Государственная Третьяковская галерея. Музеи мира
классный час по теме

Иванов Сергей Никифорович

История создания галереи, показаны основные собрания музея

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музеи мира

Слайд 2

Памятник П. М. Третьякову

Слайд 3

Третьяков Павел Михайлович. 1871

Слайд 4

Третьяков Сергей Михайлович. 1880-е

Слайд 5

Шильдер Николай Густавич . Искушение Не датировано

Слайд 6

Худяков Василий Григорьевич. Стычка с финляндскими контрабандистами 1853

Слайд 7

Возвращение художественных произведений в Москву. Ноябрь 1944

Слайд 8

"Сокровищница"

Слайд 9

Андрей Рублев. Троица

Слайд 10

13 Неизвестный иконописец Преподобный Сергий Радонежский

Слайд 11

Антропов Алексей Петрович . Портрет Петра III 1762

Слайд 12

Кипренский Орест Адамович . Автопортрет 1828

Слайд 13

Кипренский Орест Адамович . Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке 1819

Слайд 14

Тропинин Василий Андреевич. Кружевница

Слайд 15

Брюллов Карл Павлович. Всадница

Слайд 16

Брюллов Карл Павлович . Итальянский полдень. (Итальянка, снимающая виноград) 1831 (?)

Слайд 17

Айвазовский Иван Константинович. Буря 1857

Слайд 18

Верещагин Василий Васильевич Шипка-Шейново . Скобелев под Шипкой 1878–1879

Слайд 19

Двери Тимура (Тамерлана) 1872

Слайд 20

Крамской Иван Николаевич. Портрет П.М.Третьякова 1876

Слайд 21

Крамской Иван Николаевич. Неизвестная 1883

Слайд 22

Левитан Исаак Ильич. 1890-е.

Слайд 23

Левитан Исаак Ильич. Март 1895

Слайд 24

Левитан Исаак Ильич . Золотая осень 1895

Слайд 25

Суриков Василий Иванович. Утро стрелецкой казни 1881

Слайд 26

Суриков Василий Иванович. Боярыня Морозова 1887

Слайд 27

Репин Илья Ефимович. Не ждали. 1884–1888

Слайд 28

Серов Валентин Александрович. Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой 1887

Слайд 29

Врубель Михаил Александрович. Демон (сидящий) 1890

Слайд 30

Врубель Михаил Александрович . Царевна-Лебедь 1900

Слайд 31

Угаров Борис Сергеевич. Рыжая лошадь 1954



Предварительный просмотр:

 Государственная Третьяковская Галерея

Третьяковская галерея – крупнейший музей русского искусства, сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет. Указом президента Российской Федерации Государтсвенная галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов культуры России.

(.2.)Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея П.М. Третьяковым, такой сохранилась она до наших дней.

(.3.)Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит столь знакомое здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи.

Семья Третьяковых купила в 1851 году дом, который и стал основным зданием галереи. Так как рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности, к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и 1902-1904, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи.(4)

СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.М.ТРЕТЬЯКОВА. 1856–1892

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера ( 5 ) и  ( 6) «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. Вероятно, уже тогда Третьяков замыслил создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи.

Свою художественную галерею Павлу Михайловичу пришлось собирать с нуля, зато он мог целиком положиться на свой вкус. П.М.Третьяков писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Павел Михайлович не только скупает полона живописи, но сам заказывает картины, особенно портреты известных людей, помогает нуждающимся художникам.

( 7 )  Через пять лет картин было столько, что пришлось писать завещание, в котором говориться:

( 8) Большую помощь и поддержку в собирательском деле оказывал Павлу Михайловичу его мл. брат – Сергей Михайлович Летом 1892 года  он неожиданно умер.  С. М. оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата;

( 9 ) 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М.Третьяков был утвержден попечителем Галереи.  Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. Вскоре действительно посыпались благодарственные адреса, письма, телеграммы.  Русское общество не осталось равнодушным к благородному поступку Третьякова. В январе 1893 года Московская городская дума постановила ежегодно выделять 5 000 рублей на приобретение художественных произведений для Галереи, дополнительно к завещанным Сергеем Михайловичем Третьяковым суммам.

( 10 ) В декабре 1896 года П.М.Третьяков стал почетным гражданином города Москвы, как говорилось в приговоре Московской городской думы «…За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства».
После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни. Картины покупались не только на деньги города, но и на  средства Третьякова, который дарил их Галерее.

