Рабочая программа по ГПД
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.
Примерный план мероприятий по организации образовательного процесса в группах продленного дня представлен в приложении 1.
Для максимально эффективной работы ГПД необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы. Планирование деятельности ГПД включает разработку двух основных видов планов: календарно-тематического и ежедневного.
Календарно-тематическое планирование работы ГПД
Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных действий участников планирования с указанием возможного результата. Календарно-тематическое планирование является аналитическим инструментом, который позволяет по итогам учебного года выявить слабые и сильные стороны работы с детьми, внести коррективы в образовательный процесс.
Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы.
Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:
- анализ работы ГПД за прошедший учебный год;
- цели и задачи на новый учебный год;
- основные направления деятельности;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- работа с родителями младших школьников;
- достижения воспитанников, изучение эффективности работы ГПД.
Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:
- соответствие основной образовательной программе начального общего образования образовательного учреждения;
- соответствие концепции и программе развития школы;
- проработка информационно-аналитической части плана;
- системность планирования;
- гибкость планирования;
- целесообразность, преемственность, диагностичность, контролируемость целей и задач;
- реальность (достижимость) прогнозируемых целей, задач, действий;
- следование целесообразной логике действий;
- учет возрастных особенностей детей;
- учет индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива.
Примерная форма календарно-тематического плана работы воспитателя ГПД на учебный год представлена в табл. 1.
Таблица 1
Месяц | Основная тема периода | Неделя | Виды деятельности | |||||
Познава- тельная | Физкультурно-оздоровительная | Ценностно-ориентированная | Трудовая | Творческая | Коммуникативная, коллективно- творческая | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ежедневное планирование работы ГПД
На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы ГПД. Как часть тематического плана, он должен быть сформирован с учетом требований санитарных и административных норм, должен перекликаться с работой учителей в текущий период и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных условий или количества детей в группе.
В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. В нем следует дать краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе, перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.
При планировании необходимо уделить особое внимание работе с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить, кому и какая помощь будет оказана во время "спортивного часа", самоподготовки и после нее, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т. п.
Важно, чтобы дни проведения физкультурно-оздоровительных занятий в ГПД не совпадали с днями проведения уроков физической культуры, занятия в творческих кружках – с днями проведения уроков труда и музыки, запланированные экскурсии – с экскурсиями с классом и т. п.
При составлении ежедневного плана работы ГПД следует учитывать возможные совпадения отдельных запланированных видов деятельности с занятиями в учебном расписании, и стараться избегать таких совпадений.
Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки, но не заменяться ими.
Примерная форма ежедневного плана работы ГПД представлена в табл. 2.
Таблица 2
Режимные моменты, время их проведения | Дополнительные задачи | Содержание работы | Ответственные за выполнение | Индивидуальная работа с детьми | Примечания |
|
|
|
|
|
|
В ГПД целесообразно ежедневное проведение занятий не только в помещении образовательного учреждения, но и на открытом воздухе (экскурсии, спортивные часы, физкультурно-оздоровительные занятия, прогулки, подвижные игры).
В ежедневном плане работы ГПД необходимо предусмотреть место для оценки результатов проделанной работы, где педагог сможет описать свои педагогические наблюдения:
- как дети справляются с учебными заданиями;
- насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания;
- как относятся друг к другу;
- удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня;
- насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.
Также, оценивая свою работу, воспитатель может сделать вывод об особенностях и проблемах группы, каждого ребенка в отдельности, наметить пути коррекции трудностей в обучении и воспитании.
Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся
Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся требует создания отдельного плана, в котором должны найти отражение основные направления деятельности специалиста:
- анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные беседы с родителями воспитанников;
- вовлечение родителей в участие в образовательном процессе ГПД и школы в целом;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников;
- распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения круглых столов, родительских конференций и т. п.
Родители обучающихся должны иметь возможность ознакомиться с планом работы ГПД. Для этого составляется недельная циклограмма расписания занятий в ГПД (табл. 3).
