статья "Если ребенок не такой, как все"
статья на тему
Из опыта работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_ne_takoy_kak_vse.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не такой, как все
Коновалова А.Е.
ГБОУ №496
В большинстве школ существует некоторая настороженность по отношению к одаренным детям, связанная, видимо, с недопониманием их уникальности. Многие считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, т.к. достаточно талантливы, чтобы самим справиться с проблемами. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании очень велика и часто не удовлетворяется. А все это им нужно не менее, чем даже больным детям. К сожалению, из-за недоверия к тем, кто не такой, как все, одаренные дети зачастую отвергаются другими детьми, иногда учителями и даже родителями.
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают в сложные ситуации. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и даже поведение окружающих людей. Такую особенность одаренных детей нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию. Такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимают и на все реагируют, и к сожалению, относят происходящее на свой счет. Эти дети способны чувствовать вину даже когда их не обвиняют. Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих. Благодаря широте восприятия и чувствительности, одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость.
Неординарные способности одаренных детей порождают различного рода проблемы поведения.
Одна из наиболее неприятных проблем поведения – стремление перебить собеседника. Почему это особенно характерно для интеллектуального развития этих детей? Они схватывают мысль на лету, даже, если им сообщили что-то новое, стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой «перебивающий», преждевременный ответ является отражением скорости восприятия собеседников. Ребенок полагает, что все, участвующие в беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с такой же скоростью.
Помогите ребенку научиться терпению – добродетели, которой одаренным детям очень часто не достает. В общении с ребенком необходимо быть терпеливым и похвалить его за терпение. Познавательные способности одаренных детей часто значительно опережают их понимание законов общения, и помощь заботливых взрослых – и учителей, и родителей – необходима.
Необходимо отметить, что поведение ребенка на уроке провоцирует различного рода проблемы. Одаренный ребенок всегда тянет руку первый на вопрос, заданный учителем. Это вызывает неприязнь одноклассников и даже раздражение учителей. Ребенок замечает негативную реакцию на свою активность и очень переживает. В такой ситуации учитель должен помочь ребенку. Педагог может договориться с исключительно способным учеником, чтобы он записывал свои молниеносные ответы в тетради и отдавал их учителю в конце урока. Таким образом, ребенок не отучается отвечать на уроках и, в то же время, не выделяется в классе. Такие приемы могут сыграть чрезвычайно важную роль в сохранении у ребенка интереса к учебе и, самое главное, чтобы он был принят окружающими, а не отвергнут.
Следующей очень сложной проблемой является привычка поправлять других. Дети полагают, что все разделяют их мысли и чувства. Одаренный ребенок всегда стремиться быть правым и первым, как и многим из нас. Для одаренного ребенка оказаться неправым – крайне мучительно. Они полагают, что другим так же неприятно оказаться в подобном положении. Поэтому они искренне хотят помочь всем избежать страданий и переживаний. Следовательно, как только кто-то делает ошибку, одаренный ребенок моментально бросается на помощь. Ребенку необходимо в спокойной манере объяснить (очень терпеливо и тактично), что человек, которого публично поправляют, переживает большую неловкость, чем, если бы он допустил ошибку в произношении или неточность в изложении информации, т.е. мы опять имеем дело с добродетелью, неверно выраженной.
Всем нам, учителям, необходимо помочь одаренному ребенку понять, что большая добродетель заключается в том, чтобы не заметить ошибки другого чело века и избавить его от неловкости. Постарайтесь объяснить, что, поправляя другого, ребенок усиливает неудобство, а не предотвращает его, да еще и вызывает недовольство к себе самому. Постарайтесь развить и укрепить в ребенке терпение.
Еще один негативный эпитет, который присваивается одаренным детям – это «всезнайка». Сверстникам кажется, что этот «умник» непременно хочет выделиться на их фоне, поэтому его остроумные речи игнорируются. Ведь всем детям присуща сильная потребность в признании общности с коллективом. Высмеивание окружающих – проблема, связанная с чувствительностью одаренного ребенка и в значительной степени в опережающем развитии речевых навыков. Если ребенок постоянно подтрунивает и смеется над одноклассниками и даже учителями, родителями – подумайте хорошенько, нет ли в его окружении источника боли, страдания. Если вам сделали больно – ваша ответная реакция – ответить тем же, а если вы не можете отомстить обидчику, вы иногда направляете гнев против того, кто оказался рядом. Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя разящее оружие двух видов – богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых сторон окружающих. Ответные выпады часто более бесполезны нежели те, что их спровоцировали!
Поговорите с ребенком о том, что так задевает его в ежедневном общении. Постарайтесь понять причины и помогите ребенку также понять болезненность его собственных речевых атак. В качестве своего оружия обычно ребенок выбирает слово. Немалую озабоченность у учителей вызывает использование одаренными детьми своих интеллектуальных способностей ради сохранения собственного «я». Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках, издевках, безжалостном сарказме по отношению к другим людям. Мы приходим к выводу, что многие недостатки коренятся в достоинствах. Но поскольку возможности одаренных детей выше, их недостатки могут быть исключительно раздражающими.
В своих попытках разобраться и понять одаренного ребенка необходимо помнить, что за внешне плохим поведением часто скрывается стремление к добру. Надо помогать развивать у одаренного ребенка такие качества, которые привлекают и поддерживают людей. Необходимо понимание того, что нежелательные модели поведения могут происходить из положительных побуждений и сознательные усилия должны быть направлены на укрепление таких качеств как доброта, скромность, терпение и целостность личности. Личностная целостность является одной из главных целей воспитания одаренных детей и может быть достигнута там, где дети находят поддержку, заботу и любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - интерактивная игра "Если ребенок не такой, как все..."
Часто родительские собрания надоедают как учителям, так и родителям. В средних и старших классах их рейтинг среди родителей снижается. Как оживить традиционное собрание, активизировать его участников,...
Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"
Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...
Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным
Материал содержит доклад и интересную презентацию на данную тему...
статья "Если ребенок не такой, как все"
Из опыта работы с одаренными детьми...
статья "Если ребенок не такой, как все"
Из опыта работы с одаренными детьми...
Что такое дисграфия? Как помочь ребенку?
Раскрытие видов дисграфий и методов их коррекции....
"Родительское собрание "Что такое внимательный ребенок?"
Данное родительское собрание проводится в доступной форме, содержит рекомендации по развитию внимания детей....