"Зависть черная, зависть белая".
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час: «Зависть черная, зависть белая».
Цель: развитие представлений учащихся об отрицательных человеческих качествах.
Задачи: - показать влияние отрицательных качеств личности на взаимоотношения с окружающими;
- познакомить учащихся с формами проявления человеческой зависти;
- способствовать процессу самовоспитания учащихся и развитию потребностей анализировать поступки.
Оборудование: раздаточный материал, использование компьютерной технологии.
- Организационный момент. – Здравствуйте, мои милые пятиклассники! Я рада видеть вас на нашем классном часе.
- Изучение нового материала.
Сегодня на классном часе мы будем говорить о человеке. О его достоинствах и недостатках. Человек — существо уникальное: казалось бы, у него есть все, но он все время хочет чего-то еще. Определите, пожалуйста, по моим действиям тему нашего сегодняшнего урока.
Я подхожу к Мише и говорю: «Миша, какая красивая у тебя авторучка! Я тоже такую хочу!» Подхожу к Насте: «Настя, на тебе такая элегантная кофточка! Когда получу зарплату, то тоже куплю себе такую!» Проявление какого качества вы заметили в моих действиях? (Предполагаемый вариант ответа — Зависть.)
Итак, тема классного часа: «Зависть».
План.
- Что такое зависть?
- Каковы причины зависти?
- Чему люди завидуют?
- К чему может привести зависть?
- Что нужно сделать, чтобы люди не завидовали?
Наша задача на сегодняшнем уроке — выполнить проблемное задание: Зависть — это достоинство или недостаток человека, это положительное или отрицательное качество?
Приступаем к рассмотрению первого вопроса:
1. Что такое зависть?
Зависть — один из стимулов мечты; — что это стимул к созиданию.
Выясняем значение слова по «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова:
«Зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля предлагается другое определение: «Зависть – свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе».
Что вы можете сказать по поводу утверждений? Правы ли эти великие люди?
Какое из определений вам ближе и почему?
2. Каковы причины зависти?
- желание иметь то, чего нет у других; - жадность; - бедность.
3. Выяснив причину зависти, выясним, чему люди завидуют? Задание — нарисуйте и напишите самостоятельно, чему можно завидовать? (Проверить выполнение задания через 2 минуты).
Сделайте выводы по третьему вопросу». (Предполагаемый вариант ответа — Люди могут завидовать всему и вся.) Например: предметы быта, материальные блага, талант и т. д.
Физкультминутка
(Текст физкультминутки):
Мы позавидовали соседским яблокам, залезем в огород? Потихоньку подходим к забору, перелезаем через забор, тянемся за яблоком, срываем, едим, поглаживаем свой живот. Вкусно? Что мы совершили, сорвав в соседском саду яблоко? (Предполагаемый вариант ответа — кражу).
4. К чему может привести зависть? (Предполагаемый вариант ответа — к преступлению).
Психологи опросили 50 воспитанников детской исправительной колонии, совершивших кражу. 42 кражи совершены из-за зависти.
Зависть порождает не только кражи, но и убийства. Послушайте, пожалуйста, библейскую притчу о Каине и Авеле:
После изгнания из рая, у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.
Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.
Однажды они приносили жертву Богу: Каин — плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада.
Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля — как полагают, дым от нее вознесся к небу.
Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.
После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.
Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой, Авель?».
Каин дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?»
Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь твоего брата вопиет (взывает) ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». И Каин, мучимый совестью, с женою бежал от своих родителей в другую землю.
Вопросы для беседы:
Почему Каин убил Авеля?
Чему именно позавидовал Каин?
Неужели из-за этого можно убить?
К чему еще может привести зависть? К предательству. Примером может стать еще одна библейская история.
У Иакова было двенадцать сыновей. От них потом произошло двенадцать колен или племен народа еврейского. Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Братья пасли стадо далеко от дома, и однажды отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли его братья и цел скот. В это время братья организовали заговор против Иосифа. Когда Иосиф пришел к братьям, они раздели его, скинули в ров, а затем продали проезжающим в Египетскую землю купцам. Одежду измазали кровью козленка и вернули отцу.
Задание: Какое из перечислений больше всего подходит к библейским историям.
«Зависть – один из стимулов мечты».
«Завидки берут, что нам не дают».
«Зависть – яд для сердца».
«Зависть – шаг к преступлению».
Вопрос для класса: «Ребята, а вы хоть раз завидовали? Чему? К чему может привести детская зависть? (Предполагаемый ответ – к ссоре с родителями; к предательству; к преступлению).
В народе говорят, что зависть бывает черной и белой.
Черная зависть – это когда она непонимаема или непроизносима самим завидующим. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу, это переходит в навязчивую идею. В этой ситуации она становится ядом, отравляющим душу и тело.
Белая зависть – нечто вроде похвалы, идеал подражания. « Я позавидовал! Но я решил, что тоже так могу! Я приложил труд и добился успеха».
Черная зависть тонет в бессильной ненависти, белая – совершенствует. (С.Сухоруков).
Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим. (Бертран Рассел)
Черная зависть | Белая зависть |
Злоба | Стимул |
Неудача | Совершенствование |
Регресс | Прогресс |
Досада | Успех |
Обида | Удача |
А может ли вообще быть белая зависть? Как ваши родители определяют черную и белую зависть? Спросите их об этом дома.
Вернемся к проблемной задаче урока: - зависть – это достоинство или недостаток?
( Предполагаемый результат решения задачи – зависть – это большой недостаток, мешающий человеку нормально жить и порой приводящий к болезням).
Учитель подтверждает вывод учащихся цитатой из библии, что зависть наряду с жадностью, скупостью, унынием, изменой является грехом и среди всех смертных грехов стоит на первом месте.
5. Вопрос для класса: «Что нужно сделать, чтобы люди не завидовали?» (Предполагаемый вариант ответа – хорошо учиться, заниматься самовоспитанием и т.д.)
Примером зависти могут служить сказки А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне».
Стихи про зависть: Ты зависть не заставишь примириться,
Так можешь всласть над нею поглумиться.
Успех твой отравляет ей житье,
Потешься же над муками ее.
Артур Шопенгауэр
Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе на прокат.
Омар Хайям.
Молодцы!
Классный час окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Черное и белое ( вышивка крестом)
Стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет! Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это занятие – всё дело в процессе созидания, когда на глазах происхо...
Занкина Дарья ученица 7 класса МОБУ ПСОШ №4 Проект: Черное и белое ( вышивка крестом)
Стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет! Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это занятие – всё дело в процессе созидания, когда на глазах происхо...
"Черное и белое"
Классный час в 8 классе. Цель:Ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;•Научить учащихся различать позитивные и негативные стороны различных явлений и предметов.•Ст...
Презентация к уроку ИЗО "Природа цвета" Урок 1: "Черное и белое"
Презентация содержит материал о хроматических и ахроматических цветах с определениями и рисунками....
Черные и белые полосы в нашей жизни
Статья о том, как бороться с кризисными ситуациями и о причинах возникновения....
Творческий проект по технологии "Стульчик «черное на белом»"
Люди всегда старались обустроить своё жилище в соответствии со своими вкусами и возможностями. Раньше большинство домов и вся мебель изготавливалась из дерева, сейчас древесина опять в моде, и дело в ...
Сценарий Гуманитарной Олимпиады «Черное и Белое: люди, события, образы»
Гуманитарная Олимпиада - традиционное и очень важное мероприятие для гимназии, в которой приоритетными являются гуманитарные предметы. Соревнования команд старшеклассников проводятся в дух...