РП по дисциплине "Электропривод"
учебно-методический материал на тему
Рабочая программа "Электропривод" для СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektricheskiy_privod_gr.24_.docx | 59.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чапаевский химико-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ СПО «ЧХТТ»
_________И.В. Музуров
_____________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ВЧ.13. ЭЛЕКТРОПРИВОД
профессионального цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 140448
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности |
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией электротехническихдисциплин Протокол №1 от 28.08.2014 Председатель ПЦК __________Толмачева М.Ю. | Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) | |||||
Составитель: | О.В. Братушкина, преподаватель ГБОУ СПО ЧХТТ |
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Новикова Н.Ф., старший методист ГБОУ СПО «ЧХТТ»
Содержательная экспертиза: | М.Ю. Толмачева, преподаватель ГБОУ СПО ЧХТТ |
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 140448Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2010 г. N 144. Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ ученых дисциплин среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года. |
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название разделов | Стр |
1 | Паспорт программы учебной дисциплины | 4 |
2 | Результаты освоения учебной дисциплины | 5 |
3 | Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
4 | Условия реализации учебной дисциплины | 13 |
5 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 15 |
6 | Приложение 1 | 16 |
7 | Лист изменений: и дополнений, внесенных в рабочую программу | 17 |
- ПАСПОРТ РАБООЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электропривод
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов электротехнического профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- читать и составлять типовые схемы управления ЭП;
- правильно выбирать электродвигатели для привода по мощности;
- управлять пуском и реверсом двигателя;
- объяснять принцип действия ЭП.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- классификацию, назначение, характеристики элементов и всего ЭП;
- принцип работы ЭП;
- порядок расчета мощности, выбор электродвигателей и элементов схем управления;
- принципы автоматического управления ЭП
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в прормышленности и овладению профессиональными компетенциями (Приложение 1):
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
( Приложение 2):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 14 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
расчетные работы рефераты, доклады самостоятельная работа с литературой | |
Итоговая аттестация: экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭЛЕКТРОПРИВОД
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | 2 | 1 | |||
Самостоятельная работа учащихся
| 4 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Раздел 1. Механика электропривода | 6 | 2 | |||
Тема 1.1. Статические и динамические нагрузки. Основное уравнение электропривода | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Механическая часть электропривода (ЭП). Возможные направления передачи механической мощности в ЭП. Динамический момент и силы сопротивления. Момент инерции тела относительно оси вращения. Активные и реактивные моменты. Основное уравнение движения ЭП. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу основных величин, участвующих в движении электропривода. | 4 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Тема 1.2. Приведение движения элементов электропривода к одной оси вращения | 1 | Приведение движения элементов электропривода к одной оси вращения . Масса, инерция, момент инерции. Операция приведения. Приведения статических моментов и моментов инерции к валу ЭД. Приведенный маховый момент. | 2 | 2 | |
Практические занятия
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Раздел 2. Электроприводы с двигателями постоянного тока | 18 | ||||
Тема 2. 1.Режимы работы двигателя постоянного тока (ДПТ) | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Режимы работы двигателя постоянного тока (ДПТ), основные схемы включения ДПТ. Электромеханическая и механическая характеристики ДПТ при различных способах возбуждения. | 2 | |||
2 | Характеристики двигателя постоянного тока (ДПТ) | ||||
3 | Изучение механических характеристик двигателя постоянного тока в различных режимах | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Тема 2.2. Расчет и построение характеристик двигателя постоянного тока | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Расчет и построение характеристик двигателя постоянного тока . Основные соотношения параметров для ДПТ. Расчет и построение механических характеристик ДПТ. Относительные величины. Характеристики ДПТ в относительных единицах. | 2 | |||
Практические занятия
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Рассчитать электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения(задание по карточкам) | 4 | ||||
Тема 2.3. Пуск, торможение и реверс двигателя постоянного тока | Пуск, торможение и реверс двигателя постоянного тока . Пусковая диаграмма ДПТ. Изменение тока при пуске. Графоаналитический метод расчета пускового резистора. Динамическое торможение. Торможение противовключением. Выбор пусковых резисторов. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия
| 2 | ||||
