Краеведческая конференция Черноморье 1917-1920гг.
методическая разработка (9 класс) на тему
Краеведческая конференция на тему:
«Крестьянское движение на Черноморье и Комитет освобождения
Черноморской губернии, как отдельные страницы в истории Краснодарского края»
(для 9-10-х классов)
Разработала: Языкова Алена Владимировна
учитель обществознания, кубановедения
Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 80
имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша
Содержание работы:
· Пояснительная записка.
· Цели и задачи. (Идея проекта, его актуальность. Планируемый результат. Форма внеклассного мероприятия. Методы обучения. Применяемые технологии).
· Материально-техническое обеспечение.
· Подготовка к конференции.
· Ход конференции.
· Подведение итогов конференции.
Пояснительная записка
Главной целью современного школьного образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Поможет в решении данных задач применение инноваций в школьном образовании.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
В данной работе были применены следующие технологии:
Личностно–ориентированные (направленные непосредственно на взаимодействие с каждым учащимся как отдельной неповторимой личностью);
Информационно-коммуникативные технологии (использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности);
Технологии развивающего обучения (существенным является то, что данная технология создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований: мышление, речь, воображение, память);
Проектные, межпредметный проект: кубановедение, история (главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора)
Опыт работы в данном направлении показывает, что использование указанных технологий позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации внешкольного мероприятия повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kraevedcheskaya_konferentsiya_chernomore_1917-1920gg.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ г.СОЧИ
ЛАЗАРЕВСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 80
имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша
354200 г.Сочи, п.Лазаревское, ул.Калараш, 99 тел.факс 270-47-31, т.270-47-32,
e-mail: school_80@edu.sochi.ru
Методическая разработка внеклассного мероприятия
в рамках конкурса методических разработок уроков,
классных часов, внеклассных мероприятий,
посвященных 75-летию со дня образования Краснодарского края
Краеведческая конференция
на тему:
«Крестьянское движение на Черноморье
и Комитет освобождения
Черноморской губернии, как отдельные страницы
в истории Краснодарского края»
(для 9-10-х классов)
Разработала:
Языкова Алена Владимировна,
учитель обществознания, кубановедения
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80
имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша
Сочи, 2012г.
Содержание работы:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи. (Идея проекта, его актуальность. Планируемый результат. Форма внеклассного мероприятия. Методы обучения. Применяемые технологии).
- Материально-техническое обеспечение.
- Подготовка к конференции.
- Ход конференции.
- Подведение итогов конференции.
Пояснительная записка
Главной целью современного школьного образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Поможет в решении данных задач применение инноваций в школьном образовании.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
В данной работе были применены следующие технологии:
Личностно–ориентированные (направленные непосредственно на взаимодействие с каждым учащимся как отдельной неповторимой личностью);
Информационно-коммуникативные технологии (использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности);
Технологии развивающего обучения (существенным является то, что данная технология создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований: мышление, речь, воображение, память);
Проектные, межпредметный проект: кубановедение, история (главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора)
Опыт работы в данном направлении показывает, что использование указанных технологий позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации внешкольного мероприятия повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.
Цели:
- Формирование исторического мировоззрения у учащихся.
- Раскрытие основных этапов, итогов и исторического значения деятельности крестьянства и Комитета Освобождения Черноморской губернии в период Революции и Гражданской войны.
- Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Отечеству, малой Родине.
Задачи:
- Расширить и углубить знания учащихся об отдельных исторических этапах социально-политического развития Черноморского побережья в период деятельности Комитета Освобождения Черноморской губернии посредством развития творческой активности, исследовательской и проектной деятельности.
- Воспитывать чувство справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени.
- Формировать навыки работы с картами, схемами, текстами документов, развивать умение анализировать, делать выводы.
