Здоровьесберегающие паузы на уроках
статья на тему
Давно уже известно всем педагогам, что физминутки, динамические паузы и ряд других упражнений помогают сохранить здоровье ребёнка. Для учителей начальной школы это стало культурой урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_pauzy_na_urokakh.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие паузы на уроках
Давно уже известно всем педагогам, что физминутки, динамические паузы и ряд других упражнений помогают сохранить здоровье ребёнка. Для учителей начальной школы это стало культурой урока. Учитель начальных классов начинает формировать поведение ребёнка на уроке. Культура заключается не только в том, чтоб ребёнок слушал, сидел молча и выполнял все распоряжения учителя. Он , учитель, в первую очередь, формирует правильную осанку. Когда я вижу искривлённые позвоночники детей, то всегда задаюсь вопросом: что же делал учитель на уроках? учил писать, читать, считать, но не научил самому главному - сохранять своё здоровье. Если у человека правильная осанка, то внутренние органы его расположены правильно, и, впоследствии, это помогает избежать многих хронических болезней в молодом возрасте. Учащиеся проводят в школе по шесть часов, а то и больше, почти всё время они сидят за партами или столами, поэтому учитель начальных классов несёт ответственность за осанку ребёнка. На каждом уроке необходимо напоминать о правильной посадке: спина прямая, ноги стоят на полу, локти на парте, расстояние от глаз до тетради – 30 сантиметров или от локтя, который стоит на парте, до кончиков пальцев. Дорогие педагоги, не ленитесь, напоминайте на каждом уроке и несколько раз, подходите к ребёнку и поправляйте его спинку, ручка, наклон.
В начальных классах с физминутками и динамическими паузами на уроках очень просто. Проводите их в игровой форме. Объём внимания в 1-ом классе-8 минут, поэтому три паузы на урок. Со второго класса – одна пауза. Сейчас в интернете много различных физкультурных и танцевальных минуток, которые легко вписать в структуру урока. Такие мультфильмы можно использовать и в пятом классе, реже в шестом.
В седьмом классе и старше от таких пауз будет смех, насмешки друг над другом, чаще всего ученики не будут выполнять их, не будут прыгать, танцевать. Физминутка будет нарушать ритм работы класса и больше вреде, чем пользы. Какой же выход? Ведь здоровьесберегающие элементы обязательны, если мы хотим видеть детей здоровыми.
Предлагаю комплекс упражнений для среднего звена и старшеклассников. Ещё раз повторяю, что необходимо вписывать это в урок, а не делать это по «обязаловке, лишь бы было». Организовать физминутку- это тоже талант и мастерство учителя. Итак:
- Сидя на стуле выпрямить ноги, руки сцепив в замок поднять вверх, развести в стороны, потянуться и исходное положение.
- Сидя на стуле правую руку выбросить вперёд, согнуть в локте и прижать к груди, поднять локоть в сторону, выпрямить руку в сторону, затем согнуть в локте и прижать к туловищу. Такое же упражнение выполнить левой рукой или двумя руками сразу.
- Руки вверх, согнуть в локте, опять вверх и так далее.
- Повороты головой направо и налево.
- Наклоны головой вправо и лево.
- Вращение головой.
Можно придумать много упражнений, но не надо делать все сразу, это не физкультура и не разминка, мы просто снимаем напряжение и усталость, переключаемся на другой вид деятельности. Уходит на такое занятии секунд 30.
Большое значение имеет сохранение зрения. Напряжение на глаза у детей достаточно большое. Глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть. Глаз обладает идеальным зрением только тогда, когда он находится в состоянии абсолютного покоя. На уроках нужно снимать напряжение с глаз путём небольших упражнений.
Упражнения для глаз, как и любая гимнастика, приносят пользу, только если выполняются правильно, регулярно и длительное время. Такие комплексы направлены на включение в работу глазных мышц, которые в обычном режиме бездействуют, и, наоборот, расслабление тех, которые испытывают основную нагрузку.
Большую известность получил комплекс упражнений Н. Исаевой.
Упражнение 1
Выполнять можно сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на пространство между бровями и попробуйте удержать взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Каждый последующий день добавляйте по одной секунде, пока продолжительность упражнения не дойдет до одной-двух минут.
Упражнение 2
Посмотрите обоими глазами на кончик носа и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока не доведете продолжительность занятия до одной-двух минут.
Упражнение 3
Его также можно выполнять в положении сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на левое плечо и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока продолжительность занятия не доведете до одной-двух минут в день.
Упражнение 4
Оно выполняется аналогично третьему, только на этот раз посмотрите обоими глазами на правое плечо. Удерживайте взгляд в течение пяти секунд. Это упражнение тоже надо будет довести до одной-двух минут в день.
Упражнение 5
Вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончиком носа, затем то же самое проделайте в противоположную сторону. Повторите упражнение четыре-пять раз.
Этот комплекс упражнений можно выполнять в любое время суток один раз в день. Важно, чтобы во время занятия не появилось ощущение боли в глазах. Неприятные ощущения могут возникнуть в том случае, если упражнения выполняются неправильно или произошла передозировка. Постарайтесь все делать в меру, и зрение постепенно улучшится. Работая в одном коллективе, можно распределить роли между педагогами, и каждый проводит свою паузу, но вместе они делают одно дело, сохраняют здоровье ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Релаксационные паузы на уроках английского языка
Оригинальные авторские рифмовки для релаксационной паузы на уроках английского языка...
Релаксационные паузы на уроках английского языка
Оригинальные авторские рифмовки для релаксационной паузы на уроках английского языка...
Минуты расслабления и динамические паузы на уроках математики.
В помощь учителю математики при проведении урока....
Семинар-практикум: «Развитие познавательной сферы учащихся в рамках физминуток и динамических пауз на уроках»
Особенности явления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (распределений психических функций между полушариями). Два полушария одного мозга ведут себя как два различных мозга. Осно...
Динамические паузы на уроках истории
Использование здоровьесберегающих технологий в настоящее время является актуальным. В век информации большинство детей страдают гиподинамией. В материале представлены тематические физминутки, ко...
Физкультурные паузы на уроке
Комплекс упражнений, позволяющих снять накопившуюся усталость во время выполнения точных работ....
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе. Динамическая пауза.
На страницах этой статьи я хочу поделиться с коллегами опытом проведения динамических пауз на уроках английского языка в начальной школе....