Туристские должности
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ТУРИСТСКИЕ ДОЛЖНОСТИ
Важным средством обучения и воспитания детей, формирования у них чувства ответственности является выполнение ими обязанностей в туристской группе. Кроме расширения кругозора и получения важных жизненных навыков, воспитанник многократно проходит через позиции руководства и подчинения, получает ценнейшие коллективистские навыки делового взаимодействия. Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на своих воспитанников. При этом желательно придерживаться следующих принципов:
- каждый участник похода (экскурсии) должен иметь свой участок работы, свою должность;
- работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;
- одновременно использовать как туристские должности, так и краеведческие, направленные на развитие познавательных интересов личности;
- используя как постоянные должности (на все время туристского цикла), так и временные (на небольшой отрезок времени), можно тем самым чередовать степень подчиненности участника; так постоянный командир группы или палатки может в какой-то день подчиняться как дежурный топограф главному топографу;
- в заключение работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат; как правило, это может быть раздел туристского отчета о походе или экскурсии, а может быть и фотогазета, стенд в школе, реферат и т.д.;
- во время следующего туристского цикла производить смену должности у участника (таким образом, за 3-4 года занятий ребенок может освоить все основные должности).
Группа может быть разбита на несколько отделений, которые возглавляются командирами. На этапе распределения обязанностей формируется организационная структура группы, последовательность работы и отдыха отделений. Каждое отделение по очереди в течение одного походного дня занимается определенным делом:
- дежурит по кухне, готовит еду;
- ведет группу по маршруту, составляет описание этого участка маршрута, корректирует карту;
- ведет летопись (дневник, газету и т.п.) похода;
- отдыхает.
Руководитель группы может использовать этап распределения туристских должностей для изучения личности ребенка. При этом можно участника авторитарно назначить на должность или демократично выбрать, а можно анархически пустить все на самотек — кто кем захочет быть. Полезно при этом использовать анкеты, социометрические методы изучения межличностных отношений и совместимости.
Не следует забывать и тех, кто по состоянию здоровья, своим возможностям и т.п. не идет в поход. Этих детей так же можно привлечь к подготовке и оформлению итогов похода.
Таким образом, полностью используя систему распределения туристских обязанностей в походе, предоставляя возможность детям проявить свою самостоятельность и активность, можно сформировать у них качества активной, ответственной, познающей окружающий мир личности.
Должности в походе бывают туристские и краеведческие. Они связаны с предметами школьного курса, с воспитательными задачами школы и помогают в закреплении основ знаний и формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Краеведческие должности способствуют комплексному изучению всего региона путешествия.
Должности (обязанности) в походе
Туристские | Краеведческие |
Командир (капитан) группы | Главный краевед |
Завпит (завхоз по питанию) | Историк древнего периода |
Завснар (завхоз по снаряжению) | Военный историк |
Ремонтный мастер (реммастер), ремонтник, механик | Историк современного периода |
Медик (санитар, медбрат, медсестра) | Этнограф |
Штурман (топограф, лоцман) | Физгеограф |
Казначей | Экономгеограф (по сельскому хозяйству и промышленности) |
Фотограф | Метеоролог |
Кинооператор | Геолог |
Ответственный за примусы | Ботаник |
Гитарист | Зоолог |
Ответственный за дневник (летописец) | Гидролог |
Культорг | Фенолог |
Физорг | Литературовед |
Хронометрист | Искусствовед |
Эколог |
Кроме постоянных туристских должностей (работают на протяжении всего цикла) существуют и временные: дежурный командир, дежурный штурман, дежурные по кухне, дежурный фотограф, дежурные по палаткам и т.д.
1. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ГРУППЫ
Требования к командиру группы: туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет. Это первый помощник руководителя группы и его заместителя.
До похода:
1. Распределить обязанности между участниками группы.
2. Распределить участников по отделениям.
3. Организовать подготовку похода участниками группы по их обязанностям.
4. Совместно с руководителем и штурманом принять участие в разработке маршрута.
5. Совместно с руководителем организовать техническую и физическую подготовку участников.
6. Составить график дежурств в походе.
7. Помогать руководителю в оформлении документации к походу.
8. Составить порядок построения в колонну для движения на маршруте.
В походе:
1. Руководить режимом дня группы.
2. Контролировать работу командиров отделений и участников похода по должностям.
3. Следить за дисциплиной, соблюдением правил безопасности, охраны природы.
4. Совместно с руководителем организовать разбор дня и похода в целом.
После похода:
1. Совместно с руководителем организовать составление отчета о походе.
2. Совместно с руководителем организовать разбор похода.
