Программа "Здоровье"
материал на тему
Программа "Здоровье" разработана для основной сельской школы. Программа работает с 2011 г., она помогает классным руководителям строить воспитательные программы. В программе прописаны направления здоровьесбережения, индикаторы, планы по профилактие и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 678.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лопъювадская основная общеобразовательная школа»
МР «Усть-Куломский» Республики Коми
Программа принята педсоветом протокол № 5 от 30 марта 2010 г.
Автор-составитель: и.о. директора школы Ополовникова Т.Н.,ВК, стаж 37 л.
Адрес 168076 п. Лопъювад
Усть-Куломского района
Республики Коми
ул. Комсомольская д.4
тел 8(82137 )95-7-34
пст. Лопъювад
2011 г.
Оглавление
№ | Содержание | Страница |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Научно-теоретическое обоснование программы | |
3 | Методическое обеспечение программы | |
4 | Критерии для оценки эффективности программы | |
5 | Результативность по основным направлениям программы | |
6 | Список используемой литературы | |
7 | ||
8 |
Пояснительная записка
Актуальность
«Мы за здоровый образ жизни».
Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач, если обучить его психолого-педагогическим технологиям, которые позволят педагогу работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников.
Комплексный и системный подход к организации здоровьесбережения, который является стержневым в работе школ, сберегающих и содействующих здоровью, поскольку системный подход к пониманию здоровья в школе ведет к изменениям школы в целом, делает слабую школу – сильной, бедную – богатой, неуправляемую – разумной.
Подойти серьёзно к организации здоровьесбережения нас заставили медицинские обследования учащихся нашей школы.
Охват периодическим медицинским обследованием учащихся МОУ «Лопъювадская ООШ» /данные взяты из информационной карты/
2006-2007
Ступени образования | Всего обучающихся | Из них обследовано |
Человек | % | ||
1 ступень общеобразовательные классы | 7 | 7 | 18,4% |
2 ступень общеобразовательные классы | 30 | 30 | 81,6% |
Итого | 38 | 38 | 100 |
2007-2008 г.
Ступени образования | Всего обучающихся | Из них обследовано | |
Человек | % | ||
1 ступень общеобразовательные классы | 17 | 17 | 43% |
2 ступень общеобразовательные классы | 22 | 22 | 57% |
Итого | 39 | 39 | 100 |
2008-2009 уч. г.
Ступени образования | Всего обучающихся | Из них обследовано | |
Человек | % | ||
1 ступень общеобразовательные классы | 16 | 16 | 50% |
2 ступень общеобразовательные классы | 16 | 16 | 50% |
Итого | 32 | 32 | 100 |
Осуществление медицинского обслуживания учащихся ОУ ФАП
Индекс здоровья обучающихся за последние три года.
Ступени образования | 200_6_/200_7_ | |||||||
группа здоровья | ||||||||
I | II | III | IV | |||||
уч. | % | уч. | % | уч. | % | уч. | % | |
1 ступень | 7 | 18,9 | ||||||
2 ступень | 2 | 5,4 | 25 | 67,56 | 2 | 5,4 | 1 | 2,7 |
Итого: | 2 | 5,4 | 32 | 86,4 | 2 | 5,4 | 1 | 2,7 |
Ступени образования | 200_7_/200_8_ | |||||||
группа здоровья | ||||||||
I | II | III | IV | |||||
уч. | % | уч. | % | уч. | % | уч. | % | |
1 ступень | 1 | 2,5 | 16 | 41 | ||||
2 ступень | 20 | 51,2 | 2 | 5,1 | ||||
Итого: | 1 | 2,5 | 36 | 92,2 | 2 | 5,1 |
Ступени образования | 200_8_/200_9_ | |||||||
группа здоровья | ||||||||
I | II | III | IV | |||||
уч. | % | уч. | % | уч. | % | уч. | % | |
1 ступень | 16 | 50 | ||||||
2 ступень | 14 | 43,7 | 2 | 6,25 | ||||
Итого: | 32 | 100 | 2 | 6,25 |
В 2005 г. индекс здоровья в школе равнялся 0%. Из исследования видно, что индекс здоровья учащихся в школе за последние три года, благодаря программе «Здоровье», стал увеличиваться с 2,7% в 2007 г, 5,1% в 2008 г. и 6,25% в 2009 г.
В школе выявлены проблемы по здоровьесбережению:
- Школьных перегрузок учащихся, приводящих к переутомлению.
- Школьных стрессов.
- Организации физической активности учащихся и профилактики гиподинамии.
- Организации питания.
- Предупреждения школьных болезней.
- Низкого уровня культуры здоровья учащихся и недостатка знаний по вопросам здоровья.
- Сотрудничества с родителями по вопросам сохранения здоровья учащихся.
- Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Чтобы устранить все эти недостатки педагогический коллектив разработал программу по здоровьесбережению учащихся.
Цель:
- Создать условия, направленные на укрепление здоровья;
- Прививать навыки здорового образа жизни;
- Формировать осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
Задачи:
- пропагандировать здоровый образ жизни, сохранить и укрепить здоровье школьников.
- помочь учащимся социально-психологически адаптироваться;
- улучшить медицинское обслуживание детей и работников школы;
- формировать стойкие убеждения в личной ответственности за состоянием здоровья;
- обучить приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры;
- реально нагрузить содержанием общего образования; рационально организовать учебный процесс;
- использовать эффективные методы обучения;
- повысить удельный вес и качество занятий физической культурой;
- организовать мониторинг состояния здоровья детей;
- улучшить организацию питания обучающихся в образовательном учреждении;
- организовать рационально досуг, каникулярное время и летний отдых детей.
Программа экспериментальная, рассчитана на три года:
I этап - разработческий /январь-сентябрь 2010 г./
На данном этапе предполагается подготовка организационного и методического обеспечения деятельности образовательных учреждений в условиях эксперимента.
II этап – внедренческий /сентябрь-май 2011 г., 2012 г.,2013 г./
На этапе реализация мероприятий проекта, формируется система комплексной работы в рамках программы «Здоровье».
III этап –аналитический /май-июнь 2012г., 2013 г.,2014 г/
Данный этап включает проведение и обработку данных заключительного этапа мониторинга; отбор апробированных методик и программ с целью рекомендации для использования в других образовательных учреждениях; описание опыта работы экспериментальных условиях.
В эксперимент будет включена вся школа, т. е. учащиеся 1-9 классов с 7 до 16 лет.
