Классный час "Календарь жизни замечательных людей. Серафим Саровский"
классный час (7 класс) по теме
1. Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского.
2. Показать значение деятельности Серафима Саровского в истории России.
3. Вызвать интерес учащихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников.
4. Способствовать стремлению и потребности совершать добрые дела и поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendar_zhizni_zamechatelnykh_lyudey._serafim_sarovskiy.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
«Календарь жизни замечательных людей. Серафим Саровский»
Будем всматриваться в такие образы, как лики
Святых Серафима Саровского и Сергия
Радонежского, будем носить их в своем сердце,
и если мы хотя в малой степени уподобимся
им в наших личных и общественных отношениях,
нам суждено будет исцелить все раны
революции и начать новую светлую
страницу русской истории.
Н. Лосский
Задачи классного часа:
- Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского.
- Показать значение деятельности Серафима Саровского в истории России.
- Вызвать интерес учащихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников.
- Способствовать стремлению и потребности совершать добрые дела и поступки.
Форма проведения: нравственный практикум.
Подготовительная работа к классному часу:
- Анкетирование учащихся
Анкетирование проводится с целью изучения отношения учащихся к слову «святой» и знания ими имени С. Саровского.
- Знакомо ли тебе имя Серафима Саровского?
- Где ты услышал (а) впервые это имя?
- Какого человека называют святым?
- Может ли обычный человек, живущий рядом с нами, называться святым?
- Какими качествами он должен обладать?
- Хотелось бы тебе, чтобы в твой адрес люди говорили добрые слова?
- Как ты понимаешь слова «О человеке судят по делам его»?
- Какие добрые дела тебе хотелось бы совершить в своей жизни?
- Сочинение – размышление «Святой человек. Какой он?» Сочинение – размышление учащиеся пишут после совместного чтения и обсуждения рассказов о Серафиме Саровском.
- Знакомство с биографией Серафима Саровского.
- Выставка книг о Серафиме Саровском.
- Карта России. На карте отмечены маленькими стрелками места, связанные с именем С. Саровского.
Ход классного часа
Вступительное слово классного руководителя
«Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.
Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».
Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся?
«Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут зарабатывать себе деньги столько, сколько захотят».
А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут ему следовать всю свою жизнь. «Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением».
- Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему? Вы часто слышите слова: «О человеке судят по делам его».
- Каким должен быть хороший человек, чтобы о его делах судили хорошо, с почтением?
- Назовите людей, известных вам и миру, чьи дела и поступки можно назвать святыми делами? (Об этих людях можно рассказывать заранее).
- Мать Тереза
- Альберт Швейцер
- Серафим Саровский
- Доктор Рошаль
Имена, которые вы назвали, действительно известны всему миру. Среди них вы назвали человека, реально живущего в мире людей и впоследствии причисленного к лику святых русской православной церкви.
- Кто он, Серафим Саровский? Почему он причислен к лику святых?
Давайте пролистаем календарь памятных дат Серафима Саровского.
Рассказ учащихся
Ученики рассказывают о жизни С. Саровского. Рассказы сопровождаются рисунками, которые ребята готовят к каждому эпизоду его жизни.
Ученик 1: 1759 год. В российском городе Курске в семье горожан Мошниных. Исидора и Агафьи рождается сын. Мальчика назвали Прохором.
Ученик 2: 1752 год. Отец Серафима Саровского, богатый купец, был очень честным человеком, его любили простые горожане, он ценил их труд и всегда был справедлив. В 1752 году он решил начать строить храм для всех горожан города Курска.
Ученик 3: 1762 год. Отец мальчика умирает. Строительством храма управляет мать мальчика. Однажды, когда мать мальчика осматривала строящийся храм, она повела сына на самый верх колокольни. Мальчик свесился через перила и сорвался вниз. Мать думала, что он погиб. Каково было удивление, когда, спустившись с колокольни, она увидела сына живым и невредимым.
Ученик 4: 1769 год. Мальчик учится в церковной школе. Учится с удовольствием. Много читает. А еще он очень любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними.
