беседа "Толерантность".
материал на тему
Беседа о толерантности под девизом "Мы разные, но мы вместе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_tolerantnost.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Толерантность»
I. Организация начала беседы
- Сегодня поговорить хотелось бы сегодня о том, что (педагог обращается к теме занятия, записанной на плакате, доске) «Мы разные, но мы вместе».
- Ну что, готовы?
II. Основная часть
(Дети рассаживаются по местам).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Итак, мы начинаем разговор о толерантности.
- Что же это такое - толерантность?
(демонстрация сердцевины пустой ромашки)
Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен.
- Сегодня мы попытаемся понять смысл слова «толерантность», и по окончанию нашей беседы нам необходимо будет собрать толерантную ромашку, сейчас, к сожалению, она без лепестков т.к. пока мы не знаем, какой смысл несёт в себе это за слово.
- Итак, мы отправляемся в путешествие за понятием слова «толерантность»
(сердцевину повесить на видное место)
- «Толерантность» у разных народов на разных языках звучит по-разному:
– в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
– в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).
Педагог:
- Сейчас я вам попробую объяснить.
- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые.
- Подумайте и скажите: «Какие все мы?
- «Все мы разные, но мы вместе»
- Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень должны жить и понимать друг друга. Для этого существует такое красивое слово «толерантность
Игра «Давайте пофантазируем…»
- Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, мысли, сумма знаний и т. д.).
- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
(обсуждения обучающихся)
Педагог: (Вывод)
- Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться договариваться приходить к единому мнению, решать проблемы и задачи вместе.
- Ребята, сейчас я прочту правила, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем они говорят.
(демонстрация правил на плакате)
•«Не делай другому того, от чего больно тебе».
•«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними».
•«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
• «Счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем
существам, как относимся к самим себе».
- Передайте эти мысли своими словами.
- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
(обсуждения обучающихся)
Педагог:
- Ребята, скажите, а отчего у нас мальчики в классе часто ссорятся?
(обсуждения обучающихся)
Педагог:
- Скажите, а отчего в фильмах, особенно в боевиках, герои часто дерутся?
- А отчего случаются войны на земле?
(обсуждения обучающихся)
Педагог:
- Вы совершенно правы. Действительно, на земле много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют договариваться и быть терпимыми. Совсем скоро, 9 Мая, мы будем отмечать доблестный праздник, праздник всех праздников – это День Победы. А накануне, 8 мая - вспоминать погибших и раненых во Второй Мировой, этот день отмечается, как День памяти и примирения. Самые мудрые и добрые Люди на нашей планете давно поняли, чтобы в нашем календаре как можно меньше было таких грустных дат, нужно учиться быть терпимыми, а значит, уметь и прощать и решили между всеми народами нашей Земли, один день в году, 16 ноября, посвятить терпимости, т.е. толерантности.
- А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые вы заметили друг в друге, передавая мяч, будем называть эти качества. (Дети передают мяч и проговаривают хорошие качества следующего ученика.)
Педагог:
- Видите, как много хороших качеств есть у каждого из ребят, поэтому из вас, таких разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами. И чтобы добиться этой цели, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех. У нас разное воспитание, интеллект, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие они есть, т.е. быть толерантными. НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!
- А сейчас давайте повторим правила толерантности, а для этого я предлагаю вам поиграть.
- Я буду показывать сказочного героя, или задавать вопросы, а вы - отвечать, какой он: если толерантный, то радостно хлопаете в ладоши, а если нет - топаете ногами; если, при заданном мною вопросе, считаете, что так поступает толерантный человек – улыбаетесь, если так поступает не толерантный человек – хмуритесь.
(Игра)
(Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина).
- Сейчас давайте проверим, сможете ли вы правильно оценить поступки.
Я буду задавать вам вопросы, вы улыбаетесь, если так поступает толерантный человек и хмуритесь, если так поступает не толерантный человек.
Поздороваться при встрече?
Толкнуть и не извиниться?
Говорить: «Спасибо» за подарок?
Обозвать обидным словом соседа?
Поздороваться при встрече?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Помогать родителям?)
Педагог:
- Понравилась вам игра?
- А играть вместе?
- Что же мы сделали для того, что бы нам всем было хорошо и весело друг с другом?
(обсуждения обучающихся, дети присаживаются на свои места)
III. Итог
Педагог:
-Ребята, я думаю, что пришло время собрать нашу толерантную ромашку.
- Итак, что же мы понимаем под словом толерантность?
(если дети отгадывают слова, записанные на лепестках, на ромашке» вырастает» лепесток с этими словами)
- Ребята, поднимите руку те, кто считает, что обладает этими качества толерантности (лепестки ромашки), или сможет их приобрести для своей натуры, как самые человеческие качества на Земле.
- В завершении нашей беседы я хочу прочесть вам замечательное стихотворение:
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юг и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
IV. Рефлексия
- Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы по окончанию беседы, вы подумали над такими вопросами:
- Что нового я узнал (а) на занятии?
- С чем познакомился (ась)?
- Что понял (а)?
- Что хочу?
- Зачем живу?
Педагог:
- Рада нашей встрече.
-До свидания.