Гипотеза
/ожидаемый результат/
Реализация программы «Здоровье» ориентирована на следующие результаты:
1. Сохранение здоровья учащихся, выбор учащимися здорового образа жизни.
2. Отработка технологий, отражающих качественно новое осмысление проблематики образования и детского здоровьесохранения.
3. Создание методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе.
4. Комплектование базы данных для формирования собственного опыта работы, позволяющей сохранять и укреплять здоровье всех участников образовательного процесса.
5. Разработку системы информационного, методического и ресурсного обеспечения в образовательном учреждении здоровьесберегающей направленности, ориентированной не только на создание здоровьесберегающего образовательного пространства в школе, смену ценностных установок учащихся, педагогов и родителей, но и на изменение социального климата, внедрение в образовательный процесс новых здоровьесберегающих педагогических технологий.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Поскольку программа «Здоровье является проектом в области здоровьесбережения, то критериями эффективности должны стать улучшение качества здоровья учащихся и наработка системы здоровьесберегающей деятельности в школе, в т.ч.:
- наличие положительной динамики в организации образовательного и воспитательного процесса в образовательном учреждении;
- качество здоровьесберегающей среды на момент завершения проекта;
- уровень сохранения физического, психического здоровья участников образовательного процесса;
- уровень сформированности навыков здорового образа жизни;
- возможность дальнейшего внедрения опыта работы в другие образовательные учреждения.
Запланировано психолого-физиологическое тестирование всех участников образовательного процесса, т.е. учащихся возрастных групп 8—10, 11-13, 14—16 лет, родителей и педагогов.
Индикаторная оценка эффективности применения здоровьесберегающих технологий
- Желание учащихся посещать школу.
- Объем дневной нагрузки на учащегося.
- Курящие школьники.
- Гигиеническое состояние туалетов.
- Содержание уроков по физкультуре.
- Жизнь школы после уроков.
- Психологический климат в школьном коллективе.
- Вид школьников, выходящих после уроков.
- Отношение к школе родителей большинства учащихся.
Критерии оценки эффективности программы
Сводная таблица по оценке эффективности образовательной программы «Здоровье»
В нашей школе учатся 32 ученика, поэтому больших проблем нет в заполнении данной таблицы. В конце учебного года таблицу заполняет расширенный методический совет, на который приглашены: классные руководители, фельдшер ФАП, психолог.
Оцениваемые показатели | 2010… год | 2011... год | ||
Абсолютное значение | % от общего числа учащихся или средний показатель на человека | Абсолютное значение | % от общего числа учащихся или средний показатель на человека | |
Число заболеваний за год | 24 | 75% | ||
Количество дней, пропущенных по болезни | 75 | 123 | 0% | |
Количество детей, болевших за год | 13 | 41,9% | 19 | 59% |
Количество детей состоящих на учете у специалистов | 19 | 61,5% | 16 | 50% |
Количество впервые выявленных заболеваний | 5 | 16,1% | 1 | 3,1% |
Пограничные нервно-психические состояния | - | |||
Патология желудочно-кишечного тракта | - | |||
Инфекционные заболевания | - | |||
Травматизм | - | |||
Нарушение остроты зрения | 3 | 9,4% | ||
Количество впервые выявленного кариеса | - | |||
Отклонения в физическом развитии | ||||
Нормальная масса тела | 31 | 100% | 32 | 100% |
Нарушение осанки | 1 | 3,1% | 1 | 3,1% |
Риск формирования зависимости (случаи употребления наркотиков, алкоголя, курения) | 4 | 12,9 | 4 | 12,5% |
Получение социальной помощи | 17 | 58,8% | 32 | 100% |
Принципы обработки полученных результатов
Результаты, полученные из анкет для родителей, педагога и индивидуального листа, регистрируются в таблице статистической обработки данных. В этой таблице приводится список оцениваемых показателей, указывается источник получения информации о них, а также способ кодирования результатов в статистической таблице. Одни показатели, например, «число заболеваний за год», «количество дней, пропущенных по болезни», заносятся в статистическую таблицу в виде цифрового значения, другие, например, «пограничные нервно-психические состояния», «патология желудочно-кишечного тракта», кодируются в зависимости от наличия или отсутствия соответствующей патологии: 1 (есть нарушения), 0 (норма).
Итоговые результаты статистической обработки (по классам, школе) заносятся в сводную таблицу по оценке эффективности образовательной программы «Здоровье». В данной таблице отмечаются абсолютные значения оцениваемых показателей и процент от общего числа учащихся или средний показатель на человека (по классу, школе).
1) Абсолютные значения оцениваемых показателей берутся из таблицы статистической обработки данных. Процент от общего числа учащихся (для показателей):
- пограничные нервно-психические состояния; патология желудочно-кишечного тракта; нарушение остроты зрения; отклонения в физическом развитии; нормальная масса тела;
- нарушение осанки;
- риск формирования зависимости (случаи употребления наркотиков, алкоголя, курение) вычисляется по формуле:
- потребность в получении социальной помощи вычисляется по формуле:
3) Средний показатель на человека (для показателей: число заболеваний за год; количество дней, пропущенных по болезни; количество впервые выявленных заболеваний; инфекционные заболевания; травматизм; количество впервые выявленного кариеса) вычисляется по формуле:
Сводная таблица по оценке эффективности образовательной программы «Здоровье» позволяет проследить динамику в состоянии здоровья школьников на фоне проведения этой программы, как по классам, так и по школе в целом.
Изменения оцениваемых показателей могут косвенно свидетельствовать об успешности работы педагога по формированию у учащихся ориентации на здоровый образ жизни, а также об улучшении взаимодействия педагога и медицинским работником, что может способствовать более раннему выявлению отклонений в состоянии здоровых детей.
Научно-теоретические основы содержания программы
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Здоровье (определение ВОЗ)
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни,
– процесс сохранения и развития психических и физических качеств, работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Качество здоровья отражает не условия жизни и не состояние организма или психики, а удовлетворенность человека состоянием своего организма по отношению к условиям жизни.
Критерии здоровья
Медицинские Демографические
Психологические Репродуктивные
Экономические Физическое развитие
Заболеваемость Социальные
Критерии социального здоровья
- Зрелость личности для преодоления примитивных инстинктов и влечений, отказа от эгоизма и эгоцентризма,
- Признание общечеловеческих ценностей,
- Уважение к иным точкам зрения, результатам чужого труда.
- Наличие сознания и воли.
- Готовность к изменению образа жизни и поведению, если это грозит здоровью.
