Проект "Зрение и компьютер"
творческая работа учащихся по физике (11 класс) по теме

Смыкова Ольга Дмитриевна

Работа на правлена на выяснение факторов влияющих на ухудшение зрения учащихся и   издание печатного материала для учителей, родителей и учащихся по профилактике снижения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zrenie_i_kompyuter.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Зрение и компьютер»

Выполнила  группа учащихся:                            

Журлова Ксения

Исаева Марина

Сухоносова Ольга

Голубев Стас

Шурыгин Александр                                                                                                    

Руководитель:                                                       Смыкова Ольга Дмитриевна,

                                                                                         учитель физики

                                                                                                 

                                                     

                                                       

                                                 

пгт.Прогресс

2011 год

Содержание

                                                                                                                                 

Введение                                                                                                     2

1.Теоретическая часть

    1.1. Влияние компьютера на зрение                                                    4

2.Практическая часть

   2.1.Анкетирование                                                                                  7

   2.2. Анализ результатов                                                                         7

Выводы                                                                                                       10

Источники информации                                                                            12

Введение

Актуальность изучаемой темы

В нашем компьютеризированном мире состояние зрения, нагрузка на глаза и связанные с ними общее самочувствие и работоспособность, а также ответственность за сохранение своего здоровья на рабочем месте стали одной из актуальнейших тем.

Ученые утверждают, что более 80% всей информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью органов зрения. Ни один другой орган чувств не испытывает большей нагрузки, как глаза.

Каждые четверо из пяти длительно работающих на компьютере людей жалуются на снижение работоспособности глаз, периодически возникающие головные боли, чувство тяжести в затылке, скованность и напряженность мышц в воротниковой зоне и в области плечевого пояса, рассеянность, чувство разбитости и апатии.

Из-за длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии у многих пользователей компьютерами глаза краснеют, слезятся, возникают резь и ощущение инородного тела в глазах, размытое изображение, двоится в глазах, появляются давящие боли в висках и в области надбровных дуг. Глаза воспаленные, сухие, наблюдается светобоязнь, люди плохо видят в темноте.

Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека и может на 90% снизить способность думать и концентрировать внимание.

Несмотря на огромную нагрузку глаз (а вместе с ним и головного мозга) и вызываемое этим ухудшение самочувствия и зрения, нашим глазам, как правило, почти или совсем не уделяют внимания, не дают отдыха и не заботятся о них!  И поэтому мы решили исследовать, какие факторы вызывают зрительное утомление при работе с компьютером, как это влияет на зрение пользователя ПК, существует ли профилактика зрительного утомления, и какая.

Проблемные вопросы: Виноват ли компьютер в ухудшении зрения? Как уберечь зрение,  работая за компьютером?

Гипотеза исследования: Мы считаем, что компьютер влияет на зрение.

Цель работы: Определить количество времени проведенного учащимися за компьютером, выяснить факторы влияющих на ухудшение зрения учащихся и издать печатный материал для учителей, родителей и учащихся по профилактике снижения зрения.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу по заданному вопросу и проанализировать теоретические подходы к проблеме.
  2. Провести анкетирование с целью выявления признаков утомляемости школьников.
  3. Представить результатов в виде презентаций, бюллетеней, вики-статьи.
  4. Распространить буклет  с гимнастикой для органов зрения.

Формы: индивидуальная, групповая.

Групповая – проведение исследования, обсуждение содержания презентации, распределение тем для более глубокого изучения по итогам исследования. Результатом коллективной формы работы является вики-статья «Зрение и компьютер».

Индивидуальная – самостоятельный  поиск информации, создание презентаций, буклета и бюллетеней.

Методы исследования:

1. Словесные: объяснение, беседа.

2. Практические: проведение анкетирования.

3. Исследовательские: анализ теоретического материала, обработка информации, анализ статистических данных.

4. Частично-поисковый: самостоятельная работа с Интернет – ресурсами по поиску информации.

Тип проекта: групповой.

Сроки работы над проектом: 4 недели.

Этапы работы:

  1. Подготовительный: Подборка и изучение материала по данной теме, анализ и обсуждение в группе подобранного материала, выявление факторов, которые могут влиять на зрение человека при работе за компьютером. Подборка вопросов для анкетирования.
  2. Анкетирование: Анкетирование 9-11 классов.
  3. Обработка анкет и анализ полученных результатов: Выбор программного обеспечения для обработки анкет. Обработка данных. Обсуждение полученных результатов в группе и их анализ.
  4. Разработка рекомендаций по правилам организации рабочего места и режима работы за компьютером: Разработка продуктов проектной деятельности.
  5. Презентация проекта: Представление итогового проекта для обсуждения и оценивания.