Таблица 3
Примерная циклограмма расписания занятий в группе продленного дня
Дни недели | Занятия на открытом воздухе | Занятия в помещении | Самоподготовка | Питание |
Понедельник | Экскурсия | “Час чтения” | Ежедневно. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:
| Ежедневно. Обед, полдник |
Вторник | Спортивный час | Кружок | ||
Среда | Прогулка | “Клубный час” | ||
Четверг | Игры на воздухе | “Час чтения” | ||
Пятница | Трудовая деятельность | Занятия по интересам |
Преимущество данного вида планирования заключается в компактности представления основного содержания деятельности учащихся в ГПД. Такой вариант планирования не занимает много места, может постоянно присутствовать в информационном уголке ГПД, информация, представленная в нем, легко воспринимается педагогами и родителями обучающихся.
В приложении 2 приведен примерный план работы воспитателя группы продленного дня с родителями обучающихся.
Примерный план мероприятий по организации образовательного процесса в группах продленного дня
Сроки | Мероприятие | Ответственный |
1 | 2 | 3 |
Организационно-методические мероприятия | ||
Август | Составление плана работы ГПД на учебный год | Заместитель директора по УВР |
Сентябрь | Проведение совещаний:
| Директор |
Комплектование ГПД параллели, ступени обучения | Заместитель директора по УВР | |
Разработка примерных комплексов упражнений для обучающихся, посещающих группу продленного дня (физкультурные минутки; упражнения для коррекции осанки, развития мелких мышц кисти рук, снятия утомления мышц рук, спины и т. д.) | Заместитель директора по ВР | |
Организация конкурса методических разработок среди воспитателей ГПД на тему “Использование здоровьесберегающих технологий в ГПД в работе с детьми младшего школьного возраста” | Заместитель директора по НМР | |
Составление плана работы методического объединения воспитателей ГПД по теме “Личностно-ориентированный подход в проектировании воспитательного процесса в ОУ” | ||
Сбор необходимой для работы ГПД документации (заявления родителей, медицинские справки об отсутствии противопоказаний для посещения ГПД и т. д.) | Классные руководители | |
Май | Защита аналитических отчетов воспитателей ГПД | Заместитель директора по УВР |
Проведение социологического исследования потребности обучающихся и их родителей в ГПД | ||
Совещания при директоре | ||
Сентябрь | Об организации питания в ГПД | Заместитель директора по УВР |
Ноябрь | О проведении внеклассных и воспитательных мероприятий в ГПД | Заместитель директора по ВР |
Февраль | О работе с родителями обучающихся ГПД | |
Апрель | О выполнении гигиенических требований к условиям пребывания детей в ГПД | Заместитель директора по УВР |
Разработка документации ГПД | ||
Август | Разработка должностной инструкции воспитателя ГПД | Заместитель директора по УВР |
Сентябрь | Формирование пакета нормативных документов, необходимых воспитателю ГПД в работе:
| |
Формирование пакета локальных документов ОУ, необходимых воспитателю ГПД в работе:
| ||
Разработка памяток для обучающихся ГПД:
| ||
Разработка программы обучения организации образовательного процесса в ГПД для воспитателей | ||
Подготовка рабочих документов воспитателя ГПД:
| ||
Подготовка рабочих документов воспитателя ГПД:
| Заместитель директора по ВР | |
Разработка методических рекомендаций для воспитателей ГПД:
| Заместитель директора по УВР | |
Разработка методических рекомендаций для воспитателей ГПД по организации занятий с обучающимися на свежем воздухе | Заместитель директора по ВР | |
Октябрь | Подготовка здоровьесберегающей программы ГПД |
|
Составление сборника интеллектуальных и подвижных игр для воспитанников ГПД | ||
Ноябрь | Организация системы мониторинга здоровья, физической подготовленности и уровня валеологической культуры обучающихся, посещающих ГПД | |
Март | Подготовка аналитических отчетов воспитателей ГПД по итогам учебного года | |
Административная работа | ||
Сентябрь | Издание приказов:
– планов ГПД: календарно-тематических; работы с родителями; индивидуальной работы с обучающимися; внутришкольного контроля; мероприятий на подвижной перемене; работы воспитателей в период школьных каникул (осенних, зимних, весенних); | Директор школы |
Оформление стендов: “Для вас, родители”, “Уголок ГПД” | Заместитель директора по УВР | |
Размещение на сайте ОУ:
| Заместитель директора по информатизации | |
Профессиональное обучение педагогических кадров | ||
Ноябрь | Проведение конкурса “Лучший воспитатель ГПД” | Заместитель директора по НМР |
В течение учебного года | Организация курсов повышения квалификации для воспитателей ГПД |
|
Семинары для учителей начальной, основной школы и воспитателей ГПД | ||
Сентябрь | “ГПД – форма организации внеурочной деятельности младших школьников” | Заместитель директора по УВР |
Октябрь | “Специфика учебно-познавательной деятельности в ГПД” | |
Ноябрь | “Роль и функции воспитателя в ГПД” | |
Декабрь | “Организация развивающей образовательной среды в ГПД” | |
Январь | “Взаимодействие с учениками (воспитанниками). План совместной работы” | |
Февраль | “Особенности осуществления индивидуального подхода во взаимодействии с учениками” | |
Март | “Организация самоподготовки обучающихся в условиях ГПД” |
|
Апрель | “Внеурочные формы обучения в ГПД” | |
Май | “Эффективные педагогические технологии и внедрение их в образовательный процесс ГПД” | |
Работа с родителями обучающихся | ||
Март | День открытых дверей для родителей младших школьников | Заместитель директора по УВР |
Один раз в четверть | “Родительский день” в ГПД | |
В течение учебного года | Консультации педагога-психолога, школьного врача (педиатра), педагога-логопеда, социального педагога | |
Мониторинг степени удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса в ГПД | ||
Родительские собрания | ||
Сентябрь | “Совместная работа воспитателя ГПД с родителями по развитию ребенка” | Заместитель директора по УВР |
Ноябрь | “Трудности в обучении. Советы психолога” | |
Январь | “Физическое развитие младшего школьника в школе и дома” | |
Март | “Значение общения в развитии личностных качеств ребенка” | |
Лекторий для родителей обучающихся “Семья и школа” | ||
Сентябрь | “Режим ГПД, его особенности” | Заместитель директора по ВР |
Октябрь | “Организация и содержание работы ГПД” | |
Ноябрь | “Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой” | |
Декабрь | “Кто много читает, тот много знает” | |
Январь | “Здоровье и учебная нагрузка” | |
Февраль | “Мамы, папы и школьные отметки” | |
Март | “Как подготовить ребенка к переходу в 5-й класс” | |
Апрель | “Родителям о толерантности” | |
Май | “Трудовое участие ребенка в жизни семьи” | |
Круглые столы для родителей обучающихся | ||
Октябрь | “Роль работы ГПД в развитии младших школьников” | Заместитель директора по УВР |
Декабрь | “Взаимодействие воспитателя ГПД с семьями обучающихся” | |
Март | “ГПД: проблемы и поиски их решения” | |
Май | “Формирование мотивации здорового образа жизни (режим дня, питание, физическая культура)” | |
Материально-техническая база и условия функционирования ГПД | ||
Август | Формирование библиотеки для обучающихся ГПД | Заместитель директора по ВР |
Создание картотеки игр для воспитанников ГПД | ||
Организация своевременной подготовки материально-технической базы ОУ для работы ГПД в новом учебном году в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к организации образовательного процесса, требованиями СанПиН | Заместитель директора по АХР | |
Оснащение кабинетов ГПД компьютерами, мультимедийными проектами, телевизорами, видео- и аудиоаппаратурой, видеокамерами, конструкторами “Лего”, развивающими играми, дидактическим и раздаточным материалом | ||
Оборудование в кабинетах ГПД учебной зоны и зоны отдыха |
Примерный план работы воспитателя группы продленного дня с родителями обучающихся
Работа с коллективом родителей | Групповое взаимодействие с родителями | Индивидуальная работа с родителями | Наглядно-информационное просвещение родителей |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | |||
1. Родительское собрание “Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание”. 2. Анкета “Знакомство с родителями” | 1. Заседание родительского комитета группы. Выборы председателя родительского комитета. Утверждение плана работы. 2. Консультация педагога- психолога “Физическое и психическое развитие ребенка 7–9 лет. Режим дня” | 1. Подготовка к общешкольной научно-практической конференции. 2. Мини-проект “История куклы”. 3. Участие в конкурсе “Праздник урожая”. 4. “Ярмарка фантастических идей”. 5. Конкурс букетов (икебана) | Книжная выставка “Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как система обязательных требований” |
