ЭОР
статья на тему

Старикова Тамара Сергеевна

использование и разработка ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starikova_tamara_sergeevna.konferentsiya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка и применение Электронных образовательных ресурсов при дистанционном обучении иностранному языку

Старикова Т.С.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Горняка, учитель иностранного языка

В настоящее время дистанционное обучение стало   глобальным явлением  образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах  мира. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения, к тому же является и экономически выгодным. Очень большое внимание уделяется дистанционному образованию  в  Локтевском районе.

Технология проведения обучения с применением ДОТ:

Уроки проводятся в реальном времени с помощью системы видеоконференцсвязи и компьютерного, в т.ч. аудиовизуального оборудования.

Во время он-лайн урока проводится трансляция в режиме «Точка-точка», т.е. учитель-класс. При этом учитель видит всех учеников класса на экране монитора, а ученики учителя на экране проектора. Учитель организует все основные этапы урока в режиме видеоконференцсвязи .

Контроль выполнения заданий в печатных тетрадях организуется с помощью визуализации изображений документ-камерой.

Во время он-лайн урока, а также подготовки к уроку, учеников сопровождает тьютор данной школы.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий и информации, вопросы преподавателя к учащимся и обратная связь. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения. Присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии.

Услуги FTR-серверов требуются при пересылки файлов больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

По теме «Принципы и проблемы реализации дистанционного обучения» под моим руководством была проведена исследовательская работы ученицей 8 класса, где выяснилось, что: «Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) внедряются  в школах Алтайского края  в 2012 и 2014 гг. по трём основным моделям: внутришкольной, межшкольной и малокомплектной.

Модели внедрения ДОТ, внутришкольная, межшкольная и малокомплектная, отличаются целевой аудиторией обучающихся и направленностью реализации образовательных программ.

По внутришкольной модели обучаются дети школы, в которой работает учитель, реализующий ДОТ. Общая технология работы применения ДОТ в рамках реализации этой модели такова:

  1. учитель размещает для детей своих экспериментальных классов учебные материалы своих традиционных уроков в Интернет (Сетевой город. Образование, система Мудл, сайт школы, сайт учителя);
  2. обучающиеся изучают материалы, выполняют задания, присылают результаты учителю, консультируются с ним в режиме офф-лайн, обсуждают разные вопросы в группах, публикуют результаты выполнения творческих заданий;
  3. учитель выставляет оценки в электронный журнал, ученики используют электронный дневник для доступа к оценкам и домашнему заданию;
  4. на уроках дети могут представить выполненные задания, обсудить изученный материал, непосредственно проконсультироваться с учителем, работать в группах.

Внутришкольная модель способствует реализации основных образовательных программ, дополняет традиционный учебный процесс, обеспечивает открытость учебного процесса, более широкое взаимодействие между учеником и учителем, доступ учеников к материалам урока в любое время. Результаты изучения образовательных потребностей показали, что в дистанционном обучении заинтересованы более 80 % учащихся старших классов и около 65 % их родителей в школе № 4 г.Горняка.

Межшкольная модель предполагает, что дети из других школ, как правило, одарённые и талантливые, вовлекаются педагогами школ, реализующих данную модель, в проектную деятельность, олимпиады, конкурсы, с помощью ДОТ. Фактически, межшкольная модель является развитием внутришкольной модели: педагогический коллектив, освоив применение ДОТ для учеников своей школы, активизирует распространение инновационного опыта и реализует дополнительные образовательные программы с применением ДОТ для учащихся школ школьного округа и муниципалитета.

В рамках малокомплектной модели применения ДОТ учитель базовой  школы с помощью ДОТ преподаёт предмет основной образовательной программы для обучающихся  из малокомплектных школ. Востребованы в дистанционном обучении, прежде всего – иностранный язык, который преподается в трех малокомплектных  школах Локтевского района. Около 40 учащихся изучают английский язык и 18 немецкий язык.