3. Совместно с руководителем составить характеристики на каждого участника.
4. Помочь руководителю в оформлении разрядов и званий.
2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ
До похода:
- Контролировать выполнение участниками своих обязанностей по подготовке похода.
- Контролировать своевременную сдачу денег и медицинских справок.
- Контролировать участие в тренировочных выходах и занятиях.
- Иметь график дежурств в походе.
- Организовать изучение своего участка маршрута.
- Контролировать наличие личного снаряжения у участников.
- Обеспечить общественное снаряжение для отделения.
В походе:
- Помогать обучать участников своего отделения.
- Командовать группой на своем участке маршрута.
- Организовать работу отделения во время дежурств, описания маршрута и выпуска газет.
- Организовать своевременную сдачу готового описания и газет.
- Следить за выполнением правил безопасности и дисциплины, во время движения по маршруту следить за наличием членов своего отделения.
- Организовать жизнь своего отделения во время перехода и бивачных работ.
- Принимать дежурство у предыдущего командира отделения.
После похода:
- При необходимости организовать доработку технического описания и газет.
- Подготовить характеристики на участников отделения к разбору похода.
3. ОБЯЗАННОСТИ ШТУРМАНА (ГЛАВНОГО ТОПОГРАФА)
Штурман (от голл. stuurman - кормщик, рулевой) - участник похода, на которого возложены задачи ориентирования на маршруте. Для определения местонахождения группы обычно пользуется картой и компасом. При движении по маршруту он тщательно следит за ориентирами, ведёт отсчёт пути, задаёт скорость движения, хронометрирует прохождение отд. участков маршрута и т. д.; в лыжных походах по тундре, кроме того, следит за строгим соблюдением направления движения по заданному азимуту. Если практически отсутствуют какие-либо ориентиры, штурману, как правило, приходится использовать астрономические и радионавигационные средства. В автомобильном походе штурман оказывает помощь водителю головной машины, контролируя прохождение маршрута, следя за дорожной обстановкой, предупреждая об опасных местах, указанных на схеме маршрута.
До похода:
- Познакомиться по картографическому материалу, отчетам и краеведческой литературе, Интернету с районом похода.
- Познакомиться с картами района.
- Совместно с командиром и руководителем разработать нитку маршрута и график похода, запасные и аварийные варианты.
- Оформить маршрутные документы.
- Распределить участки маршрута между отделениями или участниками.
- Организовать изучение участков маршрута.
- Подобрать карты для похода (2-3 экз.).
- Обеспечить упаковку и хранение карт в походе.
- Собрать топонабор, проверить топонаборы в отделениях.
- Провести консультации по составлению технического описания и хронометража.
- Защитить маршрут похода в маршрутной комиссии.
В походе:
- Выдавать ведущим необходимые карты.
- Контролировать ведение хронометража на маршруте.
- Своевременно контролировать составление технического описания.
- Помогать писать тех.описание, редактировать его.
- Собирать и хранить хронометраж и тех. описание.
- Вместе с ведущими дополнять и корректировать карту.
- Показывать фотографам объекты съёмок.
После похода:
- Составить в отчёт о походе: общее описание района, откорректированное техническое описание, график похода, дополненные карты с нанесённым маршрутом, рекомендации по составлению маршрута, его прохождению и особенностям района.
- Сдать руководителю оставшиеся карты и описания участков.
4. ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ТОПОГРАФА
(ведет группу по маршруту в течение дня)
До похода:
- Изучить и составить описание заданного участка маршрута.
- Познакомиться с картами на свой участок маршрута.
- Подготовить топонабор (непромокаемый планшет для карт, таблица хронометража, блокнот, ручка, карандаш, компас).
- Научиться вести хронометраж и составлять техническое описание.
В походе:
- Знакомить группу с предстоящим участком пути.
- Получить у главного топографа карты, обеспечить их хранение.
- Вести группу по маршруту.
- На маршруте вести хронометраж, дополнять карту.
- Показывать фотографам объекты съёмок.
- Своевременно составить техническое описание своего участка.
- Сдать на хранение главному топографу хронометраж, техническое описание, карты.
- В случае необходимости доработать тех. описание.
После похода:
1. Сдать главному топографу готовый текст описания, откорректированные карты.
5. ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ПИТАНИЮ (ЗАВПИТА)
До похода:
- Составить меню похода с циклом 3-5 дней с учетом условий похода и пожеланий участников.
- При необходимости продумать перекус.
- Составить список продуктов согласно меню и нормам.
- Подсчитать вес и стоимость продуктов.
- Выяснить возможность пополнения продуктов на маршруте.