Октябрь | |||
1. Круглый стол “Наказания в семье”. 2. Игра “Дебаты”. 3. Анкета “Семья обучающегося”. 4. Анкета “Перспективы обучения и воспитания ребенка” | 1. Практикум “Духовная жизнь семьи и развитие ребенка младшего школьного возраста”. 2. Беседа “Внутренняя и внешняя культура. От чего она зависит?” | 1. Подготовка к “Родительской неделе”. 2. “Ярмарка семейных поделок”. 3. Конкурс на лучший наряд для кукол. 4. Конкурс картин из цветов (флористика) | Книжная выставка “Государственно-общественное управление образовательным учреждением” |
Ноябрь | |||
1. Родительское собрание группы “Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека”. 2. Сочинение-размышление “Законы жизни семьи”. 3. Анкетирование родителей по методике “Незаконченные предложения” | 1. Заседание родительского комитета группы “Итоги первой учебной четверти”. 2. Консультация врача-педиатра “Компьютер, телевизор и воспитание ребенка”. 3. Беседа “Как избежать конфликтов в семье” | 1. Конкурс “Семейные традиции”. 2. Конкурс на лучшее изготовление меховой игрушки | Книжная выставка “Попечительский совет как средство повышения статуса общеобразовательного учреждения” |
Декабрь | |||
1. Социологическое исследование “Семейный альбом самодиагностики”. 2. Круглый стол “Система воспитательной работы в школе глазами родителей”. 3. Тест “Я – родитель, я – приятель” | 1. Заседание родительского комитета группы “О подготовке к новогодним праздникам”. 2. Консультация врача-педиатра “Здоровье наших детей – в наших руках”. 3. Беседа “Одаренный ребенок в семье” | 1. Конкурс на лучшее новогоднее поздравление. 2. Выставка “Старое семейное фото” | Книжная выставка “Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации” |
Январь | |||
1. Родительское собрание “Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье”. 2. Анкета для изучения характера отношений между педагогами и родителями | 1. Заседание родительского комитета “Итоги второй учебной четверти”. 2. Консультация педагога- психолога “Поведение и вос- питание ребенка 7–9 лет. Хочу, можно, нельзя, надо”. 3. Беседа “Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме” | 1. “Конкурс юных кружевниц”. 2. Конкурс росписи на керамической плитке | Книжная выставка “Профилактика детского травматизма” |
Февраль | |||
1. Круглый стол “Причины детских суицидов”. 2. Анкета “Общественная оценка и поддержка школы родителями”. 3. Тест “Мера заботы о ребенке” | 1. Практикум “Воспитание коллективизма, дружбы и товарищества”. 2. Беседа социального педагога “Профилактика правонарушений обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации” | 1. Спортивный праздник “Мы единая команда – взрослые и дети”. 2. Спортивные соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”. 3. “Конкурс юных джентльменов”. 4. “Конкурс юных фотолюбителей” | Книжная выставка “Пропаганда пожарно- технических знаний среди младших школьников” |
Март | |||
1. Круглый стол “Семья и школа – партнеры”. 2. Социологическое исследование “Взаимоотношения членов семьи” | 1. Заседание родительского комитета группы “Итоги третьей учебной четверти”. 2. Практикум “Воспитание трудолюбия ребенка в семье и школе”. 3. Беседа “Когда родители в разводе” | 1. Конкурс “Для милых мам”. 2. Конкурс на лучшую сказку. 3. “Конкурс будущих хозяюшек”. 4. Праздник “День матери” | Книжная выставка “Сохранение и укрепление здоровья детей” |
Апрель | |||
Родительский ринг “Семейные проблемы. Как их решать?” | 1. Консультация педагога-психолога для родителей обучающихся 4-х классов “Последний год обучения в начальной школе”. 2. Беседа “Как наладить общение с ребенком в семье” | 1. Подготовка ко дню открытых дверей в ГПД. 2. Конкурс масок из папье- маше. 3. “Конкурс юных кулинаров” | Книжная выставка “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма” |
Май | |||
1. Родительско-ученическое собрание “Здравствуй, лето!”. 2. Круглый стол “Принуждение. Может ли оно быть эффективным?” | 1. Практикум “Роль отца в воспитании ребенка”. 2. Беседа “Влияние мотивации на успеваемость” | 1. Подготовка к слету “Школа зажигает звезды”. 2. Конкурс поделок из бумаги (оригами). 3. Конкурс на лучшую частушку о школе | Книжная выставка “Здоровое питание школьников” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...