Эссе "Я-учитель"
статья по теме

Валиуллин Илшат Гусманович

Мое педагогическое эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_uchitel.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Я –УЧИТЕЛЬ»

                                                                                  Если вы удачно выберете труд

                                                                                     и вложите в него свою душу,

                                                                                   то счастье само вас отыщет.

                                                                                                              К.Д. Ушинский 

          Я - учитель   географии высшей квалификационной категории сельской общеобразовательной школы. Диплом педагогического вуза — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду, а настоящее право служить этой профессии еще надо завоевать своим неустанным трудом, бессонными ночами, постоянным движением вперед, побеждая все трудности и сложности. А  сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать все условия для его всестороннего развития.

Профессия  учителя — одна из самых ответственных.  Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже, ведь педагог не только учит, но и воспитывает. Он ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя. Я понимаю, что, как учитель,  работаю на завтрашний день, воспитывая человека своей страны, активного,  творческого,  целеустремленного гражданина XXI века…

           Современные дети  многое имеют благодаря заботе своих родителей. Но после окончания школы в их жизни начинаются трудности, которых не знали мы в свое время. Поэтому они очень нуждаются в наших добрых советах, подсказках, нашем положительном примере, нашем оптимизме и умении преодолевать трудности. В нас, своих учителях, они должны видеть друга, советчика, вдохновителя. Поэтому так важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить их использовать полученные знания так, чтобы они могли стать успешными  в жизни, чтобы могли найти свое место под Солнцем.  А школа должна стать для наших учеников и их родителей местом, где их всегда ждут, понимают, поддерживают.  Я рад, что мне это удается воплотить в жизнь.

        Безусловно,  современная  жизнь требует от нас, учителей, жизнестойкости, мобильности, т.е. мы должны идти в ногу со временем. Для меня учитель -   это педагог, воспитатель и наставник, способствующий становлению личности ученика. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я  всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души, ведь  никакими учебниками не заменишь  содружество педагога с детьми.  Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Поэтому на своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждое  сказанное мной слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников, и мой неправильный шаг, случайно сказанное слово могут  негативно отразиться на них.

 Как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должен быть образцом для своих учеников. Согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Я стараюсь  делать все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и,  по возможности,  самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности. Ученики на моих глазах взрослеют, становятся увереннее в себе и с интересом и увлечением относятся к учебным занятиям.

     Я представитель династии педагогов в 3-ем  поколении- (общий педагогический стаж нашей династии более 200 лет). Мы часто, всей семьей собираясь за столом, обсуждаем вопросы воспитания и обучения. Стаж  моей педагогической деятельности пока небольшой - 14 лет.  Волей судьбы мне пришлось работать и в других отраслях народного хозяйства. Но никогда я не забуду свой первый урок, ждущие, испытывающие   глаза моих учеников.  И тогда я понял,  что мое место - это школа, класс, ученики.    

      Проработав в школе более 10-ти лет, я убедился в правоте великого писателя, гуманиста, педагога и философа  ХIХ века Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». 

Я считаю, что после распада СССР  рухнула одна из сильнейших мировых систем образования. Стремление найти адекватную замену привело к многочисленным реформам в системе образования.  Сегодня уже  нельзя сравнивать учителя XX века  и учителя XXI века.  Учитель   XXI века   должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях, быть компетентным в новых педагогических технологиях, подкованным в новых образовательных документах, а ещё он должен быть искренним, чутким, коммуникабельным и,  главное,    счастливым!  Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики.    

  Воспитание и обучение в XXI веке требует  иного подхода к молодому поколению.
 Однако актуальным остается
мудрое высказывание, с тонким юмором сказанное Анатолем Франсом: « Искусство обучать – искусство разбудить в юных душах любознательность, чтобы затем удовлетворить ее... Знания, которые заталкивают силой, душат и закупоривают умы. Надо, чтобы их глотали с аппетитом».   

