ПОХОД _ЭКСКУРСИЯ.
методическая разработка на тему

Лягушина Марина Владимировна

Развивать память,разные формы мышления.Развивать эстетическое чувство.Выробатывать умение наблюдать ,описывать .делать выводы.Воспитывать бережное отношение  к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiyaoft_word.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОХОД –ЭКСКУРСИЯ:


Цели экскурсии:

  1. Развивающие:
  • развивать личностные и психологические особенности школьников;
  • развивать память, разные формы мышления.
  1. Образовательные:
  • сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания;
  • вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать;
  • научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
  • закреплять ранее полученные знания о характерных признаках осени.
  1. Воспитательные:
  • развивать эстетические чувства;
  • развивать интерес к предмету «Окружающий мир», интерес к познанию природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения за насекомыми.

Место проведения: лес

Время проведения:НАЧАЛО СЕТЯБРЯ.

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • приготовление необходимого оборудования;
  • выучить наизусть отрывки стихотворений:

Лес  точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

.

Организационный момент.

. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

  • Как нужно вести себя на природе?
  • Где вы можете ходить?
  • Что можете делать?
  • Чего нельзя делать на природе?

ПАМЯТКА КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ,

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников без надобности. ( Ветви вместе с листьями игpают важную pоль жизни растения. Напpимеp, листья участвуют в дыхании pастения).
  2. Не повpеждай коpу деpевьев! (Это наpушает кpасоту пpиpоды и очень вpедит деpевьям: из pанки вытекает сок, могут пpоникнуть под коpу микpобы и гpибы-тpутовики, котоpые вызывают заболевания и даже гибель деpева).
  3. Не pви в лесу, на лугу цветов, о распространении которых не знаешь. (Важно показать какой вpед пpиpоде могут нанести люди, если соpвут даже по одному-единственному цветку).
  4. Съедобные ягоды так,чтобы не повpеждать веток.
  5. Не сбивай гpибы. Известно, что гpибы, в том числе, и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - гpибницей - они сpастаются с коpнями деpевьев, кустаpников, тpав, обеспечивая их водой, минеpальными солями, pостовыми веществами. Для животных гpибы служат пищей и лекарством. Гpибы являются санитаpами леса: они участвуют в pазложении pастительных остатков. Не менее важно и то, что гpибы укpашают лес.
  6. Не pазоpяй гнезда шмелей. Шмели - насекомые,численность котоpых в последнее вpемя повсеместно pезко сокpатилась. Пpичина этого - шиpокое, неумеpененное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к котоpым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд пpи сенокошении; выжигание сухой тpавы на лугах.
  7. Не лови диких животных и не уноси их домой. (Лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг,водоем и т.д.,
  8. Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. (По твоим следам их могут отыскать и pазоpить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не пpикасайся к нему, сpазу же уходи. Иначе птицы-pодители могут насовсем покинуть гнездо).
  9. Не лови и не уноси домой здоpовых птиц и звеpей. (В пpиpоде о них позаботятся взpослые животные).
  10. В лесу стаpайся ходить по тpопинкам, чтобы не вытаптывать тpаву и почву.  (От вытаптывания погибают многие pастения, насекомые).
  11. Не жги траву на лугу. (Весной с сухой тpавой обгоpают pостки молодой тpавы,погибают подземные части многих pастений, в pезультате некотоpые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожаp может пеpекинуться на лес, на постpойки человека).
  12. Не оставляй в лесу, паpке, на лугу, у pеки мусоp. (Выбpасывая мусоp в водоемы ли даже пpосто оставляя его на беpегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести вред дpугим людям).

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ,

  • Ребята, где мы с вами находимся?(в лесу)
  • Вам здесь нравится?
  • Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (Дети читают наизусть четверостишия.)
  • Понравились вам отрывки из стихотворений?
  • Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
  • А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
  • О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
  • А какое время года сейчас? (осень)
  • Какой сейчас месяц?
  • Какая погода стоит на дворе?
  • Как выглядит лес сегодня?

Изучение новой темы.

  • А что такое лес?
  • Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
  • Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели.
  • А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу?
  • Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.
  • Какие еще в нашем лесу растут деревья? (берёза,сосна.топаль).
  • Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
  • Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
  • А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)
  • Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
  • Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
  • К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.) Наша прогулка по лесу продолжается. - Ребята, посмотрите, что находится около пня? (муравейник)
  • Кто живет в этом домике?

Расскажите, что вы знаете о муравьях.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых-вредителей.

А каких насекомых мы можем встретить в лесу?

Отгадайте мои загадки.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Ребята, а какую пользу приносят насекомые? (опыляют цветы)

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков

Стрекозы – полезные насекомые т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.

Только ли растения и насекомые живут в лесу? (нет)

  • Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы.

Отгадайте, какие птицы нас встречают?

Загадки:

Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица….(грач)

  • Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?
  • Что вы о них знаете?
  • Какую пользу они приносят? (Рассказ учащихся о птицах, и их гнездах)
  • Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов. Мы углубляемся дальше в лесную чащу. Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу? (заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось) А кто из этих животных живет в нашем лесу? Какие еще животные живут в нашем лесу? Как этих животных охраняют?

Подведение итогов экскурсии.

  • Понравилась ли вам экскурсия?
  • Какие открытия вы сделали сегодня?
  • Как размещаются растения и животные в лесу?
  • Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
  • Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
  • Зачем нужен лес?

ОБЪЯВЛЯЮ КОНКУРС СОЧИНЕНИЯ О НАШЕЙ ЭКСКУРСИИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поход – экскурсия в природу

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит...

Поход – экскурсия в природу

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит...

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, гуляний.

Материалы и разработки для работы специалиста по охране труда и ответственного за предупреждение детского травматизма....