- Собрать мешочки и другую тару для продуктов.
- Контролировать закупку и упаковку продуктов.
- Распределить продукты среди участников.
- Организовать питание в дороге (поезде).
- При организации заброски продуктов скомплектовать и упаковать их, иметь список продуктов, находящихся в заброске (по упаковкам).
- Составить график разгрузки рюкзаков участников.
- Знать рецепты походных блюд и способы из приготовления.
- Знать съедобные и ядовитые растения и грибы.
В походе:
- Заранее выдавать дежурным необходимые продукты.
- Утром объявлять участникам, какие продукты приготовить для перекуса.
- Следить, чтобы не было перерасхода продуктов и не оставались лишние.
- Периодически проверять сохранность продуктов.
- Следить за равномерной разгрузкой рюкзаков и при необходимости перераспределять продукты у участников.
- Контролировать пополнение продуктов на маршруте.
- Собирать освободившиеся мешочки от круп.
- Организовать питание на обратной дороге.
После похода:
- Собрать все мешочки от продуктов, постирать их и сдать следующему завпиту.
- Составить список оставшихся продуктов, распределить их на хранение.
- Сдать в отчет меню, список продуктов, рекомендации по организации питания, приобретению, хранению продуктов.
6. ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО СНАРЯЖЕНИЮ (ЗАВСНАРА)
До похода:
- Составить список группового и личного снаряжения с учетом сезона, особенностей маршрута.
- Выяснить наличие и сохранность имеющегося снаряжения.
- Организовать приобретение (покупка, прокат, экипировка на СЮТур) недостающего снаряжения.
- Организовать ремонт снаряжения.
- Распределить снаряжение между участниками группы.
- Проверить готовность специального снаряжения перед походом.
- Совместно с руководителем и командиром провести инструктаж участников по личному снаряжению в соответствии с особенностями похода.
- Проконтролировать перед выходом в поход наличие в отделениях общественного снаряжения.
В походе:
- Следить за сохранностью снаряжения, правильной эксплуатацией и его состоянием.
- При необходимости перераспределить снаряжение.
- Организовать профилактический осмотр и своевременный ремонт снаряжения.
- По возможности организовать просушку снаряжения в конце активной части похода.
После похода:
- Организовать просушку, чистку и ремонт снаряжения.
- Организовать сдачу снаряжения.
- Снаряжение собрать или раздать на хранение участникам группы.
- Сдать в отчет списки личного и группового снаряжения с рекомендациями по его использованию.
7. ОБЯЗАННОСТИ РЕМОНТНОГО МАСТЕРА (РЕММАСТЕРА)
До похода:
- Составить список ремонтного набора для похода с учётом возможных поломок и порчи имеющегося снаряжения.
- Скомплектовать и упаковать ремнабор.
- Научиться ремонтировать снаряжение.
- Научить ремонтировать снаряжение других.
- При необходимости принять участие в ремонте и подготовке снаряжения к походу.
В походе:
- По требованию участников выдавать и собирать необходимые инструменты для ремонта личного и группового снаряжения.
- Следить за сохранностью ремнабора, исправностью инструмента, не допускать потери инструмента.
- Помогать ремонтировать групповое снаряжение.
После похода:
- Сдать или обеспечить сохранность ремнабора.
- Составить для отчёта список ремнабора с рекомендациями по его использованию.
8. ОБЯЗАННОСТИ МЕДИКА
До похода:
- Составить индивидуальные карточки участников.
- Собрать медицинские справки о здоровье участников (медицинские допуски на поход) и сдать их руководителю.
- Составить список аптечки и согласовать его с медсестрой и руководителем.
- Пройти курс оказания первой медицинской помощи в походе (у руководителя, школьной медсестры, врача поликлиники).
- Укомплектовать аптечку с учетом индивидуальных особенностей участников, сезона, продолжительности похода, особенностей вида туризма и маршрута, удалить препараты с истекшим сроком годности.
- Обеспечить упаковку и надёжное хранение аптечки в походных условиях.
- Изучить район похода с точки зрения санитарно-эпидемиологической безопасности.
- Познакомиться с лекарственными, ядовитыми и съедобными растениями и животными района путешествия.
- Провести инструктаж с участниками группы о профилактике заболеваний в походе.
- Во время тренировочных походов следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
В походе:
- Следить за состоянием здоровья участников.
- При необходимости организовать осмотр участников на наличие клещей.
- Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм: мытьем рук, умыванием, состоянием ног, чистотой посуды, при приготовлении пищи.
- Следить за хранением продуктов.
- Следить за сохранностью аптечки.
