"Государственные символы России"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Терешина Ольга Леонидовна

Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимают как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennye_simvoly_rossii_zanyat.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ГКООУ Павловский санаторный детский дом

г. Павлово  Нижегородской области.

Воспитательское занятие

« Государственные символы России».

По программе социального воспитания и образования детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома

«Уроки жизни».

Модуль «Государство».

Средний школьный возраст

                                                                Выполнила воспитатель 5 группы:

                                                                   Терешина О.Л.

                                 

2011.


Цели

  • расширение знаний и представлений о государственной символике и преемственности в ней;
  • популяризация государственных символов РФ;
  • осознание роли и значения государственных символов РФ;
  • развитие познавательных способностей;
  • формирование гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся;
  • воспитание уважения к символам государства.

Наглядные пособия: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ.

Материалы: монеты СССР и современные, печатный раздаточный материал для работы в группах.

Оборудование: аудио оборудование, компьютер.

Предварительная работа: подготовка группы «Архивариус».

Кабинет украшен шарами, цвета которых соответствовали цветам родного флага; флажками из бумаги.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Мы начинаем наше занятие  под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. Прошу всех сесть.

Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике российской государственности. Я - учитель и гражданин РФ, а вы ученики   школы № 11  и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их. Есть такие символы и у Российской Федерации - Флаг Российской Федерации, Герб Российской Федерации, Гимн Российской Федерации.

Воспитанники перечисляют, а воспитатель показывает изображение герба, флага и слова гимна на экране.

Воспитанник

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Воспитатель

Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствование Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I. Так “дедушка русского флота” - ботик юного царя, на котором он плавал в молодые годы в Измайловском пруду и на Плещеевом озере, познавая морскую премудрость, несет на своих бортах, флаге и вымпеле именно бело-сине-красные цвета.

В начале XVIII в. российский стяг описывали так: “Флаг Его Царского Величества разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя полоса синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия”. Такой флаг развевался на корабле “Крепость”, прибывшего из Азова в Стамбул в 1700 г. для заключения перемирия с

Османской империей. Под ним в этом же году сражались русские войска под Нарвой. А в1716г. он реял на флагмане “Ингерманланд”, когда Петр I командовал соединенными флотами Англии, Голландии, Дании и России.

Мало кто знает, что в начале Северной войны в 1712 г. утвердился один из красивейших флагов мира – Андреевский. В 1705г. Петр I передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный – на коммерческих судах указывали на государственную принадлежность корабля. В послепетровское время под влиянием немецкого окружения царствующих особ триколор почти угас. И так было до 1883 г., до появления высочайшего повеление царя Александра II, в котором было сказано: “В торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, употреблять исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов”.

Революционная Россия начала XX в. не сразу отвергла трехцветный флаг. После Февральской революции 1917г. в период власти Временного правительства использовался в качестве государственного бело - сине – красный флаг. Лишь 8 апреля 1918г. Я.М.Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом. Удивительное совпадение: спустя 73 года, день в день, правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага. А 21 августа 1991 г., после провала так называемого путча, Верховный Совет РСФСР постановил “считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных полос белой, лазоревой и алой – официальным флагом Российской Федерации”.

Цвет полос государственного флага несет в себе глубокий смысл. Белый всегда означал Свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный – Державность. Есть и другое (неофициальное) толкование символики цветов: белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В.Путиным 25 декабря 2000 г.), а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Воспитанник

Остановлюсь на флажном этикете.

В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3.

Флаг города не может быть больше, чем флаг государства.

Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту.

Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг.

Воспитатель. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

В ходе предварительной подготовки к данному занятию была сформирована группа «Архивариус», состоящая из двух микрогрупп.

Воспитатель. Микрогруппе №1 предоставляется слово по данному вопросу.

Архивариусы говорят о том, что гимн - это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка - композитору и дирижеру А. В. Александрову.

Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Гимн России

(муз.Г.Александрова, сл.С.Михалкова)

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Воспитатель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?

Выслушав ответы детей, воспитатель  подводит итог.

Воспитатель. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.

Воспитатель. Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Об истории зарождения и становления герба России расскажет группа «Архивариус» (микрогруппа №2).

Группа «Архивариус».

Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…

Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий.

Что в переводе с польского означает слово «герб»? (Наследство)

Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.

Дети мои, понимаете - герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.

Двуглавый орел - главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.

В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России - двуглавый орел, а на другой - всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы.

На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России. Задание для класса: рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Учащиеся должны выделить орла.)

Двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Группа «Архивариус» задает вопросы .

  • Что находится в лапах у орла?
  • Чем защищена грудь орла?
  • Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?

Из периода истории Российской империи мы перемещаемся в эпоху Советской России. В 1918 г. правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен.

Группа «Архивариус» предлагает учащимся в качестве наглядности монеты советского периода и современные российские монеты. Задача учащихся: рассмотреть и сравнить гербы, размещенные на монетах разных эпох истории Российского государства.

Ведется обсуждение, подводятся итоги.

Воспитатель. С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.

Группа «Архивариус». В1993 г. указом президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой.

На экране появляется изображение герба РФ.

Воспитатель зачитывает стихотворение С. Куприна:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!

На экране появляется изображение флага РФ.

Государственный флаг - это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.

Вопрос к воспитанникам. Как вы думаете, зачем государству нужен флаг?

Выслушав ответы , воспитатель предлагает им провести небольшую исследовательскую работу по пр

Подгруппа №1 проследит историю становления флага периода Российской империи.

Подгруппа №2 – эпохи Советского Союза.

Подгруппа №3-современного периода истории России. Консультантами в этих группах воспитанники из группы «Архивариус», как наиболее подготовленные по этим вопросам. На работу отводится 5 минут. Выступает представитель от группы. Коллективное обсуждение, провидение элементов сравнения, выводы.

Воспитатель. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимают как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.

Заключительный этап

Подведение итогов. Трем подгруппам раздаются альбомные листы. Задание нарисовать что больше всего запомнилось на этом занятие.

Литература 

  1. Пчелов Е.Р. Государственные символы России – герб, флаг, гимн.
  2. Романовский В.К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн.

Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Классный час "Государственные символы России".

Государственные символы России Внеклассное мероприятие по историидля обучающихся 5-7 классов Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и г...

Урок на тему "Государственные символы России"

Урок обществознания в 9 классе....

Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....