Особенности сберегающей здоровье по методики В. Ф. Базарного
статья на тему

Рымарчук Оксана Васильевна

Выступление на пед. совете 2013 -2014

Особенности сберегающей здоровье по методики В. Ф. Базарного

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazarnyy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сберегающей здоровье методики В. Ф. Базарного

Методика Владимира Филипповича Базарного — это единственная развивающая здоровье технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН.

Методика утверждена Правительством, как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали, сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.

Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

К основным методам и приемам, используемым в сберегающей здоровье технологии В. Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз.
  • Упражнения на зрительную координацию.
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  • Упражнения на мышечнотелесную координацию.

Режим динамической смены поз

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе — 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.
  • «Не усади!» — заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик, в 4-6 раз больше.
  • «Движение — это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» — пишет В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
  • Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В. Ф. Базарный предлагает два варианта:

  1. использование настольной конторки;
  2. а там, где это возможно, менять позу детей: за столами — сидя, стоя; на ковре — сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • имеет высокие показатели физического развития здоровья;
  • повышается иммунная система;
  • улучшаются ростовые процессы;
  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  • снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

«Никакой преграды глазу!» — еще один принцип В. Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений:

  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорость ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни;
  • у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация, учащиеся становятся зоркими, внимательными.

Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал — красный, внутренний — зеленый, крест — коричнево-золотистый, восьмерка — ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, сберегающем здоровье школьников».

Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества  для познания и найти...

Мастер-класс "Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного.

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «О...

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

В статье раскрывается сущность оздоровительной технологии академика В. Ф. Базарного...

Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного)

Для выполнения этого упражнения используется плакат, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий. Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление...

ВОЗРАСТНО – ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК. Методика по физической культуре. 27.03.2017г.

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто санитарно – гигиенические нормы и правила, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о ...