Особенности сберегающей здоровье по методики В. Ф. Базарного
статья на тему
Выступление на пед. совете 2013 -2014
Особенности сберегающей здоровье по методики В. Ф. Базарного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazarnyy.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сберегающей здоровье методики В. Ф. Базарного
Методика Владимира Филипповича Базарного — это единственная развивающая здоровье технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН.
Методика утверждена Правительством, как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали, сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.
Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением.
Благодаря данной технологии достигается:
- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
- Психологический комфорт в образовательном учреждении.
- Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.
К основным методам и приемам, используемым в сберегающей здоровье технологии В. Ф. Базарного относятся:
- Режим динамической смены поз.
- Упражнения на зрительную координацию.
- Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
- Упражнения на мышечнотелесную координацию.
Режим динамической смены поз
- Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе — 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.
- «Не усади!» — заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик, в 4-6 раз больше.
- «Движение — это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» — пишет В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
- Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Для реализации режима динамической смены поз В. Ф. Базарный предлагает два варианта:
- использование настольной конторки;
- а там, где это возможно, менять позу детей: за столами — сидя, стоя; на ковре — сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
- снижается степень низкой склоняемости головы.
Упражнения на зрительную координацию
«Никакой преграды глазу!» — еще один принцип В. Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
Влияние таких упражнений:
- данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорость ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни;
- у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация, учащиеся становятся зоркими, внимательными.
Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал — красный, внутренний — зеленый, крест — коричнево-золотистый, восьмерка — ярко-голубым цветом.
Методика работы с офтальмотренажёром
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
Упражнения на мышечно-телесную координацию
Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.
Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»
«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, сберегающем здоровье школьников».
Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества для познания и найти...
Мастер-класс "Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного.
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «О...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного
В статье раскрывается сущность оздоровительной технологии академика В. Ф. Базарного...
Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного)
Для выполнения этого упражнения используется плакат, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий. Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление...
ВОЗРАСТНО – ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК. Методика по физической культуре. 27.03.2017г.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто санитарно – гигиенические нормы и правила, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о ...