«Современный урок в условиях введения ФГОС ООО»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Современный урок в условиях введения ФГОС ООО»
1. Особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фатами, именами, понятиями. Время и практика показали несостоятельность такого подхода к образованию: выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран, однако их результаты значительно ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Наряду с этим, современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возрасла информированность детей;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, различных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, использовать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный подход, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог, др.;
- создание условий для развития рефлекии – способности осознавать свои мысли, действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание, др.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Система дидактических принципов реализации СДП:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Все эти принципы и идеи должны быть учтены при построении урока. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Итак, выделяются следующие особенности современного урока:
- Комплексное планирование задач урока;
- Особое внимание уделяется формированию мотивации (на выполнение учебных заданий, на получение нового знания или овладение новым способом действия);
- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала;
- Создание как можно большего числа проблемных ситуаций (за счет столкновения жизненных представлений учащихся с научными фактами, для объяснения которых у учащихся недостаточно знаний, на основе сравнения, сопоставления противоречивых фактов, через использование типичных ошибок учащихся, через несоответствие известного и требуемого способа действий при выполнении новых задач старым способом, т.д.)
- Формулировка (кроме темы) «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, эмоционально выражающих в сжатом виде главной идеи, сути урока;
- Практическая направленность, опора в основном на деятельность учащихся;
- Знание разных технологий развивающего обучения и только дифференцированное их применение;
- Осуществление максимально дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений, дифференциация домашних заданий;
- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся;
- Включение компьютеров в педагогические технологии;
- Значительное внимание уделяется рефлексии учебных достижений, соотнесению результата деятельности с поставленной целью, определению своего знания и незнания, личностной значимости нового знания.
(Обмен мнениями педагогов, работающих по ФГОС, обсуждение приемов и способов мотивации и рефлексии)
2. Типология и структура современных уроков
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижение и переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока;
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый этап;
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
(Выдача и обсуждение памяток:
- Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
- Современная типологизация уроков
- Структурные элементы учебного занятия)
3. Технологические карты урока и принципы работы с ними
(Обсуждение памятки «Принципы и положения работы с технологическими картами», принятие решения о форме технологической карты в нашем учреждении – унифицированная/ индивидуальная у каждого педагога)
4. Критерии анализа современного урока
(Рассмотрение основных критериев и ознакомление с балльной таблицей анализа урока по 6 основным блокам)
5. Рефлексия
И всё же, главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт» - в переводе с английского – поддержка, укрепление. Комфорт – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. Подберите, пожалуйста, слова – ассоциации, относящиеся к современному уроку.
К – компетентность
О – открытие
М – мотивация
Ф – фантазия
О – ответственность
Р – радость
Т – творчество
Заключение
Так что же для нас современный урок?
Это урок – познание, открытие, ступенька к знанию и самопознанию, рост и развитие, инициативность, уверенность, потребность. Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних успех обеспечивается началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос, и т.д.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, создавая условия для порождение его ценности и смысла!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Дидактические требования к современному уроку...
Современный урок в условиях введения ФГОС
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель,а тем, что они взяли в процессе обучения....
«Типы и виды современного урока в условиях введения ФГОС II поколения.»
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. У...
Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"
О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг ...
"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...