Методическая разработка открытого мероприятия «НАШЕ УСЛОВИЕ - ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ»
методическая разработка (7 класс) по теме
Пояснительная записка.
Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным, в дальнейшем человек уже начинает мыслить на матерном сленге. Лексику криминальных элементов весьма успешно прививают и только вступающим в жизнь подросткам и детям.
Сквернословие стало "нормой", которая закладывается в детстве, в годы учебы. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажает сознание. Сегодня брань проникла в литературу, в кино и на телевидение, кумиры подростков, исполнители репа, даже в текстах своих песен употребляют брань.
Занятие, которое мы хотим вам представить является нашей авторской разработкой в технологии деятельностного метода и нацелено на формирование у ребят универсальных учебных действий. Прежде всего: коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностных: формирующих умение соотносить свои поступки и с принятыми в социуме этическими принципами; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект своего поведения; понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивать события. А так же развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Занятие проводится, как час общения с подростками нашей группы возраст воспитанников 13-16 лет. В группе проживает 17 человек : 9 девочек и 8 мальчиков. В основном все ребята являются социальными сиротами.
В этом возрасте ребята чувствуют себя взрослыми и, пытаясь подражать старшим, и значимым для себя взрослым используют ненормативную лексику в своей речи. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. Многие ребята нашей группы попали в учреждение из асоциальных семей, где ненормативная лексика является нормой, для нас эта проблема стоит особенно остро.
Употребление ругательств и нецензурщины у наших ребят без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания школы - интерната.
Как мы знаем существует три сферы, в которых происходит процесс становления личности человека: деятельность, общение, самосознание. В общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные и личностные способности, способности взаимодействия с окружающими.
У подростка, использующего брань в речи, перечисленные выше способности тормозятся, сужается круг общения, возникают конфликтные ситуации с педагогами, старшими людьми, сверстниками, не использующими подобный жаргон. У матерящегося подростка искажены способы выражения чувств и эмоций, в последующем будут затруднены интимные отношения с противоположным полом, невозможны доверительные отношения в семье, могут возникнуть проблемы при профессиональном самоопределении, конфликты с окружающими.
Основными возрастными задачами социализации для данного возраста является становление социальной позиции, индивидуализация, формирование чувства взрослости, нахождение способов бесконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие для классного часа | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ «НАШЕ УСЛОВИЕ - ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ»
Подготовили: воспитатели (Ухтинской школы- интерната №2) Рейнсон Л.В. Медведева И. С.
Пояснительная записка.
Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным, в дальнейшем человек уже начинает мыслить на матерном сленге. Лексику криминальных элементов весьма успешно прививают и только вступающим в жизнь подросткам и детям.
Сквернословие стало "нормой", которая закладывается в детстве, в годы учебы. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажает сознание. Сегодня брань проникла в литературу, в кино и на телевидение, кумиры подростков, исполнители репа, даже в текстах своих песен употребляют брань.
Занятие, которое мы хотим вам представить является нашей авторской разработкой в технологии деятельностного метода и нацелено на формирование у ребят универсальных учебных действий. Прежде всего: коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностных: формирующих умение соотносить свои поступки и с принятыми в социуме этическими принципами; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект своего поведения; понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивать события. А так же развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Занятие проводится, как час общения с подростками нашей группы возраст воспитанников 13-16 лет. В группе проживает 17 человек : 9 девочек и 8 мальчиков. В основном все ребята являются социальными сиротами.
В этом возрасте ребята чувствуют себя взрослыми и, пытаясь подражать старшим, и значимым для себя взрослым используют ненормативную лексику в своей речи. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. Многие ребята нашей группы попали в учреждение из асоциальных семей, где ненормативная лексика является нормой, для нас эта проблема стоит особенно остро.
Употребление ругательств и нецензурщины у наших ребят без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания школы - интерната.
