Детская агрессия
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Агрессивностью принято называть
целенаправленное нанесение
физического или психического ущерба
другому человеку.
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.
КАКОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАЗВАТЬ АГРЕССИВНЫМ?
ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС, НАДО ЗНАТЬ:
-на кого он нападает (на более младшего, слабого – могут быть и другие варианты);
-как часто он это делает.
-нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент.
Надо заметить, что четких критериев, какое поведение считать агрессивным, пожалуй, нет. Родители мальчика, например, часто оправдывают такое поведение, которое для девочек считается неприемлемым. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессоры и те, у кого такие вспышки бывают гораздо реже.
КАКИЕ ЧЕРТЫ СВОЙСТВЕННЫ АГРЕССИВНЫМ ДЕТЯМ?
-Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент («он мешал мне играть», «не хотел давать игрушку»)
-В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.
-Чаще испытывают негативные эмоции.
-Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни,, не стремятся понимать чувства других.
ПОЧЕМУ ОНИ ТАК СЕБЯ ВЕДУТ?
Мы уже говорили, что вспышки агрессивности можно наблюдать у всех детей. Объясняется это тем, что у ребят недостаточно средств, чтобы выразить свои негативные ощущения, внутренний дискомфорт. Например, они ведут себя импульсивно, когда хотят привлечь внимание или получить какой-то предмет. Получив то, что хотели, прекращают свои агрессивные действия. Постепенно большинство детей понимает, какими способами можно получить желаемое, и выбирает обычно неагрессивное поведение. А кто-то предпочитает добиваться своего прежними действиями. | Есть и другие мотивы нападения: защита себя от явной и скрытой угрозы, месть обидчику, желание подчеркнуть и утвердить свое превосходство. Но больше всего, конечно, взрослых возмущает стремление некоторых детей унизить другого ребенка, радуясь при этом его страданиям. Например, намеренно столкнуть другого с лестницы и громко хохотать, наблюдая, как тот с трудом встает на ноги. Вот и здесь агрессия – это уже самоцель, жестокое и враждебное поведение. Такие дети обычно выбирают из окружения одну-две жертвы, слабее себя физически. Чувство вины и раскаяния за свой поступок у них отсутствует. |
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
-Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия даёт только временный успех.
-Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
-Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.
-Не унижайте и не оскорбляйте ребенка: обеспечьте ему чувство
защищенности.
-Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом, или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы начнёте лучше понимать ученика и сможете помочь ему.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВЗРОСЛОМУ, ЕСЛИ ОН СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ АГРЕССИВНОЙ СТЫЧКИ?
Вмешиваться ли ещё до прямых физических действий со стороны нападающего? Разумеется, надо доверять возможностям детей самим решать спорные вопросы. Но если вы видите угрозу перехода к физическому нападению, все-таки нужно вмешаться. Отвлечь агрессора (предложить другое занятие или предмет, на который можно излить свой гнев). Если отвлечь уже невозможно, установить на его пути физическое препятствие: отвести угрожающую руку ребенка или удержать его за плечи с резким «Нельзя!» Если взрослый находиться поодаль – остановить его окликом.
Объяснения почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а скорее всего просто не услышит вас.
Что делать, если агрессивное нападение уже совершилось? Даже если не удалось остановить ребенка, дать ему понять, что такое поведение неприемлемо. Больше уделить внимания обиженному, нападавшему – негативное, причем краткое внимание. При этом помнить, что в «мирное время» и он должен получать ваше достаточное позитивное внимание. Принуждать к извинениям в этот момент не стоит – настоящей вины и раскаяния маленький агрессор все равно не чувствует.
Должен ли взрослый обещать агрессору те же неприятности, которые тот причинил своей жертве?
Побуждать ли к ответным действиям обиженных детей? Если да, то ситуация легко может выйти из-под контроля – взрослый сам показывает, что физические действия –допустимый способ разрешения конфликта.
Стоит заранее обдумать варианты своих действий в подобных ситуациях, в острые моменты на это просто нет времени. Какие это могут быть варианты? Во-первых отослать агрессора в специальный угол – место, где нападавший может поостыть; во-вторых, лишить игрушки или какой-то привилегии. Тяжесть лишения должна следовать сразу же за происшедшим. Иначе ребенок вместо вины будет чувствовать себя несправедливо ущемленным, а это вовсе не удержит его от дальнейших агрессивных действий.
Агрессивный ребенок нуждается прежде всего не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».
Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...
Статья " Детская агрессия".
Данная статья предназначеа в большей степени для родителей детей....
Причины детской агрессии
родительское собрание...
Родительское собрание на тему: «Детская агрессия».
Родительское собрание на тему "Детская агресся"...
Памятка для родителей Детская агрессия
В данной памятке в краткой и доступной форме дается материал о том, что такое агрессия, как она проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, у подростков. Раскрываются причины агресс...
Общешкольное родительское собрание на тему"Причины и последствия детской агрессии"
Причины и последствия детской агрессии.Задачи собрания:1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родит...
Родительское собрание по теме: "Детская агрессия"
Проводится для формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях...