Использование интерактивной доски на уроках спец дисциплин
статья на тему
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_interakivnaya_doska_na_seminare.docx | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « САРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСИЧЕСКОГО ТРУДА БОРИСА ГЛЕБОВИЧА МУЗРУКОВА»
Использование интерактивной доски на уроках спец дисциплин
Преподаватель Лазарева Ю.С.
Содержание
- Введение
- Основное об интерактивной доске. Виды интерактивных досок. Плюсы и минусы использования интерактивной доски.
- Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на уроках спец дисциплин
- Заключение
- Использованные ресурсы
- Введение
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет. На сегодняшний день одним из самых неизведанных вопросов для преподавателей остается использование интерактивных досок (ИД) на уроках, так как специальные технические и/или методические курсы для формирования навыков работы с ИД являются большой редкостью. Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в школах, хочется рассказать об использовании ИД на уроках спец дисциплин. Особое значение приобретает использование инновационных технологий в преподавании спец дисциплин, т.к. . мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения на принципиально новый уровень.
Считаю, что использование интерактивной доски на уроках позволит активно вовлекать студентов в учебную деятельность, повысит мотивацию обучения, будет стимулировать творческую активность , и будет способствовать развитию личности ребенка, расширит возможности предъявления учебной информации, увеличит эффективность урока и сэкономит время, то есть, поможет студентам подготовиться к сдаче тестов, экзаменов.
Если же техникум только планирует приобрести ИД, важно владеть основной информацией об интерактивных досках, их преимуществах и недостатках для осуществления выбора.
2. Основное об интерактивной доске. Виды интерактивных досок. Плюсы и минусы использования интерактивной доски.
(фото доски)
Интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.
Доской можно управлять, как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски.
Виды и типы интерактивных досок.
Сегодня в России в основном продаются модели досок следующих производителей:
Smart (доски SmartBoard) - Канада
Hitachi (доски StarBoard и FX-DUO) - Япония
Panasonic (доски Panaboard) - Япония
PolyVision (доски Walk-and-Talk и Webster) - США
Sahara Interactive (доски Communicator77 и Penbord) - Бельгия
Triumph (доски Triumphboard) – Чехия
QOMO HiteVision (доски QWB200 и QWB300) – США
InterWrite (доски InterWriteBoard) - США
Prometean LTD (доски AktivBoard) – Англия
Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.
Доски с таким видом установки называются “доски прямой проекции” за счет того что проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что немало важно, однако он имеет существенный минус при её использовании приходиться стоять боком к доске, чтобы не загораживать проецируемое изображение, что не всегда удобно. Этого недостатка лишена доска обратной проекции, где проектор располагается позади сенсорного экрана, и докладчик, подходя к экрану, не перекрывает световой поток проектора, что очень удобно в работе. Кроме того, яркий свет проектора не попадает в глаза докладчику.
Следует сказать, что интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности. Сейчас существуют: Сенсорная резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.
(Например, в досках Smart и Polyvision используется, так называемая, резисторная технология. В пластиковую поверхность интерактивной доски вмонтирована сетка из двух слоев очень тонких проводников, разделенных воздушным зазором. Проводники замыкаются от давления на поверхность при прикосновении. Это означает, что можно использовать для работы с доской любой предмет - указку, маркер, собственный палец. Все, что физически не поцарапает доску.
В досках Hitachi и Panasonic используются другие технологии – инфракрасная и ультразвуковая, основанные на применении соответствующих датчиков, определяющих положение специального электронного маркера.
В новых моделях Hitachi используется технология оптическая – когда два инфракрасных излучателя и датчики, расположенные на верхней кромке доски, отслеживают движущийся по поверхности маркер или любой другой предмет, например, все тот же палец.
Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть, либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры (Sahara, InterWrite).)
Производитель | Модель | Технология работы | Дюймы | Цена, руб. |
SMART Technologies | Board 660i (вместе с проектором) | резистивная | 64 | 212 600 |
SMART Technologies | Board 680 | резистивная | 77 | 74 970 |
Hitachi | StarBoard FX-77 | ультразвуковая | 77 | 61 700 |
GTCO CalComp Inc | InterWrie Board 1077 | электромагнитная | 77,5 | 59 100 |
Polyvision | Walk-and-Talk WT 1600 | резистивная | 78 | 58 000 |
Polyvision | Webster LT - 6000 | лазерная | 74 | 103 327 |
Проектор и компьютер для работы с интерактивной доской могут быть практически любыми (например, те, что уже есть в школе) – специальных требований к ним для работы с доской не предъявляется.
Имеется уже достаточный опыт работы с интерактивной доской. Поэтому можно найти в литературе несомненные преимущества проведения уроков с её помощью, но и недостатки.
Преимущества для преподавателей
- Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
- Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; т.к. есть возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
- Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО;
- удобна при работе в большой аудитории;
- Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
- Преподаватели спец дисциплин имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений.
Недостатки
Среди недостатков или возможных трудностей, можно отметить:
- наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
- наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все преподаватели сумеют найти верное решение проблемы;
- Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.
- Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).
- необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
- отсутствие программного обеспечения к конкретным учебникам - необходимость самим принимать участие в их разработке.
Несмотря на все сложности, которые преподаватель в состоянии решить, новые технологии открывают преподавателю более широкие возможности для творчества.
Преимущества для студентов
- Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития мотивации к обучению;
- Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе;
- Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления;
- Способствует развитию творчества и самостоятельности студентов;
- Возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает студентам больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.
- Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на спец дисциплин
Процесс внедрения использования интерактивной доски на уроках спец дисциплин включает:
1) подготовительный этап (изучение технических особенностей, возможностей, программного обеспечения и методики работы с интерактивной доской);
2) этап практической реализации (создание или подбор из имеющихся интерактивных заданий, анализ их результативности и эффективности использования на различных этапах урока);
3) этап обобщения опыта (разработка программно-методических комплексов для интерактивной доски, проведение серии открытых уроков, мастер-классов).
Перед преподавателем, который хочет научиться использование интерактивную доску «на все сто» стоят последовательно следующие задачи:
- Найти и установить на свой ПК программу Smart Notebook, выполнить обновление коллекций для преподавателя в ее составе;
- Научиться (технически!) работать в среде этой программы, сидя за компьютером;
- Освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;
- Научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.
Так что мало железа и ПО, нужны еще и люди, которые готовы потратить немало времени для переноса своего материала в контекст интерактивных досок.
Целью настоящей презентации не является обучение работе с интерактивной доской (это довольно таки длительный, но доступный для каждого процесс), а больше её популяризация среди педагогических работников. Поэтому я хотела бы после общих сведений перейти к демонстрации рабочих фрагментов уроков с применением Интерактивной доски.
На сегодняшний день программное обеспечение для интерактивной доски позволяет заблаговременно подготовить и импортировать прямо во время занятия в структуру файлов-страниц тексты, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, а также легко использовать различные учебные материалы с помощью программы «Коллекция». Кроме того, одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью движения руки по сенсорной поверхности доски.
Клонирование, группировка объектов, затенение экрана, лупа, подсветка экрана, запись страницы, видеосъемка, набор графических инструментов, экранная клавиатура распознавание рукописного текста – вот далеко не полный список функциональных возможностей ИД, которые позволяют преподавателю использовать ИД на всех этапах урока.
Возможность встраивать аудио и видеофайлы прекрасно помогает развивать навыки аудирования, мотивирует студентов к монологическому высказыванию, обсуждению, дискуссии и т.д. Галерея встроенных интерактивных инструментов дает простор для создания различных тестов, кроссвордов, занимательных игр и т.д., благодаря которым каждый студент оказывается вовлеченным в процесс и является действительно активным участником урока.
