ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?
методическая разработка на тему
М. Глинка, П. Чайковский, А .Моцарт, Л. Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена.
Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть мой ребёнок пошёл в отца -- у него совсем нет музыкального слуха».
Достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако всё в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением, наследовали бы профессии родителей. Но жизнь гораздо интереснее и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_muzykalnost.docx | 19.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
М. Глинка, П. Чайковский, А .Моцарт, Л. Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена.
Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть мой ребёнок пошёл в отца -- у него совсем нет музыкального слуха».
Достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако всё в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением, наследовали бы профессии родителей. Но жизнь гораздо интереснее и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека.
Педагоги считают, что задатки к музыкальной деятельности, т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата, имеются у каждого. Именно они и составляют основу развития музыкальных способностей. Считается, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.
Итак, что же такое МУЗЫКАЛЬНОСТЬ? Специалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различный видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства. Однако, главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».
Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность звука. Из необходимости и умения слушать и слышать, рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом следует помнить и знать каждому взрослому, т.к. от него зависит, каким станет ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. МУЗЫКАЛЬНОСТЬ, прежде всего – умение эмоционально откликаться на музыку, сопереживать ей. Окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Постарайтесь запомнить главное:
Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Желая подружить с музыкой малыша, родным и близким нужно помнить следующее.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», -- считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
- Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные!
- Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» -- немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Материал подготовила Муз. рук. Видова Н.Г.
по журналу «Музыкальная жизнь» №6, 2012г.