рабочая программа по фольклолрному ансамблю(общеразвивающая)
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
1
Структура программы учебного предмета
І. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
ІІ. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Календарно-тематические планы по годам обучения (классам);
ІІІ. Требования к уровню подготовки обучающихся
ІV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
-Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VІ. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио
и видеоматериалов
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов.
2
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное народное пение», «Сольфеджио», «Музыкальная литература».
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.
- Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
3
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фольклорный ансамбль»:
Срок обучения | 8 лет | 9 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 1546 | 1777 |
Количество часов на аудиторные занятия | 1184 | 1342 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 362 | 435 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Фольклорный ансамбль» может проводиться в форме групповых занятий (численностью от 11 человек) или мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Примеры возможных форм проведения занятий по предмету «Фольклорный ансамбль» (с учетом введения в вариативную часть предмета «Сольное народное пение»):
Классы (годы обучения) | Формы проведения занятий | Примечания | |
Мелкогрупповые/ групповые | Индивидуальные занятия | ||
Начальные классы (1-2) | Ансамбль | В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение ансамблевых групп. | |
Средние классы (3-5) | Ансамбль | Сольное народное пение | |
Старшие классы (6-9) | Ансамбль, сводное занятие1 | Сольное народное пение | |
1-9 классы | Смешанный ансамбль |
1Для учащихся 5-9 классов на занятия по предмету «Фольклорный ансамбль» предусмотрены 5 часов в неделю, из них 2 часа можно использовать на групповые занятия, один час - на сводное занятия групп, которое может быть использовано на постановочную работу, формирование сценических навыков и т.п.
4
Такая форма обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, даёт возможность более точно определить перспективы развития каждого ребёнка, в том числе и профессиональные перспективы обучающегося.
Индивидуальная форма занятий позволяет средствами вокального искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося. Занятия по постановке голоса на уроках «Сольное народное пение» позволят преподавателю лучше узнать ученика, его вокальные возможности (тембр, диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоционально- психологические особенности.
- Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль» Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;
получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;
создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации;
освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения; развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
- Обоснование структуры учебного предмета «Фольклорный ансамбль» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала погодам обучения;
5
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Методика работы с фольклорным ансамблем, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально- эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора.
предмета
Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной программы «Музыкальный фольклор» учебного предмета «Фольклорный ансамбль» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально- технического обеспечения включает в себя:
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с роялем/фортепиано;
- звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон, персональный компьютер);
- библиотеку и помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фольклорный ансамбль», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
6
Таблица 3
Распределение по годам обучения | |||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия по годам | 128 | 132 | 132 | 132 | 165 | 165 | 165 | 165 | 165 |
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Общее количество внеаудиторных/самостоя- тельных занятий по годам | 32 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 |
Максимальное количество учебных занятий в год | 160 | 181 | 181 | 181 | 214 | 214 | 215 | 215 | 215 |
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Фольклорный ансамбль»:
- вокально-хоровые занятия;
-освоение основ народной хореографии;
-освоение приёмов игры на этнографических инструментах;
-постановка концертных номеров и фольклорных композиций;
-аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных песен и др.
7
2. Требования по годам обучения
Процесс изучения предмета «Фольклорный ансамбль» делится на 3 этапа обучения: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся.
Таблица 4
Этапы обучения | Возраст | Срок реализации | Задачи |
Подготовительный (1 класс) | 6-8 лет | 1 год | Знакомство с допесенными формами, с детским, игровым и материнским фольклором |
Начальный (2-4 классы) | 9-12 лет | 3 года | Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями. |
Основной (5-8/9 классы) | 13-15 лет | 4 года | Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно- бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Освоение областных особенностей песенного творчества России. |
8
Календарно-тематические планы по годам обучения (классам)
Календарно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.
В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:
- песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
- песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
- материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
- музыкальные игры;
- хороводы;
- пляски;
- лирические протяжные песни;
эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).
1 класс
№- п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Основы вокально-хоровой работы: певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка. Развитие диапазона и интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение текста. В вокально-хоровой работе может быть | 20 |
9
использован следующий музыкальный материал: фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения. | ||
2. | Малые фольклорные формы устной традиции: игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки | 8 |
3. | Музыкальные фольклорные игры (круговые формы) | 16 |
4. | Прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь) | 16 |
5. | Сказки с элементами музицирования (простейшие попевки - характеристики героев, инструментальное сопровождение). | 16 |
6. | Игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь) | 20 |
7. | Колыбельные в одноголосном изложении | 8 |
8. | Частушки, небылицы в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь) | 16 |
9. | Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки, рубель). | 8 |
Всего: | 128 |
10
2 класс
№- п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. | 16 |
2. | Игры/музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). | 8 |
3. | Материнский фольклор - пестушки, потешки, прибаутки в одноголосном изложении без сопровождения. | 16 |
4. | Материнский фольклор - колыбельные в одноголосном изложении с элементами обыгрывания | 4 |
5. | Частушки и небылицы в одно-двухголосном изложении (терцовая втора) | 8 |
6. | Исполнение сказок и музыкальных сказок с элементами хореографии и распределением по ролям персонажей | 8 |
7. | Хороводные и плясовые песни в одно-двухголосном изложении (терцовая втора) с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением | 16 |
8. | Зимние календарные песни, колядки в одноголосном изложении, с распределением по ролям персонажей | 16 |
9. | Масленичный цикл: песни встречи и проводов Масленицы, масленичные частушки и игровые песни. Одно-двухголосное изложение (бурдонное многоголосие) | 16 |
10. | Весенние заклички в одноголосном изложении | 16 |
11. | Игра на ударных и духовых (свирели, бересты) народных инструментах. | 8 |
Всего: | 132 |
11
3 класс
№- п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения | 16 |
2. | Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов) | 8 |
3. | Музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой | 8 |
4. | Хороводные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами | 16 |
5. | Шуточные и плясовые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами | 16 |
6. | Частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением и a cappella, с элементами движения | 8 |
7. | Песни святочного периода - колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения | 16 |
8. | Масленичный обряд – Проводы Масленицы. Песни, частушки, прибаутки и пляски. Театрализованная постановка | 16 |
9. | Весенние заклички и хороводы в одно- двухголосном изложении без сопровождения, с элементами хореографии | 16 |
10. | Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни | 4 |
11. | Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка) | 8 |
Всего: | 132 |
12
4 класс
№ -п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения | 16 |
2. | Загадки и дразнилки, музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов) | 8 |
3. | Частушки, небылицы, шуточные припевки в двух- и трёхголосном изложении с сопровождением | 8 |
4. | Хороводные и хороводно-игровые песни в двух- и трёхголосном изложении без сопровождения, с постановкой танца. Освоение простого и переменного шага | 16 |
5. | Плясовые и шуточные песни в двух- и трёхголосном изложении без сопровождения, с постановкой танца | 16 |
6. | Святочные календарные песни (колядки, таусеньки, щедровки). Постановка обряда колядования | 16 |
7. | Весенние календарные песни: весенние заклички в гетерофонном изложении без сопровождения; приуроченные хороводы | 16 |
8. | Песни праздников осеннего календаря (Новолетие, Кузьминки) | 16 |
9. | Скоморошины в двух- и трёхголосном изложении | 8 |
10. | Солдатские строевые песни в двух- и трёхголосном изложении с постановкой движения | 4 |
11. | Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни | 4 |
12. | Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные (ложки, трещотки, рубель, «дрова»), духовые (свирели, кугиклы и калюки), струнные (балалайка). Освоение исполнения в составе малых ансамблей (2-3 человека) | 4 |
Всего: | 132 |
13
5 класс
№- п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала | 20 |
2. | Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов) | 10 |
3. | Хороводные и хороводные игровые песни в многоголосном изложении без сопровождения. Освоение областных особенностей хороводного шага («в две ноги», «в три ноги», «дробление», «пересек») | 20 |
4. | Шуточные и плясовые песни в многоголосном изложении без сопровождения. Постановка танцев | 20 |
5. | Песни и обряды святочного периода (колядки, Христославия, подблюдные, колядования, ряженые). Постановка святочного обряда | 20 |
6. | Частушки, шуточные припевки и небылицы без сопровождения (с аккомпанементом участников ансамбля) | 20 |
7. | Исторические и солдатские строевые песни в двух- и трёхголосном изложении, без сопровождения и в сопровождении духовых и ударных инструментов | 15 |