- Безусловное уважение к жизни и достоинству любого человека.
- Эмоциональная сдержанность, вежливость, опрятность.
- для деспотической системы идеал здоровья — быстрорастущий, физически выносливый, сильный, пригодный для кратковременной эксплуатации человек («человек-солдат»).
- для эпохи обращения к человеческим ценностям: биологическое здоровье (здоровая печень, иммунная система, здоровая нервная система и кардиореспираторная система и др.) как условие и базис для создания и совершенствования духовных и интеллектуальных ценностей человека, как залог высокого качества интеллектуальной деятельности.
Признаки государственной заинтересованности в здоровье нации
1. Процент национального дохода на финансирование здравоохранения.
2. Борьба за экологическую чистоту.
3. Отказ от рекламы алкоголя, табака.
4. Борьба с наркозависимостью.
5.Поддержка массовых видов физической культуры: шейпинг, аэробика, забеги, проплывы.
6.Формирование «моды» на двигательную активность, на закаливание, на здоровый образ жизни.
7.Обеспечение возможности рационального питания.
ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Школьные факторы риска для здоровья детей
- Объем учебной нагрузки и интенсивность обучения.
- Гиподинамия, влияние статистических поз и монотомии.
- Вредные привычки.
- Стрессовая педагогическая тактика.
- Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
- Психические перегрузки, учебные, экзаменационные стрессы.
- Неблагоприятные факторы школьной среды, в том числе нарушения СанПиНов.
- Отрицательная суггестия со стороны СМИ.
- Нарушения норм и организации питания.
- Неблагоприятная экология.
- Неадекватность нагрузок возрасту.
- Негативное влияние некоторых учебно-организационных факторов.
- Негативное влияние некоторых психолого-педагогических факторов.
- Антропотехногенные факторы (электромагнитные поля компьютеров, транспортное утомление, шум и др.).
- Низкий уровень индивидуализации обучения.
- Отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за свое здоровье и общества перед человеком за его здоровье.
- Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
- Недостаточная грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
- Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в т.ч. по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию и сексуальному просвещению, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).
Классификация факторов, влияющих на здоровье школьника.
Тезаурус
Здоровье психическое
Достигаемая на основе оптимального уровня психологической и социальной адаптации возможность строить свое поведение в соответствии с решаемыми задачами и условиями окружающей действительности.
Психологическое здоровье
Высокий уровень социально-психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими и субъективным ощущением психологического комфорта.
Здоровый образ жизни (Healthy life style)
- Категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни.
- Комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды.
- Активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека.
- Организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.
- Поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.
Здоровьесберегающее образовательное пространство школы
В отличие от гигиенических нормативов здоровьесберегающее пространство школы рассматривает позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которая способствует сохранению и повышению здоровья учащихся. Гигиенические нормативы предполагают случаи явного вреда для здоровья.
Здоровьесберегающая педагогика
- педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса;
- образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей;
- область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии в школе (ЗСТШ)
Системно организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.
К здоровьесберегающим технологиям в школе (ЗСТШ) относятся:
- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии (ЗСУВТ),
- здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ),
- здоровьесберегающие медицинские технологии,
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе.
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ)
В расширительном смысле понимаются все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся:
- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
- качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
- технологическая основа здоровьесберегающей педагогики
Если же ЗСОТ связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
- Отсутствие в образовательных технологиях элементов назидательности и авторитарности.
- Наличие в образовательных технологиях воспитания культуры здоровья,
- Присутствие элементов индивидуализации обучения.
- Наличие:
- мотивации на здоровый образ жизни, культуры здоровья у самого учителя,
- информированности учителя и учеников по вопросам здоровья, здорового образа жизни,
- наличие в классе обстановки, при которой ученик сам спрашивает о здоровом образе жизни.
- Присутствие интереса к учебе, желание идти в школу (как индикатор «цены обучения для здоровья школьника»).
- Наличие физкультурных минуток.
- Наличие гигиенического контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов.
- Творческая деятельность школьного коллектива.
- Вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации здоровьесберегающего пространства школы, то есть они сами реализуют программы здоровья (не как объект, который защищают врачи, а как субъект здоровьесбережения, который наделен собственными правами и ответственностью).
Здоровьесберегающее эмоционально-поведенческое пространство
Характеристикой эмоционально-поведенческого пространства служит:
1. Уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов.
2. Стиль поведения учащихся и учителей на уроке и переменах.
3. Забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.
Здоровьесберегающие медицинские технологии в школе
Здоровьесберегающие медицинские технологии в школе (ЗМТШ) — это совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов.
Здоровьеформирующие образовательные технологии
Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) — психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Школа со здоровьесберегающей средой
Школа со здоровьесберегающей средой — образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. В такой школе действует педагогическая система, в которой должны быть:
- методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на дом возрастном этапе,
- постоянная диагностика состояния здоровья,
- мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника,
- эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума,
- методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность,
- способы формирования личностных концепций здоровья,
- выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состоянии, самоконтролю в стрессовых ситуациях.
Здоровьесберегающее пространство школы
Здоровьесберегающее пространство школы – территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики.
В отличие от гигиенических нормативов здоровьесберегающее пространство школы рассматривает позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которая способствует сохранению и повышению здоровья учащихся.
Особенности здоровьесберегающего пространства школы:
- творческая основа деятельности школьного коллектива,
- индивидуализация обучения,
- вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации здоровьесберегающего пространства школы,
- воспитание культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни,
- активизация школьных здоровьесберегающих ресурсов,
- создание эмоционально-поведенческого пространства
Гигиенические нормативы содержат случаи явного вреда для здоровья.
Методическое обеспечение программы
Реализация программы видится нам следующим образом: в начале учебного года медработник, классные руководители, психолог делают замеры физического и психического состояния школьников. В течение года проводятся мероприятия по сохранению здоровья учащихся. В конце учебного года по данным параметрам опять делаем замеры. Сравниваем, анализируем, вносим изменения.
