беседа "Толерантность".
материал на тему

Зыбина Евгения Леонидовна

Беседа о толерантности под девизом "Мы разные, но мы вместе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_tolerantnost.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Толерантность»

I. Организация начала беседы

- Сегодня поговорить хотелось бы сегодня о том, что (педагог обращается к теме занятия, записанной на плакате, доске) «Мы разные, но мы вместе».

- Ну что, готовы?

II. Основная часть

(Дети рассаживаются по местам).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Итак, мы начинаем разговор о толерантности.

- Что же это такое - толерантность?

(демонстрация сердцевины пустой ромашки)

Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен.

- Сегодня мы попытаемся понять смысл слова «толерантность», и по окончанию нашей беседы нам необходимо будет собрать толерантную ромашку, сейчас, к сожалению, она без лепестков т.к. пока мы не знаем, какой смысл несёт в себе это за слово.

- Итак, мы отправляемся в путешествие за понятием слова «толерантность»

(сердцевину повесить на видное место)

- «Толерантность» у разных народов на разных языках звучит по-разному:

– в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

– в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).

Педагог:

- Сейчас я вам попробую объяснить.

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

- Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые.

- Подумайте и скажите: «Какие все мы?

- «Все мы разные, но мы вместе»

- Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень должны жить и понимать друг друга. Для этого существует такое красивое слово «толерантность

Игра «Давайте пофантазируем…»

- Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, мысли, сумма знаний и т. д.).

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
  2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
  3. Как жить в мире, где столько разных людей?

(обсуждения обучающихся)

Педагог:                                         (Вывод)

- Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться договариваться приходить к единому мнению, решать проблемы и задачи вместе.

- Ребята, сейчас я прочту правила, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем они говорят.

(демонстрация правил на плакате)


•«Не делай другому того, от чего больно тебе».
•«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними».
•«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
• «Счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем
существам, как относимся к самим себе».


- Передайте эти мысли своими словами.
- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

(обсуждения обучающихся)

Педагог:

- Ребята, скажите, а отчего у нас мальчики в классе часто ссорятся?
(обсуждения обучающихся)

Педагог:
- Скажите, а отчего в фильмах, особенно в боевиках, герои часто дерутся?
- А отчего случаются войны на земле?

(обсуждения обучающихся)

Педагог:
- Вы совершенно правы. Действительно, на земле много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют договариваться и быть терпимыми. Совсем скоро, 9 Мая, мы будем отмечать доблестный праздник, праздник всех праздников – это День Победы. А накануне, 8 мая - вспоминать погибших и раненых во Второй Мировой, этот день отмечается, как  День памяти и примирения. Самые мудрые и добрые Люди на нашей планете давно  поняли, чтобы в нашем календаре как можно меньше было таких грустных дат, нужно учиться быть терпимыми, а значит, уметь и прощать и решили между всеми народами нашей Земли, один день в году, 16 ноября, посвятить терпимости, т.е. толерантности.

- А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые вы заметили друг в друге, передавая мяч, будем называть эти качества. (Дети передают мяч и проговаривают хорошие качества следующего ученика.)

Педагог:        

- Видите, как много хороших качеств есть у каждого из ребят, поэтому из вас, таких разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами. И чтобы добиться этой цели, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех. У нас разное воспитание,  интеллект, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие они есть, т.е. быть толерантными. НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!

- А сейчас давайте повторим правила толерантности, а для этого я предлагаю вам поиграть.

- Я буду показывать сказочного героя, или задавать вопросы, а вы - отвечать, какой он: если толерантный, то радостно хлопаете в ладоши, а если нет - топаете ногами; если, при заданном мною вопросе, считаете, что так поступает толерантный человек – улыбаетесь, если так поступает не толерантный человек – хмуритесь.

(Игра)

(Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина).

- Сейчас давайте проверим, сможете ли вы правильно оценить поступки.

Я буду задавать вам вопросы, вы улыбаетесь, если так поступает толерантный человек и хмуритесь, если так поступает не толерантный человек.

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

Говорить: «Спасибо» за подарок?

Обозвать обидным словом соседа?

Поздороваться при встрече?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Помогать родителям?)

Педагог:

- Понравилась вам игра?

- А играть вместе?

- Что же мы сделали для того, что бы нам всем было хорошо и весело друг с другом?

(обсуждения обучающихся, дети присаживаются на свои места)

III. Итог

Педагог:

-Ребята, я думаю, что пришло время собрать нашу толерантную ромашку.

- Итак, что же мы понимаем под словом толерантность?

(если дети отгадывают слова, записанные на лепестках, на ромашке» вырастает» лепесток с этими словами)

- Ребята, поднимите руку те, кто считает, что обладает этими качества толерантности (лепестки ромашки), или сможет их приобрести для своей натуры, как самые человеческие качества на Земле.

- В завершении нашей беседы я хочу прочесть вам замечательное стихотворение:

                        Если есть друзья на свете –

                        Всё прекрасно, всё цветёт.

                        Даже самый сильный ветер,

                        Даже буря не согнёт.

                        Мы и в дождь, и в снег и в стужу

                        Будем весело шагать.

                        При любой погоде дружим –

                        Дружбы этой не порвать.

                        И любой из нас ответит,

                        Скажут все, кто юг и смел:

                        Мы с тобой         живём на свете

                        Для хороших славных дел.

IV. Рефлексия

- Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы по окончанию беседы, вы подумали над такими вопросами:

- Что нового я узнал (а) на занятии?

- С чем познакомился (ась)?

- Что понял (а)?

- Что хочу?

- Зачем живу? 

Педагог:

- Рада нашей встрече.

- Спасибо за работу.

-До свидания.