Информационно- познавательная игра "Десять изобретений, прославивших Петербург"
методическая разработка (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
IV открытый окружной фестиваль «Ломоносовские чтения»
Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий с применением ИКТ «Санкт-Петербург – научный центр России»
Информационно-познавательная игра «Десять изобретений, прославивших Петербург»
(6-8 класс)
Автор работы: Круглова Марина Александровна
учитель географии и биологии
МКОУ «Кировская СОШ»
п. Кировский 2015 год
Информационно-познавательная игра «Десять изобретений, прославивших Петербург»
Цель занятия:
-расширить представления у обучающихся о российских изобретателях, формирование любознательности, умения работать в команде.
-воспитание чувства гордости за свою Родину и отечественную науку на примере учёных-изобретателей из Санкт-Петербурга.
Оборудование: компьютер, проектор, конверт с таблицей Менделеева внутри, электродвижок из кабинета физики и «чёрный ящик» (коробка), иллюстрации электромобиля, лампочка.
Ход занятия:
Вступление.
Слайд 1.
Петербург в России и мире известен как культурная столица. Но город является также и колыбелью российской науки. Со дня своего основания этот удивительный город начал притягивать неординарных и одарённых людей со всех концов страны и из-за рубежа. Огромная заслуга в этом принадлежит Петру I, так как император всячески поощрял развитие естественных и точных наук.
Слайд 2.
Именно по распоряжению Петра I 28 января 1724 года (8 февраля по новому стилю) Указом правительствующего Сената была учреждена Петербургская Академия наук. Заведение было создано по западному образцу и стало возможно максимально использовать исследовательский потенциал российских учёных. Неудивительно, что именно Петербург стал родиной многих открытий и изобретений современности.
Слайд 3.
Познакомимся с некоторыми изобретениями и изобретателями, жившими и работающими в городе на Неве. Я предлагаю вам сегодня совершить небольшой экскурс в историю российского изобретательства. Мало кто из нас задумывается над тем, откуда появились самые обычные и привычные нам вещи. Обратимся в начало 18 века, когда начинается эпоха великих открытий в разных областях знаний. В тот период российской истории именно город Санкт-Петербург становится центром научной мысли, где трудились величайшие умы не только России, но и всего мира.
Изобретение 1.
Слайд 4.
На слайде в виде клеток по образцу игры «Поле чудес» зашифровано слово:
( только первая и последняя буква)
Т | Е | Л | Е | В | И | З | О | Р |
Отгадайте слово:
«Электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам или по кабелю»
Слайд 5.
Привычное нам бытовое устройство появилось в начале 20 века. Конечно, первые телевизионные приёмники не имели ничего общего с современными телевизорами. Автором первых опытов по созданию телевидения стал Борис Розинг. Он родился в Петербурге в 1869 году. В 22 года окончил физико- математический факультет Петербургского университета. В 1907 году запатентовал своё изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояние».
Слайд 6.
Долгая работа предшествовала данному открытию. В конце концов учёному удалось сформулировать основной принцип работы современного телевидения с помощью построчной передачи изображения на электроннолучевую трубку. Русское техническое общество присудило ему золотую медаль имени Сименса.
Изобретение 2.
Слайд 7.
Отгадайте загадку:
«Зонтик я — весь белый-белый,
Я большой и очень смелый,
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю». (парашют)
Слайд 8.
Изобретатель авиационного парашюта Глеб Котельников родился в Петербурге в 1872 году. По окончании училища Котельников служил чиновником, играл в театре, на досуге конструировал разные механизмы.
Слайд 9.
В 1910 году он присутствовал на лётном показе и увидел гибель лётчика, после этого события он приступил к разработке парашюта.
Для авиации парашют свободного типа стал новинкой, он заменил неудобные и ненадёжные «зонты», закреплённые на самолёте. Сейчас парашют является символом военно-воздушных си России, а парашютным спортом занимаются тысячи людей.
Изобретение 3.
А сейчас внимание – чёрный ящик!
«В черном ящике находится электрическая машина, в которой электрическая энергия преобразуется в механическую, побочным эффектом при этом является выделение тепла».
Что находится в чёрном ящике?
Слайд 10.
Ответ: электрический двигатель.
Слайд 10.
Мориц Герман фон Якоби, немец по национальности жил и творил в России. Окончив два университета, он работал архитектором, пока не переехал в Россию.
Слайд 11.
В 1837 году Якоби направил президенту Российской академии наук предложение применить своё изобретение для приведение в действие мельницы, лодки или локомотива. С этого момента технический прогресс в этой области было уже не остановить, началась эпоха электродвигателей. Позже он открывает гальванопластику и конструирует первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат. Выдающийся физик и электротехник, член Петербургской академии наук Якоби всегда подчеркивал, что его изобретения принадлежат России.
Изобретение 4.
На доске находится ( можно раздать детям) иллюстрации электромобиля.
Вопрос: чем данный автомобиль отличается от обычного? (это автомобиль, работающий на электричестве –электромобиль)
Слайд 12.
Как ни странно, электромобиль был изобретён почти в то же время, что и двигатель внутреннего сгорания. В 1899 году 35-летний петербургский дворянин и инженер-любитель Ипполит Романов впервые продемонстрировал свой двухместный четырёхколёсный экипаж.