Как мы знаем существует три сферы, в которых происходит процесс становления личности человека: деятельность, общение, самосознание. В общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные и личностные способности, способности взаимодействия с окружающими.
У подростка, использующего брань в речи, перечисленные выше способности тормозятся, сужается круг общения, возникают конфликтные ситуации с педагогами, старшими людьми, сверстниками, не использующими подобный жаргон. У матерящегося подростка искажены способы выражения чувств и эмоций, в последующем будут затруднены интимные отношения с противоположным полом, невозможны доверительные отношения в семье, могут возникнуть проблемы при профессиональном самоопределении, конфликты с окружающими.
Основными возрастными задачами социализации для данного возраста является становление социальной позиции, индивидуализация, формирование чувства взрослости, нахождение способов бесконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поэтому долгосрочными задачами воспитательного воздействия для нас является:
- Развитие представления о нормах речевой культуры.
- Формирование умения противостоять негативным проявлениям окружающей среды.
- Стимулирование формирования способностей применять нормы культурной речи в подростковой среде.
Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций подростков 13-16 лет (с опорой на цивилизованные нормы) путем включения их в анализ проблемных ситуаций.
Задачи:
- Стимулировать развитие нетерпимости к нецензурной лексике.
- Способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства.
- Актуализировать знания социальных норм и расширить представления о нормах речевой культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие сознания человека.
- В ходе дискуссии вывести правила речевой культуры для себя и в группе.
- Формировать позитивное отношение подростков к литературной речи путем включения их в выполнение творческого задания «Антиреклама сквернословия».
Оборудование:
1. Стенд со словарями;
2. Музыкальное оформление;
3. Плакаты с текстом правила и крылатых выражений.
4. Рифмы для антирекламы: Мат- ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват;
материться - добиться, злиться, больница, лечиться.
5. Ватманы, маркеры, листы бумаги, ручки.
Организационный момент.
Дядя Фёдор мыл забор,
На котором был “фольклор”.
Мыл, ругаясь неприлично,
Слышал Вася все отлично
И усвоив весь “набор”
Вновь украсил им забор.
(Прогнозируем, что ребята начнут хихикать и улыбаться).
ВОСПИТАТЕЛЬ – А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную.
ВОСПИТАТЕЛЬ – Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?
(Выслушиваем ответы детей). Воспитатель включает подростков в деятельность.
На данном этапе подростки самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (Общеучебные УУД). Производят целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно (Регулятивные УУД). Производят действия нравственно этического оценивания (Личностные УУД). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД).
ВОСПИТАТЕЛЬ – Да, речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи.
А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой?
(Выслушиваем ответы детей)
Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание.
Детям предлагается разделиться на две группы и выполнить следующее задание (для каждой группы):
– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых для каждого человека”
(Дети пишут, а затем прочитывают слова).
ВОСПИТАТЕЛЬ – Что вы чувствуете когда произносите эти слова? Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.
–А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать.
(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).
– Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы?
(Выслушиваем ответы детей).
– Да стыдно, неловко.
– Когда вам бывало стыдно? (Выслушиваем ответы детей).
–Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд- это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности.
Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.
– А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем ответы детей).
– Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.
На данном этапе ребята производят действия нравственно этического оценивания (Личностные УУД). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (Общеучебные УУД). Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем (Коммуникативные УУД)
ВОСПИТАТЕЛЬ – Ребята, а вы знаете, что мат наши предки практически не употребляли, а ведь они были людьми не глупыми. Почему же мы сами перерубаем корни со своими предками, становимся не лучше, а хуже их.
Специалисты по истории языка провели интересное исследование и сделали следующий вывод. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную. Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребёнка, которого обругали “чёрным” словом с упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил домовой). Боясь лешего, не бранились в лесу, Это же относилось к полю, реке и озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин (покровитель). Провинившимся он насылал болезни и немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.