Ученик 5: Когда Серафиму Саровскому исполнилось 17 лет, он решает стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила его медным крестом, этот крест он хранил всю свою жизнь.
Ученик 6: 1778 год. Серафим Саровский приходит в Саровскую обитель. Находясь там, он усердно молился и много трудился: из кипариса он вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим на богослужение.
Ученик 7: Всем интересно знать, как выглядел Серафим Саровский? Вот какое описание сохранилось в истории: «Был он высок. Он имел полное, покрытое приятною белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которою на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он имел мужественное сложение, обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и счастливой памятью.
- Как понимать слова и выражения «увлекательным даром слова и счастливой памятью»? (Рассуждение учащихся класса)
Ученик 8: В 1793 году о. Серафиму исполнилось 34 года. Все это время он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением. В продолжение всей своей жизни о. Серафим носил постоянно одну и ту же убогую одежду: белый полотняной балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел крест, тот саамы, которым благословила его родная мать, отпуская из дома; а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелия.
В морозы он накладывал на грудь чулок или тряпку, а в баню никогда не ходил. В холодную пору он топил келью, колол и рубил дрова, но иногда добровольно переносил холод и мороз. Летом он возделывал грядки на своем огороде и удобрял землю, собирал мох с болот. На грядках, удобренных мхом, отец Серафим сажал семенами лук и другие овощи, которыми он питался летом. Труд был ему в удовольствие и радость. Он всегда делился тем, что вырастил, с людьми, которые приходили к нему за благословением.
Вскоре он перестал есть хлеб, питался только овощами, которые сам вырастил.
Ученик 9: Много людей приходило к старцу. И всем он давал совет, наставление, оказывал помощь, спасал от болезней, помогал выбрать верную дорогу в жизни.
А еще история сохранила записи о чудодейственных делах Серафима Саровского. Серафим Саровский искренне помогал всем людям, кто приходил к нему с чистым сердцем и открытой душой.
Классный руководитель: По разному люди проживают свою жизнь: одни ссорятся, кричат друг на друга, другие таят обиду и очень хотят отомстить за нанесенные душевные травмы, третьи радуются бедам другого человека. Батюшка Серафим встречал любого человека, который открывал дверь в его келью. Его светлый ум, ясная память, умение говорить с людьми исцеляли тело и душу.
Злой человек раскаивался в своих плохих поступках, жадный совершал благородные поступки, строил храмы, помогал бедным. В людях, которые к нему приходили, он видел и плохое, и хорошее, но помогал каждому, кто приходил к нему за помощью и поддержкой.
История хранит несколько удивительных историй, связанных с именем старца Серафима.
Выходят три рассказчика. Они одеты в простые рубахи.
Автор: Однажды прибежал в обитель простой крестьянин с шапкою в руке, с растрепанными волосами и спросил в отчаянии у первого встречного монаха, шедшего ему навстречу:
Крестьянин: Батюшка! Ты, что ли, отец Серафим?
Автор: Ему указали, где находится отец Серафим. Бросившись туда, он упал к нему в ноги и убедительно говорил….
Крестьянин: Батюшка! У меня украли лошадь, и я теперь без неё совсем нищий; не знаю, чем кормить буду семью. А, говорят, ты угадываешь!
Автор: Отец Серафим, ласково взяв его за голову и приложив к своей, сказал…
Серафим: Огради себя молчанием и поспеши в село Петрово. Когда будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома: там ты увидишь калиточку; войди в неё, отвяжи свою лошадь от колоды выведи молча.
Автор: Крестьянин тотчас с верою и радостью побежал обратно, нигде не останавливаясь. После в Сарове был слух, что он действительно отыскал лошадь в указанном месте.
Входит первый рассказчик.
Первый рассказчик: Недалеко от города Новгорода жил помещик, который тяжело и безнадежно заболел. Как его не лечили, ничто не помогало. Поехал помещик со своими слугами к батюшке Серафиму. Сам помещик идти не мог, его несли слуги. Повыв у отца Серафима чуть больше часа, говорили свидетели случившегося, он вышел на своих ногах, с мешком сухарей в руке, счастливый и довольный.
