Правовой всеобуч
классный час (6 класс) на тему
Занятие, направленное на повышение правовой культуры подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoy_vseobuch._prava_detey.docx | 148.44 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Конспект
открытого занятия
"Правовой всеобуч"
Составила воспитатель
отделения по предоставлению временного приюта
Пушкарева Е.Н.
Омск, 2013
Цель. Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
- Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
- Воспитывать уважение к другим людям.
Предварительная подготовка:
Мультимедийная презентация, видеоролики о правах (на имя, на любовь, на защиту во время военных действий), выставка тематически картинок и детских рисунков и сочинений, карточки для игры "Разрешается - запрещается".
Ход занятия
I. Вступительное слово
Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наше сегодняшнее занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.
II. Знакомство детей с их правами и обязанностями
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Какие правила вы знаете?
Ответы детей.
Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем познакомиться с данными документами.
1 ребенок:
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
2 ребенок:
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что человек считается ребенком от рождения и до достижения им возраста 18 лет.
Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.
Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.
1 ребенок:
Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”
2 ребенок:
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
3 ребенок:
Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
4 ребенок:
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
5 ребенок:
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
6 ребенок:
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.
7 ребенок:
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.
Педагог: Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:
Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.
1 ребенок:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
2 ребенок:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
III. Игра «Разрешается – запрещается»
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
IV. Обязанности
Зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? ( ответы детей)
Ответы детей.
Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.
Работа в парах.
А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
- Соблюдать законы.
- Охранять природу.
- Защищать отечество.
- Заботиться о родителях.
- Получить образование.
Сценка «Про Петю».
Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости. Папа!
V. Литературная викторина "Твои права и сказочная страна"
(средства мультимедиа)
Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.
1 ребенок
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ребенок
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ребенок
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ребенок
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
Подведём итоги.
Вопросы:
- Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
- Какие основные права вам известны?
- В каком международном документе записаны права детей?
- Какие положения Конвенции вы запомнили?
- В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Правовой всеобуч
всеобуч...
Правовой всеобуч
всеобуч...
План правового всеобуча родителей учащихся
На 2013-2014 уч. год...
План правового всеобуча родителей учащихся
План правового всеобуча родителей учащихся...
Правовой всеобуч для учащихся старших классов «Административная ответственность несовершеннолетних»
Данный материал рекомендуется к использованию на групповых занятиях социального педагога с несовершеннолетними, так же может быть использован на класных и информационных часах . Носит разъясните...
Правовой всеобуч "Вредные привычки и как бороться с ними"
Цели:способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;формирование у учащи...