(   )

После Октябрьской революции, 3 июня 1918 года был издан декрет Совета народных комиссаров (Совнарком) о национализации Третьяковской галереи и передаче в ее введение Народного комиссариата. Директорм галереи был назначен художник И. Э Грабарь,  который продолжил деятельность по собирательству и хранению произведений искусства.

(   ) С первых недель Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации и демонтажу экспозиции. Впервые за историю музея в кратчайший срок все картины были сняты  со стен, вынуты из рам и освобождены от подрамников. В середине лета с Казанского вокзала  в Новосибирск отправился  эшелон с экспонатами К  началу 1942 года в Оперном театре Новосибирска было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей. Сотрудники галереи организовывали здесь выставки, читали лекции. Не прекращалась научно-исследовательская деятельность. Многие сотрудники защитили кандидатские диссертации, хотя ежедневная работа требовала огромного напряжения.

(  ) Война уходила на запад. С 1943 года вывезенные коллекции готовили к возвращению в Москву. 9 октября 1944 года вышел приказ о реэвакуации. Уникальные грузы из Новосибирска и Молотова вернулись в Лаврушинский переулок.  Благодаря усилиям сотрудников Галереи сокровища русского искусства были сохранены. Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта.

В настоящее время  Третьяковская галерея – это современный музей русского искусства. Сегодня галерея насчитывает 170 тыс. единиц хранения. Сотрудники галереи ведут большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция.

С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется  серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного  каталога собрания.

В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

А теперь мы совершим экскурсию по залам Третьяковки.

Первым делом мы попадаем в «Сокровищницу» галереи, где представлены произведения древнерусского искусства,: миниатюры, иконы в драгоценных окладах.

Преподобный Сергий Радонежский 

Конец XVII века Дерево, темпера46,5 х 36,5

Икона «Святая троица» Андрея Рублёва.

Затем мы попадаем в зал крепостных художников.

Антропов Алексей Петрович – мастер портрета


Портрет Петра III 

1762 Холст, масло 250 х 179

Петр III), племянник императрицы Елизаветы Петровны, Родной внук Петра I. С 1761 – российский император. В 1762 был свергнут с престола своей женой, будущей императрицей Екатериной II. Художник достоверно и добросовестно передает все особенности характерной внешности героя, на чем настаивал сам аказчик. В картине присутствуют все атрибуты царской власти: корона, скипетр, держава, горностаевая мантия, брошенная на трон. В руке императора держит маршальский жезл, а на дальнем плане видна сцена сражения, намекающая на военный «гений» героя портрета. Густые сочные краски, сочетание локальных, насыщенных зеленых и красных тонов с золотом придает необходимые для парадного портрета великолепие и торжественность.

Лаврушинский переулок, 10, зал 3

Орест Кипренский -яркое выражение в портретной школе.

Венецианов Алексей Гаврилович . На пашне. Весна 

Первая половина 1820-х Холст, масло 51,2 х 65,5

Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии. Повсюду разлита торжественная тишина – качество живописи классицизма.

Тропинин Василий Андреевич

Кружевница

1823 Холст, масло 74,7 х 59,3

Картина – яркий пример созданного художником нового типа произведений – портрета-жанра. Миловидная молодая девушка лукаво смотрит на зрителя. Её движения и фигура полны грации. Образ юной очаровательной простолюдинки, связанный с традициями сентиментализма, воплощает поэзию простоты и уютного домашнего быта. Лаврушинский переулок, 10, зал 13

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович . Всадница 1832 Холст, масло
291,5 х 206

Изображены сестры Джованнина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, с которой Брюллова связывала близкая дружба. В картине «Всадница» важно не столько повествование, сколько действие. Старшая из сестер резко останавливает разгоряченного коня, но сама остается абсолютно спокойной. Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, – один из излюбленных мотивов романтизма. Лицо девушки идеально прекрасно. Итальянский тип внешности считался во времена Брюллова совершенным, и художник с удовольствием его обыгрывает. Изысканные переливы красок, искрящиеся ткани – каждая деталь словно провозглашает великолепие этого «лучшего из миров».