Идея проекта, его актуальность: увеличение числа учащихся стремящихся к исследованию истории своего края, города, поселка. Уникальность истории Гражданской войны на Кубани и Черноморье (власть переходила в Кубано-Черноморском регионе от одной силы к другой несколько раз: например – Сочинским и Туапсинским округами Черноморской губернии в 1917-1920 гг. владели (в хронологическом порядке) большевики, грузинские меньшевики, белогвардейцы, зеленоармейцы, большевики).
Планируемый результат: – создание краеведческой школьной газеты «Мой край, город, поселок: страницы прошлого и настоящего».
Форма внеклассного мероприятия: краеведческая конференция.
Методы обучения: защита творческих проектов.
Применяемые технологии:
Личностно–ориентированные;
Информационно-коммуникативные;
Технологии развивающего обучения;
Проектные (межпредметный проект: кубановедение, история).
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер с мультимедийным проектором, презентация для основного вопроса конференции, слайды подготовленные учащимися в рамках проектной деятельности;
- Компьютер для создания газеты;
- Тексты исторических документов и дополнительной информации по заявленной теме;
- Карты военных действий по заявленной теме, схемы;
- Проектные исследования учащихся;
Подготовка: повторение пройденного материала по Отечественной истории 1917-1920гг. Предпроектное исследование, целевая установка, планирование, реализация плана, представление проекта на конференции. Подготовка мини-презентаций в виде отдельных статей для первого номера краеведческой газеты.
Ход конференции:
- Организационный момент. Актуализация полученных ранее знаний.
- Конференция «Крестьянское движение на Черноморье и Комитет освобождения Черноморской губернии, как отдельные из страницы в истории Краснодарского края».
- Рефлексия. Решение проблемной задачи.
- Оформление отельных статей для номера краеведческой школьной газеты «Мой край, город, поселок: страницы прошлого и настоящего».
- Подведение итогов.
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
История Гражданской войны на Кубани и Черноморье уникальна. Она наложила отпечаток на все многочисленные события и изменения политического строя Кубано-Черноморского региона, в котором власть переходила от одной силы к другой несколько раз. В 1917-1920 гг. Сочинским и Туапсинским округами Черноморской губернии владели (в хронологическом порядке) большевики, грузинские меньшевики, белогвардейцы, зеленоармейцы и вновь большевики.
До сих пор имеется немало слабоизученных страниц в истории Гражданской войны, что не позволяет в полной мере осознать трагизм российского общества в те необычайно тяжелые времена. Одной из таких трагических страниц является крестьянское движение Черноморья и деятельность Комитета Освобождения Черноморской губернии (КОЧГ), возникшего 18 ноября (по старому стилю; по новому 1 декабря) 1919г. и прекратившему свое существование в середине мая 1920г. Уникальность и неповторимость этого Комитета заключалась в создании крестьянами под руководством эсеров независимого государственного образования, имеющего свои вооруженные силы и проводящего внутри - и внешнеполитическую деятельность. На протяжении всего периода гражданской войны крестьянское движение (особенно ярко оно проявилось в Сочинском округе) играло значительную роль в борьбе различных противоборствующих сил.
Сегодня мы с вами постараемся более глубоко рассмотреть данную тему и подготовить первый выпуск краеведческой школьной газеты «Мой край, город, поселок: страницы прошлого и настоящего», посвященный Крестьянскому движению Черноморья и деятельности Комитета Освобождения Черноморской губернии, что позволит повысить интерес ребят к истории своего края, города, поселка.
- Конференция «Крестьянское движение на Черноморье и Комитет освобождения Черноморской губернии, как отдельные страницы в истории Краснодарского края».
- Актуализация полученных ранее знаний:
Прием «Ответ по цепочке». Какие события привели к зарождению крестьянского движения на Черноморье. (В ответах учащихся предполагаются следующие ответы).
- Прекращения большевиками в одностороннем порядке Первой мировой войны, что сделало все принесенные в 1914 – 1917 гг. жертвы напрасными;
- Заседание Совета, на котором ревком устранил эсеров и меньшевиков от руководства исполкомом Сочинского Совета и вся власть в Сочи перешла в руки большевиков;
- Отказ большевиков от раздачи прибрежной земли малоземельным крестьянам;
- Принудительная мобилизация.
