Программа "Социального патронажа"
рабочая программа по теме
Цель патронажа состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований в семье.
Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с семьей | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Орловской области «Центр социальной
помощи семье и детям Верховского района»
«Утверждаю»
Директор БУ ОО «ЦСПСиД
Верховского района»
Е.Н.Замуруева
_______________________
«_____»____________2013г
2013 – 2015
Составила:
Заведующая ОПБН
Кузнецова С.В.
2013 г.
Пояснительная записка
Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи.
В своем первоначальном значении патронат трактуется как покровительство, защита слабого сильным.
В современных условиях социальный патронат – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль за тем, как эти процессы протекают.
Поэтому социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с
психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:
- социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом;
- отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста, подъема;
- стремительное вхождение или реальная угроза попадания в маргинальную группу (например, где имеется угроза жизни детей, алкоголизм родителей). Поэтому часто приходится вмешиваться в ситуацию без запроса самой семьи.
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху.
Предлагаемая программа составлена опираясь на президентскую программу «Дети России», федеральную целевую программу «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и на собственный опыт работы с неблагополучными семьями, в соответствии с ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В своей работе Центр использует методику «Социального патронажа семьи в системе социального обслуживания». Соединив теорию с практикой работы с неблагополучными семьями, нами были получены положительные результаты в работе. Сделан вывод, что социальная и психологическая службы работая вместе, способны существенно изменить ситуацию в семье в лучшую сторону.
Цель патронажа состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований в семье.
Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций.
В нашем Центре такую роль выполняет отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, которое решает вопросы о виде и характере помощи семье. Работа с семьей состоит из нескольких направлений. Предлагаем рассмотреть алгоритм работы и модель взаимодействия с семьей.
1 направление
Социальный патронаж.
Основные шаги этого направления:
1. Сбор информации о семье от других субъектов (например, дети посещают дощкольное учреждение или школу, наблюдаются в поликлинике), получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию.
2. Работа над мотивацией по принятию семьей помощи.
3. Установка договорных отношений с семьей.
Первый шаг является очень важным при работе с неблагополучной семьей. Специалисту по социальной работе приходится осуществлять интервенцию.
Цель интервенции войти в семью, расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы.У многих возникает вопрос, как правильно осуществлять интервенцию? Как пересечь «границы» семьи?
Идти в семью нужно с добрыми намерениями, не обучать с порога, не обличать, помнить, что для семьи - это норма существования, завоевать доверие (стать приятным этой семье), использовать технику малого разговора (увидеть позитивные моменты, похвалить, подметить зону компетенции семьи), использовать технику вербализации чувств (спросить про чувства).
Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Обычно в этих семьях имеется комплекс проблем:
- трудоустройство;
- долги за жилье;
- психологические проблемы;
- материальные проблемы;
- проблема зависимости от алкоголя;
- заболевание детей.
Нащупав мотивацию, можно перейти к предложению о сотрудничестве, когда члены семьи дают согласие на совместную работу. Но это идеал, а в жизни часто бывает так, что первые два шага могут растянуться на более длительное время. В семье, где мотивация слабая или семья деградировала, применяются кардинальные меры (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка).
Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. Казалось бы, самое простое решение отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства. Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной.
Следует учитывать такой феномен, как эффект первой встречи. В этом случае мотивация может появиться и оформиться именно благодаря доверию к данному человеку, которое начинает проецироваться на службу и помощь в целом. Есть семьи нежелающие помощи от службы, это следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку. Необходимо отнестись к ней с пониманием, но одновременно показать клиенту, что социальный работник не заинтересован работать на благо семьи против ее воли, обстоятельно и серьезно объяснить суть и возможности социальной и психологической работы. Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Каких-либо специальных методов для проведения работы по мотивации клиентов из группы риска не существует. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе – это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов.
2 этап
Диагностика или анализ проблем.
Основные шаги этого этапа:
1. Классификация проблем каждой семьи. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье.