Итальянский полдень. (Итальянка, снимающая виноград) 

1831 (?) холст, масло 27 x 22

В 1825 русская публика с восторгом встретила первую завершенную в Италии картину Брюллова «Итальянское утро» Общество поощрения художников преподнесло ее императрице Александре Федоровне, ее супруг Николай I выразил желание иметь к ней парную вещь. Тогда Брюллов и задумал «Итальянский полдень». Обе картины составляют серию (такие серии очень любила эпоха романтизма)

Айвазовский (Гайвазовский) Иван (Оганес) Константинович. Буря 

1857 Холст, масло 100 х 149

Творчество крупнейшего мариниста в русской живописи XIX века И.К. Айвазовского окрашено чертами романтизма. В морских пейзажах он часто изображал штормы, бури, кораблекрушения. В картине "Буря" бушующее море и грозовое небо превращаются в единую неразрывную стихию. Сине-черные тучи низко нависают над водой и делают почти неразличимыми силуэт корабля и очертания гор, едва проступающих на втором плане.

Верещагин Василий Васильевич.  Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой

1878–1879 Холст, масло 147 х 299
Двери Тимура (Тамерлана)

1872
Холст, масло
213 х 168

Верещагин был непосредственным участником событий русско-турецкой войны 1877–1878 годов на Балканах. Изображен триумф русских войск после взятия Шипкинского перевала 28 декабря 1877 года. Однако герой войны генерал М.Д.Скобелев изображен малозаметной фигурой, где-то с краю, а ликующие войска сливаются в безликую серую массу. На первом плане – тела убитых (русских и турок), представленные с жестокой достоверностью. Художник стремится снять ореол романтики с батальной живописи. Его главная тема – обличение "великой несправедливости, именуемой войной". На Балканах погиб младший брат художника – Сергей, адъютант генерала Скобелева, талантливый рисовальщик. Ряд фигур, в том числе Скобелев (на белом коне) и сам художник (со знаменем на гнедом коне), имеют портретный характер

Двери Тимура (Тамерлана)

1872 Холст, масло 213 х 168

Крамской Иван Николаевич. Неизвестная 

1883 Холст, масло 75,5 х 99

Зрителя интригует и сама героиня картины, и ее название. Изображена молодая женщина в коляске на фоне Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. Женщина не столько красива, сколь эффектна, «шикарна». Ее костюм, соответствующий новейшим тенденциям моды того времени, выдает принадлежность к «дамам полусвета». Картина написана необычайно светло, сочно, раскованно; Крамской явно стремится блеснуть своим незаурядным живописным мастерством.

 зал 20

Левитан Исаак Ильич.  Март 

1895 Холст, масло 60 х 75

«Март» – самое мажорное произведение Левитана. В пейзаже нашли отражение своеобразные черты русского импрессионизма. Природа преображается яркими красками, все цвета насыщены светом. Звонко и радостно звучат в контрасте желтые и голубые оттенки. Еще повсюду лежит снег, но весенним ликованием наполнена каждая деталь пейзажа. Разогретая солнцем стена дома будто излучает желтый свет, вспыхивающий повсюду золотыми рефлексами, согревающими холодные краски. Передний план картины наполнен движением: рельефные мазки передают и игру солнечных лучей, и рыхлость тающего снега. В природе словно происходит «смена декораций». Стволы тянущихся к солнцу деревьев располагаются симметрично, подобно кулисам. На дальний план, оттеснены пожухшие за зиму краски соснового бора. Взгляд растворяется во множестве впечатлений, но пригревшаяся на солнце сомлевшая лошадка останавливает внимание зрителя. Импрессионистическая подвижность пейзажа выражает разнообразие ритмов пробуждающейся природы.

Лаврушинский переулок, 10, зал 37


Золотая осень 

1895 Холст, масло 82 х 126

Многими своими чертами "Золотая осень" иллюстрирует возросший в 1890-х интерес к проблемам формы, к вопросам качества живописи и стиля. Это произведение соединяет в себе непосредственность натурного наблюдения с поисками обновленного пластического решения. Вполне традиционная живописная манера сочетается здесь со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей. При этом цвет не растворяется в свете, как в классическом импрессионизме, а сохраняет интенсивность, что вместе с пастозным экспрессивным мазком усиливает эмоциональную выразительность полотна.

Лаврушинский переулок, 10, зал 37

Суриков В.  И.