Тема 2.4. Регулирование скорости двигателя постоянного тока | Регулирование скорости двигателя постоянного тока. Способы регулирования скорости ДПТ. Регулирование скорости ДПТ изменением напряжения, сопротивления цепи якоря и изменением потока возбуждения. Расчет регулировочных резисторов. Импульсное регулирование. | 2 | 2 | ||
Практические занятия
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу достоинств и недостатков способов регулирования скорости ДПТ. | 4 | ||||
Раздел 3. Электроприводы с двигателями переменного тока | 20 | ||||
Тема 3.1. Электропривод с асинхронным двигателем, схема включения асинхронного двигателя, режимы работы АД. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1. | Электропривод с асинхронным двигателем, схема включения асинхронного двигателя, режимы работы АД. | 2 | |||
2. | Механические характеристики асинхронного двигателя (АД) переменного тока. | ||||
3. | Исследование механической характеристики асинхронного электродвигателя в различных режимах. | ||||
Практические занятия
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | Не предусмотрено | ||||
Тема 3.2. Пуск асинхронного двигателя переменного тока | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Пуск асинхронного двигателя переменного тока. | 2 | |||
2. | Торможение и реверс асинхронного двигателя переменного тока | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Выучить конспект: пуск, торможение и реверс асинхронного двигателя переменного тока. | 4 | ||||
Тема3.3. Регулирование скорости асинхронного двигателя переменного тока | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Регулирование скорости асинхронного двигателя переменного тока. | 2 | |||
2. | Изучение регулировочных свойств асинхронного двигателя. | ||||
Лабораторные работы | |||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу зависимости скорости АД от изменяемого сопротивления | Контрольные работы | ||||
Тема 3.4. Электропривод с синхронным двигателем переменного тока: схема включения, статические характеристики, режимы работы | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. 2. | Нелинейные элементы электрических цепей постоянного тока. Электропривод с синхронным двигателем переменного тока: схема включения, статические характеристики, режимы работы Пуск синхронного двигателя, регулирование скорости и торможение СД | 2 | |||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Раздел 4. Энергетика электропривода | 14 | ||||
Тема 4.1. Потери мощности и энергии в установившемся режиме работы электропривода | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Потери мощности и энергии в установившемся режиме работы электропривода | 2 | |||
2. | Потери мощности и энергии в переходных режимах работы электропривода | ||||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Описать максимальные и минимальные потери эллектропривода при различных этапах работы(таблица). | 2 | ||||
Тема 4.2. Переходные процессы в электроприводе | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Переходные процессы в электроприводе | 2 | |||
Расчет переходного процесса при прямолинейной совместной характеристике электродвигателя и механизма | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач | 4 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||||
Тема 4.3. Выбор двигателя для электропривода, расчет мощности двигателя | 1. Выбор двигателя для электропривода, расчет мощности двигателя | 6 | |||
| 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подбор электродвигателя с использованием справочной литературы по исходным данным | 4 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Раздел 5. Системы электропривода | 20 | ||||
Тема 5.1. Разомкнутые системы электропривода, ручное и дистанционное управление | Содержание учебного материала | 6 | |||
| 2 | ||||
Практические занятия
| 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составить конспект о принципах работы тиристоров(тиристорного управления ЭП) | 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||||
Тема 5.2. Замкнутые системы электропривода: схемы замкнутых структур и их технические средства |
| 12 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу роли и видов обратной связи в системе электропривода | 4 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||||
Практические занятия | Не предусмотрено | ||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | Не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | Не предусмотрено | ||||
Всего: | 120 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеется лаборатория электрических машин и электрических аппаратов.
Оборудование лаборатории:
- комплект деталей, инструментов, приспособлений;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (схемы по электрооборудованию).
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории электрических машин и аппаратов: учебные места для обучающихся, стенды, инструменты, приспособления, комплект схем электрооборудования, комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- Мультимедиапроектор.
- Персональный компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для преподавателей:
- Москаленко В.В. Электрический привод: Учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.
- Кацман М.М. Электрические машины и электропривод автоматических устройств. – М.: Высшая школа, 1987.
Для студентов:
- Москаленко В.В. Электрический привод: Учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.
- Кацман М.М. Электрические машины и электропривод автоматических устройств. – М.: Высшая школа, 1987.