1.Теоретическая часть

1.1.  Влияние компьютера на зрение

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:

  • самосветящееся, а не отраженное;
  • имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;
  • не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;
  • мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут;
  • чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;
  • не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Когда появляются первые проблемы с глазами, важно отнестись к ним серьезно, установить причины недомогания. Если их не устранить, проблем будет все больше и больше.

Первые признаки чрезмерной нагрузки на глаза называются астенопическими осложнениями. К ним относятся сухость, воспаление, слезливость, повышенная чувствительность к свету, утомляемость, жжение и чувствительность к надавливанию. Боли в шее, плечах, спине, усталость и нервное истощение, если их вовремя не устранить, также могут привести к ослаблению зрения.

Однонаправленность зрения при работе за экраном монитора значительно ограничивает возможности восприятия. Кроме того, серьезная нагрузка на зрение приводит к снижению зрительной способности. Бессознательно закрепляются и развиваются зрительные навыки, которые во многих отношениях противоположны навыкам естественного зрения. Большинство людей работающих за компьютером ощущают, что преимущественно сидячее положение во время работы сковывает их и противоречит нормальному человеческому стремлению двигаться.

Во время работы в сидячем положении рекомендуется время от времени вставать и ходить взад и вперед для профилактики заболеваний позвоночника, а для поддержки зрения необходимо часто переводить взгляд с одного предмета на другой или смотреть вдаль. В этом случае глаза всегда будут здоровыми и работоспособными, как и весь организм в целом.

Наши глаза устроены так, чтобы мы могли смотреть вдаль. Исторически этот тип зрения был необходим для ориентации в пространстве, поиска пищи и ремесленных работ. Кроме того, наши глаза постоянно находятся в движении — все время меняется аккомодация, то есть перенастройка зрения с ближнего расстояния на дальнее. Глаза приспосабливаются к постоянно изменяющейся яркости освещения. При работе за компьютером глаза подвергаются особенному напряжению, которое противоречит естественному зрению. Из-за того, что глаза в течение длительного времени смотрят в определенном направлении и на определенное расстояние, взгляд становится неподвижным. Естественное движение глаз сокращается, область зрения сужается. Можно возразить, что взгляд постоянно движется между клавиатурой, рукописью и экраном. Однако при этом речь идет о повторяющихся скачкообразных движениях, которые не соответствуют естественному зрению.

Люди, работающие за экраном монитора, пристально смотрят на двухмерную плоскость, тогда как обычное зрение трехмерно. Нужно добавить, что эта плоскость находится в вертикальном положении. Дополнительная нагрузка возникает из-за того, что зрение направлено на освещенную стеклянную поверхность экрана, прямо на источник света. Доказано, что во время работы за экраном монитора уменьшается мигание. При нормальном зрении глаза закрываются около 20—25 раз в минуту, при работе за монитором — только 1—2 раза в минуту. Сокращение миганий приводит потом к высыханию тонкого слезного слоя и за счет этого к снижению слезовыделения, вследствие чего возникает раздражение конъюнктивы, роговой оболочки глаза, появляются типичные глазные недуги: покраснение, сухость, зуд. Снижается само оптическое качество зрения, взгляд становится расплывчатым.         За экраном монитора на зрение действуют и внешние факторы. Монитор окружен электромагнитным полем. Заряженные пылинки летают вокруг и оседают на роговице. Может произойти дальнейшее раздражение естественного слезного слоя на глазах за счет бумажной пыли, сухого воздуха в помещении или сигаретного дыма. Особенно тяжело это ощущают люди, которые носят контактные линзы: на поверхности линз образуется смесь жира и пыли. За счет этого также возникает сильное раздражение роговицы. 

Чрезмерное увлечение работой за компьютером может  усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как «неприятность». Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста. Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта «неприятность» может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать, если придерживаться простых рекомендаций:

  • правильно организовать рабочее место;
  • ограничить количество времени, проводимого за компьютером без перерыва;
  • делать короткий перерыв через каждые 30 минут занятий (идеальной «разрядкой» может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения);
  • выполнение  гимнастики для глаз;
  • специальное питание для глаз, применение препаратов способных улучшить зрение.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

С целью уточнения влияния компьютера на здоровье, а именно вред на глаза, было проведено анкетирование  (Приложение 1)  среди учащихся 9 – 11 классов, опросом охвачено 74 человека.

После проведенной беседы с медицинским работником школы, выяснили, что у 48  из этого числа учащихся имеется нарушение зрения. А ходе анкетирования попытались выяснить, повлиял ли на ухудшение зрения компьютер, при каких условиях данные ученики работают дома на компьютере, соблюдают ли учащиеся санитарные нормы и правила при работе с ПК?

