно 10.000 зёрен.
Воспитатель: Журналисты провели социологический опрос на тему «Цена хлеба» и вот результат
Журналист: В опросе участвовало 100 человек. Они были условно разделены
на две категории: младшее поколение до 50 лет, 50 лет и выше —старшее поколение.
Результаты опроса показали, что люди знают о возделывании хлеба не понаслышке, так как мы живем в сельскохозяйственном районе.
Многие знают традиции и обычаи, пословицы и поговорки. Все
признают, что хлеб главный продукт.
Представители старшего поколения, отвечая на вопросы,
рассказывают о перенесенных трудностях, лишениях и голоде.
Вспоминают о том, как работали по 20 часов в сутки, как пахали
землю, заменяя лошадь, как ели хлеб с примесями и как за горстку
зерна попадали в тюрьмы. Именно поэтому «старики» очень болезненно реагируют на случаи пренебрежительного отношения к хлебу.
Представители молодого поколения, что-то слышали об этом, или читали, видели, как хлеб выращивают или
пекут. Цена хлеба определяется по разному. Младшее поколение
называет магазинную цену, а старшее говорит о том, что хлеб бесценен
Результаты опроса показали, что представители старшего поколения по сравнению с младшим относятся к хлебу более уважительно и
трепетно.
5 вопрос: Каким был хлеб военных лет?
Ответ Во время Великой Отечественной войны даже отмеряли хлебными карточками. Сто пятьдесят грамм на день. Двести пятьдесят рабочим. В голодные, неурожайные годы, в муку добавляли лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву, отруби. «Голодный хлеб» так его называли. При выпечке хлеба соль не добавляли, её не было. Чем можно измерить ценность такого хлеба.
Просмотр отрывка из документального фильма «Блокада Ленинграда»
Воспитатель: Уважаемые участники Пресс-конференции, прошу обменяться вашими впечатлениями о просмотре документальной хроники.
Воспитатель: В России есть музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге. Музей открылся в XXвеке. В нём есть всё, что связано с выпечкой хлеба.
III. Воспитатель: Подведём итоги. Своё впечатление, мнение прошу выразить вас в выпуске экспресс-газеты.
-Завершили работу: газета выпущена.
IV.Подведение итогов
Воспитатель: Уважаемые гости, журналисты, корреспонденты. Наша конференция подошла к концу. Спасибо за работу!
Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба –
гласит народная мудрость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)
Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...
Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».
Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...
«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....
«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....
Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...
Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс
В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...
Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы"
Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы" посвящено 70-летию победы в Великой отечественной войне....