Осуществление личностного системно - деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС в основной школе.
статья на тему
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно–познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление личностного системно - деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС в основной школе.
Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять,
обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше
и заставить весь класс сделать этот шаг.
К.Д.Ушинский
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно–познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно – деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта (развитие личности); признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Известная китайская мудрость «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» очень наглядно иллюстрирует эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя и эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся:
Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя | ||
Словесные 10%-20% (слышит) | Наглядные 50% (видит) | Практические 90% (делает сам) |
Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся |
Технология системно - деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Цель урока с использованием проблемно-диалогической технологии - обучить самостоятельному решению проблем, а средством достижения цели является открытие знаний вместе с детьми.
Традиционный урок | Проблемно-диалогический урок |
1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками | 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Применение знаний учениками 5. Рефлексия деятельности |
В Кингисеппской гимназии в рамках реализации ФГОС второго поколения на уроках математики в 5-х классах применяется системно - деятельностный метод обучения. Я предлагаю рассмотреть некоторые примеры практики применения данного метода.
- Тема «Сравнение дробей с одинаковыми числителями».
Учащимся предлагается выполнить следующее задание:
Сравнить дроби:
На момент изучения темы учащиеся решают первые 4 примера, а в остальных испытывают затруднения. Формулируется проблема , и учащиеся предлагают способы её решения. Один из методов: иллюстративный.
Наглядность этого метода дает возможность учащимся сделать вывод правила сравнения дробей с одинаковыми числителями.
- Тема «Признак делимости на 9»
Зная признаки делимости на 2, 5, 10, мы задаем вопрос: «Можно ли по последней цифре числа узнать, делится ли оно на 9?». Рассматривая таблицу умножения на 9, учащиеся делают вывод, что все последние цифры результата умножения на 9 различные, поэтому по последней цифре числа нельзя узнать, делится ли число на 9. Предлагается решить следующую задачу: «В районе 9 школ. Их директора договорились распределить поровну все поступающие в район школьные учебники. Удастся ли разделить поровну между этими школами 837 новых учебников математики?». В процессе решения учащиеся приходят к выводу признака делимости на 9.
- Тема «Четырехугольник».
В разделе «Четырехугольники» рассматриваются следующие фигуры: параллелограмм, прямоугольник, ромб и квадрат. Первым рассматривается параллелограмм. Дается его определение и свойства. На основании этих свойств, учащиеся дают определения прямоугольнику и ромбу. А в заключении делают вывод, что квадрат имеет свойства всех трех фигур, поэтому можно сказать, что квадрат – это параллелограмм, квадрат – это прямоугольник и квадрат – это ромб.
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода, развивает следующие универсальные учебные действия:
- организационные – умение решать проблемы
- коммуникативные – умение вести диалог
- интеллектуальные – умение извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
- оценочные – умение дать нравственную оценку ситуации.
Так, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Этому во многом способствует системно - деятельностный метод обучения.
Список литературы:
- Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
- Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000
- Концепция общего среднего образования (проект) ВНИК «Школа».- М., 1988
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. – М. 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...
Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.
С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя. Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...
Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"
Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...
Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС
материал для проведения педагогического совета по теме "Системно-деятельностный подход в образовании как основа реализации ФГОС"...
Системно -деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО
Доклад "Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО"...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...