2.2.Анализ результатов

У 64% учащихся  имеется дома компьютер, остальные 16 учащихся имеют доступ к компьютеру либо в школе, либо у друзей и родственников. 8% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста         - с 6 лет; 47% - с 10 лет; 9% - с 13-14 лет.

        

На вопрос, сколько часов в день вы сидите за компьютером -34% ответили, что от40 минут до 2 часов; 58% ответили, сидят за компьютером от 2 да 4 часов и 8% учащихся – свыше 4 часов.

        64% учащихся знают, какую угрозу представляет компьютер для здоровья.

У 96% учащихся рабочий стол с компьютером расположен с боку относительно окна, у 4% окно расположено за спиной. У 16  (31%) учащихся имеется дополнительное освещение возле ПК, у 35-ти (69%)  учащихся - только комнатное освещение.

На вопрос, устают ли глаза при работе на компьютере, 68% ответили да; 28% нет и 4% - не придаю значение.

Гимнастику для глаз дома делают 16% учащихся.

У 27% учащихся наблюдается утомляемость глаз, раздражение и покраснение; у 4%; резь в глазах у 18 %; головная боль у 12%, дискомфортные ощущения в области спины, шеи, плеч 64%.

Рабочее место с компьютерным столом и специальным креслом у 26 (51%) учащихся, у 19 (37%) учащихся – либо имеется стол, либо кресло, а у 6 (12%) учащихся рабочий стол не оборудован вовсе.

Выводы

Из  результатов анализа анкет учащихся 9-11 классов, следует, что не все учащиеся соблюдают санитарные правила и нормы по работе с ПК.  

  1. 47% учащихся имеют проблемы со зрением.
  2. Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня намного превышает требуемые  интервалы времени.
  3. Непрерывное занятие школьника за компьютером  выходит за рамки установленных норм.
  4. У 27% учащихся с патологией зрения, наблюдаются симптомы как головокружение и боль в глазах, что является явным признаком влияния компьютера.
  5. Только у 26% учащихся оборудовано рабочее место.
  6. У 31% учащихся расположение компьютера не соответствует нормам.
  7. У 69% учащихся недостаточное освещение в комнате.

Таким образом, учащимися нарушены все санитарные правила и нормы при работе с компьютерами, что влечет к заболеваниям различных органов, в том числе и зрения. Все вышеизложенное затрудняет работу и приводит к нарушениям основных функций зрительной системы. Учащиеся высказывают  жалобы на покраснение и ощущение рези  в глазах, головную боль. Отмечается быстрое утомление и затуманенность зрения.

Частота проявления астенопии зависит от рабочей ситуации, продолжительности работы за экраном и наличия у пользователя нарушений зрения, глазных болезней или наследственной склонности к таковым. Что касается риска появления миопии - близорукости, то при соблюдении режима труда и отдыха она, как правило, может возникнуть или усилиться только у людей, изначально к ней склонных. Все эти проблемы, как правило, связаны с неправильной организацией рабочего места, а именно с отсутствием нужного освещения, мебели, правильного расположения столов, что способствует усталости и дискомфорту глаз при работе на компьютере.

При появлении вышеописанных жалоб, а особенно при снижении зрения, необходимо срочно показаться окулисту. Только врач может определить, связаны ли эти симптомы с каким-то заболеванием глаз или вызваны длительной работой за компьютером.

В ходе работы над проектом были выявлены факторы, влияющие на ухудшения зрения и меры его профилактики. Результаты  работы представлены

в виде презентаций:

  • «Как избежать вредного влияния монитора на глаза», автор - Шурыгин Илья;
  • «Правильное питание - важнейшее условие сохранения зрения», автор - Журлова Ксения;
  • «Как защитить ваши глаза», автор – Сухоносова Ольга;
  • «Бережно ли вы относитесь к своему зрению» (итоги исследования, на сайте Интернет в виде вики-статьи), автор – группа учащихся, работающая над проектом;

в виде  бюллетеней:

  • «Компьютерный синдром», автор – Голубев Стас, «Организация рабочего места», автор – Исаева Марина;

в виде буклета:

  • «Гимнастика для глаз», автор – Исаева Марина, памятка «Как правильно использовать глаза при: работе на компьютере», автор – Голубев Стас.


Источники информации

I. Материалы на печатной основе:

  1. Донцов.Д. Как сохранить зрение при работе на компьютере.-СПб.: Питер.2007-160с. 
  2. Оремус Е.А.,Шикунов А.Ю. Как самому восстановить зрение: практические советы и упражнения.- М.: ОБРАЗ-КОМПАНИ,1998.
  3. Попов С.В. /Валеология в школе и дома/ С.-Петербург «Союз», 1977 г.
  4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

     II. Интернет-ресурсы: