Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Картины народной жизни в повести. Любовь кузнеца Вакулы.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель: Штрошер Татьяна Викторовна
Литература 6 класс.
Тема урока: Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
Картины народной жизни в повести. Любовь кузнеца Вакулы.
Вид: урок закрепления знаний и умений
Тип: урок – беседа
Цели:
1. Продолжить изучение творчества Н.В.Гоголя; рассмотреть картины народной жизни, любовь с помощью анализа текста; учить анализировать , делать выводы; внедрять как репродуктивные, так и частично-поисковые методы.
2. Развивать мышление, выразительность речи, память, навыки работы с текстом, детское творчество.
3. Воспитывать интерес к чтению произведений и правильное отношение к любви, как чувству, пробуждающему самое лучшее и светлое в человеке.
Оборудование: мультимедийное пособие, фонохрестоматия, портрет Н.В. Гоголя, устаревшие слова, используемые в тексте; рисунки учащихся.
Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей теперешней литературе, что я доселе не образумился.
А. С. Пушкин.
О сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Ход урока:
I. Целеполагания.
Сегодня мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, рассмотрим картины народной жизни, пейзаж, любовь в повести «Ночь перед Рождеством», проверим дом. Задание в течение урока.
II. Подготовка к восприятию темы.
Тема нашего урока (на доске), а эпиграфом служат слова Пушкина.
Словарная работа:
жеманство, чопорность, доселе, пейзаж (запись в тетрадь значений слов)
III. Работа с текстом. Слайды 1-4.
- Какая же она, эта дивная украинская ночь, тем более что в повести она особенная, озаренная светом Великой звезды, под которой родился Иисус? Зачитайте.
- Какие темные силы появляются в эту ночь на небе? (Пейзаж)
- Зачем черту понадобилось похитить месяц?
- В этом пейзаже есть такие слова «и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». Скажите, какую роль играет этот пейзаж в начале повести и в дальнейшем развитии повести?
Фонохрестоматия ( отрывок «описание пейзажа)
Слово учителя.
«Ночь перед Рождеством» особенная: ночь накануне величайшего праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить свое зло на добрых людях. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и «немец спереди, сзади губернский стряпчий в мундире – на самом деле просто черт».
Мы рассмотрим, как темные силы охотятся за каждым, толкая человека на страдания.
- Что же люди обычно делают в этот праздник? (Колядуют).
- Что значит колядовать?
Индивидуальное задание. (Заранее подготовленное учеником сообщение о колядках. См. «Литература в школе № 8, 2000г.)
Слово учителя. Слайд 5,6.
Хозяин дома разбрасывал солому в комнате, а дети блеяли, кукарекали, мычали. Это подражание должно было обеспечить богатый приплод в будущем году. А парубки и дивчата разучивали каждый свои колядки, ведь колядовать приходилось раздельно. Даже рождественские символы были у них разные: колядующие парубки ходили с большой звездой, прикрепленной к шесту, а девушки – со светильником, напоминавшим месяц.
- Как Гоголю удается подчеркнуть красоту праздника Рождества?
- Когда два кума отправляются в дорогу? Зачитайте.
- Что заставило Чуба идти в такую погоду из дома?
( «Нечистая сила» заставляет сделать героя все наоборот, заставляет его сомневаться. «Если бы кум не сказал этого, то Чуб, верно бы решился остаться, но теперь его будто что-то дергало идти наперекор». Черту не сразу удается похитить месяц, а лишь обманом.
Слайд 7.
- Кому хочет отомстить черт? Почему?
( Черт несмотря на все старания, не мог помешать ему в «малевании» церковных росписей, но нечисть заползает к нему в душу и начинает борьбу с его верой.)
- Как черт жестоко подшучивает над Чубом дальше? Перескажите эпизод.
(Он подходит к своему дому , но не узнает его ).
- В кого влюблен Вакула? За что он любит девушку?
Проверка дом. задания.
Опишите Вакулу.
Опишите Оксану.
- Кому черт хочет помешать в эту ночь? (Встрече)
- Это ему удается?
- Почему не удается черту помешать?
- Какой была встреча влюбленных? Какой был разговор?
IV. Проверка домашнего задания.
Сценка «Встреча Вакулы и Оксаны»
V. Физминутка.
VI. Работа с текстом.
- Любит ли кого-нибудь красавица Оксана?
- Какими словами она особенно обижает кузнеца?
- Какое условие она ставит Вакуле?
Слово учителя.
(Оксана повторяет условие дважды. Вторично услышав его, Вакула чувствует в нем издевательство, им овладевает отчаяние, он принимает страшное решение.)
Чтение отрывка: «Нет не могу: нет силы больше…» до слов: «Пойти рассказать, как кузнец повесился...»
- Удается ли здесь черту навредить? Что предпринимает Вакула?
- А как над Чубом посмеялся черт?
- Как разоблачают дворян-греховников односельчане?
Слайды 8-9
- С каким мешком приходит Вакула к Пацюку?
- Как кузнец перехитрил черта и взял к себе в рабство?
- Каким человеком является Вакула?
- Достает ли он подарок возлюбленной?
Слайды 10-11.
- Как он просит руки Оксаны? Перескажите.
- Любит ли его Оксана?
- Какие «силы» побеждают в произведении?
Прочитайте еще раз эпиграф и скажите:
- Как вы его понимаете?
- Как он связан с темой урока?
Слово учителя.
- Сегодня в литературе так мало юмора, который прекрасен в произведениях Гоголя. Действительно, настоящая веселость, искренняя и есть в жизни человека. Мы должны стремиться к лучшему через хорошие, добрые поступки.
VII. Итог.
- Какую роль играет пейзаж в повести?
- Какие картины народной жизни освещает Гоголь?
- Через какие препятствия проходит Вакула, чтобы добиться сердца Оксаны?
- Почему кузнец жестоко поблагодарил черта?
VIII. Домашнее задание.
1. Выразительное чтение сценки «В метель…»
2. Пересказать эпизод «Солоха точно ведьма…»
3. Ответить на вопросы учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...
Урок литературы "Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Конспект урока литературы "Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"...
"Ночь перед Рождеством" как зеркало народной жизни
Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».Развивающая: развить у уч...
Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.
Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Картины народной жизни, добро и зло в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Презентация содержит игровой материал...
Урок "Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству Н.В.Гоголя...
Презентация. Подготовка к написанию сочинения "Ай да Вакула, какой молодец!" по произведению Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Данная презентация - это готовый материал для проведения урока литературы в 6 классе. Содержит проработку учащимися всех этапов написания сочинения по изученному произведению Н.В.Гоголя "Но...