  Мне  комфортно в моей профессии. И я понимаю, что мне  оказали большое доверие и родители, и ученики, что на меня возложена огромная ответственность. Именно это  не позволяет мне спокойно спать по ночам, именно это не позволяет «душе лениться». Постоянно находиться в тонусе... Постоянно задавать себе вопрос: «А имею ли я право?»   Не поучать, не диктовать свою волю ученикам, а объяснять, прививать, быть рядом, помогать! И хорошо, если с тобой советуются, если к тебе обращаются за помощью, значит,  доверяют, а это дорогого стоит. 
   
Я учитель  географии, а География - это Земля, Родина и край,  в котором  мы живем. Знать и любить свой край - это значит быть его истинным гражданином. На каждом уроке я стараюсь  пройти с моими учениками путь, полный тайн и открытий, рассказать моим воспитанникам о замечательной планете Земля, открыть перед ними неведомые разделы интереснейшего предмета «география». Я хочу  помочь понять причины природных явлений,  познать себя и окружающий мир. Это большое счастье - зажечь радостные огоньки в глазах тех, кто преодолел себя и смог справиться с масштабом и азимутом, параллелями и меридианами, географической долготой и широтой, кто не заблудился в дебрях речной системы, подружился с горизонталями, изотермами, циклонами и антициклонами, кого не остановили белизна самых высоких гор и зной пустыни, кто не замерз в Антарктиде и, пусть виртуально, но смог полюбоваться в Арктике северным сиянием. Все это – мир географии, в котором познаются законы географической оболочки, законы человеческих отношений, законы отношений человека с природой. 

Я люблю свой  предмет за то, что он многолик. Предмет «география» вобрал в себя  все остальные. Существует в методике такое понятие, как «метапредметные связи». Благодаря этому простор для творчества  у меня огромен. Есть пространство, где можно проявить свои способности и творчество и учителю, и, естественно, ученику. 

«Учитель географии расстаётся со своими учениками. Но выпускник школы не расстаётся с потребностью в географических знаниях, необходимых ему  в течение всей его жизни, знаниях, полученных в школе»,- писал ученый, географ, член Академии наук  И.П.Герасимов.

Мы часто рассуждаем о том, какими людьми  хотели бы видеть в будущем своих учеников. Могу сказать свое заветное желание: не хочу видеть их равнодушными людьми. Все беды в Мире и в нашей стране оттого, что слишком многие молчат о том, о чем нужно кричать. А еще для меня удивителен такой  парадокс: с одной стороны, общество  ждет модернизации в нашей стране, а, с другой, пропагандируется идея, что «троечники» лучше устраиваются в жизни. Не совсем понятно, кого же мы должны воспитывать – человека, который всю жизнь будет устраивать лишь личную судьбу,  или человека, который приложит все усилия для изменения судьбы своей страны. Рассказывая детям о великих географах-первооткрывателях и исследователях новых земель, я всегда привожу им в пример то, как  трудно они жили, как мало они имели, какие испытания они прошли,  чтобы остаться в нашей памяти на века. «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!»,- так хочется, чтобы мои ученики жили с этим убеждением в сердце. 

          Мне хочется, чтобы в наших школах всегда царило счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми учительство страны преодолеет многое. Только бы дети верили нам. Потому стараюсь  своим примером показать  и сказать: « … не смейте останавливаться на достигнутом, идите вперед, совершенствуйте свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живете, месту, которое занимаете».   И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества учащихся и педагогов.

     «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться,  начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.  А спокойствие – душевная подлость», - так говорил великий Л.Н.Толстой. Учитель и спокойствие, по-моему, понятия несовместимые. Считаю, что учитель должен постоянно развиваться: углублять свои знания по предмету, изучать новинки методической литературы, расширять свой кругозор, участвовать в  разработке и внедрении  инновационных моделей образовательной системы,  использовать  современные педагогические технологии на уроках. Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию. Ведь ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела. 

Человек, решивший стать учителем, ответственен за всё, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагога сегодня – таким будет наше общество завтра. Мое профессиональное кредо выражается в следующих строках:

 

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, – 
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,
Геолог ты и ювелир – 
Ты точной и мудрой огранкой
Алмаз в бриллиант превратил.
Будь бережен с каждым алмазом,
Который доверила жизнь,
Он дастся огранке не сразу – 
Терпения ты наберись.
Учитель – и словом, и делом
Таланта искру разожги,
И каждому добрым примером
Путь в жизни найти помоги.