Дополнительные источники:
Для преподавателей:
- Кацман М.М. Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам и электроприводу. – М.: Высшая школа, 2000.
- Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. – М.: Академия, 2008. – 544 с.
- Катаенко Ю.А. Электротехника. – Ростов-нД.: Феникс, 2010. – 288 с.
- Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
- Новиков П.Н., Толчеев О.В. Задачник по электротехнике. – М.: Академия, 2010. – 384 с.
Для студентов:
- Катаенко Ю.А. Электротехника. – Ростов-нД.: Феникс, 2010. – 288 с.
- Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
- Новиков П.Н., Толчеев О.В. Задачник по электротехнике. – М.: Академия, 2010. – 384 с.
Интернет-ресурсы:
- http://www.twirpx.com/files/tek/toe/ Теоретические основы электротехники: лекции, задачи, контрольные работы, лабораторные работы.
- http://djvu-student.narod.ru/25-teoreticheskie-osnovi-electroniki/toe-zadachi-rascheti-shpori-otveti.html
Герасимов В.Г. Сборник задач по электротехнике и основам электроники.
Иванов И.И., Лукин А.Ф., Соловьев Г.И. Электротехника. Основные положения, примеры и задачи.
- Обучающая программа «ФИЗИКОН», ELECTRONICS WORKBENCH.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
| Практические работы Самостоятельные работы |
знать:
| Тестирование Контрольная работа |
Приложение 1
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования. | |
Уметь: Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования | Определение момента инерции методом свободного выбега Расчет и построение пусковых диаграмм ДПТ. Выбор пусковых резисторов Изучение регулировочных свойств электропривода с двигателем постоянного тока |
Знать: - Классификацию электрического и электромеханического оборудования; - методы наладки, регулировки и проверки электрического и электромеханического оборудования - инструменты, применяемые при проверке и наладке оборудования
| Изучение механических характеристик двигателя постоянного тока в различных режимах Пуск, торможение и реверс двигателя постоянного тока Выбор двигателя для электропривода, расчет мощности двигателя Датчики времени, скорости, тока и положения Виды и аппараты защиты, блокировок и сигнализаций в электроприводе Аналоговые элементы и устройства управления электропривода |
Самостоятельная работа | Составить реферат «Применение электропривода в современной энергетике» Подбор электродвигателя с использованием справочной литературы по исходным данным. |
ПК1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования. | |
Уметь: Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования | Пуск, торможение и реверс двигателя постоянного тока Пуск асинхронного двигателя переменного тока Торможение и реверс асинхронного двигателя переменного тока Разомкнутые системы электропривода, ручное и дистанционное управление |
Знать: - Методы ремонта и обслуживания оборудования -Классификацию инструментов Порядок и график выполнения ремонтов и ТО | Пуск, торможение и реверс двигателя постоянного тока Регулирование скорости двигателя постоянного тока Пуск асинхронного двигателя переменного тока Торможение и реверс асинхронного двигателя переменного тока Пуск синхронного двигателя, регулирование скорости и торможение СД |
Самостоятельная работа студента | Составить таблицу достоинств и недостатков способов регулирования скорости ДПТ |
П.К. 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования. | |
Уметь: Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации оборудования | Расчет и построение механических характеристик электродвигателей постоянного тока независимого возбуждения. Выбор резисторов Расчет и построение механических характеристик трехфазного асинхронного двигателя. Выбор резисторов |
Знать: Порядок наладки, пуска оборудования Методы диагностики | Расчет переходного процесса при прямолинейной совместной характеристике электродвигателя и механизма Изучение регулировочных свойств асинхронного двигателя. |
Самостоятельная работа | Составить конспект о принципах работы тиристоров(тиристорного управления ЭП) Составить таблицу роли и видов обратной связи в системе электропривода. |
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК | Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Выполнение практических работ |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Выполнение практических работ |
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Выполнение практических работ |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Выполнение практических работ |
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Выполнение самостоятельных работ |
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Выступление с рефератами и сообщениями |
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | Выполнение практических работ |
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Выполнение индивидуальных заданий |
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Выполнение индивидуальных заданий |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением; | |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: | |
Подпись лица внесшего изменения |