Разработка урока по теме "Избирательное право и избирательный процесс"
методическая разработка (9 класс) на тему
Разработка урока по теме "Избирательное право и избирательный процесс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_izbiratelnoe_pravo_i_izbiratelnyy_protsess.rar | 236.73 КБ |
urok_izbiratelnoe_pravo.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 9 классе
Тема урока:
«Избирательное право и избирательный процесс»
Цели:
- Познакомить учащихся с основами избирательного права.
- Укрепить интерес учащихся к выборам как институту демократического государства.
- Способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.
Задачи:
- Знания: объяснить, какова главная цель выборов; перечислить четыре основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки; описать, как проходят выборы.
- Умения и навыки: организовать и провести выборы; участвовать в избирательной кампании.
- Отношение: выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.
Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)
- Формирование предметных компетентностей.
- Формирование коммуникативных компетентностей.
- Формирование социальных компетентностей.
План:
- Сущность избирательного права, понятие «выборы».
- Голосование.
- Референдум.
«Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа»
Авраам Линкольн
Термин «демократия» происходит от двух греческих слов, и в буквальном смысле означает «власть народа».
Данное понятие появилось в Древней Греции, однако мы и сегодня вкладываем в этот термин тот же самый смысл, понимая демократию как народовластие.
Из Конституции РФ:
Ст.3
«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы…».
Существуют ряд принципов существования демократии:
- Источником власти является народ;
- Равноправное участие всех граждан в политической жизни;
- Право меньшинства на оппозицию;
- Выборность органов государственной власти;
- Многопартийность;
- Гласность.
Две формы демократии:
Прямая – это форма правления, согласно которой принятие политических решений
осуществляется всеми без исключения гражданами через выборы или референдум.
Представительная - это форма правления, согласно которой принятие политических решений осуществляется не лично гражданами, а через их уполномоченных представителей.
- Что вы знаете о избирательном праве?
- Что такое референдум?
Проводится разминка в виде викторины, ответы учащиеся могут давать на бытовом уровне:
- Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права:
а) с 16 лет
б) с 18 лет
в) с 21 года
2. Путем всенародного голосования избирается…
а) Президент
б) депутаты Государственной Думы
в) председатель Правительства РФ
3. Каким органом была принята действующая Конституция РФ?
а) Государственной Думой
б) Конституционным Судом
в) Путем общероссийского референдума
4. Вас нет в списке для голосования, но в день выборов вам исполнилось 18 лет. Можете ли вы обратиться в комиссию выдать вам бюллетень?
а) Нет
б) Да
в) Это зависит от лояльности председателя участковой комиссии
5. Если родственник попросит вас проголосовать за него, что вы сделаете?
а) Возьмете его паспорт
б) Попросите написать его доверенность
в) Объясните, что невозможно
6. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет права голосовать?
а) Двойное гражданство
б) Признание судом недееспособным
в) Долгое пребывание за границей
г) Нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда
7. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования?
а) Велики средства, затраченные государством на проведение выборов
б) Падает рейтинг кандидатов
в) Падает активность избирателей
8. В какую палату Парламента избираются депутаты?
а) Совет Федерации
б) Государственная Дума РФ
в) Государственный Совет
9. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?
а) Государственная Дума РФ
б) Президент страны
в) Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ)
10. Путем референдума нельзя решать …
а) Вопрос о помиловании
б) Вопрос о принятии Конституции
в) Вопрос о пересмотре действующего закона
1.1.Перед началом рассмотрения темы уточняется, что выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс избирательной компании, начинающийся с назначения даты выборов и заканчивающийся определением итогов голосования. Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.
- Далее, обобщая сделанные учащимися выводы, учитель раскрывает сущность избирательного права, понятие «выборы».
Выборы – это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.
Выборы – это форма политической борьбы. Плюрализм идеологий и наличие многопартийности является обязательной предпосылкой истинно демократического избирательного процесса.
Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии – конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов.
- Работа с учащимися. Формирование новых понятий. На основе материала учебника определяется сущность понятия «избирательное право»:
В отличие от многих зарубежных конституций Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве, в нее включены лишь общие положения и его основные принципы, Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», Закон «Овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О принципах формирования Совета Федерации» и другие регулируют основные вопросы избирательного права, являясь его источниками.
Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно – правовых институтов, но под ним понимают и важнейшее право граждан. В этом смысловом значении различают активное избирательное право – право избирать - и пассивное избирательное право – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.55 – 56 и словарем (работа с понятиями).
Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.
Активное избирательное право – право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.). ВРоссийской Федерации предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом).
Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
- Задание для учащихся: определить, чем различаются активное избирательное право и пассивное избирательное право?
- Избирательные праваявляются важной составной частью политических прав граждан, закрепленных в ст.32 Конституции РФ. Они предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления вплоть до полной смены ее состава. Отдавая предпочтение той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц.
Право быть избранным означает возможность осуществлять политическую деятельность в составе органов власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. «Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства».
Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: регистрация в списке избирателей по месту жительства, тайное голосование в специальной кабине, использование одинакового для избирательных округов списка кандидатов, присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования, подсчет бюллетеней специальной созданной комиссией, официальное опубликование результатов голосования.
Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от их общего количества. Она зависит от разных обстоятельств: а)насколько важными считают выборы граждане, б) партии, сторонником которой является избиратель, в)личных характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса.
2.1. Задание для учащихся: подумайте, от каких факторов может зависеть голосование? Обобщение ответов учащихся. Самостоятельная работа учащихся с учебником с.56 – 57.
Голосование зависит от множества факторов: пола, возраста, партийной принадлежности, социального происхождения, религии и т.д. Пол и возраст влияют на участие в политической деятельности, но очень странно. Молодежь участвует в выборах неохотно, зато в организации партий и в повседневной работе – активно. Для западных стран, кроме того, отмечены следующие тенденции: женщины участвуют в выборах реже, чем мужчины, черные – реже, чем белые, рабочие – реже, чем средний класс, молодые – реже, чем пожилые. Женщины все время боролись за право голоса, но когда они впервые его завоевали, то лишь немногие воспользовались им.
Степень участия в выборах зависит от социального статуса и образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность, участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают. что это может способствовать социальным изменениям в обществе. Доля активно участвующих в выборах зависит даже от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать. Как показывают исследования, на политические предпочтения почти никак не влияет школа, но зато очень сильно воздействует семья. В Англии 80 % опрошенных выбрали ту политическую партию, какую выбрали и их родители. В странах, где голосовали является обязательным, отмечается большее число голосующих, чем там, где людям предоставлена свобода выбора. Кроме того, когда регистрация избирателей осуществляется автоматически под контролем правительства, уровень участия выше, чем в случае. когда каждый гражданин должен самостоятельно зарегистрироваться.
Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они могут, по свободному волеизъявлению выбрать одного.
2.2. Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом (избиратель). Партии борются вначале за создание своего электората, затем за его расширение и удержание.
Политические партии конкурируют между собой за избирателей. Переманивая часть избирателей у других партий, они одновременно теряют часть своих. Происходит это потому. что, расширяя исходную политическую платформу и делая ее приемлемой для новобранцев, партия одновременно делает ее неприемлемой для части своих старых сторонников. Они перебегают к другой партии, которая к этому моменту успевает слегка подправить свою программу именно в эту сторону.
Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур, где победитель определяется простым большинством голосов. По существу, это дополнительные выборы. Если электорат в данном округе четко не определился в своих политических симпатиях и разбрасывается сразу между несколькими кандидатами. как правило, требуются дополнительные выборы.
