творческий проект
статья по теме

Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx77.3 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Учебный проект с точки зрения воспитанника – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения воспитателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

 проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

 целеполаганию и планированию деятельности;

 самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

 презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

 умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

 поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

 практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

 выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

 проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Презентация проекта

Цели:

1. Образовательная: обобщить знания по теме «Творческий проект».

2. Развивающая: способствовать развитию у школьников творческой самореализации.

3. Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Демонстрационный материал: проектные изделия воспитаников, презентации.

Рекомендации к уроку.

Защита проекта демонстрирует существенное отличие применённых форм обучения от иных, это отчет о проведении длительной творческой работы учащихся. Поэтому завершить ее желательно не обыденно, а торжественно: оформить выставку проектов, подготовить мультимедийное оборудование, стенды для размещения проектной документации, чтобы учащиеся могли демонстрировать любой уровень защиты – стендовый или презентационный. Продумать расположение мест для слушателей, выступающих, комиссии. Можно пригласить на защиту (по возможности) администрацию, классных руководителей, родителей, учителей-предметников (если проект интегрированный и т. д.), чтобы учащиеся почувствовали значимость своей деятельности. Договоритесь заранее с администрацией о поощрении лучших проектов, особенно тех, которые решают проблемы школы.

Защита проекта включает в себя работу всей команды (если работа выполнялась группой воспитаников):

1. Оформление мини-выставки проектных изделий, их демонстрация.

2. Оформление материала на доске или стендах из ватмана, с фотографиями, рисунками, схемами, наглядно представляющими суть проекта.

3. Устная презентация проекта. От команды могут принимать участие несколько человек в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами.

4. Ответы на каверзные и серьезные вопросы оппонентов.

5. Представление папки с конструкторской документацией, в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

На таких защитах школьники демонстрируют не только свои знания, умения, они учатся грамотно говорить, компетентно представлять вариант решения проблемы, аргументированно и четко отвечать на вопросы, отстаивая разработанную позицию проекта.

Таким образом, достигается главное – осознание подростком важности участия в решении актуальных вопросов, попытка найти и предложить свои варианты решения проблем.

Результаты защиты проекта заносятся в зачетный лист, выставляется итоговая отметка за четверть.

Оценивание проектов и его защита проводится по 10 критериям на четырех уровнях – 0, 5, 10, 20 баллов. В процессе выступления учащихся по каждому пункту ставится свой балл, затем подсчитывается сумма баллов. Для перехода к традиционной системе отметок можно воспользоваться ключом (в баллах):

«отлично» – 155–200 баллов;

«хорошо» – 100–150 баллов;

«удовлетворительно» – менее 100 баллов.

Критерии оценки:

Устный доклад:

1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполняемой работы.

2. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, использование литературы.

3. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта. Объем и глубина знаний по теме или предмету.

4. Культура речи, манера держаться, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

5. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

Техническая документация:

Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям.

Качество эскизов, схем, рисунков, чертежей, технологической карты.

Объем, полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, завершенность.

Организация школьной выставки творческих работ учащихся.

Материальное воплощение проекта и его качество.

Для развития у школьников творческих интересов большое значение имеет школьная выставка, которая обязательно должна быть итогом проектной деятельности учащихся, так как именно она формирует эстетические качества, развивает интерес к предмету «Технология», проектной деятельности, формирует стремление жить и трудиться по законам красоты.

Выставка технического творчества.

Большую роль в формировании национальной культуры и эстетического вкуса учащихся играет создание предметных проектов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\марина аттест\Фото\IMG_20130601_095754.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\марина аттест\Фото\IMG_20130601_095809.jpg

Благодаря тому, что воспитанники сами создают эти предметы – от идеи до конечного результата, у них появляется повышенный интерес к изготовлению данных изделий.

Интегрированные творческие проекты

Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.

Началом такого сотрудничества является создание информативных данных «Банк интегрированных творческих проектов». Особенность его заключается  следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, на другом – осуществляют его защиту (или следует декоративное украшение на уроке изобразительного искусства, а затем идёт защита).

Возможен другой вариант: на уроках технологии мальчики делают из древесины основу для куклы-сувенира или для персонажей кукольного театра, а девочки на уроках технологии шьют костюмы.

Предлагаем варианты некоторых интегрированных проектов, которые выполняются учащимися под руководством учителей технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...