- В связи со сложившейся ситуацией Крестьянское движение в Сочинском округе начало свое формирование еще в январе-феврале 1918г., когда большевики силой захватили власть у меньшевиков и эсеров, пользующихся в регионе поддержкой населения.
- Уже 5 июля мобилизованные для отражения наступления войск Грузинской демократической республики крестьяне Кудепсты и Каштановки бросили линию обороны, сформировали крестьянский отряд под командованием бывшего унтер-офицера П.Блохина и произвели удар в тыл красных. Одновременно с крестьянами атаку предприняли и войска Грузии. В результате большевики были вынуждены оставить Сочинский, а позднее и Туапсинский округа.
- Зародившееся крестьянское движение способствовало поражению большевиков, и проникновению войск Грузинской демократической республики в округ.
- Выступление первого участника:
«Апрельское восстание, активизация крестьянского движения».
Работа с документами: «Резолюция, предложенная крестьянской секцией Сочинского окружного съезда в декабре 1918года», карта «Апрельское восстание 1919г. сочинских крестьян в период власти белогвардейцев».
Вопросы: Причины лояльного отношения к временному присоединению Сочинского округа к Грузии? Какие мероприятия вызывали недовольство у крестьянства при власти большевиков и деникинцев?
- Выступление второго участника:
«Возрождение повстанческой деятельности зеленоармейцев».
Работа с документами: «Приговор по делу Барибана И.М.», «Приказ №282», «Приказ по делу Марии Гордиенко». Выявить основные проблемы, которые не смогли решить власти Добровольческой армии. (Учащиеся высказывают свои позиции по отношению к проблеме).
- Выступление третьего участника:
«Комитет Освобождения Черноморской губернии».
Работа с документами: «Схема управления народным ополчением», «Политическая платформа Комитета освобождения Черноморской губернии», карта «Боевые действия частей Красной Армии, соединений и отрядов партизан Черноморья против Деникинских войск (январь-март 1920г.)».
- Выступление четвертого участника:
«Завершение деятельности Комитета освобождения Черноморской губернии».
Подводя итог, необходимо отметить, что гражданская война на территории Черноморья ассимилировала в себя все борящиеся в России политические силы, наглядно продемонстрировав всю разобщенность и весь трагизм российского народа. Движение крестьянства или «зеленых» на территории Сочинского округа во время Гражданской войны наглядно продемонстрировало, что «Третья Сила» в России могла создать свою государственность, наделенную всеми атрибутами государственной власти, но не сумела сделать ее способной длительно противостоять государству диктатуры пролетариата.
Так закончилась одна из страниц истории Черноморской губернии.
- Рефлексия. Решение проблемной задачи. Учащиеся отвечают на вопрос: являлось ли установление Советской власти на территории Черноморской губернии случайным стечением обстоятельств или закономерным развитием событий.
В ответе учащихся должно прозвучать, что победа Октябрьской революции не была какой-то случайностью. К моменту решающей борьбы за власть большевистская партия уже имела готовую форму государственной организации диктатуры пролетариата на местах. Серьёзный вклад в победу революции вложила агитация среди рабочих и крестьян. Очень важное значение имело объединение Советов рабочих и Советов солдатских депутатов. Создание объединённых Советов позволило пролетариату усилить политическое и организационное руководство солдатскими массами, шире вовлечь их в борьбу за упрочение Советской власти. Приход к власти большевиков был закономерен ещё тем, что при формировании Красной Армии Черноморья, лидерами КОЧГ была допущена ошибка – в выборе места по проведению переговоров по разделению властей (в Сочи к призывам большевиков Соркина и Ивницкого не прислушались бы, а в Туапсе же была другая политическая обстановка, что и отложило свой отпечаток на последующие события). А также существенная и глобальная причина поражения эсеров, по мнению ряда историков, - это отсутствие единого политического всероссийского руководства.