- Своевременно пополнять аптечку.
- Проверять чистоту питьевой воды.
- Докладывать руководителю обо всех случаях заболеваний и под контролем руководителя оказывать медицинскую помощь
НЕЛЬЗЯ БЕЗ ВЕДОМА РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫДАВАТЬ ЛЕКАРСТВА!
После похода:
- Составить для отчёта список аптечки с рекомендациями по ее составу и использованию, отчет о заболеваниях и применении лекарств.
- Сдать руководителю остатки мед. аптечки.
9. ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО КРАЕВЕДА
До похода:
- Познакомиться по литературе с краеведческими возможностями района похода (экскурсионные объекты, памятники природы, интересные личности и т.д.).
- Совместно с командиром распределить среди участников обязанности по краеведческим темам.
- Обеспечить изучение краеведческих тем, контролировать накопление материала.
- Навести справки о работе музеев, при необходимости совместно с руководителем заранее договориться о встречах с людьми, заказать экскурсии.
- Провести консультации для участников.
В походе:
- Помогать краеведам собирать дополнительный краеведческий материал.
- Организовать знакомство группы с имеющейся информацией по различным темам.
- Организовать знакомство всей группы с краеведческими особенностями похода.
- При наличии краеведческого задания организовать работу группы по его выполнению.
После похода:
- Составить для отчета список использованной литературы.
- Редактировать, дополнить краеведческий материал.
- Готовый краеведческий материал сдать в отчет.
10. ОБЯЗАННОСТИ КРАЕВЕДА ПО ТЕМЕ (ботаник, зоолог, историк и т.п.)
До похода:
- Познакомиться по литературе со своей краеведческой темой.
- Сделать выписки по своей теме.
В походе:
- Собирать дополнительный краеведческий материал по своей теме в музеях, при опросах населения и т.п.
- Знакомить группу с имеющейся информацией по своей теме.
После похода:
- Сдать главному краеведу в отчет список использованной литературы и собранный материал на редактирование.
- При необходимости доработать свой краеведческий материал.
11. ОБЯЗАННОСТИ КАЗНАЧЕЯ
До похода:
- Участвовать в составлении сметы похода.
- Организовать сбор денег на поход и оформление ведомости родительских взносов.
- Вести записи выданных денег на закупки, вести ведомость закупленных продуктов и снаряжения.
В походе:
- Вести записи затраченных денег во время похода.
- Знать количество оставшихся денег.
После похода:
- Составить для отчета смету расходов в походе по разделам: транспортные, питание, снаряжение, хозяйственные, почтовые и др.
- Дать рекомендации по оптимизации сметы.
- Вести учет оставшимся деньгам.
12. ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ПРИМУСА
До похода:
- Составить и согласовать список примусного хозяйства.
- Собрать примусное хозяйство.
- Проверить надёжность работы примусов, паяльных ламп, герметичность канистр.
- Провести с участниками группы инструктаж по работе с примусами.
- Обеспечить упаковку и транспортировку примусного хозяйства.
- Уметь ремонтировать примуса, паяльные лампы и т.п.
В походе:
- Обеспечить и контролировать работу с примусами дежурных бригад во время: заправки примусов бензином, разжигания примусов, изменения режима работы (отклонения режима), окончания работы с примусами.
- Контролировать расход бензина.
- Регулярно проводить профилактический осмотр примусов
- Исправлять неполадки, поломки примусов.
- Следить за сохранностью примусного хозяйства, бережным расходованием бензина, сухого горючего, спичек.
После похода:
- Оставшийся бензин слить из примусов и канистр, обжечь их.
- Сдать на хранение примусное хозяйство.
- Сдать в отчёт список примусного хозяйства и рекомендации по его использованию.
13. ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО ФОТОГРАФА
До похода:
- Определить количество фотоаппаратов, вид и количество пленки, необходимые запчасти (батарейки, аккумуляторы и т.д.).
- Организовать проверку работы фотоаппаратов.
- Распределить фотоаппараты и обязанности между фотографами.
- Совместно с командиром, краеведом и штурманом (топографам) определить необходимые для съёмки виды, участки маршрутов, панорамы для технического описания.
- Купить, зарядить и упаковать фотоматериалы.
- Подготовить дневник съёмки.
В походе:
- Фотографировать все необходимые виды, панорамы для технического описания.
- Фотографировать краеведческие объекты.
- Фотографировать бытовые сцены, участников похода.
- Организовать работу фотографов.
- Всегда иметь под рукой чистую плёнку, запасные батарейки, быть готовым всегда зарядить фотоаппарат.