Если рассмотреть по ступеням обучения, то видно,  что большая часть дистанционного образования осуществляется в средней школе, значит более осознанно. Это значит, что данное образование будет развиваться в будущем.

В ходе исследовательской работы было проведено интервьюирование преподавателей и учеников по ДОТ. Анкетируемые выделяют факторы, которые оказывают положительное влияние на учебные процесс, в частности:

  • доступ учеников к учебным материалам в любой момент времени;
  • улучшение возможностей закрепления знаний с помощью материалов дистанционного учебного курса;
  • улучшение возможностей контроля знаний с помощью материалов дистанционного учебного курса, в том числе автоматизированных тестов;
  • расширение возможностей самостоятельной работы учеников.

Анкетируемые выделили затруднения, которые возникают в процессе внедрения ДОТ в учебный процесс такие как:

  • недостаточный опыт и компетентность педагогов в области применения ДОТ;
  • недостаточная обеспеченность компьютерной техникой и цифровым учебным оборудованием учителя;
  • низкая скорость Интернета в селах;
  • значительные затраты времени на разработку дистанционного учебного курса;
  • недостаточно развитые навыки самостоятельной работы у учащихся.

Для развития проекта внедрения ДОТ пилотные школы Локтевского района предложили следующее:

  • Разработку и размещение дистанционных курсов, развитие сетевого общения.
  • Проведение дополнительных учебных мероприятий (мастер-классов, семинаров, курсов) по созданию и размещению курсов, работе с ЭОР.
  • Улучшение материального оснащения (оснащение каждого рабочего места ученика и учителя компьютером с выходом в Интернет), в том числе оснащение документ-камерами.
  • Обеспечение возможности  видеотрансляций.

Из личного опыта дистанционного обучения считаю наиболее приемлемыми  следующие средства обучения иностранному языку: (Кроме АИС и Мудл )

Для объяснения грамматического материала целесообразно использовать  презентации или краткие видеоролики с грамматическими схемами. В начальных классах использую грамматические сказки с королем To Be и его слугами.

Для введения лексических единиц, их активизации  можно использовать приложения к интерактивной доске.  Также эффективны они при изучении иностранного  алфавита и звуков.

Для активизации лексики применяю флеш-игры, причем возможно транслировать их со своего компьютера через демонстрацию экрана при видеоконференцсвязи, например «Покупки в магазине», «Угадай профессия», «Животные».

Оболочка для создания тестов в Power point и  Assistant  помогает разработать тест по любой теме, и автоматически выставить оценки. Здесь можно использовать тестовые задания как на лексику, так и на грамматику. Например, тест на знание будущего времени.

А в системе «Мобильного класса»  можно разработать тестовые задания с выбором ответа, с вариантом ложь-истина, вставить пропущенные буквы или слова, а также с открытым выбором. Данная программа дает  возможность учителю проверить тестовые задания  и отправить их обратно ученику для доработки и исправления ошибок. Приложение «Классрум менеджмент» дает возможность ученикам работать одновременно на нетбуках, видя что делают остальные, переписываться в чате, выполнять тесты, экзамены, просматривать видео, а учитель может контролировать весь процесс.

Кроме того, с учащимися своей школы мы снимаем видео и аудио ролики, а  потом с участниками дистанционного обучения работаем с ними, обсуждаем их и готовим ответы. Например, ученики 8 класса подготовили обращения на молодежную конференцию от представителей разных стран на иностранных языках, далее их объединили в ролик с использованием страноведческой информацией и использовали как ЭОР.

Дистанционное обучение перестало быть для нас новинкой. Самой главной проблемой дистанционного обучения является отсутствие качественной связи, но несмотря на это,  педагоги нашего района активно используют  данные технологии.
В результате, можно сделать вывод, что на сегодняшний день учащиеся готовы к дистанционному обучению различных курсов, являющихся дополнительными к базовому образованию, если обучение будет строиться на принципах гуманности, мобильности и интерактивности.  За дистанционным обучением будущее.