- Оформление отельных статей для номера краеведческой школьной газеты «Мой край, город, поселок: страницы прошлого и настоящего», ответственный редактор в течение всей конференции по мере выступления учащихся работает над оформлением газеты с подготовленными слайдами учащихся. По окончании мероприятия газета распечатывается под наблюдением учителя-информатики и вывешивается на стенде.
- Подведение итогов. Нацеливание на дальнейшую исследовательскую работу в рамках краеведения.
Список использованных источников и литературы:
1. Мемуарные источники:
- Воронович Н.В. Меж двух огней // Архив русской революции. В 22 т. Т. 7-8. М., 1991.
- Воронович Н.В. Потонувший мир. Очерки прошлого 1891-1920. М., 2001.
- Воронович Н.В. Зеленая книга. Сборник материалов и документов истории крестьянского движения в Черноморской губернии
- Фавицкий В. Зеленая армия в Черноморье (1919-1920) // Пролетарская революция 1924. № 8-9.
- Шевцов И.Б. Особое задание. М., 1960, 1965.
2. Литература:
- История Отечества в документах, 1917-1993 гг. Ч. 1-я 1917-1920 гг. Хрестоматия / Сост. Г.В. Клокова. М., 1994.
- Козлов А.И. Борьба трудящихся Черноморья за власть Советов (1917-1920 гг.). Изд-во Ростовского университета 1972.
- Черкасов А.А. Деятельность на территории Сочинского округа Комитета Освобождения Черноморской губернии: январь-аперль 1920// Прошлое и настоящее: люди и время. Сборник научных трудов // отв. ред. Сидорова Т.А. Сочи, 2001.
- Черкасов А.А. Крестьянское движение на территории сочинского округа в период власти белогвардейцев (10 февраля 1919 – 10 февраля 1920 гг.) Сочи, 2002.
- Черкасов А.А. Крестьянское движение на Черноморье в период революции и гражданской войны. Краснодар, 2003.
- Журнал «Былые годы (Сочи). 2009 №1(11) Н.В.Воронович «Народное ополчение – Армия третьей силы», автор д.и.н. А.А.Черкасов
- Журнал «История и историки в контексте времени». 2011.Вып.8 «Крестьянсое оплчение Комитета Освобождения Черноморской Губернии (1919-1920 гг.): Формирование боевых действий». автор д.и.н. А.А.Черкасов
3. Использованы архивные материалы дипломной работы «Гражданская война на Черноморье октябрь 1917 – май 1920 гг.» Языковой А.В.
Сайты:
- http://ivsbornik.ucoz.ru
- сайт "БОНИСТИКА" www.bonistikaweb.ru
- httpbg.sutr.ru
- сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
- www.admkrai.kuban.ru
- http://kuban.retroportal.ru/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка краеведческой конференции «Промышленные предприятия Сургута»
Цель конференции— формирование представлений о промышленных предприятиях города, где в дальнейшем могут трудоустроиться выпускники....
Положение о краеведческой конференции
Школьная краеведческая конференция...
Статья о районной эколого-краеведческой конференции "Моя малая Родина"
Ежегодно в Подольском муниципальном районе проводятся эколого-краеведческие конференции "Моя малая Родина", призванные активизировать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся при изучении и...
Сценарий районной краеведческой конференции
Сценарий районной краеведческой конференции, посв. памяти Н.И. Тимофеева...
Краеведческая конференция "Барышский район - край родной"
об участниках ВОВ в Барышском районе...
Контрольно – обобщающие задания по разделу "Россия в 1917-1920гг."
9 класс. презентация урока...
Выступление на школьной краеведческой конференции "Путешествие по родным просторам" краеведческий маршрут
Выступление предполагает защиту прктической работы по составлению экскурсионного маршрута по курортным местам Прибайкальского района...