творческий проект
статья по теме
Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 77.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения воспитанника – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения воспитателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполаганию и планированию деятельности;
самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Презентация проекта
Цели:
1. Образовательная: обобщить знания по теме «Творческий проект».
2. Развивающая: способствовать развитию у школьников творческой самореализации.
3. Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
Демонстрационный материал: проектные изделия воспитаников, презентации.
Рекомендации к уроку.
Защита проекта демонстрирует существенное отличие применённых форм обучения от иных, это отчет о проведении длительной творческой работы учащихся. Поэтому завершить ее желательно не обыденно, а торжественно: оформить выставку проектов, подготовить мультимедийное оборудование, стенды для размещения проектной документации, чтобы учащиеся могли демонстрировать любой уровень защиты – стендовый или презентационный. Продумать расположение мест для слушателей, выступающих, комиссии. Можно пригласить на защиту (по возможности) администрацию, классных руководителей, родителей, учителей-предметников (если проект интегрированный и т. д.), чтобы учащиеся почувствовали значимость своей деятельности. Договоритесь заранее с администрацией о поощрении лучших проектов, особенно тех, которые решают проблемы школы.
Защита проекта включает в себя работу всей команды (если работа выполнялась группой воспитаников):
1. Оформление мини-выставки проектных изделий, их демонстрация.
2. Оформление материала на доске или стендах из ватмана, с фотографиями, рисунками, схемами, наглядно представляющими суть проекта.
3. Устная презентация проекта. От команды могут принимать участие несколько человек в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами.
4. Ответы на каверзные и серьезные вопросы оппонентов.
5. Представление папки с конструкторской документацией, в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
На таких защитах школьники демонстрируют не только свои знания, умения, они учатся грамотно говорить, компетентно представлять вариант решения проблемы, аргументированно и четко отвечать на вопросы, отстаивая разработанную позицию проекта.
Таким образом, достигается главное – осознание подростком важности участия в решении актуальных вопросов, попытка найти и предложить свои варианты решения проблем.
Результаты защиты проекта заносятся в зачетный лист, выставляется итоговая отметка за четверть.
Оценивание проектов и его защита проводится по 10 критериям на четырех уровнях – 0, 5, 10, 20 баллов. В процессе выступления учащихся по каждому пункту ставится свой балл, затем подсчитывается сумма баллов. Для перехода к традиционной системе отметок можно воспользоваться ключом (в баллах):
«отлично» – 155–200 баллов;
«хорошо» – 100–150 баллов;
«удовлетворительно» – менее 100 баллов.
Критерии оценки:
Устный доклад:
1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполняемой работы.
2. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, использование литературы.
3. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта. Объем и глубина знаний по теме или предмету.
4. Культура речи, манера держаться, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
5. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.
Техническая документация:
Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям.
Качество эскизов, схем, рисунков, чертежей, технологической карты.
Объем, полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, завершенность.
Организация школьной выставки творческих работ учащихся.
Материальное воплощение проекта и его качество.
Для развития у школьников творческих интересов большое значение имеет школьная выставка, которая обязательно должна быть итогом проектной деятельности учащихся, так как именно она формирует эстетические качества, развивает интерес к предмету «Технология», проектной деятельности, формирует стремление жить и трудиться по законам красоты.
Выставка технического творчества.
Большую роль в формировании национальной культуры и эстетического вкуса учащихся играет создание предметных проектов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Благодаря тому, что воспитанники сами создают эти предметы – от идеи до конечного результата, у них появляется повышенный интерес к изготовлению данных изделий.
Интегрированные творческие проекты
Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Началом такого сотрудничества является создание информативных данных «Банк интегрированных творческих проектов». Особенность его заключается следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, на другом – осуществляют его защиту (или следует декоративное украшение на уроке изобразительного искусства, а затем идёт защита).
Возможен другой вариант: на уроках технологии мальчики делают из древесины основу для куклы-сувенира или для персонажей кукольного театра, а девочки на уроках технологии шьют костюмы.
Предлагаем варианты некоторых интегрированных проектов, которые выполняются учащимися под руководством учителей технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...
Презентация Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта.Фартук 5 класс
Этапы написания творческого проекта по технологии 5 класс...