- Отснятые плёнки отметить и тщательно герметично упаковать.
НЕ ДОПУСКАТЬ ПОРЧИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ!
После похода:
- Отснятые плёнки проявить (самому или в мастерской).
- Для ч/б плёнок напечатать контрольные отпечатки.
- Цифровые фотографии перекинуть на компьютер, при необходимости отредактировать.
- Совместно с командиром, топографами выбрать фотографии для тех.описания.
- Организовать печатание фотографий для отчёта и для участников.
- Бережно хранить негативы, слайды, создать в компьютере архив.
14. ОБЯЗАННОСТИ МЕТЕОРОЛОГА
До похода:
- Познакомиться с климатическими условиями района похода.
- Подготовить метеоприборы (термометр, барометр, анемометр).
- Надёжно упаковать приборы.
- Подготовить таблицу метеонаблюдений.
- Познакомиться с признаками изменения погоды в районе путешествия.
- Получить долгосрочный прогноз в Гидрометеоцентре на время похода.
В походе:
- Трижды в день вести наблюдения за погодой и заносить их в таблицу.
- На основе наблюдений и местных признаков изменения погоды составлять прогноз на следующий день.
- Проводить опрос местного населения о признаках изменения погоды в данной местности.
- Отобрать наиболее характерные признаки изменения погоды в данной местности.
- Бережно обращаться с метеоприборами.
После похода:
- Сдать в отчёт таблицу метеонаблюдений и список характерных признаков изменения погоды в данной местности.
- Сдать метеоприборы.
15. ОБЯЗАННОСТИ РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ (ДНЕВНИКА) (ЛЕТОПИСЦА)
До похода:
- Продумать содержание и порядок ведения дневника.
- Составить список необходимых принадлежностей.
- Купить бумагу для газет.
- Расчертить рамки в газетах.
- Собрать газетный набор, упаковать его.
- Узнать у командира график выпуска газет.
В походе:
- Организовать ведение дневника.
- Собирать у участников впечатления, рисунки, сочиненные стихи и т.д.
- Своевременно выдавать листы и набор.
- Контролировать своевременность выпуска газет.
- Собирать готовые газеты и обеспечить их сохранность.
После похода:
- Провести необходимую доделку и оформление дневника.
- Раздать недоделанные газеты и собрать их для переплёта.
- В отчёт о походе сдать список набора и график, написать рекомендации.
16. ОБЯЗАННОСТИ ФИЗОРГА
До похода:
- Подготовить комплексы утренней зарядки в соответствии со спецификой похода, климатическими условиями.
- Подготовить спортивный инвентарь.
- Запланировать спортивные мероприятия.
В походе:
1. Проводить утреннюю зарядку.
2. Организовывать и проводить спортивные мероприятия.
17. ОБЯЗАННОСТИ КУЛЬТОРГА
До похода:
- Подготовить игры и способы организации досуга в поезде, на привале, на случай плохой погоды.
- Подготовить необходимый инвентарь.
- Запланировать мероприятия.
- Подобрать и выучить песни, материал о бардах.
- По возможности обучиться игре на гитаре.
В походе:
1. Проводить игры, конкурсы, викторины.
2. Организовывать и проводить вечера туристской песни.
Литература:
1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.
2. Костерев Н. А. Туристские должности. Рекомендации для руководителей групп по подготовке к туристской походам. Материалы открытой энциклопедии активного туриста - PROTOURS. http://protours.ru)
3. Остапец А. А. Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» г.Москвы. 2-е издание. – М.: Прометей, 1992.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Методическая разработка спортивно-туристского мероприятия "Папа, мама, я - туристская семья".
Конкурс "Папа, мама, я - туристская семья" проводится в соответствии с учебным планом и в рамках недели туризма. II. Цели и задачи конкурса. 2. Конкурс проводится в целях укрепления взаимоотно...
Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.
Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...
Туристско-спортивное мероприятие «Мама, папа, я - туристская семья»
Туристско-спортивное мероприятие позволяет активизировать роль семьи и приобщение детей к занятиям туризмом, содействует формированию у родителей и детей здоровой, активной социальной позиции через пр...
"Туристские соревнования в спортивном зале" Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, туристских организаторов, учителей физкультуры
Данный материал предназначен для организаторов массовых мероприятий, проводящихся для школьников в спортивных залах.В данной работе представлены проекты положения о соревнованиях, правила охраны...
Методические аспекты организации и проведения испытаний «Туристский поход с проверкой туристских навыков», входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»
Опыт проведения испытаний «Туристский поход с проверкой туристских навыков», входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс«Готов к труду и обороне»...
«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.
Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...