8. | Песни свадебного обряда. Величальные и корильные песни в двух- и трёхголосном изложении | 10 |
9. | Знакомство с эпическими жанрами - былины и старины | 10 |
10. | Парные танцы - кадрили, полька, краковяк | 5 |
11. | Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни | 10 |
12. | Игра на струнных народных музыкальных инструментах (балалайка). Освоение аккомпанемента | 5 |
Всего: | 165 |
14
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала | 20 |
2. | Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). Вечорошные игры | 10 |
3. | Хороводные и хороводные игровые песни в трёхи четырёхголосном изложении без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев | 10 |
4. | Плясовые и шуточные песни в трёх- и четырёхголосном изложении без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев | 10 |
5. | Песни свадебного обряда - величальные, корильные, лирические песни девичника. Причитания невесты | 20 |
6. | Традиции Рождества и Крещения, приуроченные к ним песни | 15 |
7. | Постовые и Пасхальные духовные стихи a cappella | 15 |
8. | Троицкие хороводы, кумицкие песни. Постановка обряда «Зелёные святки» | 10 |
9. | Протяжные лирические песни. 2-4-голосные партитуры (гетерофония и гомофонно- гармонический склад), сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения | 20 |
10. | Вечорошные песни и кадрили, областные особенности танцев | 15 |
11. | Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни | 10 |
12. | Игра на духовых народных инструментах (жалейка, рожок). Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента | 10 |
Всего: | 165 |
15
7 класс
№- п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала. Освоение областных стилевых особенностей манеры пения. | 20 |
2. | Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). Вечорошные и поцелуйные игры | 10 |
3. | Хороводные и плясовые песни в одноголосном изложении и сопровождение музыкального инструмента (балалайка, гармонь) | 20 |
4. | Частушки и небылицы песни в одноголосном изложении и сопровождение музыкального инструмента (балалайка, гармонь) | 10 |
5. | Протяжные лирические песни. 2-4-голосные партитуры (гетерофония и гомофонно- гармонический склад), сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения, областные стилевые особенности манеры пения | 20 |
6. | Исторические и строевые походные песни, баллады. Трёх- и четырёхголосные партитуры | 15 |
7. | Песни летнего земледельческого календаря. Купальские, жнивные песни. | 15 |
8. | Свадебные песни (песни девичника, величальные и корильные, песни свадебного поезда и пира) и элементы свадебной игры. | 30 |
9. | Волочебные песни и духовные стихи. Трёх- и четырёхголосные партитуры, областные особенности манеры пения | 10 |
10. | Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни | 5 |
11. | Ансамблевое исполнение наигрышей на изученных инструментах. Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента | 10 |
Всего: | 132 |
16
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала. Освоение локальных стилевых особенностей манеры пения | 20 |
2. | Музыкальные игры в многоголосном хоровом изложении | 5 |
3. | Хороводные и плясовые песни в многоголосном хоровом изложении, постановка танца с учётом областных хореографических особенностей | 10 |
4. | Традиционный вертеп. Постановка Рождественского спектакля, Рождественские духовные песнопения, Христославия, колядки. Обучение работе с вертепными куклами | 20 |
5. | Изучение песен, частушек и танцев масленичной недели, традиций гостевания, катаний и уличных забав на Масленицу. Постановка «Масленичного обряда» | 20 |
6. | Лирические, величальные, повивальные, шуточные и плясовые песни свадебного цикла. Театрализованная постановка «Свадебного обряда» | 20 |
7. | Исторические и строевые походные песни в двух- и трёхголосном изложении, без сопровождения и в сопровождении ударных инструментов | 10 |
8. | Зелёные святки. Календарный обряд с исполнением Троицких, семицких и русальных песен, Троицких хороводов с движением | 20 |
9. | Духовные стихи в двух- и трёхголосном изложении, без сопровождения | 5 |
10. | Протяжные лирические песни в двух- и трёхголосном изложении, с учётом областных особенностей песенного стиля | 20 |
11. | Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни | 5 |
12. | Знакомство с клавишно-духовыми (гармонь), духовыми (рожок), струнными (балалайка), ударными (бубен) инструментами. Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента | 10 |
Всего: | 165 |
17
9 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками трёх- и четырехголосного исполнения. Совершенствование исполнения диалектных и локальных стилевых особенностей песенного материала | 20 |
2. | Музыкальные игры в многоголосном хоровом изложении, игры, входящие в календарные и семейно-бытовые обряды | 5 |
3. | Хороводные песни в многоголосном хоровом изложении, постановка танца с учётом областных хореографических особенностей. «Заплетися плетень» и т.п. | 20 |
4. | Плясовые песни в многоголосном хоровом изложении, постановка танца с учётом областных хореографических особенностей. Курская «Тимоня», областные разновидности кадрилей, особенности мужской казачьей пляски и т.п. | 20 |
5. | Традиции осеннего календаря и приуроченные песни. Постановка осенних обрядов «Последнего снопа», «Похорон мух», «Капустных посиделок» | 20 |
6. | Протяжные лирические песни в трёх- и четырёхголосном изложении, с учётом областных особенностей песенного стиля | 20 |
