Дети-амбидекстры
статья по теме

Гриценко Анна Александровна

Статья о детях, у которых развиты оба полушария головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТИ-АМБИДЕКСТРЫ»

В последние годы научные исследования показывают значительные изменения функциональной асимметрии мозга у детей.

Раньше в Советском Союзе всё население нашей страны делилось на правшей, которых было большинство, и левшей, которых было очень мало, да и тех пытались переучивать, правда не очень – то успешно…  А теперь вот появились ещё и какие – то амбидекстры. Так кто же к ним относится, и какое отношение эти люди имеют к праворукости и леворукости?

Амбидекстр - это человек, который способен включать в  активную работу и левое, и правое полушарие.

К амбидекстрам относятся люди, у которых полушария головного мозга развиты гармонично, имеют равную силу.

При этом у таких людей есть возможность одинаково хорошо действовать правой и левой стороной тела и парными органами чувств.

Дети-амбидекстры сталкиваются с проблемами адаптации при доминировании левополушарного обучения.

Отличаются они  от правшей по признаку, который в психологии называется когнитивным стилем, то есть стратегией поиска решений. Если ребенок-амбидекстр решает задачу на устный счет, то он долго думает, но почти всегда правильно ее решает. Такие дети мыслят образами, а выучить на слух абстрактные понятия типа дней недели, месяцев им трудно.

Истинные дети – амбидекстры в школе всегда испытывают некоторые трудности. Из – за того, что их полушария развиты практически одинаково и работают они так же одинаково, им могут поставить даже довольно неприятный диагноз – задержка психомоторного развития. В школе им очень плохо даётся математика, химия и физика, но со временем все эти явления проходят. Таких детей нужно поддерживать и, понимая, что им очень трудно даётся учёба, не делать из этого какого – либо культа.

Пример: Мальчик, Дима Ф., ученик 3 класса общеобразовательной школы. При исследовании вариантов латеральности была выявлена амбидекстрия с преобладанием правой руки. А также, амбицеребральность с преобладанием правой латеральности. Правый глаз ведущий.

Вечером мама проверила заранее выученное стихотворение. Ребёнок чётко, на эмоциональном подъёме рассказал стихотворение безошибочно. Утром ушёл в школу. В этот день дети у доски отвечали, рассказывая заданное стихотворение. Вернувшись из школы, мальчик весело сообщил маме о том, что «забыл» стихотворение. И тут же вновь чётко рассказал его. В то же время, на вопрос, а что сегодня было интересного в школе, ответил «не помню». Примерно через 20 минут, спонтанно начал рассказывать о том, что было на обед в школьной столовой, однако, в этот момент не смог вспомнить злополучное стихотворение.

На данном примере мы видим легко узнаваемое полярное поведение многих современных детей. Именно за счёт спонтанных переключений пока частично изолированных латеральных функций правого и левого мозга происходит нарушение согласований межполушарных взаимодействий.

Есть ряд психологических признаков, характеризующих амбидекстров: меньшая осторожность и, соответственно, большая склонность к риску и смелость в действиях. В то же время они обладают меньшей хладнокровностью и большей ранимостью, повышенной впечатлительностью и склонностью к депрессиям.

Амбидекстры испытывают значительно меньшую агрессию, чем правши, поэтому напрашивается вывод: чем больше в детской и юношеской популяции амбидекстров, тем меньше правонарушителей.

Амбидекстр может одновременно заниматься несколькими делами, например, рисовать, смотреть мультик или собирать головоломку. Распыленность внимания у него будет присутствовать всегда.

У людей такого типа часто проистекают сложности в обыденной жизни: они не всегда могут быть поняты друзьями в командных играх (из-за их экспериментов в ущерб победе), учителями при выполнении заданий ("свой" вариант ответа, который оценивается ниже).

Все перечисленные особенности детей-амбидекстров должны быть учтены при обучении этих детей в школе. Такой ребенок может быть успешным в чем-то, а другое занятие будет "не его".

Вряд ли амбидекстр часто будет первым, и родителям нужно понимать это и не давить на ребенка. Помощь ему нужна не в нравоучениях, назиданиях, а в психологической разгрузке. Отвлечь без принуждения с помощью совместных игр, вернуть его к истинным радостям жизни.

Если родители поймут своего ребенка и без психологического давления будут знать, как с ним общаться, он всего в жизни достигнет. Ведь среди талантливых модельеров, дизайнеров, архитекторов, с доминирующим правым полушарием мозга много людей. Они обладают глубокой интуицией, и поэтому среди амбидекстров также: психологи, следователи, врачи-диагносты, педагоги. Для нормальной жизни нам необходимо взаимодействие полушарий. Полушария нашего мозга специализированы для выполнения разных задач - явление межполушарной ассиметрии.  И только их активное взаимодействие дает нам возможность быть успешными.

Литература:

  1. http://www.child-psy.ru/ngkids/218.html
  2. http://indigodeti.com
  3. http://mamaclub.ua/rannee-razvitie/material/ambidekstry-kto-oni-2316.html
  4. http://pmhealth.ru
  5. http://www.topauthor.ru/Ambidekstr__Kto_takoy_ambidekstr_2d17.html
  6. http://pmhealth.ru

 



 

Комментарии

Алексашкина Екатерина Павловна

Анна Александровна, в Вашей статье "Дети-амбидекстры" очень полезная информация. Действительно, такие удивительные детки все чаше встречаются, и нам нужно знать как с ними работать, чтобы не навредить, а наоборот мотивировать и развивать.