САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
статья на тему

Потёмкина Лилия Викторовна

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов медицинских учереждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Потёмкина Л.В.,

председатель ЦМК

«Основы сестринского дела»

Ессентукского филиала ГБОУ ВПО СтГМУ

Минздрава России

Цель среднего медицинского образования на современном этапе - это подготовка конкурентоспособного, высокопрофессионального медицинского работника, что невозможно без всестороннего развития личности студента.

Традиционная образовательная деятельность ориентирована на передачу знаний в готовом виде от преподавателя к студенту и стабильность образовательного процесса. В современных условиях такая система уже не обеспечивает решение этой задачи в полном объеме.

Преподаватели должны научить студента приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путём. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. 

В процессе обучения преподаватели ПМК применяют два вида самостоятельной работы студентов: аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Очень активно используются такие методы, как выполнение манипуляций, самостоятельная работа по аналогии, составление схем, составление глоссария, работа с дневниками, ролевые игры, работа «малых групп», решение ситуационных задач, где студент самостоятельно ставит цели по решению проблем, составляет план сестринских вмешательств, реализует и контролирует степень их достижения.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, согласно методическим указаниям с использованием информационно - коммуникационных технологий. В результате студенты демонстрируют самостоятельность в поиске информации, умение поддерживать связь с современным информационным пространством, в том числе с помощью интернета. Это приводит к формированию у студентов основных мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; а также классификации, систематизации, что в конечном итоге приводит к их активному использованию для решения прикладных задач.  

Охрана и укрепление здоровья населения – одна из важнейших задач, стоящих перед здравоохранением и являющихся частью социальной политики государства. На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает задача формирования у различных групп населения основ здорового образа жизни, и в этом направлении велика роль средних медицинских работников.

В рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов особое внимание уделяется:

  • привитию основ ЗОЖ обучающимся;
  • формированию у будущих медсестер и фельдшеров целостного системного подхода к пропаганде ЗОЖ среди населения;
  • подготовке обучающихся к профилактической работе по формированию основ ЗОЖ у населения в учреждениях первичного звена здравоохранения.

В работе преподавателей ПМК широко применяются такие формы самостоятельной работы студентов, как составление кроссвордов, ребусов, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций.

Самыми яркими мероприятиями для студентов являются конкурс санбюллетеней, проводимый на основании разработанного в филиале Положения, тематические «круглые столы» и профилактические беседы с учащимися школ.

Конкурс санбюллетеней не только не потерял своей актуальности, но стал еще более значимым в свете профилактического курса развития современного здравоохранения.

Цели и задачи конкурса:

  • дать начальные знания по подготовке санбюллетеней,
  • привить первоначальные навыки проведения санпросветработы по пропаганде ЗОЖ,
  • формировать навыки самостоятельного творчества и участия в конкурсах,
  • повысить уровень профессиональных и общих компетенций,
  • поддерживать связь с потенциальными работодателями студентов,
  • прививать любовь студентов к избранной профессии.

Конкурс проводится среди студентов первого курса. В состав жюри приглашаются сотрудники ЛПУ города. Победители награждаются грамотами, их работы выставляются и хранятся в филиале. Санбюллетени других участников конкурса передаются в ЛПУ, школы и детские сады города.    

Еще одним направлением внеаудиторной самостоятельной работы студентов является подготовка и проведение тематических «круглых столов». Так, для студентов первого курса был проведен «круглый стол» на тему: «Скажем наркотикам – НЕТ!» Участники «круглого стола» проявили высокую активность и искренность в обсуждении вопросов.

На вопрос: «Чье мнение для вас является наиболее значимым в принятии решения попробовать или отказаться употребить наркотик?» - на первом месте участники отметили влияние родителей, затем авторитетных личностей или кумиров, СМИ и откровения зависимых людей. 

Студентам был продемонстрирован фильм, в котором отражена вся глубина трагедии с наглядным примером медицинских, социальных, психологических и экономических последствий употребления наркотиков. Участниками было отмечено, что «наглядность» играет главную роль в принятии жизненно важных решений.

В завершении «круглого стола» студенты сделали вывод, что, несмотря на многообразие причин, приводящих к наркомании, основное место занимают родители, которые своими словами и делами подталкивают в бездну или помогают избежать трагедии. Также было отмечено, что очень важно научиться отвечать «Нет» и противостоять давлению. По окончании мероприятия ребята получили информационные буклеты.

В рамках совершенствования учебно-воспитательного процесса и развития творческого потенциала студентов проводятся профилактические  беседы среди учащихся школ на актуальные темы.

Профилактические беседы - это диалог образовательной, воспитательной, агитационной и пропагандистской направленности, посвященный одной или нескольким взаимосвязанным темам. Целью таких встреч является распространение медицинских и гигиенических знаний.

Так, в этом учебном году была проведена профилактическая беседа «Моем ручки» с учащимися первого класса СШ №10 г. Ессентуки. Яркие костюмы сказочных героев и демонстрация мультфильма «Смешарики» превратили процесс мытья рук в веселую и познавательную игру, в завершении мероприятия малыши получили подарки.

В 10 классе СШ №1 ст. Ессентукской прошло мероприятие «Ранние половые связи и их последствия». Студентами были подготовлены санбюллетень, яркая информативная презентация и памятки, которые показали школьникам возможные последствия их опрометчивых поступков. Основной целью данной встречи было повышение уровня нравственности и степени ответственности подрастающего поколения за принятые решения.

Подготовка и проведение таких мероприятий требует от студентов углубленного изучения материала по теме, умения правильно выбирать стиль общения и преподнесения информации в зависимости от возрастных особенностей аудитории, развивает умение выделять главное и в понятной форме доносить до слушателя. При этом студенты «примеряют» на себя роль преподавателя, чувствуют всю степень ответственности, что прививает любовь к выбранной профессии.

Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни».

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что подобные мероприятия очень интересны и актуальны для школьников всех возрастов.

Хочется отметить, что преподаватели ПМК работают со студентами первого года обучения и поэтому делают акцент на воспитательную и развивающую функции образования, на становление личности будущего специалиста, его гармоничное физическое, духовное и нравственное развитие.

В процессе обучения студенты постигают основные принципы профилактической работы, целью которой является пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения.

И как показывает опыт проведенных санитарно-просветительских мероприятий, одним из главных инструментов в достижении поставленных целей является внеаудиторная самостоятельная работа студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по теме "Лабораторные и практические работы как средство эффективной реализации аудиторной самостоятельной работы студентов"

Организация аудитрной самостоятельной  деятельности   студентов требует подготовки качественных методических материалов. Предлагаемый презентационный материал - результат обобщения...

Применение методов самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий. Работа в соавторстве с преподавателем юридических дисциплин Максимовой О.А.

В данной работе раскрывается необходимость использования самостоятельной работы в учебной деятельности студентов СПО....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов

Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...

Методические рекомендации для преподавателей и студентов "Роль самостоятельной работы студентов в формировании здоровья и развития физических качеств".

В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использоват...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы студента по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В данной работе представлены методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2-4 курсов специальности 23.02.03 "Техническое ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по теме: ГОРМОНЫ для студентов IV курса

Дисц  Дисциплина: МДК. 03. Теория и практика лабораторных биохимических исследований Спе    Специальнсость: 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Анкета для студентов по определению уровня развития навыков самостоятельной работы студентов.

Анкета может быть использована для мониторингаучебной деятельности студентов...