Направления здоровьесберегающей программы
Физическое здоровье
Интеллектуальное здоровье
Духовно-нравственное здоровье
Социальное здоровье
Название плана
Здоровье –это счастливый человек
9 класс
направление | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Духовно-нравственное здоровье | Экскурсия в природу «Самые красивые места моего посёлка» Беседы с презентацией «Семь, Я» Правила поведения | «Моя малая родина» «Моя родословная» | 9 мая- День Победы Митинг Беседы о великих подвигах советского народа |
Физическое здоровье | Вовлечение в спортивную секцию Участие в районных и кустовых соревнованиях Игра «Зарница» | «Лыжня зовёт» | Игра «Зарница День здоровья Велогонки |
Социальное здоровье | Праздник труда/ уборка территории школы и детской площадки/ Участие в акции по профилактике вредных привычек ПДД | Оказание помощи престарелым | Помощи ветеранам ПДД |
Интеллектуальное здоровье | Участие в олимпиадах КИТ, Инфознайка, | Серия бесед «Здоровье не купишь -его разум дарит» | Беседы о профессиях |
Название плана
Здоровье –это счастье
8 класс
направление | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Духовно-нравственное здоровье | Беседы с презентацией «Бескорыстное сердце матери» Правила поведения История Мыёлдинского храма | «Мир моих увлечений» Подготовка к Новому году «Волшебные слова» | 9 мая- День Победы Митинг Помощь в уборке дворов у ветеранов труда |
Физическое здоровье | Осенний кросс Игра «Зарница» «Безвредного табака не бывает» | «Лыжня зовёт» Гигиена подростка | Игра «Зарница День здоровья Поход Гигиена питания |
Социальное здоровье | Цени и береги природу ПДД | Будь милосерден | Акция «Чистый посёлок» ПДД |
Интеллектуальное здоровье | Бой эрудитов | Счастливый случай «Этика и этикет» «Знай свою родину» | Беседы с презентацией «Алкоголь и дети» |
Название плана
Здоровье планеты зависит от нас, давайте займёмся им прямо сейчас
7 класс
направление | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Духовно-нравственное здоровье | Загляни себе в душу, что там -свет или тьма Оранжерея цветов ПДД | «Мир, который нас окружает. Беречь или уничтожить» Заповеди человеческого существования | 9 мая- День Победы Дорогие мои старики Относись к себе так, как хочешь, чтобы к тебе относились |
Физическое здоровье | Игра «Зарница» «Всего одна сигарета» «Весёлые старты» | Лучшие из лучших | Игра «Зарница День здоровья Поход Гигиена питания |
Социальное здоровье | Настоящее и прошлое Лопъювада Умеем ли мы общаться со взрослыми и друг другом | Мужчины и женщины – праздник равноправия Добрые поступки «Твори добро другим на благо» | Наведём порядок в любимом посёлке Акция «Чистота вокруг- чистота в душе» |
Интеллектуальное здоровье | Игра Развивайся умом, чтобы стать молодцом» Приобщаемся к чтению «Ты уверен, что не любишь читать?» | Так постоим мы головою за право называться человеком | Беседы с презентацией «поговорим о прошлом, чтобы жить в будущем» |
Название плана
В здоровом теле, здоровый дух
6 класс
направление | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Духовно-нравственное здоровье | День матери Библейские истории ПДД Толерантность | «Я –сильная личность» Коляда, Крещенье, Рождество «Мир, который нас окружает. Беречь или уничтожить» Заповеди человеческого существования | 9 мая- День Победы Праздник весны ПДД Стенд «Мировые религии»
|
Физическое здоровье | Игра «Зарница» «Мама, папа, я – спортивная семья» Стенд- «Пивной алкоголизм» Гигиена питания Экскурсия в лес | Зимние забавы Поход на лыжах Стенд «важность утренней зарядки» | Игра «Зарница День здоровья Поход Стенд по профилактике табакокурения, наркомании |
Социальное здоровье | Помощь пожилым Поздравление работников леса День вежливых слов | Поздравление выпускников школы, служащих в армии Шефская помощь детскому саду | Акция «Чистый посёлок» Поздравление ветеранов посёлка |
Интеллектуальное здоровье | Цикл бесед по МХК «Осень» Выпуск стенда «За страницами учебника» читать?» | Цикл бесед по МХК «Зима» Интеллектуальные игры | Цикл бесед по МХК «Весна» |
Название плана
Здоровье – это будущее!
В здоровом теле, здоровый дух
5 класс
направление | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Духовно-нравственное здоровье | День матери ПДД Я и общество | День матери Беседа Правила поведения в обществе | 9 мая- День Победы ПДД Беседа «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен» |
Физическое здоровье | Игра «Зарница» «Мама, папа, я – спортивная семья» Экскурсия в лес | Зимние забавы Поход на лыжах Беседа «Мир без наркотиков!» | Игра «Зарница День здоровья Поход Беседы по профилактике ЗОЖ Велогонки |
Социальное здоровье | Помощь пожилым Поздравление пожилых жителей посёлка | Шефская помощь детскому саду Колядки | Акция «Чистый посёлок» Помощи пожилым в уборке дворов |
Интеллектуальное здоровье | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Беседа по МХК «Мать и дитя» | Цикл бесед по МХК «Зима» Интеллектуальная игра «Счастливый случай» | Беседа «Добрым быть совсем не просто» Ученик года |
Название плана
Здоровье – это будущее!
В здоровом теле, здоровый дух
4 класс
направление | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Духовно-нравственное здоровье | День матери ПДД Я и общество | День матери Беседа Правила поведения в обществе | 9 мая- День Победы ПДД Беседа «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен» |
Физическое здоровье | Игра «Зарница» «Мама, папа, я – спортивная семья» Экскурсия в лес | Зимние забавы Поход на лыжах Беседа «Мир без наркотиков!» | Игра «Зарница День здоровья Поход Беседы по профилактике ЗОЖ Велогонки |
Социальное здоровье | Помощь пожилым Поздравление пожилых жителей посёлка | Шефская помощь детскому саду Колядки | Акция «Чистый посёлок» Помощи пожилым в уборке дворов |
Интеллектуальное здоровье | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Беседа по МХК «Мать и дитя» | Цикл бесед по МХК «Зима» Интеллектуальная игра «Счастливый случай» | Беседа «Добрым быть совсем не просто» Ученик года |
Содержание работы по здоровьесбережению
№ | Названия ЗСТ | Сроки | Ответственный |
1 | Ежегодный углублённый медосмотр детей и работников школы, осмотр специалистами по показаниям здоровья. | 1 раз в году | Работник ФАПа |
2 | Охват горячим питанием, введение в рацион витаминных препаратов, питание на 18 рублей в день. | В течение года | Руководитель ОУ |
3 | Бесплатное питание детей из малообеспеченных семей. | В течение года | Руководитель ОУ |
4 | Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора. | В течение года | Санитарная комиссия |
5 | Организация питьевого режима в классах; маркировка мебели согласно ГОСТу. | К началу учебного года | Классные руководители |
6 | Косметический ремонт школы в период летних каникул. | май | Класс. рук., Руководитель ОУ |
7 | Ежедневная влажная уборка классных помещений, коридоров; регулярное проветривание классных помещений не менее 3 раз в течение дня. | В течение года | Класс. рук., тех. персонал |
8 | Диагностики тревожности, утомляемости и т.д. | Сентябрь-апрель | Класс. рук., психолог |
9 | Для первоклассников специально разработанный щадящий режим. | В течение года | Завуч Класс. рук. |
10 | Проведение физкультминуток в начальном и среднем звене; приобретение спортинвентаря. | В течение года | Учитель физкультуры |
11 | Проведение утренней зарядки во всей школе | В течение года | Учитель физкультуры |
12 | Проведение спортивных часов в начальных классах | В течение года | Учитель физкультуры |
13 | Вовлечение детей в спортивную секцию по ОФП. | В течение года | Рук. спорт. секцией |
14 | Спортивные соревнования по минифутболу, волейболу, снайперу; спортивные эстафеты. | В течение года | Учитель физкультуры |
15 | Предметная неделя по физкультуре, Праздник «День здоровья». | Декабрь, май | Учитель физкультуры, |
16 | Однодневные походы; пятидневный поход на озеро Лунвожвад для старшеклассников. | Июнь | Класс. рук., Учитель физкультуры |
17 | Правила техники безопасности /ОБЖ/ | В течение года | Учитель ОБЖ, класс. рук. |
18 | Летний оздоровительный лагерь; трудовая бригада для старшеклассников. | июнь | Руководитель ОУ |
19 | Классные часы по пропаганде здорового образа жизни. | В течение года | Класс. рук. Учитель биологии |
20 | Общешкольные и классные родительские собрания, родительский лекторий на оздоровительную тему. | В течение года | Руководитель ОУ Класс. рук. |
21 | Оформление стенда «Санитарный бюллетень». | В течение года | Санитарная комиссия |
22 | Заседания МО по здоровьесбережению на уроках. | В течение года | Руководители МО |
23 | Заседания при директоре и завуче | Январь, май | Директор, завуч |
24 | Педсоветы | Ноябрь, март | Директор, завуч |
План работы
по предупреждению, снижению и профилактике
детского дорожного транспортного травматизма
на 2010 – 2011 учебный год по МОУ «Лопъювадская ООШ»
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Провести «неделю безопасности» | май | Бодруг А.В. Опарина Г.А. Паршукова Н.В. |
2 | Вносить изменения и дополнения в учебные планы по обучению учащихся безопасному поведению на улицах и дорогах/ технология, ознакомление с окружающим миром, ИЗО, музыка и физкультура/ | сентябрь | Опарина Г.А. Паршукова Н.В. |
3 | Участие в профилактической операции «Внимание- дети!» | май-июнь, август-сентябрь | Бодруг А.В. |
4 | Организация профилактической работы по ПДД в летнем оздоровительном лагере | июнь | начальник площадки воспитатели Опарин А.Е. |
5 | Проведение классных часов в 1-4 классах: -Мы пассажиры/правила поведения на транспорте/ -Правила езды на велосипеде | декабрь апрель | Бодруг А.В. Опарина Г.А. Паршукова Н.В. |
6 | Проведение классных часов в 5-9 классах: -Правила безопасности на транспорте -Правила дорожного движения на велосипеде | декабрь май | Классные руководители |
7 | Проведение родительских собраний на тему: «Профилактика детского дорожного- транспортного травматизма»/начальные классы/ | май | Опарина Г.А. Паршукова Н.В. |
8 | Оформление стенда по безопасности дорожного движения | постоянно | Опарина Г.А. Паршукова Н.В. |
9 | Проведение внеклассных мероприятий с учащимися школы с привлечением сотрудников ГИБДД | Бодруг А.В. | |
10 | Участие в районных мероприятиях по безопасности дорожного движения. | весь период | Бодруг А.В. |
План
работы по профилактике правонарушений среди учащихся МОУ «Лопъювадская ООШ» на 2010 - 2011 учебный год.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная работа и работа с классом.
«Мы за здоровый образ жизни». «Мир без наркотиков». «Милиция и дети»
Работа с родителями, родительским комитетом.
Работа с классными руководителями, педагогами. 16. МО по профилактике безнадзорности и правонарушений./из опыта работы/ «От шалости к правонарушениям»
| В течение года В течение года В течение года Сентябрь Ноябрь, январь, март Ноябрь-декабрь Февраль В течение года В течение года В течение года В течение года Май, Январь-май. В течение года 1 полугодие. В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года Февраль март
в течение года в течение года | Кл. руководитель . Педагог доп. образования Онищук А.И., предметники. Кл. руководители, Кл. руководители, Участковый инспектор Учителя истории, обществознания. Кл. руководители, учитель биологии. Кл. руководители, участковый. Медработник. Кл. руководители, участковый. Кл рук, учитель биологии Дир. школы, зам. по УВР. Кл. руководители. Директор школы, зам по УВР. Инспектор Шабалина Р.И., зам по ВР, кл. руководители. Инспектор Шабалина Р.И., зам по УВР, кл. руководители. Родительский комитет, учителя. психолог Зам по УВР. Зам по УВР Класс рук Зам по УВР, инспектор |
План
работы по предупреждению суицидов
МОУ «Лопъювадская ООШ»
2010-2011 уч.г.
№ | Вид мероприятия | Тема мероприятия | Класс |
1 | Родительское собрание с привлечением психолога МОУ «Тимшерская СОШ» Костровской Ю.В. | «Знаете ли Вы своего ребёнка» | 1-9 |
2 | Родительское собрание | «Вы точно знаете где ваши дети?» | 9 |
3 | Родительское собрание | «Конфликты в семье и пути их преодоления» | 8 |
4 | Родительское собрание | «О суициде» | 5,7 |
5 | Классный час | «Шаг в бездну» | 9 |
6 | Классный час | «Умейте жизнью дорожить» | 8 |
7 | Классный час | «Жизнь-это святое.» | 6 |
8 | Совещание при директоре | Планирование работы классного руководителя по предупреждению суицидов |
Диагностики
/в начале и конце учебного года/
Текущая заболеваемость
(по итогам 2010-2011 учебного года)
Категория учащихся | ОРЗ | Грипп | Бронхит | Пневмония | Отит | Ангина | Ветр. оспа | Корь | Прочее | |
Первая ступень обучения | 7 | 13 | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Вторая ступень обучения | 6 | 6 | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Всего | 13 | 19 | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Хроническая заболеваемость учащихся.
№ | Наименование | 2009 -2010 уч. год | 2010 -2011 уч. год |
1 | Лор-патологии, в том числе хронический тонзиллит | 1 | 1 |
2 | Заболевание органов дыхания | ||
3 | Заболевания органов пищеварения | ||
4 | Заболевания почек | ||
5 | Заболевания ССС, в том числе ревматизм | ||
6 | Заболевания ЦНС | ||
7 | Эндокринные заболевания | ||
8 | Заболевания крови | ||
9 | Нейродермиты | ||
10 | Грыжи | ||
11 | Опарно-двигательного аппарата | 1 | 2 |
Всего | 2 | 3 |
Анализ состояния здоровья обучающихся
(в процентах)
2009 -2010 уч.г. | 2010 – 2011 уч.г. | |
Имеющих хронические заболевания | 2 | - |
Тубинфицированных | 17 | 15 |
Имеющих различные заболевания глаз | 4 | 2 |
Количество больных детей, поступающих в школу (в процентах):
2009 -2010 уч.г. | 2010 – 2011 уч.г. | |
С заболеваниями центральной нервной системы | - | - |
Отнесенных для занятий физкультурой в специальной медицинской группе | 3 | 3 |
Отнесенных к I группе здоровья |
| |
Отнесенных ко II группе здоровья (медики называют ее «группа риска») | 30 | 31 |
Отнесенных к III группе здоровья | 1 | 1 |
Отнесенных к IVгруппе здоровья |
Анкета качества урока
с позиции здоровьесбережения
Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока
_______________________ учителем ___________________________
(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)
- Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
- Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
- Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
- Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
- Устанавливает и использует связи с другими предметами.
- Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
- Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
- Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
- Дает разноуровневые домашние задания.
- Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
- Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
- Поощряет индивидуальные учебные достижения.
- Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
- Обращает внимание на качество речи обучаемых.
- Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке использует приемы (методы):
- Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
- Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
- Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
- Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
- Коллективной мыслительной деятельности.
- Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока: 1 – учет особенностей аудитории; 2 – создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 – использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 – создание условий для самовыражения учащихся; 5 – инициация разнообразных видов деятельности; 6 – предупреждение гиподинамии. Приведенная ниже матрица отражает соответствие пунктов анкеты показателям здоровьесбережение.
№ пункта анкеты | Показатели здоровьесбережения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
7 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
9 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
11 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
12 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
13 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
15 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
16 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
17 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
18 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
19 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
20 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
21 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Сумма | 7 | 7 | 11 | 8 | 8 | 3 |
Максимально возможное количество баллов, которое учитель может набрать по каждому из шести показателей на одном уроке, дано в последней строке матрицы. На каждом уроке будет наблюдаться какая-либо конкретная комбинация реализованных пунктов анкеты и, следовательно, численное значение реализации показателей здоровьесбережения. Для количественной оценки показателей можно использовать процент реализации каждого из них относительно максимально возможной (из анкеты) суммы баллов.
Микроисследование.
Анкета для учащихся
Ребята! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты с целью изучения вашей учебной нагрузки. Ответы выражайте следующими оценками: 3 – да; 2 – не совсем; 1 – нет.
1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе? ___
2. Легко ли тебе дается учение? ___
3. Устаешь ли ты после дня занятий в школе? ___
4. Устаешь ли ты в конце учебной недели? ___
5. Устраивает ли тебя режим:
6-дневной учебной недели? ___
5-дневной учебной недели? ___
6.Устаешь ли ты после выполнения домашних заданий? ___
7. Считаешь ли ты, что домашние задания зачастую трудоемкие, но малоэффективные? ___
8. Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения:
а) при отборе содержания учебного материала на уроке? ___
б) при дозировке домашних заданий? ___
9. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и т. д.)? ___
10. Реагируют ли учителя на твои замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки? ___
11.Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены? ___
12. Считаешь ли ты, что объем домашних заданий завышен по следующим предметам:
а) русский язык ___ б) литература ___ в) алгебра ___ г) геометрия ___ д) физика ___ | е) химия ___ ж) история ___ з) география ___ и) биология ___ к) иностранный язык ___ |
13. Насколько ты удовлетворен расписанием по дням недели?
а) понедельник ___ б) вторник ___ в) среда ___ | г) четверг ___ д) пятница ___ е) суббота ___ |
14. Сколько времени ты тратишь на подготовку домашних заданий (подчеркни подходящий вариант)?
до 1 часа до 2 часов | до 3 часов более 3 часов |
Микроисследование.
Анкета для учителей
Уважаемые коллеги! С целью нормализации учебной нагрузки учащихся просим вас ответить на следующие вопросы, выразив ваше отношение оценками: 3 – да; 2 – не совсем; 1 – нет.
1. Удовлетворены ли вы работой в школе:
а) режимом работы школы? ___
б) вашим расписанием? ___
в) вашей педагогической нагрузкой? ___
2. Считаете ли вы, что учащимся легко учиться в школе?__
3. Устают ли ваши ученики после дня учебных занятий?__
4. Не кажется ли вам, что ученики испытывают переутомление к концу недели из-за перегрузок по вашему предмету? ___
5. Удовлетворяет ли вас режим:
6-дневной учебной недели? ___
5-дневной учебной недели? ___
6. Считаете ли вы, что объем домашних заданий по вашему предмету соответствует норме? ___
7. Задаете ли вы учащимся на дом трудоемкие, но малоэффективные задания? ___
8. Учитываете ли вы особенности обучения детей в разнопрофильных классах:
а) при отборе содержания учебного материала на уроке? ___
б) при дозировке домашних заданий? ___
9.Считаете ли вы, что у учащихся достаточно времени для занятий по интересам? ___
10. Реагируете ли вы на замечания по вопросам учебной на грузки:
а) коллег ___ б) родителей ___ в) учеников? ___
11. Считаете ли вы, что продолжительность перемены достаточна для отдыха учащихся? ___
Микроисследование. Анкета для родителей
Уважаемые родители! С целью изучения объема учебной нагрузки вашего ребенка просим выразить ваше отношение в оценках: 3 — да; 2 — не совсем; 1 — нет.
1. Удовлетворены ли вы организацией УВП в школе? ___
2. Считаете ли вы, что вашему ребенку легко учиться в школе? ___
3. Устает ли ваш ребенок после дня учебных занятий в школе? ___
4. Наблюдаете ли вы переутомление у вашего ребенка к концу учебной недели? ___
5. Удовлетворяет ли вас режим работы школы:
6-дневной учебной недели?___
5-дневной учебной недели?___
6. Считаете ли вы, что объем домашних заданий оптимален для вашего ребенка? ___
Методика обработки результатов анкетирования
- Анкетируемый дает ответы на вопросы анкеты по трехбалльной системе: да – 3; не совсем – 2; нет – 1.
- Вычисляется средний балл по вопросам анкеты (суммировать баллы по каждому вопросу и разделить на количество участников по полученным данным).
- Строится график и выявляются тенденции.
- Далее строится диаграмма состояния учебной нагрузки учащихся по конкретным учебным предметам.
2. Дозировка домашних заданий
Цель: выявить состояние и уровень дозирования домашних заданий в 7-м классе.
Задачи:
- Определить состояние дозирования домашних заданий.
- Оценить и выявить тенденции дозирования домашних заданий.
- Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции объема домашних заданий.
Объект исследования: система УВП.
Предмет исследования: условия и факторы
Микроисследование. Программа наблюдений
1. Соответствует ли домашнее задание ДЦ (дидактическим целям) урока:
полностью | 3 балла |
частично | 2 балла |
не соответствует | 1 балл |
2. Насколько реализуется ДЦ
полностью | 3 балла |
частично | 2 балла |
не реализуется | 1 балл |
3. Количество учащихся, активно работающих на уроке:
весь класс | 3 балла |
большая часть класса | 2 балла |
менее половины класса | 1 балл |
4. Соответствует ли содержание домашнего задания содержанию урока:
полностью | 3 балла |
частично | 2 балла |
не соответствует | 1 балл |
5. Соответствует ли объем и сложность домашних заданий уровню обученности и обучаемости:
полностью | 3 балла |
частично | 2 балла |
не соответствует | 1 балл |
6. Продолжительность информации о домашних заданиях, включая инструктаж по выполнению и запись в дневнике:
3 мин | 3 балла |
2 мин | 2 балла |
1 мин | 1 балл |
7. Наличие записи о домашних заданиях дневниках:
у всех учащихся | 3 балла |
более чем у половины класса | 2 балла |
менее чем у половины класса | 1 балл |
Микроисследование. Программа собеседования
1. Сколько минут тратит ученик на подбор литература для выполнения домашних заданий?
2. Сколько минут тратит ученик:
на изучение теоретических положений? ___
на их осмысление (пересказ, ответы на вопросы...)? ___
на практическое применение теоретических знаний (решение задач, выполнение упражнений, работа с контурными картами…)? ___
Показателем оценки является затрачиваемое итоговое время: менее 20; 20—25; 25—35; 35—40; более 40 мин.
3. Создание комфортных условий в школе
Цель: выявить состояние и уровень комфортности ученика и учителя в школе.
Задачи:
- Определить состояние комфортности ученика в школе.
- Выявить положительные и отрицательные тенденции в создании комфортной среды.
- Наметить управленческие решения по повышению уровня комфортности учителя и ученика в школе.
Объект исследования: система УВП.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие создание комфортности и препятствующие этому.
Рабочая гипотеза: если в школе будут соблюдены следующие условия: санитарно-гигиенический режим, педагогически оправданная нагрузка учителей и учащихся, кабинетная система ведения учебного процесса, хорошее оборудование кабинетов, соблюдение эстетики их оформления, создание положительного психологического микроклимата, – то это приведет к созданию комфортных условий для всех участников.
Метод исследования: анкетирование.
Программа проведения исследования:
- Комплектование рабочей группы и инструктаж участников.
- Содержание исследовательской программы
- Микроисследование. Анкета для учащихся и учителей;
- Микроисследование. Анкета напряженности;
- Микроисследование. Самооценка уровня здоровья учащимися 5-8 классов;
- Принятие управленческих решений.
- Составление участниками программы микроисследований.
- Определение сроков проведения и уровня выхода информации.
- Анализ материалов, выявление тенденций.
- Обработка результатов диагностики (составление схем, диаграмм, таблиц).
- Принятие управленческих решений, программ по регулированию и коррекции выявленных тенденций (тренинг, семинары, деловые игры, практические занятия).
Программа диагностики комфортности ученика и учителя в школе.
- Провести анкетирование и проанализировать его.
- Исходные данные отразить в графиках, диаграммах, таблицах.
- Определить упущенные вопросы по данной проблеме, выявить тенденции.
- Наметить план по регулированию существующего положения.
- Определить участников для работы по коррекции недостатков.
Микроисследование. Анкета для учащихся и учителей
- Созданы ли благоприятные условия для работы в школе учителя:
а) оборудован ли кабинет?
б) удовлетворяет ли вас эстетика оформления кабинета?
в) соблюдаются ли санитарно-гигиенические нормы в кабинете (оборудование, освещение, отопление, воздушный режим, проветривание)?
- Удовлетворяет ли вас кабинетная система?
- Требовательны ли вы к своему внешнему виду?
- Устраивает ли вас микроклимат в коллективе?
- Есть ли взаимопонимание с учащимися (учителями)?
- Благоприятствует ли атмосфера урока развитию творческих способностей учащихся?
- Влияет ли мнение друзей на ваше отношение к школе?
- Создается ли в семье положительное отношение к работе педагогического коллектива (к школе)?
- Способствует ли проведение разнообразных видов внеклассной и внешкольной работы вашему желанию остаться в школе?
- Влияет ли стимулирование (материальное, моральное) на ваш ученический (педагогический) потенциал?
- Влияют ли руководители школы (директор, завуч) на ваше настроение?
Система оценок по параметрам анкеты:
оптимальный уровень – 3 балла;
допустимый уровень – 2 балла;
Микроисследование. Анкета напряженности
Данная анкета может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Школьникам раздаются листы с вопросами, на которых указываются ответы. Вопросы могут зачитываться вслух проводящим анкетирование психологом (но не учителем данного класса!), а ответы записываются на ответном бланке.
Инструкция: возможно три варианта ответов на каждый вопрос: «да», «нет», «не знаю».
- У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.
- Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
- Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
- Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.
- Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.
- Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.
- Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
- Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
- В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
- Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал.
- Мне с трудом удается сосредоточить внимание на уроке.
- Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
- Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
- Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
- Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки».
- Я не успеваю усваивать учебный материл, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
- Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.
- Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
- Меня сильно беспокоит положение в классе.
- Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
- Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.
- Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием, экзаменом.
- Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала.
- Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией.
- Возможные неудачи в учебе тревожат меня.
- Во время выступления или ответа, я от волнения начинаю заикаться.
- Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
- Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом.
- Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.
- После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
Обработка результатов. Суммируется, в баллах, количество ответов «нет» на вопросы 1-10 и количество ответов «да» на вопросы 11-30, плюс 0,5 количества ответов «не знаю».
Интерпретация: до 12 баллов – относительное благополучие; 12-19 баллов – зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста; 20 и более баллов – неблагополучие (повышенный уровень напряженности), необходима консультация специалиста.
Микроисследование .Самооценка уровня здоровья учащимися 5-8 классов (анкета)
В пунктах 1-4 заданиях пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности.
1. Факторы, определяющие здоровье:
1.1. экология
1.2. наследственность
1.3. образ жизни
1.4. медицина
2. Жизненные приоритеты:
2.1. учеба
2.2. семья
2.3. интересная работа
2.4. общение
2.5. здоровье
2.6. спорт
2.7. искусство (живопись, музыка и т.д.)
2.8. материальный достаток
2.9. отдых и развлечения
2.10. дружба
2.11. любовь (в общечеловеческим смысле)
2.12. справедливость
3. Получаете информацию о здоровом образе жизни:
3.1. от друзей
3.2. в семье
3.3. от учителя
3.4. из телепередач
3.5. от врачей
4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:
4.1. физическая культура
4.2. закаливание
4.3. гигиена
4.4. режим дня
4.5. рациональное питание
4.6. очистка организма
4.7. полноценный сон
4.8. оздоровительный отдых
4.9. психическое благополучие
4.10. самоконтроль здоровья
4.11. понимание со стороны родителей и взрослых
3.4. Принятие управленческих решений
По результатам анализа принимаются управленческие решения для коррекции выявленных проблем:
- Проанализировать условия работы членов педагогического коллектива и откорректировать их.
- Проанализировать расписание и составить информацию о занятости кабинетов.
- Определить требования к внешнему виду учащихся.
- Провести переоборудование раздевалок, учительской в целях создания комфортной обстановки.
- Проработать вопрос о разнообразии меню.
- Психологу школы выявить причины отрицательного влияния микроклимата в коллективе на создание комфортной среды в школе.
- Социальному педагогу и психологу провести собеседование, анкетирование, тренинги с учащимися для оказания помощи по взаимодействию семьи и школы.
- Медицинскому персоналу школы проанализировать состояние санитарно-гигиенического режима школы и выработать предложения администрации для устранения недостатков.
Обобщенный материал исследования обсуждается на педагогическом консилиуме, методобъединениях или педсовете. Важным этапом является принятие управленческих решений по регулированию и коррекции деятельности отдельных учителей в УВР.
Здоровье учеников в режиме дня школы
Цель: выявить состояние и уровень здоровья учеников в режиме школьного дня.
Задачи:
- Определить самочувствие учеников.
- Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье учеников.
- Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющие на самочувствие и здоровье учеников.
Объект исследования: система УВП в школе.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья детей в режиме дня школы.
Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится системная физкультурно-оздоровительная работа, работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, ведется пропаганда здорового образа жизни, организуется рациональное питание, то все это улучшает самочувствие и здоровье учащихся.
Программа проведения исследования
- Содержание исследовательской программы:
- Микроисследование. Анализ заболеваемости и санитарно-гигиенического состояния школы (класса);
- Микроисследование. Анкета для учащихся «Мое здоровье»;
- Микроисследование. Анкета для родителей.
- Инструктаж участников:
а) учащихся класса;
б) учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала, заместителя директора по УВР.
- Примерное распределение функциональных обязанностей:
- заместитель директора по УВР отвечает за организацию исследований и обработку материалов;
- классные руководители — за проведение анкетирования среди учащихся и родителей;
- медсестра ФАП — за объективность медицинских показателей;
- заместитель по УВР и медсестра ФАП— за анализ санитарно-гигиенического состояния школы;
- вся информация обрабатывается экспертным советом, назначенным директором школы.
- Примерные сроки проведения исследования: с 8.00 до 17.00.
- Анализ материалов и выявление тенденций.
- Принятие управленческих решений по результатам работы экспертной комиссии.
- Заседание педсовета.
Микроисследование. Анализ заболеваемости и санитарно-гигиенического состояния школы (класса)
Проведение наблюдений.
- Анализ классного журнала:
а) общее число отсутствующих;
б) из них по болезни.
- Анализ документации школьного врача
а) по заболеваемости:
Вид заболевания | Число учащихся |
ОРЗ | |
грипп | |
травмы и др. |
б) освобождение по болезни от физкультуры:
На длительный срок | Временно |
3. Анализ санитарно-гигиенического состояния школы:
а) спортивный зал,
б) столовая;
в) классная комната;
г) рекреация.
Учитываются: качество уборки, освещенность, тепловой и воздушный режим, подбор мебели.
Оценка в баллах: 3 – оптимальный уровень, 2 – допустимый, 1 – низкий.
Литература
1. Сборник «Информационные материалы по вопросам организации здоровьесбережения в образовательном учреждении» серии «Образование и здоровье» подготовлен к изданию Республиканским центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Образование и здоровье» при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми совместно с кафедрой здоровьесберегающих технологий Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров в рамках реализации долгосрочной целевой республиканской программы «Дети Республики Коми» (2003-2006 годы). Издание одобрено методическим советом Центра, протокол № 01-29/18 от 15.12.2004 г.
2. Сборник «Школьный эксперимент. Методическое рекомендации по организации экспериментальной деятельности по вопросам здоровьесбережения в общеобразовательной школе» серии «Образование и здоровье» подготовлен к изданию Межведомственным республиканским учебно-методическим центром «Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков» при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми совместно с кафедрой здоровьесбережения Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров» в рамках реализации долгосрочной целевой республиканской программы «Дети Республики Коми» (2003-2006 годы). Издание одобрено методическим советом Центра, протокол № 01-29/18 от 15.12.2004 г.
3. Сборник «Современная школа. Методическое руководство по организации здоровьесберегающей деятельности в школе» серии «Образование и здоровье» подготовлен к изданию Межведомственным республиканским учебно-методическим центром «Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков» при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми совместно с кафедрой здоровьесбережения Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров» в рамках реализации долгосрочной целевой республиканской программы «Дети Республики Коми» (2003-2006 годы). Издание одобрено методическим советом Центра, протокол № 01-29/18 от 15.12.2004*** г.