На сегодняшний день наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной доски являются программные оболочки «Notebook» и «Lynx 4», они просты в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски.
Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при проведении контрольных и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала.
Была изучена классификация заданий для интерактивной доски. По типу интерактивного взаимодействия компонентов образовательной среды урока, задания для интерактивной доски на уроке могут быть классифицированы на динамические, игровые, командные, аналитические, творческие или продуктивные, тренировочные и тестовые. Все они включаются в уроки в соответствии с подходом преподавателя и его требованиями к предъявлению учебного материала.
- Так, динамические задания, выполняемые преподавателем и студентами на поле доски, эффективны на этапе предъявления нового материала и первичной актуализации полученных знаний. Кроме того, данный тип заданий используется для выполнения продуктивных упражнений на развитие навыков устной и письменной речи: дискуссий и подготовительных упражнений для письма.
- Игровые задания могут быть использованы для отработки навыков и умений речевой деятельности на материале текста в привлекательной для студентов игровой форме. Упражнения такого типа снабжены функцией проверки правильности ответов и напоминают тестовые задания. Игровыми упражнениями целесообразно заканчивать занятие, выделив на этот вид деятельности 5-7 мин. урока.
- Командные задания носят характер соревнования и выполняются двумя командами студентов одновременно, для этого можно воспользоваться двухстраничным режимом демонстрации слайдов. Задания могут быть снабжены таймером, который запускается перед началом соревнования.
- Аналитические задания предназначены для работы с текстом. Задания данного типа представляют собой лингвистические проблемные упражнения, выполнение которых требует от студентов проведения поисково-исследовательских операций.
- Творческие или продуктивные задания состоят из набора полей для создания письменных и изобразительных компонентов. Они могут представлять собой задания на моделирование аутентичных ситуаций и различных реалий семейно-бытового, этикетного, культурного характера.
- Тренировочные и тестовые задания служат для контроля усвоенного материала. Эти задания могут быть снабжены функцией автоматической проверки правильности ответов, полученных в результате коллективной деятельности студентов.
Существует регламент использования ИД в образовательном процессе, так как какими бы преимуществами ни обладала интерактивная доска, применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы студентов с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Возможно, использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия студентов с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.
- Заключение
Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу студентов и преподавателя. Благодаря интерактивной доске студенты с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.
Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала студентами при значительной экономии времени, а также мотивирует студентов на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у студента неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции студентов, совершенствованию навыков общения.
Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, меж предметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.
Анализ уроков и интерактивных заданий к ним, доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех студентов в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками и, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках спец дисциплин.
Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках преподавателя, такой же, как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества преподавателя, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.
Мастер-класс для начинающих (ведет А.Б.Розенфельд) http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com
Тарасова Вера Анатольевна «Интерактивная доска на уроке – плюс или минус?» г. Барнаул http://festival.1september.ru/
http://www.amphi.com/departments/technology/whiteboard/lessonplans.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски на уроках информатики
Выступление на районном фестивале передового педагогического опыта; обобщение опыта по теме "Использование интерактивной доски на уроках информатики"...
Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках английского языка"
материал предназначен для учителей, начинающих осваивать интерактивную доску. Доклад содержит основную информацию о ИД. Практическая часть представлена файлом .notebook (для чего необходимо установить...
"Использование интерактивной доски на уроках математики при изучении темы "Проценты" в 5 классе"
До нынешнего года я на уроках пользовалась только мелом и доской. В этом году нам поставили интерактивную доску и мультимедийный проектор. Уроки стали проходить интереснее, даже самые слабые ученики с...
Использование интерактивной доски на уроках
Данная статья освещает вопрос необходимости использования интерактивной доски на уроках как неотъемлемой части и общения на уроке, и процесса образования в целом. Описаны преимущества и недостатки исп...
Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...
Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.
Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....
Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С
Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...