Методическое сопровождение учащихся при организации исследовательской работы
методическая разработка на тему
Методическое сопровождение учащихся при организации исследовательской работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №34»
Методическое сопровождение учащихся при организации исследовательской работы
Подготовила: Косачёва Елена Владимировна
Учитель математики МБОУ «СОШ №34»
2011 год
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Решая исследовательские задачи, учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов. В ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного ученика). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
При организации исследовательской работы учащихся важную роль играет учитель. В каждом конкретном случае участие может свестись к одной фразе, а может потребовать длительного разговора, выдачи промежуточных и дополнительных заданий. Все зависит от уровня подготовленности учащихся к данному виду деятельности и успешности выполнения работы.
Этапы методического сопровождения
Этапы работы | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Сроки | Рекомендации |
| Осуществление выбора темы, оценивание уровня сложности, определение, какие знания и умения потребуются для выполнения данного проекта. Заполнение анкеты участника. (Приложение 1) | Составление индивидуального графика работы учащихся по проекту на основе данных, полученных в результате анкетирования. | ||
Распределение обязанностей между исполнителями, составление алгоритма деятельности. (Приложение 2) | Выявление степени правильного понимания учащимися поставленной проблемы и степени подготовленности к ее решению. Оказание помощи в составлении алгоритма деятельности. | |||
Постановка цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы. | Корректирование и уточнение цели и задач исследования. | |||
| Учащиеся самостоятельно анализируют имеющуюся информацию, осуществляют сбор и изучение новой информации. Составляют план исследовательской работы. | Помощь оказывается по просьбе учащихся. | ||
| Учащиеся собрали всю необходимую информацию, проанализировали все ресурсы, составили план исследовательской работы и приступают к выполнению запланированных операций. | По необходимости вносятся изменения в конструкцию работы, осуществляется контроль качества. | ||
| Оценивание результата работы и изучение возможности использования результатов работы. | Роль учителя сводится к редактированию. | ||
| Полученный результат защищается в форме представления презентации. | Проведение консультации с целью устранения неточностей презентационной работы. |
Данная таблица заполняется участниками проекта. Отражаются ключевые этапы работы, устанавливаются сроки исполнения. Руководитель проекта вносит свои рекомендации.
После того, как исследовательская работа закончена, учащимся предлагается проанализировать уровень значимости научного исследования и своей эмоциональной удовлетворенности от выполнения данной работы. (Приложение 3)
Список литературы
- Щербаков С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении/издательство Корифей/2007
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.
Основы проектной деятельности: Методическое пособие по преподаванию курса ( с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Федоров: Учебная литература, 2006. - Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004.
Приложение 1.
Анкета участника исследовательской работы
ФИО: ______________
Класс: _____________
Тема работы: ___________________
Вид работы: ____________________
(реферат, учебное пособие, доклад, исследовательская работа, …)
Какие умения необходимы для выполнения работы:
- Умение выделять главное, существенное.
- Умение анализировать, сравнивать.
- Умение обобщать, делать выводы.
- Умение планировать и организовывать работу.
- Умение формулировать научную гипотезу и цель работы.
Определи степень самостоятельности и творческой активности.
Консультации учителя | Совместная работа с учителем | Помощь родителей | Помощь другого лица | Самостоятельная работа | |
Выбор темы | |||||
Формулировка гипотезы и целей | |||||
Выбор источников информации | |||||
Поиск информации | |||||
Подготовка презентации | |||||
Защита |
Приложение 2.
Алгоритм деятельности
Сроки | Что необходимо | |
Обсуждение темы и сроков | ||
Составление списка необходимых средств для выполнения работы | ||
Составление списка необходимой литературы или обсуждение предложенной | ||
Посещение библиотек, сбор информации, использование интернет ресурсов | ||
Определение порядка хранения файлов | ||
Составление графика консультаций |
Приложение 3.
Уровень удовлетворенности выполненной работы.
Обведи число, которое соответствует уровню твоей удовлетворенности.
Ученик удовлетворен, если число положительное. Если число отрицательное, значит ученик не доволен проделанной работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....
Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики
Данная работа является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328079-1382891497.jpg)
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-511687-1414942758.jpg)
Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН).
В настоящее время история нашего государства подверглась жесточайшей ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные ученые предлагают свою верси...
Организация исследовательской работы в экологическом научном объединении учащихся «Исследователи природы» ( обобщение опыта работы)
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. «Школа должна заниматься поиском индивидуальностей». Этот тезис ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-166888-1355852286.jpg)
Методические рекомендации по сопровождению учащихся при организации исследовательской работы
Методические рекомендации по сопровождению учащихся при организации исследовательской работы...