7. | Исторические песни «внешней» (военные победы и подвиги полководцев) и «внутренней» (бунтарские) политики в трёх- и четырёхголосном изложении | 10 |
8. | Строевые походные и рекрутские песни без сопровождения и в сопровождении ударных инструментов | 5 |
9. | Духовные стихи и притчи, традиционные православные песнопения в народных распевах | 10 |
10. | Обряды и традиции летнего календаря. Купальские, Петровские, покосные и жнивные песни. Постановка Ивана-Купальского обряда | 20 |
11. | Совершенствование навыков импровизации на материале пройденных жанров народной песни | 5 |
12. | Совершенствование игры на клавишно-духовых (гармонь), духовых (рожок, жалейка), струнных (балалайка), ударных (бубен) инструментах. Совершенствование навыков ансамблевого исполнения и аккомпанемента | 10 |
Всего: | 165 |
18
ІІІ. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы «Фольклорный ансамбль» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни;
- знание характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;
- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
- навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
- навыки владения различными манерами пения;
- навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров;
- навыки публичных выступлений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
19
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен. В случае, если по предмету «Фольклорный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам.
Виды промежуточной аттестации: академические концерты, исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления.
Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа.
2. Контрольные требования на разных этапах обучения:
Таблица 5
Вид аттестации | Форма аттестации | График проведения аттестации (по полугодиям) | Материал к аттестации |
Текущая аттестация | Контрольные уроки | 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 | Песенный материал (согласно календарно- тематическим планам) |
Промежуточная аттестация | Академические концерты, зачеты, творческие смотры, прослушивания | 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 | Песенный материал (согласно календарно- тематическим планам) |
Итоговая аттестация | Экзамен в форме концертного выступления | 16 (при 8-летнем сроке обучения) или 18 полугодие (при 9-летнем сроке обучения) | Песенный материал |
20
3. Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических инструментах).
Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.
Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться::
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- стремление к соблюдению диалектных особенностей;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 6
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом |
4 («хорошо») | Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых |
21
3 («удовлетворительно») | Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне |
2 («неудовлетворительно») | Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие |
В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 1-4 классах система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля. Урок может иметь различную форму:
- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
- постановка дыхания;
- разбор музыкального материала по партиям;
- работа над партитурой;
- постановка концертных номеров и т.п.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.
22
На репетициях фольклорного ансамбля и на индивидуальных занятиях, входящих в вариативную часть курса, преподавателем должен решаться целый ряд задач:
- формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;
- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;
- овладение различными певческими стилями;
- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования).
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Особенности работы с фольклорным ансамблем, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видеопросмотр, непосредственный контакт с носителями традиции). Важны также навыки работы с нотными и текстовыми расшифровками песенного материала.
Самая главная задача для участников процесса - научиться петь не строго заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию исполняемой песни в стилевых рамках заданного материала. Необходимо научиться музыкально-поэтической, а также комплексной импровизации, в рамках жанровых и стилистических особенностей песенного образца.
Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект влияет на формирование певческой и тембральной позиции.
Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.
23
VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и
Список рекомендуемой методической литературы
- Вендина Т.И., Попов И.А. Атлас русских народных говоров. 2004
- Веретенников И.И Народное музыкальное творчество Белгородского
края. Белгород 2000
- Веретенников И.И. Белгородские карагоды. Белгород 1993
- Горюнов Б.А. Русские народные инструменты Белгородской
области. Белгород 1998
- Карачаров И.Н. Песенные традиции бассейна реки Псёл. Белгород
«Крестьянское дело» 2004
- Красовская Ю.Е. Человек и песня. Библиотечка «В помощь
художественной самодеятельности» №-14.
Москва «Советский композитор» 1989
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник (1 – 4 классы).