Утро стрелецкой казни 

1881 Холст, масло 223 x 383,5

Творчество Сурикова – вершина русской исторической живописи второй половины XIX века. Художника интересуют переломные моменты в судьбе народа. Он говорил: «Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу». Тема картины – подавление Петром I стрелецкого бунта 1698 года в Москве и казнь мятежников. В казни принимал участие сам Петр и его приближенные.Суриков намеренно вопреки реальности сближает собор Василия Блаженного и кремлевскую стену, делая пространство Красной площади тесным, давящим. Это усиливает основную психологическую коллизию полотна – дуэль взглядов Петра и стрельца с рыжей бородой. Но чем ближе к фигуре царя, тем очевиднее, что энергия сопротивления сходит на нет. Логика истории на стороне Петра. «Хороша старина, да Бог с ней», – говорил Суриков.

Лаврушинский переулок, 10, зал 28

Боярыня Морозова 

1887 Холст, масло 304 х 587,5

Морозова Феодосия Прокопиевна (1632–1675), сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев- Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме. Картина посвящена церковному расколу XVII века. Раскол возник в результате реформ патриарха Никона по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. В центре сама Морозова, вскинувшая руку, благословляя старообрядческим двуперстием толпу.  Черное пятно ее одежды звучит трагической доминантой картины. Толпа разделилась: слева – глумящиеся над боярыней, справа – сочувствующие. Рядом с Морозовой – ее сестра  Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине – странник, в лице которого читаются автопортретные черты художника. Фигура странника написана под иконой Богоматери «Умиление». О Сурикове говорили, что в картине он воссоздавал «подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем»

Репин Илья Ефимович. Не ждали 1884–1888 Холст, масло 160,5 х 167,5

Картина явилась заключительным произведением серии работ художника, посвященных русскому революционному движению.  Изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Реакция домочадцев на это событие различна – от недоверчивого удивления (горничная у двери), настороженности (девочка за столом) до всплеска радости (женщина за роялем, мальчик за столом) и глубокого душевного потрясения, выраженного в согбенной фигуре матери. Репин неоднократно переписывал лицо ссыльного, стремясь передать выражение неуверенности и сомнения человека, вернувшегося спустя годы в прежний мир. Времена изменились, отношение к революционерам, их целям и методам борьбы становилось все более неоднозначным.

Лаврушинский переулок, 10, зал 30

Серов  Валентин Александрович .

Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой 

1887 Холст, масло 91 х 85

Картина передает атмосферу артистизма царившую в Абрамцеве. В ней воплотился идеал «отрадного», определивший дальнейший путь русского импрессионизма. В центре – портретный образ старшей дочери С.И.Мамонтова Веры. Художника увлекает гармоничный внутренний мир этой маленькой «музы» Абрамцевского кружка. Вокруг портретного изображения девочки Серов «собирает» фрагменты интерьера, пейзажа, натюрморта. Льющийся из окна свет растворяет контуры предметов. Помещенную против света фигуру модели, Серов написал в теплых тонах – контрастных холодным тонам пространства. Эти импрессионистические открытия, а также цветовые рефлексы, дробные мазки наполняют изображение внутренним движением, организованным вокруг центрального композиционного треугольника. Картина обладает особой притягательностью благодаря «обратной композиции», развернутой на зрителя. Нетерпеливость позы модели соединяется с задумчивостью, таящейся в глубине ее черных глаз. Художник достигает равновесия душевного состояния девочки и окружающего ее мира.

Лаврушинский переулок, 10, зал 41

Мика Морозов 

1901 Холст, масло 62,3 х 70,6

Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова. Внутреннюю озаренность ребенка зритель ощущает в каждом движении, в каждой детали: пылают щеки, полуоткрыты губы, взгляд «горит», подчеркнутый резким росчерком кисти. Фокусируя внимание на маленьком герое, Серов будто распыляет пространство в хаотической игре мазков. Подвижность модели рождается из композиции, построенной на контрасте вертикально расположенной фигуры ребенка и диагональных линий подлокотников кресла. Серов совмещает взгляд сверху и снизу. Мальчик сидит на краю узкого кресла, которое словно сжимает его, герой стремится поскорее покинуть это ограничивающее, тесное пространство. Золотистые кудри и согнутая, словно крылышко, рука делают юное существо похожим на Амура. Впоследствии Мика Морозов стал известным шекспироведом и театроведом, талантливым преподавателем-филологом.

