" Как готовиться к уроку"
методическая разработка по теме

Савинкова Наталия Николаевна

Данная разработка была представлена на городском  МО учителей математики . Она помагает молодым специалистам при подготовке к урокам, а так же при посещении открытых уроков ( умение их анализировать).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_gotovitsya_k_uroku.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Как готовиться к уроку»

Учить- значит организовать познавательную деятельность учащихся. Без такой деятельности невозможно обучение. Обычная ошибка начинающих учителей – уверенность в том, что знание материала по существу вполне достаточно для проведения урока. Конечно, знать материал необходимо, это основа, без которой урок невозможен. Один из передовых учителей пишет по этому поводу так: «Ничто так не мешает учителю, как мысль о том, что он знает больше учеников.» Настоящему учителю необходимо свойство – видеть предмет глазами учащегося. Без этого свойства не обучения, предмет учителю кажется простым, непонимание возмущает, даже вызывает гнев. Без этого нет и воспитания. С высот собственного величия, каким оно кажется, детские радости и огорчения представляются слишком мелкими.

Воспитывает на уроке всё, но поведение – прежде всего. Идя на урок, стоит задуматься, что согласно имеющимся данным, около 91% учащихся уверенно угадывают настроение учителя, почти 85% считают, что это настроение влияет на них, причем, по мнению большинства плохое настроение учителя на собственном настроении учащегося сказывается значительно тяжелее, чем получение плохой оценки или неподготовленность к уроку.

Готовясь к уроку, следует использовать по крайней мере несколько пособий по предмету, не считая учебника, который есть у школьников. Это может быть предметный журнал, методическое пособие, книги по истории предмета, занимательная литература по данному предмету и т.д.

Готовиться надо не только к отдельно взятому уроку, но и системе уроков по данной теме. Отдельный урок далеко не всегда способен решать все задачи обучения – проверку ранее усвоенного и изучению нового, повторение изученного и формирование умений. В ходе изучения целой темы, особенно если тема крупная, все это должно быть достигнуто.

При подготовке к конкретному уроку учитель составляет план урока. В плане целесообразно включать следующее:

  1. Цель урока (идеи, понятия, закономерности, умения, навыки, подлежащие формированию и совершенствованию на уроке, воспитывающие и развивающие задачи урока, опорные знания в изучаемом материале).
  2. Составные части урока, отводимое на них время и что будут делать учащиеся на протяжении каждой из составных частей. Используемые методы обучения, наглядные пособия, ТСО.
  3. Какие основные вопросы будут заданы учащимся и кому именно.
  4. Задание к следующему уроку и необходимые пояснения к нему.

Планы урока могут составляться на отдельных листах с тем, чтобы можно было их использовать более одного раза, внося необходимые изменения и дополнения.

В самом начале учительской деятельности составляются план-конспекты, содержащие тезисное изложение нового материала, а также предполагаемых ученических ответов. Нет, однако, необходимости в слишком подробных планах. Лучше затратить больше времени на подробное объяснение. Полезно мысленно «проиграть» урок, представить возможные осложнения и свою реакцию на них.

Все задаваемые задачи и упражнения необходимо выполнить, учитывая, что учащиеся для их выполнения потребуется гораздо больше времени.

План урока может быть проверен администрацией или инспектирующими   школу лицами.

Бывая на уроках коллег, нужно протоколировать урок с целью его дальнейшего анализа.  Для этого можно использовать следующую схему, которая поможет подготовиться к урокам:

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

  1. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Формирование и решение познавательных задач. Используемые методы и приемы обучения. Степень активности и самостоятельности учащихся (в целом и индивидуально).
  2. Формирование у учащихся представлений и понятий, а также умений и навыков. Формирование потребности в знаниях.
  3. Проявление творческой деятельности учащихся.
  4. Внимание и интерес учащихся на уроке. Эмоциональное состояние учащихся.
  5. Воспитывающий эффект урока. Научность содержания. Межпредметные связи. Связь с жизнью. Дисциплина и организованность. Эстетическое впечатление.
  6. Развивающий эффект урока.  Обучение на высоком, но посильном   уровне трудности.
  7. Особенности   волевой   деятельности  учащихся на уроке. Формирование волевых качеств.
  8. Коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся.
  9. Проверка и оценка успеваемости. Активизация класса при проверке. Домашнее задание, его объем и характер, подготовка к выполнению.
  10. Речь учителя и учащихся.
  11.  Особенности педагогических воздействий учителя (требовательность и уважение к учащемуся, такт и т.д.) Общих отношений учителя и учащихся.
  12. Всем ли учащимся урок принёс достаточную пользу? Целесообразность планирования и фактического использования времени на уроке.

Что выработала я для себя при подготовке к урокам:

  • Писать план урока после проверки тетрадей.
  • Прорешивать домашнее задания или ту их часть, которую будем проверять в классе.
  • Составлять алгоритмы для выполнения заданий. Добиваться от всех учащихся их выучивание.
  • Выделять цветом ответы заданий.
  • Писать на доске пояснения к выполняемым заданиям, касающиеся только их оформлениям.
  • На каждом уроке часть времени отводить заданиям на повторение.
  • Выполнение самостоятельных работ со слабыми   учащимися проводить в два этапа: в первый раз по карточкам-подсказке, во второй – вместе со всеми.
  • По возможности новый материал объяснять блоком, но не дробить на части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - Памятка для учащихся и их родителей КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ ДОМА

Данная методическая разработка представляет собой Памятку для родителей и детей, содержащую описание основных проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при устной подготовке...

Как готовиться к урокам

Рекомендации по подготовке к урокам математике, русского языка...

как правильно готовиться к урокам по геометрии

В данной статье даны несколько рекомендаций как правильно готовиться к урокам геометрии, как облегчить переход детей от математики к геометрии...

Как педагогу готовиться к уроку

Советы педагогу при подготовке  к уроку...

“Как правильно готовиться к уроку?”

Как лучше готовить уроки....