Слайд 13.
Правда, мощность такой машины составляла всего 4 лошадиные силы, а заряда хватало на 64 км. Весил механизм 750 кг, из них 350 кг весил сам двигатель. С тех пор электромобили не добились популярности и не вошли так прочно в нашу жизнь, как обычные автомобили, возможно за ними будущее автопрома.
Изобретение 5.
Подумайте и скажите, какими были первые самолёты?
Первые самолёты выглядели так (Слад 14).
Слайд 15-16.
Изобретателем первого Российского самолёта считается Александр Фёдорович Можайский. В 1872 году он установил связь между подъёмной силой и лобовым сопротивлением в полёте птиц, а спустя 4 года создал первую действующую модель самолёта.
Изобретение 6.
Кто из вас знает, что такое терменвокс?
Слады 17-18.
Терменвокс — электромузыкальный инструмент, созданный в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Терменвокс является прародителем современных синтезаторов.
Изобретение 7.
Попробуйте угадать, о чём сейчас пойдёт речь:
- Это есть в каждом доме.
- Это есть в нашем классе.
- Это состоит из чугуна.
- Внутри этого находится вода.
- Это является отопительным прибором
Ответ: отопительный радиатор (батарея).
Слайды 19-20.
Первый полноценный радиатор отопления в 1857 году изобрел Франц Карлович Сан-Галли, отлив его из чугуна после ряда неудачных экспериментов, занявших два года. Франц Сан-Галли в возрасте 19 лет переехал из Польши в Россию и обосновался в Петербурге, где вскоре ему посчастливилось найти работу на машиностроительном заводе шотландского инженера Чарльза Берда. Изучив тонкости чугунного литья, Франц решает обзавестись собственной мастерской, которую открывает в 1853 году на Лиговском проспекте. Радиаторы не только прославили Сан-Галли, но и принесли ему огромную прибыль. Ничего более простого и полезного в этой области с тех пор придумано не было.
Изобретение 8.
Отгадайте загадку: (слайд 21)
«Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырёк —
А живёт в нём огонёк,
Днём он спит,
А как проснётся —
Ярким пламенем зажжётся». (лампочка), демонстрируется лампочка.
Слады 22-23.
Мы не представляем свою жизнь без электрического освещения. Электрический свет в жизнь россиян вошёл в1876 году благодаря Павлу Николаевичу Яблочкову, когда он запатентовал своё изобретение во Франции. Изобретение было встречено с восторгом, в 1878 году он возвращается в Россию, чтобы решить вопрос распространения электрического освещения.
Изобретение 9.
Предлагаю вашему вниманию конверт, достаточно большой, что в нём может быть. Чтобы отгадать, что находится в конверте, посмотрите на слайд. Сейчас будут появляться данные из жизни великого русского учёного, ваша задача угадать его имя. (слайд 24). Д. И. Менделеев.
Так что будет лежать в нашем конверте? (Периодическая система химических элементов)
Слайды 25-26.
Главная заслуга Д. И. Менделеева в изобретении системы химических элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве. Это один из главных законов естественнонаучных дисциплин.
Изобретение 10.
Последнее на сегодня изобретение. Взгляните на слайд. Можете ли вы назвать данный прибор? (Это радио).
Слайды 28-29.
Одним из первых, кто начал изучать возможности применить электромагнитное излучение на практике, был выдающийся русский учёный Александр Степанович Попов. В декабре 1897 года он провёл знаменитый опыт – с помощью телефона и радио передал слова «Генри Герц» на приёмник, расположенный на расстоянии в 250 метров. С этого времени радио прочно обосновалось в нашей повседневной жизни.
Заключение:
Мы сегодня познакомились с великими учёными-изобретателями своего времени, прославившими российскую науку. Отрадно, что они жили и творили в Петербурге и принесли славу русской научной мысли и нашему Российскому Отечеству.
Приложение 1. Электромобиль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея
При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...
Информационно-познавательный час "День народного единства"
Цели: познакомить учащихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Слайд №1Все проходи...
сценарий информационно-познавательного часа "История праздника"
Информационно - познавательный час по теме "День народного единства.История праздника" содержит сценарий и мастер- класс по выполнению макета российского флага. Сценарий использовался для выступления ...
Информационно-познавательная игра по профориентации "Лабиринты выбора"
Информационно-познавательная игра "Лабиринты выбора" для обучающихся 9 кассов по профориентации....
Активизация и развитие информационно-познавательной и мыслительной деятельности учащихся. 6 класс. Тема: «Опиливание заготовок из сортового проката» (Разработка интеллект-карты)
Метод интеллект-карт способствует развитию мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения.Такое обучение гарантирует ясность, понятность, запоминаемость, развивает пон...
Познавательно-игровая программа "Загадочный Петербург"
Методическая разработка мероприятия для учащихся начальной школы. Познавательно-игровая программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Загадочный Петербург". История и культура Санкт...
Программа познавательного путешествия в Санкт-Петербург.
Программа познавательного путешествия в Санкт-Петербург. Хочу представить авторскую разработку программы познавательной экскурсии «Блеск и боль Санкт Петербурга». Я беру на себя всю о...