Лаврушинский переулок, 10, зал 42

Врубель Михаил Александрович .   -Демон (сидящий) 

1890 Холст, масло 116,5 х 213,8

Картина – первое значительное произведение русского символизма, определившее его главную тему – стремление творческой личности к высшей красоте. Художник творит образ, созвучный духовным исканиям своей эпохи. Он утверждает, что его герой – "это дух, но дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всем этом дух величавый и властный".Облику Демона свойственна противоречивость: одухотворенный лик и могучее тело. Жест сцепленных могучих рук подобен разрываемым оковам. Герой погружен в меланхолическое созерцание гаснущих красок заката. Его мощной фигуре тесно в горизонтальном формате композиции. Но печаль Демона не бесплодна. Мир вокруг него является в новом преображенном состоянии. Художник передает метаморфозы форм, в результате чего цветы становятся подобными кристаллам. Работая мастихином (тонкой стальной пластиной), Врубель словно соединяет приемы живописца и скульптора, что проявляется в создании форм, похожих на ограненные камни. В результате рождается монументальная техника, имитирующая мозаику. Тема Демона, олицетворяющего вечную борьбу мятущегося духа, стала главной в творчестве художника Царевна-Лебедь 1900 Холст, масло 142,5 х 93,5

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович. Водоем 

1902 Холст, темпера 177 х 216

В картине отсутствует сюжетная завязка: изображены две погруженные в созерцание дамы в старинных платьях на фоне пейзажа. Известно, что художнику позировали его сестра Елена и невеста Елена Владимировна Александрова, но это не портреты, а образы Вечной женственности. Большая часть композиции занята зеркалом водоема. В картине нет неба, но его голубизна озаряет все пространство. Очертания водоема напоминают огромное око, в котором отражается небесный свод.

Лактионов Александр Иванович . Письмо с фронта 

1947 Холст, масло

 Идея картины возникла у художника, когда на улице тылового Загорска он встретил раненого солдата с треугольником фронтового письма в руке. За это полотно 37-летний художник был удостоен Сталинской премии.

Нестерова Наталья Игоревна. Кафе в Ялте 

1979 Холст, масло 170 x 120

Затерянность человека в мире – главная тема творчества Нестеровой. В ее полотнах, как правило, ничего не происходит, все персонажи кажутся застывшими марионетками. Художница словно подчеркивает банальность мотива – южное кафе, где со скучающим выражением лиц сидят люди, до странности похожие друг на друга. Здесь нет никаких специальных эффектов; но за сдержанностью художественных средств кроется эмоционально-психологическое напряжение, которое придает остроту и выразительность картине. Нестерова ориентируется на искусство примитива, но при этом не скрывает своего профессионального мастерства. Она добивается сочетания узнаваемости и точности в деталях с созерцательной задумчивостью эмоционального строя. Этому способствует авторская манера письма – контраст между участками фактурной, словно вылепленной цветом, и гладкой живописной поверхности.

Угаров Борис Сергеевич. Рыжая лошадь 1954 Холст, масло 54 х 78

Яковлев Владимир Игоревич. Цветы 1983. Бумага, гуашь 56,6 х 75,8

На этом мы завершаем заочную экскурсию.  Сегодня мы посмотрели песчинку того, что хранится в музее. Надеюсь, когда будете в Москве, обязательно посетите Третьяковскую галерею и своими глазами увидите настоящие подлинные произведения искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея - лучшее собрание русских картин. История создания.  Об основателе этой богатейшей коллекции - видном  деятеле русской культуры московском коллекционере...

«Государственная Третьяковская галерея – сокровищница русской национальной культуры»

Презентация к уроку по изобразительному искусству для 6 класса «Музеи мира. Государственная Третьяковская галерея» по программе Б.М. Неменского...

"Третьяковская галерея"

Данную презентацию можно использовать в 7 классе по ИЗО по теме "Третьяковская галерея""....

Третьяковская галерея

Данный материал может быть использован при изучении темы "Искусство" в 11 классе в качестве дополнительной информации об истории создания музея....

Внеклассное занятие "Третьяковская галерея"

Материал содержит конспект мероприятия и презентацию к нему....

презентация третьяковская галерея

презентация к конспекту урока 8 класс искусство...

Государственная Третьяковская галерея

Тестовое задание для проверки знаний учащихся 7 класса по изобразительному искусству ....