«Мнемозина» 2002
- Матвеева Н.Ю. Вокально-хоровое воспитание участников
фольклорного ансамбля. Разработка певческого
дыхания. Белгород 2008
- Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра
Планетариум. Москва 1994
- Руднева А.В. Курские танки и карагоды. Москва 1975
- Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии.
Ростов 2004
- Стерехова О.М. Развитие музыкальных способностей учащихся
ДШИ на основе музыкального фольклора родного
края. Обобщение опыта работы преподавателя
МОУ ДОД ДШИ с.Прохоровка Белгородской
области. Белгород 2008
- Из опыта работы преподавателей ДШИ
Белгородской области. Белгород 2010
24
Список рекомендуемой нотной литературы
- Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Белгород
«Везелица»1998
- Веретенников И.И. Русская народная песня в школе. Белгород 1994
- Веретенников И.И. Заплетися плетень. Белгород 2003
- Веретенников И.И. Ой, заря моя зорюшка. Белгород 2003
- Веретенников И.И. Народные песни Белогорья. Белгород 2005
- Веретенников И.И Русская народная песня в школе. Белгород 2005
- Веретенников И.И Хороводные игры. Белгород 2006
- Горбатовская А.В. Счастливая путь – дорожка. Белгород 2007
- Жирова О.Я. Вместе играем и поём, да старинушку
Белгородскую узнаём. Белгород
- Карачаров И.Н. Народная песня Белгородского края. Белгород 1996
- Кривчиков Н. Ой, калёда ходила. Белгород 2005
- Кулабухов А.В. Прекрасна ты моя сторонка. Белгород 2004
- Мищенко Е.А. Народные игры с припевками. Белгород 2003
- Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследования.
Москва «Советский композитор» 1987
Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов
аудио и граммофонные записи этнографических исполнителей и коллективо
- Антология. «Музыкальный фольклор СССР», «Фирма Мелодия», 1989. Пластинка 1 «Народная музыка южной России», пластинка 2 «Песни русского казачества»
- Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия», 1990
- Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия», 2009
- Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, выпуски 1-8, «Фольклорный ансамбль села Фощеватово Белгородской области», «Фольклорный ансамбль села Плёхово Курской области», «Фольклорный ансамбль Русская Буйловка Воронежской области», «Фольклорный ансамбль села Глуховка Белгородской области», «Фольклорный ансамбль сел Пузево и Гвазда Воронежской области»,
25
«Фольклорный ансамбль «Воля» Воронежского государственного института искусств»
- «На Петра хлеб пекла». Исторические концерты Фольклорной комиссии. (Песни Русско-Белорусско-Украинского пограничья). - 2009, APE
- Народный календарь. Песни народных праздников и обрядов. Выпуски 1 и 2. «Фирма Мелодия», 1989
- «Казаки - некрасовцы на концерте в Московской консерватории». «Мелодия», 1984
записи фонотеки отдела РНХ музыкального колледжа им. Гнесиных
- Казачья певческая традиция: Дон, Кубань, Некрасовцы, Оренбургские казаки, Терцы
- Южнорусская певческая традиция: песни Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Рязанской областей
другие аудио и видеоматериалы
- цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей»;
- телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» ТМК «Россия- Культура»;
- экспедиционные записи отечественных фольклористов: Гиляровой Н.Н, Кабанова А.С., Красовского А.В., Медведевой В.Н., Мехнецова А.М., Пушкиной С.И., Щурова В.М.и др.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Ровеньского района Белгородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
Предметная область ПО.01.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
по учебному предмету ПО.01.УП.01.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ
Срок обучения 8+1
п.Ровеньки 2013
«Одобрено»: Методическим советом МБОУ ДОД «Детская школа искусств» Ровеньского района Белгородской области Дата рассмотрения 31.05.2013 | «Утверждаю»:
Директор МБОУ ДОД Ровеньского района Белгородской области Дойдиной Н.И. _________________ (подпись) Дата утверждения 31.05.2013 |
Разработчик: Дармина Галина Анатольевна
преподаватель по классу
фольклора
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Ровеньского района
Белгородской области
Рецензенты: Дойдина Наталья Ивановна
Директор МБОУ ДОД
«Детская школа искусств»
Ровеньского района Белгородской области
Кулеш Наталья Александровна
Артистка (вокалистка) солистка
Белгородской государственной филармонии,
преподаватель кафедры искусства народного
пения Белгородского государственного
института искусств и культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...