Такие слова указывают на то, что по естественному чувству стыда скрыто от чужих глаз: детородные органы, интимная жизнь человека. Не кажется ли вам, что своими словами вы сами выставляете все это на показ?
(Прогнозируем, что на данном этапе дети слушают, анализируют, делают вывод о постыдности мата)
На данном этапе актуализируются знания ребят по теме, что способствует формированию у подростков чувства стыда при употреблении брани. Происходит оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (Личностные УУД).
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Регулятивные УУД). Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (Общеучебные УУД) установление причинно-следственных связей (Логические УУД ).
ВОСПИТАТЕЛЬ – Теперь рассмотрим, как к этой проблеме относятся другие специалисты.
Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии.
Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - для разрядки, ради напускной удали, или чтобы казаться своим в компании где все ругаются. Но нужны ли вам такие компании? Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными», где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно, что преступником движет не пресловутая уголовная романтика а стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям, которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных, а о приятелях и говорить не приходится.
Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.
Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.
И людей, подобных герою стихотворения Анатолия Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно.
(Подготовленное выразительное чтение стихотворения воспитанником).
Дикарь
Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.
Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.
Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.
А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.
ВОСПИТАТЕЛЬ - А у нас в школе много таких дикарей?
Ребята как нам избавляться от сквернословия?
(Дети высказываются)
Представьте себе такую ситуацию, президент России поручил нам составить правило для молодежи «Как избавиться от сквернословия?»
(Дети высказываются)
А что если нам начать с себя?
(выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы, подводим к выводу).
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны.
Возьмем это правило за основу для общения в своей группе.
На данном этапе в ходе дискуссии выводим основное правило речевой культуры для себя.
То есть происходит самостоятельное создание способов решения проблем (УУД постановки и решения проблем). И принятие совместного решения и его реализация (Коммуникативные УУД).
ВОСПИТАТЕЛЬ - Для себя мы правило вывили и постараемся его выполнять. Как же быть с теми, кто этого правила не знает и не собирается его выполнять? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей? Как вы думаете, что нужно делать?
(выслушиваем мнение ребят).
–А знаете, сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на премии полицейским, которые задержали нарушителей.
Активисты акции- студенты и молодые журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.
Например:
-Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
-Наше условие - долой сквернословие!
Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске.
(Воспитатель раздает ватманы и маркеры)
(Дети выполняют задание, читают свои лозунги.)
ВОСПИТАТЕЛЬ - Молодцы дети мне очень понравились ваши лозунги.
Теперь давайте подумаем, где их разместить?
(Определяемся с размещением).
Этап закрепления путем включения в совместную творческую деятельность в группе. Проявляется умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками (Коммуникативные УУД).
ВОСПИТАТЕЛЬ - Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь, как бы ни пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы понимаем, что мат непристоен, но ведь это еще и социальное зло. Это язык подонков и блатарей грозит уже стать нормой.
–Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?
–Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? Думаю трудно но будем пытаться!
–Что было самым важным на занятии?
(выслушиваем мнение ребят).
–Подводя итог, прочитаем, что написано на плакате и скажем вместе: «Моя речь — это мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри».
Этап подведения итогов, рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Наше условие- долой сквернословие"
Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций подростков 13-16 лет (с опорой на цивилизо...
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности
Данная методическая разработка поможет провести мероприятие, классный час "День Семьи, Любви и Верности". В ней представлен не только сценарий мероприятия, но и сделана подборка слайдов, стихотворений...
Презентация к методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности"
Презентация к Методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности" содержит текстовый материал, который сопровождает презентации....
Методическая разработка открытого внеклассного группового занятия «Влияние сквернословия на здоровье человека»
Занятие посвящено силе слова. О благотворном влиянии доброго слова и тлетворном влиянии сквернословия на здоровье человека.Занятие содержит информационные блоки. Интерактивные беседы. Тренингово...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наша дружная семья"
В работе представлен сценария мероприятия, который проводится совместно с родителями...