Перед тем, как кандидата вносят в список для голосования, он должен: а) обнародовать свою политическую программу, б) собрать нужное количество подписей своих избирателей (количество подписей, например 10000 или 1000000, зафиксировано в законе), выдвигающих его на выборы, в) заручиться финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов, партий, оплачивающих все расходы по выборам, г) указать свои собственные доходы, какой собственностью владеет и др.
Если кандидат нарушает правила, то избирательная комиссия вправе исключить его из списка кандидатов.
3. Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является референдум.
Референдум - форма принятия законов или решения наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.
Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. Тем не менее он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности парламента. Второстепенность референдума проявляется по-разному. В большинстве стран его отодвинули на периферию политической жизни, так как регулярно референдумы проводятся не на государственном, а на местном уровне.
Референдум - дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.
3.1. Самостоятельная работа учащихся по группам с документом "Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Глава 1 "Общие положения"
Глава 2 "Назначение референдума в Российской Федерации "
Глава 3 "Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, составление списков избирателей участников, участников референдума "
Глава 4 "Избирательные комиссии, комиссии референдума"
Обобщение работы учащихся. Анализ, выводы, учащихся.\
Решение задач:
1. На избирательный участок Елена Ивановна Петрова пришла с дочкой, ученицей 6 класса школы, в здании которой и проходило голосование. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 93-летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а те, кто не в состоянии самостоятельно явиться на избирательный участок, могут подать заявление с приглашение членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Елена Ивановна заметила, что поскольку ее мать уже не видит и плохо слышит, то дома опять-таки ей или внучке и придется за старушку голосовать. Член избирательной комиссии сдалась и выдала бюллетени по предъявлении паспорта старушки. Скажите, нарушен ли был в этом случае принцип прямого участия в выборах?
2. На избирательный участок в одной из машин кортежа, состоящего из 5 машин, приехал на выборы директор металлургического комбината. Директора благодаря телевидению знали в лицо все, поскольку именно налоги, уплачиваемые этим ведущим в области предприятием, наполняли бюджет области и позволяли вовремя платить заработную плату учителям, врачам и другим бюджетникам. Люди, стоявшие около столов, где выдавали бюллетени для голосования, расступились. Директор громко и весело со всеми поздоровался, без предъявления паспорта получил свои бюллетени, зашел ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для бюллетеней. Какие нарушения избирательных норм вы заметили? Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства?
3. На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Было видно, что участие в выборах ей дается нелегко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь её заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она их сама бросила в урну для голосования. Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования?
4. Командир одной из воинских частей в день голосования после подъема сообщил солдатам распорядок дня: завтрак, голосование в красном уголке, где развернут избирательный участок, учения, обед и т.д. Один из солдат возразил, что он принципиально не будет голосовать, поскольку не видит в этом никакого толка. «Молчать, вольница будет на гражданке!» ‒ закричал командир роты. Как вы думаете, не нарушен ли в данном случае принцип добровольности выборов?
5. В день выборов многие приходят на избирательные участки с детьми. Нередки случаи, когда родители в кабине для голосования дают ребенку в руки авторучку и указывают, где в бюллетене надо поставить «галочки», а затем ребенок в сопровождении родителей гордо направляется к урне для голосования и опускает в нее бюллетени. Как вы думаете, не нарушаются ли в данном случае принципы голосования (выборы у нас всеобщие, прямые, равные, при тайном голосовании)?
3.2. Для закрепления изученного материала учащимся предлагается вопрос:
- Может быть, референдумы не так уж важны, как это считается? Можно ли обойтись без них или существуют ситуации, когда референдум необходим? Выскажите свое мнение.
Заключительная часть урока - учитель совместно с обучающимися обобщают изученный материал.
Рефлексия:
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
Домашнее задание
§11, прочитать, ответить на вопросы
*подготовить проект
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 9 классе
Тема урока:
«Избирательное право и избирательный процесс»
Цели:
- Познакомить учащихся с основами избирательного права.
- Укрепить интерес учащихся к выборам как институту демократического государства.
- Способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.
Задачи:
- Знания: объяснить, какова главная цель выборов; перечислить четыре основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки; описать, как проходят выборы.
- Умения и навыки: организовать и провести выборы; участвовать в избирательной кампании.
- Отношение: выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.
Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)
- Формирование предметных компетентностей.
- Формирование коммуникативных компетентностей.
- Формирование социальных компетентностей.
План:
- Сущность избирательного права, понятие «выборы».
- Голосование.
- Референдум.
«Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа»
Авраам Линкольн
Термин «демократия» происходит от двух греческих слов, и в буквальном смысле означает «власть народа».
Данное понятие появилось в Древней Греции, однако мы и сегодня вкладываем в этот термин тот же самый смысл, понимая демократию как народовластие.
Из Конституции РФ:
Ст.3
«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы…».
Существуют ряд принципов существования демократии:
- Источником власти является народ;
- Равноправное участие всех граждан в политической жизни;
- Право меньшинства на оппозицию;
- Выборность органов государственной власти;
- Многопартийность;
- Гласность.
Две формы демократии:
Прямая – это форма правления, согласно которой принятие политических решений
осуществляется всеми без исключения гражданами через выборы или референдум.
Представительная - это форма правления, согласно которой принятие политических решений осуществляется не лично гражданами, а через их уполномоченных представителей.
- Что вы знаете о избирательном праве?
- Что такое референдум?
Проводится разминка в виде викторины, ответы учащиеся могут давать на бытовом уровне:
- Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права:
а) с 16 лет
б) с 18 лет
в) с 21 года
2. Путем всенародного голосования избирается…
а) Президент
б) депутаты Государственной Думы
в) председатель Правительства РФ
3. Каким органом была принята действующая Конституция РФ?
а) Государственной Думой
б) Конституционным Судом
в) Путем общероссийского референдума
4. Вас нет в списке для голосования, но в день выборов вам исполнилось 18 лет. Можете ли вы обратиться в комиссию выдать вам бюллетень?
а) Нет
б) Да
в) Это зависит от лояльности председателя участковой комиссии
5. Если родственник попросит вас проголосовать за него, что вы сделаете?
а) Возьмете его паспорт
б) Попросите написать его доверенность
в) Объясните, что невозможно
6. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет права голосовать?
а) Двойное гражданство
б) Признание судом недееспособным
в) Долгое пребывание за границей
г) Нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда
7. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования?
а) Велики средства, затраченные государством на проведение выборов
б) Падает рейтинг кандидатов
в) Падает активность избирателей
8. В какую палату Парламента избираются депутаты?
а) Совет Федерации
б) Государственная Дума РФ
в) Государственный Совет
9. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?
а) Государственная Дума РФ
б) Президент страны
в) Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ)
10. Путем референдума нельзя решать …
а) Вопрос о помиловании
б) Вопрос о принятии Конституции
в) Вопрос о пересмотре действующего закона
1.1.Перед началом рассмотрения темы уточняется, что выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс избирательной компании, начинающийся с назначения даты выборов и заканчивающийся определением итогов голосования. Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.
- Далее, обобщая сделанные учащимися выводы, учитель раскрывает сущность избирательного права, понятие «выборы».
Выборы – это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.
Выборы – это форма политической борьбы. Плюрализм идеологий и наличие многопартийности является обязательной предпосылкой истинно демократического избирательного процесса.
Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии – конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов.
- Работа с учащимися. Формирование новых понятий. На основе материала учебника определяется сущность понятия «избирательное право»:
В отличие от многих зарубежных конституций Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве, в нее включены лишь общие положения и его основные принципы, Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», Закон «Овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О принципах формирования Совета Федерации» и другие регулируют основные вопросы избирательного права, являясь его источниками.
Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно – правовых институтов, но под ним понимают и важнейшее право граждан. В этом смысловом значении различают активное избирательное право – право избирать - и пассивное избирательное право – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.55 – 56 и словарем (работа с понятиями).
Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.
Активное избирательное право – право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.). ВРоссийской Федерации предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом).
Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
- Задание для учащихся: определить, чем различаются активное избирательное право и пассивное избирательное право?
- Избирательные праваявляются важной составной частью политических прав граждан, закрепленных в ст.32 Конституции РФ. Они предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления вплоть до полной смены ее состава. Отдавая предпочтение той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц.
Право быть избранным означает возможность осуществлять политическую деятельность в составе органов власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. «Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства».
Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: регистрация в списке избирателей по месту жительства, тайное голосование в специальной кабине, использование одинакового для избирательных округов списка кандидатов, присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования, подсчет бюллетеней специальной созданной комиссией, официальное опубликование результатов голосования.
Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от их общего количества. Она зависит от разных обстоятельств: а)насколько важными считают выборы граждане, б) партии, сторонником которой является избиратель, в)личных характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса.
2.1. Задание для учащихся: подумайте, от каких факторов может зависеть голосование? Обобщение ответов учащихся. Самостоятельная работа учащихся с учебником с.56 – 57.
Голосование зависит от множества факторов: пола, возраста, партийной принадлежности, социального происхождения, религии и т.д. Пол и возраст влияют на участие в политической деятельности, но очень странно. Молодежь участвует в выборах неохотно, зато в организации партий и в повседневной работе – активно. Для западных стран, кроме того, отмечены следующие тенденции: женщины участвуют в выборах реже, чем мужчины, черные – реже, чем белые, рабочие – реже, чем средний класс, молодые – реже, чем пожилые. Женщины все время боролись за право голоса, но когда они впервые его завоевали, то лишь немногие воспользовались им.
Степень участия в выборах зависит от социального статуса и образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность, участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают. что это может способствовать социальным изменениям в обществе. Доля активно участвующих в выборах зависит даже от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать. Как показывают исследования, на политические предпочтения почти никак не влияет школа, но зато очень сильно воздействует семья. В Англии 80 % опрошенных выбрали ту политическую партию, какую выбрали и их родители. В странах, где голосовали является обязательным, отмечается большее число голосующих, чем там, где людям предоставлена свобода выбора. Кроме того, когда регистрация избирателей осуществляется автоматически под контролем правительства, уровень участия выше, чем в случае. когда каждый гражданин должен самостоятельно зарегистрироваться.
Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они могут, по свободному волеизъявлению выбрать одного.
2.2. Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом (избиратель). Партии борются вначале за создание своего электората, затем за его расширение и удержание.
Политические партии конкурируют между собой за избирателей. Переманивая часть избирателей у других партий, они одновременно теряют часть своих. Происходит это потому. что, расширяя исходную политическую платформу и делая ее приемлемой для новобранцев, партия одновременно делает ее неприемлемой для части своих старых сторонников. Они перебегают к другой партии, которая к этому моменту успевает слегка подправить свою программу именно в эту сторону.
Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур, где победитель определяется простым большинством голосов. По существу, это дополнительные выборы. Если электорат в данном округе четко не определился в своих политических симпатиях и разбрасывается сразу между несколькими кандидатами. как правило, требуются дополнительные выборы.
Перед тем, как кандидата вносят в список для голосования, он должен: а) обнародовать свою политическую программу, б) собрать нужное количество подписей своих избирателей (количество подписей, например 10000 или 1000000, зафиксировано в законе), выдвигающих его на выборы, в) заручиться финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов, партий, оплачивающих все расходы по выборам, г) указать свои собственные доходы, какой собственностью владеет и др.
Если кандидат нарушает правила, то избирательная комиссия вправе исключить его из списка кандидатов.
3. Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является референдум.
Референдум - форма принятия законов или решения наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.
Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. Тем не менее он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности парламента. Второстепенность референдума проявляется по-разному. В большинстве стран его отодвинули на периферию политической жизни, так как регулярно референдумы проводятся не на государственном, а на местном уровне.
Референдум - дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.
3.1. Самостоятельная работа учащихся по группам с документом "Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Глава 1 "Общие положения"
Глава 2 "Назначение референдума в Российской Федерации "
Глава 3 "Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, составление списков избирателей участников, участников референдума "
Глава 4 "Избирательные комиссии, комиссии референдума"
Обобщение работы учащихся. Анализ, выводы, учащихся.\
Решение задач:
1. На избирательный участок Елена Ивановна Петрова пришла с дочкой, ученицей 6 класса школы, в здании которой и проходило голосование. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 93-летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а те, кто не в состоянии самостоятельно явиться на избирательный участок, могут подать заявление с приглашение членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Елена Ивановна заметила, что поскольку ее мать уже не видит и плохо слышит, то дома опять-таки ей или внучке и придется за старушку голосовать. Член избирательной комиссии сдалась и выдала бюллетени по предъявлении паспорта старушки. Скажите, нарушен ли был в этом случае принцип прямого участия в выборах?
2. На избирательный участок в одной из машин кортежа, состоящего из 5 машин, приехал на выборы директор металлургического комбината. Директора благодаря телевидению знали в лицо все, поскольку именно налоги, уплачиваемые этим ведущим в области предприятием, наполняли бюджет области и позволяли вовремя платить заработную плату учителям, врачам и другим бюджетникам. Люди, стоявшие около столов, где выдавали бюллетени для голосования, расступились. Директор громко и весело со всеми поздоровался, без предъявления паспорта получил свои бюллетени, зашел ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для бюллетеней. Какие нарушения избирательных норм вы заметили? Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства?
3. На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Было видно, что участие в выборах ей дается нелегко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь её заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она их сама бросила в урну для голосования. Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования?
4. Командир одной из воинских частей в день голосования после подъема сообщил солдатам распорядок дня: завтрак, голосование в красном уголке, где развернут избирательный участок, учения, обед и т.д. Один из солдат возразил, что он принципиально не будет голосовать, поскольку не видит в этом никакого толка. «Молчать, вольница будет на гражданке!» ‒ закричал командир роты. Как вы думаете, не нарушен ли в данном случае принцип добровольности выборов?
5. В день выборов многие приходят на избирательные участки с детьми. Нередки случаи, когда родители в кабине для голосования дают ребенку в руки авторучку и указывают, где в бюллетене надо поставить «галочки», а затем ребенок в сопровождении родителей гордо направляется к урне для голосования и опускает в нее бюллетени. Как вы думаете, не нарушаются ли в данном случае принципы голосования (выборы у нас всеобщие, прямые, равные, при тайном голосовании)?
3.2. Для закрепления изученного материала учащимся предлагается вопрос:
- Может быть, референдумы не так уж важны, как это считается? Можно ли обойтись без них или существуют ситуации, когда референдум необходим? Выскажите свое мнение.
Заключительная часть урока - учитель совместно с обучающимися обобщают изученный материал.
Рефлексия:
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
Домашнее задание
§11, прочитать, ответить на вопросы
*подготовить проект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...
Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..
Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....
Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса
Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....
Избирательное право и избирательный процесс в РФ.
Конкурсный урок права "Избирательное право и избирательная система В РФ" был подготовлен для участия в краевом конкурсе на лучшую методическую разработку для школьников - будущих участников избиратель...
краевой конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений на лучшую методическую разработку урока для школьников – будущих участников избирательного процесса
методическая разработка...
Кроссворд "Избирательное право и избирательный процесс"
Повторение понятийного аппарата по избирательному праву....
Урок по теме: Избирательные права граждан. Избирательный процесс.
Цели урока: познакомить уащихсяя с основным содержанием избирательного права; выявить особенности избирательных систем; формирование позитивного отношения учащихся к необходимости участвовать в полити...