Спустя некоторое время приехал он к отцу Серафиму еще раз и просил его сказать о том, как он должен отблагодарить его за свое спасение. На что отец Серафим предложил ему отдать свое богатство людям, которым очень трудно жить.
Помещик вернулся домой, продал свое имение. А крестьянам дал вольную. В течение 15 лет люди приходили в Саровскую область за помощью и поддержкой.
Входит второй рассказчик
Второй рассказчик: Однажды к отцу Серафиму приехал боевой генерал, грудь которого была увешана орденами. Он смело зашел к старцу в келью. Каково же было удивление ждавших генерала людей, когда он вышел весь в слезах, а ордена его свалились и старец вынес их, держа в руке. «Они свалились потому, что ты получил их незаслуженно», - сказал старей и ушел в келью.
Ученик 1: Старец умер в 1883 году. Прожил он 72 года. В 1891 году над его могилой построили часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму Саровскому.
Классный руководитель задает вопросы учащимся.
- Кем по вашему мнению был Серафим Саровский: крестьянин, сажавший лук на своем огороде, сын, до конца своих дней хранивший медный крест своей матери, лекарь, исцелявший больных и дававший надежду на спасение?
- Чем он отличался от обычных людей?
- Какими качествами характера был наделен Серафим Саровский?
- Можем ли мы гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещают нам жизнь?
- Хотелось бы вам рассказать вашим родителям об этом человеке, жизнь которого мы называем святой?
Подведение итогов.
Классный руководитель: Вот и пролистали мы с вами жизненный календарь Серафима Саровского – человека – легенды, святого русской земли, сердце и душа которого были посвящены родной земле и ее людям. Его нет, а дела его живут. Память о них не умирает, а множится. Тысячи людей приходят к месту его захоронения, чтобы сказать о том, что его добрые дела живут и помогают множиться добрым делам тех, кто принял эту эстафету после него.
Мне, взрослому человеку, узнав так много о его добрых делах, хочется тоже делать добрые дела, маленькие и большие, которые бы приносили пользу людям. А вам, ребята?
На доске помещен лист ватмана. Классный руководитель предлагает учащимся подумать и составить копилку добрых дел, которые можно было бы сделать всем классом вместе. Ребята пишут их на листочках и помещают на лист ватмана.
Большое значение в воспитательной работе с обучающимися – как можно больше уделить внимания их знакомству с окружающим миром и окружающей жизнью. Экскурсии в учреждения, на заводы, фабрики знакомят ребят не только с производственным процессом, но и позволяют увидеть, как реализуется в реальной жизни человеческий фактор. Ребята должны видеть за производственным процессом общение людей, результаты их труда, важность простых, и на первый взгляд, незаметных дел, без которых наша жизнь была бы достаточно трудной и некомфортной. Еще значение этих мероприятий состоит в том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь замечательных людей
Презентации о биографиях русских писателей....
Жизнь замечательных людей
Презентации по литературе...
Элективный курс "Жизнь замечательных людей".
В курсе географии очень мало материала о жизни и деятельности путешественников и исследователей, особенно это касается отечественных первооткрывателей. А этот материал вызывает интерес у учащихся, спо...
Жизнь замечательных людей
" Никто для первых не вбивает вех, И нет для них ...
«Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»
Учебная презентация «Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин» знакомит с жизнью писателя И.А.Бунина, блестящего мастера не только российского, но и мирового уровня....
Жизнь замечательных людей
Детство и юность великих ученых: Менделеев, Шахматов, Эйнштейн и другие....
Методическая разработка классного часа "Из жизни замечательных людей. Софья Ковалевская."
Методическая разработка классного часа из цикла "Учись учиться" в форме познавательной беседы. Рекомендовано для проведения в 9 -10 классах, с целью активизации познавательно-мыслительной де...