2. Работа Патронатного совета отделения профилактики безнадзорности. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания.
3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье.
По актам обследования проводится классификация проблем семьи с учетом фактора, к какой группе риска относится семья с целью выработки необходимой реабилитационной программы.
- Первую группу образуют семьи с социально-демографическими проблемами:
* многодетные,
* неполные,
* с приемными, опекаемыми детьми,
* с недееспособными родителями (детьми),
* с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные, безработные, бедные, неимущие).
- Ко второй группе относятся семьи с социально-психологическими проблемами: испытывающие психологические и социальные кризисы, трудности в межличностных отношениях, в которых нарушаются права членов, не способных постоять за себя, применяется физическое и психическое насилие.
- Третью группу составляют семьи с социально-педагогическими проблемами (например, где взрослые не справляются с выполнением родительских функций, из которых дети самовольно уходят или даже убегают).
- Четвертую группу образуют семьи с проблемами социально-криминагенного характера (например, где имеется угроза жизни детей, отмечаются деградация родителей, аморальное поведение, алкоголизм, наркомания и пр.).
Раз в неделю собирается консилиум отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних, на котором присутствуют специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог, заведующие отделениями. Патронатный совет обсуждает и оценивает действия, реализуемые специалистами по социальной работе в отношении проблемной семьи, затем выбирает дальнейшее направление работы, и составляет план реабилитационных мероприятий по оказанию социально-психологической помощи конкретной семье. При необходимости специалисты взаимодействуют с соц. педагогом школы или детского сада, врачом детской поликлиники и др. специалистами с целью расширения ресурсного пространства при оказании помощи семье, а также более полной диагностики семейной системы и выработки единого подхода в работе.
3 этап
Осуществление запланированных преобразований.
Главной задачей этого этапа является, не только взять на социальный патронат семью, а научить семью самостоятельно обращаться в Центр, к специалистам (т.е. приучить к Центру).
Основные шаги этого этапа:
Работа специалистов по составленному плану мероприятий по оказанию различных видов помощи семье (консультации психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога и др.специалистов ).
Контрольные выходы в семью (соц. психологический, соц. педагогический, соц. правовой патронаж с целью контроля за происходящими изменениями).
Индивидуальные беседы с каждым из членов семьи по любой проблеме как в Центре так и на дому.
Ходатайства, содействие в решении различных проблем семьи, а также другие виды социальной помощи (материальная, помощь в трудоустройстве, помощь в оформлении опеки)
Защита прав и интересов семьи перед официальными и властными структурами.
Сотрудничество со специалистами других ведомств по вопросам помощи семье (отдел по делам семьи, отдел опеки и попечительства, отдел социальной защиты, комиссия по делам несовершеннолетних при Администрации района, служба занятости, медицинские учреждения, школы района, детские сады, училища, здравоохранительные органы).
Формы работы с неблагополучной семьей.
1. Формы социального обслуживания:
- организация дневного пребывания;
- социальное обслуживание в стационарном отделении;
- консультативная помощь.
2. Беседы и лекции по вопросам детско-родительских отношений, воспитания и семейного законодательства, анкетирование,тестирование.
3. Тренинги для родителей.
4. Группа творческой реабилитации детей и подростков. Количество детей 10-15 человек, проводят социальный педагог в паре с психологом (в период оздоровительного лагеря).
Заключение.
Планомерно-поэтапная работа разных специалистов может привести к успеху в работе с неблагополучными семьями, так как учитываются социальные и психологические факторы в жизни семьи.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алекесеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания.-М.,2000
2. Защита детства: формы, методы, технологии (В помощь социальному педагогу).-Тюмень:Изд-во ТГУ,2001
3. Крюкова Т.А.,Паренко Н.Ф. Социальные технологии: работа с алкоголизированной семьей.-Тюмень,2006
4. ФЗ от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Журнал «Социальное обслуживание»-№1,2005
6. Журнал «Социальная помощь семье и детям»-№1,1995
7. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Москва 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патронаж с инспектором ПНД
патронаж...