САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
статья на тему
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов медицинских учереждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad_na_konferen_sanitarno-prosvetitelskie_meropriyatiya.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Потёмкина Л.В.,
председатель ЦМК
Ессентукского филиала ГБОУ ВПО СтГМУ
Минздрава России
Цель среднего медицинского образования на современном этапе - это подготовка конкурентоспособного, высокопрофессионального медицинского работника, что невозможно без всестороннего развития личности студента.
Традиционная образовательная деятельность ориентирована на передачу знаний в готовом виде от преподавателя к студенту и стабильность образовательного процесса. В современных условиях такая система уже не обеспечивает решение этой задачи в полном объеме.
Преподаватели должны научить студента приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путём. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.
В процессе обучения преподаватели ПМК применяют два вида самостоятельной работы студентов: аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Очень активно используются такие методы, как выполнение манипуляций, самостоятельная работа по аналогии, составление схем, составление глоссария, работа с дневниками, ролевые игры, работа «малых групп», решение ситуационных задач, где студент самостоятельно ставит цели по решению проблем, составляет план сестринских вмешательств, реализует и контролирует степень их достижения.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, согласно методическим указаниям с использованием информационно - коммуникационных технологий. В результате студенты демонстрируют самостоятельность в поиске информации, умение поддерживать связь с современным информационным пространством, в том числе с помощью интернета. Это приводит к формированию у студентов основных мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; а также классификации, систематизации, что в конечном итоге приводит к их активному использованию для решения прикладных задач.
Охрана и укрепление здоровья населения – одна из важнейших задач, стоящих перед здравоохранением и являющихся частью социальной политики государства. На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает задача формирования у различных групп населения основ здорового образа жизни, и в этом направлении велика роль средних медицинских работников.
В рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов особое внимание уделяется:
- привитию основ ЗОЖ обучающимся;
- формированию у будущих медсестер и фельдшеров целостного системного подхода к пропаганде ЗОЖ среди населения;
- подготовке обучающихся к профилактической работе по формированию основ ЗОЖ у населения в учреждениях первичного звена здравоохранения.
В работе преподавателей ПМК широко применяются такие формы самостоятельной работы студентов, как составление кроссвордов, ребусов, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций.
Самыми яркими мероприятиями для студентов являются конкурс санбюллетеней, проводимый на основании разработанного в филиале Положения, тематические «круглые столы» и профилактические беседы с учащимися школ.
Конкурс санбюллетеней не только не потерял своей актуальности, но стал еще более значимым в свете профилактического курса развития современного здравоохранения.
Цели и задачи конкурса:
- дать начальные знания по подготовке санбюллетеней,
- привить первоначальные навыки проведения санпросветработы по пропаганде ЗОЖ,
- формировать навыки самостоятельного творчества и участия в конкурсах,
- повысить уровень профессиональных и общих компетенций,
- поддерживать связь с потенциальными работодателями студентов,
- прививать любовь студентов к избранной профессии.
Конкурс проводится среди студентов первого курса. В состав жюри приглашаются сотрудники ЛПУ города. Победители награждаются грамотами, их работы выставляются и хранятся в филиале. Санбюллетени других участников конкурса передаются в ЛПУ, школы и детские сады города.
Еще одним направлением внеаудиторной самостоятельной работы студентов является подготовка и проведение тематических «круглых столов». Так, для студентов первого курса был проведен «круглый стол» на тему: «Скажем наркотикам – НЕТ!» Участники «круглого стола» проявили высокую активность и искренность в обсуждении вопросов.
На вопрос: «Чье мнение для вас является наиболее значимым в принятии решения попробовать или отказаться употребить наркотик?» - на первом месте участники отметили влияние родителей, затем авторитетных личностей или кумиров, СМИ и откровения зависимых людей.
Студентам был продемонстрирован фильм, в котором отражена вся глубина трагедии с наглядным примером медицинских, социальных, психологических и экономических последствий употребления наркотиков. Участниками было отмечено, что «наглядность» играет главную роль в принятии жизненно важных решений.
В завершении «круглого стола» студенты сделали вывод, что, несмотря на многообразие причин, приводящих к наркомании, основное место занимают родители, которые своими словами и делами подталкивают в бездну или помогают избежать трагедии. Также было отмечено, что очень важно научиться отвечать «Нет» и противостоять давлению. По окончании мероприятия ребята получили информационные буклеты.
В рамках совершенствования учебно-воспитательного процесса и развития творческого потенциала студентов проводятся профилактические беседы среди учащихся школ на актуальные темы.
Профилактические беседы - это диалог образовательной, воспитательной, агитационной и пропагандистской направленности, посвященный одной или нескольким взаимосвязанным темам. Целью таких встреч является распространение медицинских и гигиенических знаний.
Так, в этом учебном году была проведена профилактическая беседа «Моем ручки» с учащимися первого класса СШ №10 г. Ессентуки. Яркие костюмы сказочных героев и демонстрация мультфильма «Смешарики» превратили процесс мытья рук в веселую и познавательную игру, в завершении мероприятия малыши получили подарки.
В 10 классе СШ №1 ст. Ессентукской прошло мероприятие «Ранние половые связи и их последствия». Студентами были подготовлены санбюллетень, яркая информативная презентация и памятки, которые показали школьникам возможные последствия их опрометчивых поступков. Основной целью данной встречи было повышение уровня нравственности и степени ответственности подрастающего поколения за принятые решения.
Подготовка и проведение таких мероприятий требует от студентов углубленного изучения материала по теме, умения правильно выбирать стиль общения и преподнесения информации в зависимости от возрастных особенностей аудитории, развивает умение выделять главное и в понятной форме доносить до слушателя. При этом студенты «примеряют» на себя роль преподавателя, чувствуют всю степень ответственности, что прививает любовь к выбранной профессии.
Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни».
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что подобные мероприятия очень интересны и актуальны для школьников всех возрастов.
Хочется отметить, что преподаватели ПМК работают со студентами первого года обучения и поэтому делают акцент на воспитательную и развивающую функции образования, на становление личности будущего специалиста, его гармоничное физическое, духовное и нравственное развитие.
В процессе обучения студенты постигают основные принципы профилактической работы, целью которой является пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения.
И как показывает опыт проведенных санитарно-просветительских мероприятий, одним из главных инструментов в достижении поставленных целей является внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по теме "Лабораторные и практические работы как средство эффективной реализации аудиторной самостоятельной работы студентов"
Организация аудитрной самостоятельной деятельности студентов требует подготовки качественных методических материалов. Предлагаемый презентационный материал - результат обобщения...
Применение методов самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий. Работа в соавторстве с преподавателем юридических дисциплин Максимовой О.А.
В данной работе раскрывается необходимость использования самостоятельной работы в учебной деятельности студентов СПО....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов
Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов "Роль самостоятельной работы студентов в формировании здоровья и развития физических качеств".
В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использоват...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы студента по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
В данной работе представлены методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2-4 курсов специальности 23.02.03 "Техническое ...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по теме: ГОРМОНЫ для студентов IV курса
Дисц Дисциплина: МДК. 03. Теория и практика лабораторных биохимических исследований Спе Специальнсость: 31.02.03 Лабораторная диагностика...
Анкета для студентов по определению уровня развития навыков самостоятельной работы студентов.
Анкета может быть использована для мониторингаучебной деятельности студентов...